Россия
не удовлетворена результатами созванной по ее инициативе
чрезвычайной конференции стран - участниц Договора об обычных
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), завершившейся 15 июня
в Вене. Ее участникам так и не удалось принять заключительный
документ. Тем не менее глава российской делегации, директор
департамента российского МИД по вопросам безопасности и
разоружения Анатолий Антонов сказал, что не считает такой
результат «трагедией» и российские предложения «остаются
на столе переговоров».
Москва предложила партнерам план из шести пунктов,
нацеленный на восстановление жизнеспособности ДОВСЕ. Предложения
включали возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное
поле ДОВСЕ - эти прибалтийские страны уже находятся в
НАТО, но ограничений на вооружения не имеют. Москва предлагала
также снизить разрешенные для стран НАТО пороговые уровни
вооружений для компенсации военного потенциала, приобретенного
альянсом в результате расширения, принять политическое
решение об отмене фланговых ограничений для России, определить
понятие «существенные боевые силы». "Но нас не услышали,
продолжали увещевать и давить, спекулируя на нашей заинтересованности
в конструктивном сотрудничестве со всеми странами в Европе,
включая меры доверия и контроля над вооружениями, - сказал
российский представитель - Впечатление таково, что некоторым
странам НАТО адаптированный ДОВСЕ просто не нужен".
О перспективах ДОВСЕ спецкору «Времени новостей» Катерине
ЛАБЕЦКОЙ рассказал руководитель Центра по международной
безопасности Института мировой экономики и международных
отношений РАН, член-корреспондент РАН Алексей
АРБАТОВ.
- Все выдвинутые Россией условия вполне конструктивны,
но я бы их дополнил. Если Запад хочет спасти ДОВСЕ и продлить
жизнь системе безопасности и транспарентности в области
обычных вооружений, то он обязан их принять. Однако наша
бюрократическая система проявила в очередной раз свою
консервативность, подойдя к проблеме с ведомственной точки
зрения.
- Что же произошло по вине российской бюрократии?
- НАТО увязывает с ратификацией адаптированного ДОВСЕ
выполнение Россией стамбульских договоренностей, касающихся
вывода войск из Грузии и Приднестровья, но прямо в адаптированный
ДОВСЕ не входящих. Россия могла бы дать гарантии в течение
года выполнить договоренности с Грузией о выводе своих
баз и решить вопрос о присутствии своих войск в Приднестровье.
А за это, во-первых, получить гарантию НАТО, что параллельно
в течение этого же года все его члены, участвующие в ДОВСЕ,
ратифицируют адаптированный договор, а неучаствующие (прежде
всего три государства Балтии) к нему присоединятся. И,
во-вторых, принять решение о дальнейшем сокращении как
минимум на 50% национальных и территориальных квот стран
- членов альянса. Установленные для них адаптированным
ДОВСЕ потолки чудовищно велики и годятся лишь для большой
войны в Европе. А мы исходим из того, что Европа станет
континентом, где не существует ни опасности, ни возможности
войны. Параллельно надо продвигаться к созданию объединенных
сил корпуса быстрого реагирования Россия-НАТО.
- Что означает предложение разработать понятие «существенных
боевых сил»?
- Россия требует уточнения этого положения по количеству
сил, их составу и времени пребывания, дабы под видом маневров
не было крупной передислокации войск.
- А нужен ли в наше время ДОВСЕ, регулирующий обычные
вооруженные силы? И кому объективно выгоден этот договор?
- Есть два ДОВСЕ. Первый - базовый, заключенный в 1990
году между Организацией Варшавского договора (ОВД) и НАТО.
После распада ОВД вместо коллективных потолков установили
квоты для отдельных стран, входивших в ОВД, для бывших
советских республик, ставших независимыми государствами,
и отдельных стран НАТО. В 1999 году был принят адаптированный
ДОВСЕ, установивший другие принципы ограничения вооруженных
сил.
Но поскольку второй ДОВСЕ адаптировали и ратифицировали
только Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия и не ратифицировало
ни одно государство НАТО, Россия оказалась в абсурдном
положении. Имея значительное отставание от НАТО по всем
категориям обычных вооружений, Россия соблюдала и базовый
ДОВСЕ 1990 года, ибо новый не вступил в силу, и новый,
поскольку она его ратифицировала. И по юридической логике
она его не должна нарушать. А НАТО соблюдает только базовый
договор, который уже никак не ограничивает альянс, ибо
нет разделения Европы на блоки, а бывшие союзники СССР
по ОВД и некоторые бывшие республики СССР уже вошли или
подали заявки в НАТО. Поэтому Россия и настаивает на ратификации
адаптированного ДОВСЕ. Ведь он восстанавливает для каждого
государства национальные и территориальные квоты, ограничивающие
возможность передислокации туда сил НАТО. В связи с расширением
блока на восток для России это особенно важно. Россия
во втором ДОВСЕ заинтересована больше, чем НАТО. В первом
договоре Россия мало заинтересована, ибо он Россию кое
в чем ограничивает, а НАТО не ограничивает вообще.
- Так на какой из двух договоров Россия ввела мораторий?
- Наша позиция детально не разъяснена. Но, судя по всему,
она распространяется на ратифицированный Россией адаптированный
ДОВСЕ 1999 года.