публикации

Борис Вишневский

Кто заработал на Медведеве?

За победу своего кандидата на президентских выборах «Единая Россия» получила из бюджета 262,5 млн руб.

"Новая Газета" , 10 июля 2008 года   

Право на получение соответствующих бюджетных средств сегодня имеют те партии, которые получили не менее 3% голосов на выборах Госдумы, и партии, чей кандидат получил не менее 3% голосов на президентских выборах. По результатам парламентских выборов партии получают указанные выше деньги ежегодно, по результатам президентских — единовременно.

Применительно к российским реалиям это означает, что за думские выборы деньги получают только четыре «парламентские» партии — все остальные не набрали даже 3%.

Так, «Единая Россия», получившая на выборах 2007 года 44,7 миллиона голосов избирателей, выиграет больше всех — она будет ежегодно получать по 894 миллиона рублей. КПРФ, получившая 8 миллионов голосов, с будущего года будет получать по 160 миллионов рублей, ЛДПР с 5,7 миллиона голосов — по 113 миллионов рублей, и «Справедливая Россия» с 5,4 миллиона голосов — по 108 миллионов рублей. Итого — 1,27 миллиарда рублей в год.

Что касается президентских выборов, то за них деньги уже выплачены. «Медведи», чей кандидат Дмитрий Медведев набрал 52,5 миллиона голосов, получили 262,5 миллиона рублей, коммунисты с 13,2 миллиона голосов за Геннадия Зюганова — 66 миллионов рублей, а ЛДПР с ее 7 миллионами голосов за Владимира Жириновского — 35 миллионов рублей.

Демократическая партия России не получила ничего — ее кандидат Андрей Богданов набрал менее миллиона голосов (1,3%). Ничего за президентские выборы не получила и «Справедливая Россия», которая вместе с «медведями» выступала с инициативой о выдвижении Дмитрия Медведева, но в бюллетене он числился как кандидат, выдвинутый только «Единой Россией»…

Государственное финансирование партий широко применяется в мировой практике — как способ уменьшения неравенства возможностей партий, как способ установления определенных материальных гарантий для оппозиции и как способ снижения зависимости партий от крупных финансовых или промышленных структур, лоббирующих свои интересы.

Поэтому введение в России в 2004 году госфинансирования партий было встречено весьма положительно. И хотя суммы были небольшими — так «Яблоко» и СПС получали в год по 12—13 миллионов рублей, чего хватало лишь на проведение съездов и содержание офисов, — эта поддержка была существенна в ситуации, когда рассчитывать на серьезное частное финансирование не приходилось. Это у «Единой России» деньги в избытке. В ситуации, когда почти все губернаторы являются членами партии, а лидер — премьером, к ее «услугам» и государственный аппарат, и государственные (или зависимые от государства) СМИ, и, по сути, государственные финансы. Примеры, когда трудно было определить, где заканчивается государственный карман и где начинается «медвежий», в СМИ приводились многократно.

У оппозиции же ситуация зеркальная: проблемы возникают именно у тех, кто ее финансирует. Говорить об административном ресурсе, само собой, не приходится, доступа к государственным СМИ у оппозиции нет (зато есть «черные списки» на телевидении) — о каком «равенстве возможностей» говорить? К тому же изменение выборного законодательства и «отсечение» оппозиции на парламентских выборах даже от 3-процентного (не говоря о 7-процентном) барьера лишило ее государственных средств.

Таким образом, нынешнее увеличение госфинансирования нельзя назвать иначе, как циничным — оно не снижает, а еще больше усиливает неравенство возможностей, еще больше «притесняя» оппозицию. А еще циничнее выглядит пренебрежение прочной традицией, существующей в мире, — увеличивать довольствие (денежное содержание, льготы, срок полномочий, пенсии и так далее) не себе, а лишь следующему созыву парламента, президенту и так далее.

Кстати, в последнее время вновь заговорили об увеличении минимально необходимой численности партий — с 50 до 100 тысяч человек. После этого в стране (если верить данным Минюста) останутся только пять партий — четыре «парламентские» партии и Аграрная партия России. И можно будет снова увеличить госфинансирование, еще больше консервируя сложившуюся систему и еще сильнее оттесняя оппозицию на обочину политического поля.

Справка «Новой»

Государственное финансирование используют в 53 странах мира, среди которых Германия, Испания, Италия, Австрия, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Бразилия и другие.

В Германии, которая одной из первых ввела такую систему (заметим, что в стране запрещена политическая реклама на радио и телевидении), субсидии получают партии, которые на выборах в Бундестаг или Европарламент получают не менее 0,5% голосов или на выборах в ландтаг федеральной земли получают не менее 1% голосов. За каждый голос партия получает по 0,7 евро, а также дополнительно 0,85 евро за голос, если их общее количество превышает 4 миллиона. При этом общие государственные расходы на поддержку партий не более 133 миллионов евро в год.

Франция ввела госфинансирование партий в 1988 году. Для получения субсидий надо набрать не менее 5% голосов в парламент, а их размер зависит от числа парламентских мандатов. Общий объем субсидий — 80 миллионов евро в год. В 1990 году ввели запрет на использование наиболее дорогостоящих форм предвыборной агитации и ограничили расходы партий на выборы. В 1995 году был введен запрет на финансирование партий частными фирмами и юридическими лицами — теперь партии практически существуют за счет государственных средств. До этого они финансировались большей частью крупными корпорациями, и общество воспринимало их как лоббистов. Введение госфинансирования вместе с запретительными мерами, как считают эксперты, устраняет эту опасность.

От редакции

В связи с вновь открывшимися обстоятельствами возникает вопрос: «Как теперь относиться к случаям приписывания голосов отдельно взятым кандидатам?» Они, конечно, всегда являлись нарушениями закона, но прежде не имели финансовой подоплеки. А теперь приписывание несуществующих голосов – это мошенничество с целью хищения средств федерального бюджета. Просим обратить на этот факт внимание Счетной палаты, МВД и прокуратуры.