публикации

Российская нефть уходит на каникулы

КМ.RU, 13 мая 2008 года   

26 мая президиум правительства РФ обсудит основные направления налоговой политики на 2009, в частности снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Комментарий главы научно-консалтинговой компании «СРП-Экспертиза» Михаила Субботина.

По оценкам Минфина, налоговая нагрузка на бизнес в 2007 году составила 35% от ВВП. Примерно такую же часть своей выручки отдает в бюджет среднестатистическая российская компания, сообщает «Учет. Налоги. Право». В то же время от отрасли к отрасли налоговая нагрузка сильно различается. Так, нефтяников бюджет лишает 62% выручки, газовиков – 39%. В остальных отраслях, если верить выкладкам финансового ведомства, налоговая нагрузка находится в районе 29%.

Снижение налогового бремени на нефтяные компании – такова, по словам Владимира Путина, одна из основных задач нового правительства в ближайшее время. По мнению экс-президента и премьера, существующая система выплат в государственный бюджет сдерживает развитие отрасли. Путин признал, что при нынешней налоговой политике у компаний отбирается около 70% доходов, и в результате нефтяники не могут вкладывать достаточные средства в развитие.

Со своей стороны, компании (как государственные, вроде «Газпромнефти», так и частные, вроде «ЛУКОЙЛа») уверяют, что налоговые послабления нужны им для того, чтобы вкладывать больше денег в геологоразведку и разработку новых месторождений. При нынешней системе налогообложения, уверяют они, в отрасли начинают наблюдаться тревожные явления. Прежние запасы нефти истощаются, но при этом на их смену почти не приходит новых месторождений - их осваивают очень мало. Темпы добычи черного золота постепенно начинают падать, и Россия через десяток лет рискует вообще потерять лидирующие позиции в отрасли, позволяющие нам называть себя гордым именем энергетической сверхдержавы.

При этом, правда, стоит отметить, что и сейчас у наших сырьевых компаний более чем достаточно свободных средств. Ведь цена на нефть держится на рекордно высоком уровне в 120 долларов за баррель, и это гарантирует почти всем, кто занимается добычей черного золота, весьма высокий уровень прибыли. Тем не менее власти, похоже, согласились с доводами нефтяных компаний. Как сообщает «Газета», правительственная комиссия по бюджету одобрила введение налоговых каникул (ставка налога на добычу полезных ископаемых НДПИ в течение определенного времени – 0%) для разработчиков месторождений на шельфе. Эта налоговая льгота вступит в силу с 2009 года. Кроме того, Минфин предложил «с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти» с 2009 года повысить необлагаемый минимум при расчете НДПИ с $9 до $15 с барреля.

Помогут ли данные меры решить проблемы нефтяной отрасли? С этим вопросом корреспондент KM.RU обратился к главе научно-консалтинговой компании «СРП-Экспертиза» Михаилу Субботину:

- Проблема - не столько в самой налоговой нагрузке, сколько в том, что она должна быть адекватной качеству каждого разрабатываемого месторождения. То есть если у компании богатое месторождение - с него нужно платить больше, а если плохое месторождение - меньше. Есть принципиальная разница между налоговыми послаблениями и адекватностью налоговой нагрузки. Недифференцированный подход к налогообложению месторождений означает, что действует «принцип ватерлинии»: те, кто выше ватерлинии - зарабатывает сверхприбыли, а те, кто ниже – просто захлебываются и тонут, т. е. такие месторождения попросту забрасываются, не разрабатываются и с них не платятся налоги. Поэтому если просто опустить ватерлинию (как это предполагается мероприятиями правительства. - КМ.RU), то компании какие-то дополнительные месторождения могут начать разрабатывать, поскольку становятся рентабельными. А могут использовать эти дополнительные прибыли каким-то другим образом, например, на увеличение выплат дивидендов… Одновременно будут еще больше зарабатывать те компании, которые уже работают на хороших месторождениях и совершенно не нуждаются в каких-то налоговых льготах. Складывается ситуация, когда возможность бесплатного проезда в автобусе предоставляется, скажем, и пенсионеру, и здоровому бугаю, который как раз вполне мог бы за себя заплатить.

Что сейчас предполагается? Изменить формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти или даже ввести каникулы по уплате этого налога, например, для морских месторождений. Это - подход, ОДИНАКОВЫЙ для всех месторождений, и он не предусматривает никакой дифференциации. Вот раньше, допустим, у любой нефтяной компании НДПИ с добытой тонны нефти имел необлагаемый налоговый минимум в $9 на баррель, а теперь предлагается $15. По оценкам Минфина, это даст где-то $4 млрд дополнительных доходов нефтяным компаниям. И разработка некоторых месторождений может стать рентабельной.

При этом никаких механизмов, обязывающих перевести эти $4 млрд в инвестиции, не предусматривается. И при продаже нефти со ВСЕХ месторождений будет действовать та же самая точка отсечения! Возникает вопрос: а за что такой подарок и без того вполне рентабельным месторождениям? Это - тот случай, когда дареному коню в зубы смотрят: если было желание дать толчок инвестиционной деятельности, то этих мер недостаточно, и они к тому же предоставляются всем без разбору.

Что касается планов ввести «налоговые каникулы» - нулевую ставку НДПИ, например, на 5 лет с момента начала добычи для шельфовых (а еще лучше - всех морских) месторождений, то здесь - опять та же самая проблема. Шельфовые месторождения все разные. И по североморским, и по сахалинским проектам разница в доходности составляет 5-7 раз! Если налоговую планку установить по верхнему уровню – ни одно месторождение нельзя разрабатывать, если по нижнему – все можно, но зато государство большую часть ренты отдает тем компаниям, которые разрабатывают наиболее богатые участки.

Та система налогообложения нефтяников, которую ввели с 2002 года – это браконьерская система. Она заставляет компании снимать сливки, а остальное - гори оно синим пламенем. Эта система заключается в том, что НДПИ с любой тонны нефти все платят по одной и той же формуле. Кроме того, при экспорте нефти компании платят одну и ту же экспортную пошлину. И, в довершение, у них один и тот же налог на прибыль. Это - три основных налога, которые платят нефтяники. Это и есть «правовое плоскостопие», по точному замечанию эксперта Госдумы Марины Даниленко.

В итоге компании выбирают те лицензии, что получше, работая на них и при этом «выбрасывая» все остальное. У компаний, в принципе, все в порядке, а с точки зрения государства происходит вымывание лучших месторождений, и структура запасов постоянно ухудшается. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы просто снизить налоговое бремя, а в том, чтобы простимулировать добычу на разных по качеству, а не только на самых доходных месторождениях. С барана нужно стричь шерсть по мере созревания, ровно столько, сколько можно.

Согласно закону «О недрах», право пользования недрами передается на условиях конкурса или аукциона, т. е. тендер по каждому месторождению предполагает индивидуальный подход к каждому проекту, инвестиционную привлекательность которого можно посчитать в рамках концепции «кэш фло» - потока чистой денежной наличности. Без изменения налоговой системы, которая предусматривала бы возврат к рентным платежам вместо плоского налогообложения, без изменения закона «О недрах», без реанимации законодательства о разделе продукции дело сведется к налоговым льготам и не обеспечит перелома неблагоприятных тенденций, которые наметились в нефтегазовом секторе российской экономики.