публикации

Матвей Масальцев, опрос подготовил Александр Саргин

Мусорная столица

Московские промзоны застроят заводами по утилизации отходов

"Газета", 12 марта 2008 года   
В ближайшие годы в Москве и сопредельных регионах должно начаться масштабное строительство заводов и предприятий по утилизации и переработке мусора. Соответствующий план содержится в проекте постановления столичного правительства «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве», одобренном вчера на заседании в мэрии. Столичные власти обещают к 2012 году полностью отказаться от прямого вывоза коммунального мусора на подмосковные полигоны: туда будут отправлять лишь то, что останется после переработки отходов.

По сути, другого выхода и не остается: ресурсы областных мусорных полигонов практически исчерпаны. Столичная мэрия собирается найти еще несколько участков за пределами города для захоронения отходов, однако этого будет недостаточно. Будет ли выполнена московская программа по строительству мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов, а также по значительному сокращению вывоза отходов на полигоны, тоже пока вопрос: в России серьезные проблемы как с технологической составляющей мусорной отрасли, так и с ее экологической безопасностью.

Сколько мусора сожгут в Москве

К 2012 году столичные власти намерены перерабатывать или сжигать весь объем коммунальных отходов города, ежегодный объем которых сейчас составляет около 5,5 млн тонн в год. Структура коммунальных отходов такова. От населения - 2,8 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) в год и 1,025 млн тонн крупногабаритного мусора (КГМ) в год. ТБО и КГМ от предприятий и организаций в сфере услуг, торговли, образования составляют 1,4 млн тонн в год. Медицинские отходы от лечебно-профилактических учреждений - 0,25 млн тонн в год.

На мусорные полигоны, если верить проекту постановления о развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами, будут отправлять лишь то, что остается после уничтожения или сортировки мусора. Соответственно целевыми показателями программы определено сокращение к 2012 году объемов коммунальных отходов, подлежащих полигонному захоронению, с нынешних 82 до 27-37%, в том числе:

- коммунальные отходы жилого сектора (ТБО, КГМ) с 80 до 27-37% (остатки термической переработки и сортировки);

- коммунальные отходы нежилого сектора с 81 до 20-38% (остатки сортировки);

- отходы лечебно-профилактических учреждений с 99 до 8-12% (остатки термической переработки).

На начало 2008 года совокупная мощность столичных заводов по термической обработке - сжиганию твердых бытовых отходов (ТБО) составляет 740 тысяч тонн в год. Это более четверти количества ТБО жилого фонда Москвы. Столичные мусороперерабатывающие предприятия заготавливают около 300 тысяч тонн вторсырья в год - это пятая часть общего объема ТБО и крупногабаритного мусора (КГМ) в нежилом коммунальном секторе. «Это самые высокие показатели по стране», - отмечают авторы проекта постановления. Но тут же вынуждены признаться: темпы развития технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами серьезно отстают от реальных потребностей Москвы. Отстают они и от генплана города, причем весьма существенно: должны были утилизировать более 60% ТБО, а на деле получилось лишь 25%.

СВАЛОК БОЛЬШЕ НЕТ

В результате потоки столичного мусора текут на полигоны в Подмосковье. А производит столица отходов по 23 млн тонн в год: помимо 5,5 млн тонн коммунальных отходов, которым и посвящен проект постановления, есть еще, например, строительные отходы, отходы от автотранспортных средств.

Между тем ресурсы мусорных полигонов стремительно приближаются к нулю. Так, по данным Ростехнадзора, на подмосковных полигонах ТБО возможно разместить не более 40 млн тонн. То есть хватит не более чем на три-четыре года. За последние два года полностью заполнились уже 10 свалок ТБО, а на самых крупных полигонах Московской области - «Тимохово», «Хметьево», «Икша» - ограничены лимиты приема отходов. «При этом на территории Московской области за последние 15 лет не реализовано ни одного проекта строительства современного объекта обезвреживания отходов», - с упреком пишут авторы московской «мусорной» программы.

Надо полагать, подмосковные власти могли бы тоже ответить упреком: например, в столице действуют лишь три мусоросжигательных завода. Да и вообще взаимодействие властей двух регионов в сфере утилизации и захоронения отходов идеальными не назовешь. В далеком 1994 году была принята совместная программа Москвы и Подмосковья по строительству пяти комплексов переработки ТБО на территории области. Больше, пожалуй, и нечего вспомнить: в последующие годы власти обоих субъектов федерации лишь говорили о том, что пора бы составить общий план действий, но так ничего толкового и не составили.

