публикации

Борис Вишневский

Депутатов привяжут к стульям?

«Справедливая Россия» и ЛДПР хотят лишать депутатов кресел за нарушение дисциплины

"Новая Газета", 14 февраля 2008 года   

Сторонники Сергея Миронова и Владимира Жириновского не раз сталкивались с ситуациями, когда избранные по их спискам депутаты уходили к конкурентам, сохраняя при этом свои мандаты. Поэтому они предложили карать депутатов-перебежчиков изъятием мандата. Если поправки будут приняты, внутрипартийное разномыслие в парламенте окончательно станет невозможным.

Переход от «индивидуального» принципа избрания членов парламента к «групповому» был последовательным. В 2005 году отменили выборы по одномандатным округам, и избирателям пришлось голосовать за партию, не зная, кто из ее представителей займет место в парламенте. В 2006-м депутаты лишились права выхода из фракции или из партии, по спискам которой были избраны. В 2007-м освободившийся в региональной группе мандат было решено передавать не следующему по «очередности» кандидату, а тому, кого назначит партия. В том же году официально закрепили право кандидатов-«паровозов», отказавшихся от кресла на Охотном Ряду, все-таки его получить, если появится вакансия (правда, после второго отказа кандидат исключался из «очереди»).

Эти реформы не только поставили депутатов в зависимость от партийного руководства, но и исказили смысл расстановки людей в списках. Если ранее не прошедшие в Думу кандидаты, занявшие места сразу за «проходными», могли рассчитывать на мандаты в случае появления вакансий, то теперь стояние в «очереди» совершенно потеряло значение.

Для предоставления парламентским партиям монополии на своих депутатов не хватало последнего штриха: возможности не только передавать вакантный мандат по решению партии, но и «открывать вакансии». Вот и предложили идею: исключение депутата из фракции автоматически влечет его изгнание с Охотного Ряда. С одной стороны, это дало бы возможность принимать меры к «диссидентам», которые, даже будучи исключены из фракции и партии, сохраняют свой мандат. С другой стороны, это дает возможность в любой момент обеспечить мандатом кого-то из ранее не прошедших в Думу, но вдруг понадобившихся партии членов списка.

Напомним, что в прошлой Думе такое предложение вносилось, но в закон не превратилось, несмотря на то что большинство фракций отнеслись к идее благожелательно. Единственными, кто тогда выступил против, были справедливороссы. Координатор их фракции Иван Харченко заявил, что это «форма депутатского рабства». Однако в прошлом году «Справедливая Россия» столкнулась с двумя безвыходными с точки зрения закона ситуациями.

В октябре 2007 года депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Тимофеев, избранный по спискам эсэров, с трибуны городского парламента призвал распустить партию и отказаться от думских выборов. По словам парламентария, он, «как и многие соратники, вступил в партию с уверением ее партийных лидеров, что именно ее возглавит президент», а после того, как Владимир Путин возглавил список «медведей», по мнению депутата, нужда в «левой ноге» Кремля отпала. Эсэры исключили Тимофеева из партии, объявив происшедшее «домашней заготовкой» единороссов (было немало оснований так думать), но мандат он сдать отказался. А в конце прошлого года лидер Кировского регионального списка эсэров Игорь Касьянов призвал голосовать за «партию президента», обвинив Сергея Миронова в борьбе с Владимиром Путиным, и 7 декабря был исключен из партии. Правда, кировский список собрал достаточно голосов, чтобы Касьянов получил мандат, и депутат не собирается его сдавать.

В то же время у справедливороссов есть несколько депутатов прошлого созыва, которые нужны Сергею Миронову, но в пятую Думу не попали: например, Наталья Нарочницкая и Александр Чуев. Обеспечить их мандатами можно, если откроется вакансия. Что делать? Изменить закон. Владимир Жириновский аж с 1994 года агитирует именно за такую систему. «Единая Россия» тоже заинтересована в ужесточении фракционной дисциплины.

Перспектива эта, между тем, представляется опасной. Во-первых, депутаты, которые горят желанием ввести систему «исключений», сами могут когда-нибудь испортить отношения с начальством и стать «предателями». Во-вторых, система дает возможность для произвольной ротации членов любой фракции. Если поправки будут приняты, зал пленарных заседаний смогут посещать одни координаторы фракций. Они и проголосуют, и озвучат солидарную партийную позицию. А для завершения этой конструкции останется только заменить выборные списки партийными этикетками, оставив избирателю одно право — решить на выборах, сколько мандатов будет у той или иной партии. А кто будет депутатом, партии решат сами.