публикации

Алексей Яблоков

Зачем пахать море?

"Газпром" засекретил технологии прокладки "Северного потока"

"Избранное", 10 июля 2008 года   
Алексей ЯБЛОКОВ, руководитель Центра экологической политики России — специально для "И":

Экологов, полагаю, обрадует известие о том, что Европарламент предписывает провести независимую экологическую экспертизу для газопровода «Северный поток». С тех пор как началась разработка проекта строительства «Северного потока», мы говорим о том, что с экологической точки зрения проект небезупречен.

Основная опасность, с моей точки зрения, в старых захоронениях химического оружия. Мы знаем, по свидетельству очевидцев, что карты не точные, боеприпасы сбрасывались россыпью, захоранивались они на больших пространствах. И теперь есть опасение, что при подъеме первого же слоя при строительных работах могут начаться большие неприятности. На Балтике были уже случаи, когда рыбаки отравлялись старым ипритом.

Тревожат слишком бравурные заявления дирекции «Северного потока». Я сам слышал, как высокие официальные лица от Nord Stream говорили, что с экологической экспертизой у них все в порядке. Но экологической экспертизы не было! Экологическая экспертиза предполагает гласность. А если она и была сделана в компании, внутренняя, то ни мы ни европейцы ведь ничего о ней не знаем.

Кто эксперты? Какие условия строительства они выдвинули, если действительно провели исследование? Где материалы этих исследований? Вся эта неизвестность усиливает беспокойство по поводу экологической части проекта.

Поэтому совершенно резонным считаю, что Европарламент решил усилить экологическую экспертизу.

Кстати, я не исключаю, что кроме страшной опасности химического загрязнения Балтийского моря, есть и рутинный, но очень серьезный риск от таких масштабных работ. Поскольку материалы для гласной экологической экспертизы представлены не были, то остается только догадываться о том, какие технологии планируется использовать. Есть очень дорогие технологии, при которых грунт почти не вынимается и траншея проводится как туннель. Но руководство копании заявляло, что проанализирована трасса на два километра шириной (по километру справа и слева).

Исходя из этого, я рассуждаю от противного: значит, именно такое пространство по ширине и планируется разрушить. А это уже не канавка, это серьезное нарушение донных отложений. Влияние взмучивания при работе на пространстве шириной в два километра распространится на 20 – 30 километров. Можно все море взмутить! Но в таком случае будет нанесен ущерб воспроизводству рыбы в Балтийском море, тогда нужно говорить о компенсациях и о способах подавления мути, или еще лучше – о технологиях, при которых можно работать без взмучивания.

Основной мой вывод состоит в том, что технология строительства «Северного потока» строго засекречена, и очевидно, что для общества это очень экологически рискованно.