Впрочем, в проект столичной программы по развитию технической базы системы обращения с коммунальными отходами попали и несколько объектов за пределами города. В 2009-2010 годах планируется организовать производственные участки механобиологической переработки отходов на полигонах «Икша», «Хметьево», «Тимохово». На этих предприятиях будут, в частности, собирать и утилизировать биогаз с выработкой тепловой, электрической энергии и моторного топлива. А в 2010-2012 годах запланировано подобрать три участка и построить региональные (в Московской и сопредельных областях) предприятия по переработке и захоронению отходов на южном, западном и восточном направлениях от столицы.

ЧТО ПОСТРОЯТ В МОСКВЕ

Но основное строительство развернется все же в Москве. На весь проект выделяется около 80 млрд рублей. Согласно программе до 2012 года будут построены шесть мусоросжигательных заводов практически во всех префектурах: в Зеленоградском, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном, Юго-Восточном и Южном административных округах. Практически во всех округах появятся и мусороперерабатывающие комплексы, их построят восемь. Подавляющее большинство этих предприятий разместится в промзонах «Трикотажная», «Теплый Стан», «Северное Очаково», «Чагино», «Малино», «Бирюлево» и других. Кроме того, городские власти обещают реконструировать уже существующие заводы с увеличением их мощностей. В итоге захоронению будут подвергаться лишь 27-37% общего объема московских коммунальных отходов вместо нынешних 82%.

Этот показатель соответствует европейской директиве по сокращению полигонного захоронения. Вот только будет ли светлое будущее в Москве, пока вопрос. Дело в том, что чиновники ставят несколько задач, с трудом увязывающихся между собой. С одной стороны, обещают соблюдать мировые экологические нормы, а также стандарты эффективности работы предприятий (при термической переработке 1 тонны отходов мусоросжигательные предприятия могут вырабатывать не менее 400-450 КВт-ч электроэнергии). С другой, как заявил вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, необходимо сокращать санитарно-защитные зоны вокруг мусорных заводов. Сейчас по нормам они должны находиться не менее чем в 700 метрах от жилых и социальных объектов. «Нам не хватит места», - посетовал Кузьмин. Вместе с сокращением защитных зон москвичам обещают самые передовые технологии при строительстве и реконструкции мусорных заводов. Однако при этом, согласно проекту постановления, предпочтение будут отдавать отечественным технологиям. Что в итоге может выйти, трудно предположить: с технологиями в мусорной отрасли в России беда. Так, при строительстве первых московских мусоросжигательных заводов (МСЗ) в 1990-х годах использовалось до 80% зарубежных технологий и оборудования. А вот на МСЗ № 4 в промзоне «Руднево», введенном в 2004 году, доля импорта уже 60%. Российские производители, в том числе из Калуги и Подольска, поставили практически все вспомогательное оборудование, а также два турбогенератора и паровые котлы. Рудневский МСЗ столичные власти называют самым передовым в России, однако это не успокоило жителей Кожухово, рядом с которым расположена промзона. В частности, по утверждению жителей, на МСЗ установлено на несколько ступеней очистки выбросов меньше, чем на западных заводах.

«В теории решить поставленную в проекте постановления задачу - максимально отказаться от импорта технологий и в то же время соответствовать мировым нормам по экологии и экономической эффективности - можно, - считает гендиректор ЗАО «Финэкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. - На практике же это будет очень сложно. В мусорной отрасли у нас множество проблем - и в технологии, и в регулировании, и в контроле. Однако самая большая проблема - именно в контроле. Если столичное правительство займет жесткую позицию, если санкции за нарушения в сфере вывоза и утилизации отходов будут жесточайшими, то и вся программа будет выполнена». В возможности экологического мониторинга как раз, увы, и верится меньше всего.

МУСОР - НАРОДУ

В проекте постановления о кнуте для нарушителей законодательства особо не говорится. Зато чиновники уже заговорили о прянике. В частности, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк предложил вчера ввести льготные тарифы на вывоз мусора для жилищных коопераций, которые будут заниматься селективным (раздельным) сбором отходов. Кроме того, льготы могут предоставить и предприятиям, которые будут вывозить свои отходы не на полигоны, а на мусорные заводы. Здесь, по мнению эксперта, столичные власти выбрали не совсем верный приоритет. «Экономические льготы нужно предоставлять не генераторам мусора, а компаниям, занимающимся утилизацией отходов, - говорит Дмитрий Шустерняк. - Пока эта отрасль не самая инвестиционно привлекательная, хотя переработка городского мусора во всем мире - выгодный бизнес. Если в отрасль пойдут инвестиции, компании смогут предложить предприятиям и ТСЖ более выгодные тарифы на вывоз мусора, чем те, кто вывозит отходы на полигоны. Ведь и предприятия по переработке отходов смогут получать выгоду - за счет ввода в хозяйственный оборот вторсырья, например».

Сделают ли Москву чище новые мусоросжигающие заводы?

АЛЕКСЕЙ ЯБЛОКОВ, зампред партии «Яблоко», председатель партии «Зеленая Россия», член-корреспондент РАН:

- Во всем мире признано, что именно мусоросжигание является очень опасным делом. В Европе мусоросжигающие заводы перестали строить лет 20 назад, потому что даже при самых современных и совершенных технологиях были выбросы, которые отрицательно влияли на здоровье населения. Такие заводы - опасная, бесперспективная вещь для Москвы.

Необходимо развивать мусоропереработку, а не сжигание, и по этому пути пошли самые прогрессивные страны мира. Скажем, Германия или Швейцария перерабатывают 70-80% мусора, и остается совсем немного такого, который можно захоранивать без сжигания. Конечно, после сортировки остается такой мусор, который можно и сжигать. Так, например, поступают в Париже. Но над этим трудится уже обычная электростанция, которая практически и живет на топливе из мусора. Естественно, такой процесс уже не назовешь мусоросжиганием, потому что сжигается лишь малая часть отсортированного мусора. А те мусоросжигательные заводы, которые предлагаются построить у нас, - это просто убийство. Мы хотим наступить на те грабли, на которые уже лет 20-25 назад наступили страны Запада.

ЛЮДМИЛА МЕЛИКОВА, сопредседатель Московской экологической федерации:

- У нас есть военно-промышленный комплекс, который уже обеспечен конкретными установками. Там есть оборудование, которое вполне можно использовать, а не строить какие-то новые заводы или что-то изобретать. Тем более что соответствующие мощности нашего ВПК совсем не загружены. Это громадный комплекс, которому стоит только дать заказ. Помимо конкретного оборудования у ВПК имеются и подземные сооружения. Почему бы не воспользоваться этим? Задача-то почти решена, и зачем строить в черте города неизвестно что?

НИКОЛАЙ РУСАКОВ, академик РАМН, заместитель директора по науке НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН:

- Сейчас основным способом борьбы с мусором у нас является его вывоз на полигоны, а не на мусоросжигательные заводы. За рубежом от мусоросжигательных заводов, по-моему, отказываются, а позиция правительства Москвы, насколько я понимаю, все-таки идти на их строительство. Тогда нужно, чтобы во время сжигания соблюдалась температура не менее 1,2 тысячи градусов (при такой температуре не образуются диоксины). Это ключевое требование, но добиться этого очень сложно. Хотя я слышал, что технологи говорят, будто бы на наших заводах они сумеют добиться этого.

ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы (фракция "Единая Россия"):

- Да, станет не просто чище в Москве, но мусоросжигающие заводы будут сберегать чистоту и в других регионах. Ведь нельзя же, чтобы весь мусор постоянно вывозился в Московскую область. А мусоросжигающие и мусороперерабытывающие заводы - это еще и использование вторсырья, что выгодно и для города, и для экологии, и для страны.

К сожалению, цивилизация приносит не только радости, но и горы мусора. Обратите внимание, что эти горы не складируются в Москве, а вывозятся на специальные полигоны в Московской области. Но время от времени показывают возмущенных жителей области, живущих неподалеку от этих полигонов. Так что надо думать не только о Москве, но и о других регионах.

ВЛАДИМИР КАШИН, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (фракция КПРФ):

- В Москве мало мусоросжигающих заводов, в основном они находятся в Подмосковье, где полигоны. Я убежден, что эти заводы просто необходимы. В Москве и Подмосковье накоплены миллиарды кубометров мусора на великих свалках - как организованных, так и неорганизованных. В этом отношении за рубежом уже есть большие достижения, когда идет сортировка, вторичное использование и переработка мусора. А после - и частичное его сжигание.

Вот если бы нам действовать в этом ключе и не испортить саму идею, а не сжигать то, что не сжигается, создавая тем самым напряжение по экологическим показателям, то тогда все будет в порядке.