публикации

Алексей Мельников, член бюро РОДП "ЯБЛОКО", депутат Государственной Думы I–III созывов, поручитель Алексея Пичугина во время его первого судебного процесса

Пять лет расправы, сопротивления и надежды

"Гражданский права и свободы", 19 июня 2008 года   

Дело Алексея Владимировича Пичугина, на мой взгляд, целиком политическое. Представляется, что не имеет это дело отношения ни к профессиональному расследованию тех или иных событий, ни к правосудию. Прошло уже больше пять лет с момента, когда это дело началось, и все более становится понятным, зачем дело Пичугина потребовалось. Нельзя правильно понять то, что происходило с Алексеем Пичугиным в последние годы, если не рассматривать его в контексте отъема компании "ЮКОС" у его акционеров группой лиц, приватизировавших институты государственной власти, превратившей эти институты в инструмент передачи частной собственности под собственный контроль.

Дело Пичугина выполняло в этом процессе одну важную задачу – нужно было представить акционеров компании "ЮКОС", в частности Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина, чуть ли не как убийц, которые ни от чего не отказывались, развивая бизнес. Видимо, считалось, что так легче будет отбирать собственность и парализовать в будущем попытки акционеров "ЮКОСа" противодействовать изъятию собственности, в том числе и в европейских странах.

Путин в конце мая 2008 года в Париже откровенно обозначил этот подход, говоря о Михаиле Ходорковском: "…часть группы, в которую он входил, обвиняется – и судом доказано – в совершении преступлений против личности, а не только в сфере экономики. За ними убийства, и не одного человека".

Заметим, что "судом" ничего подобного ни в отношении Михаила Ходорковского, ни в отношении Леонида Невзлина не доказано, Путин говорит неправду. И, между прочим, не доказано в том числе и потому, что Алексей Пичугин, находясь в заключении, не стал оговаривать акционеров "ЮКОСа".

На мой взгляд, деятельность так называемого "следствия" и так называемых "судов" в отношении Алексея Пичугина сами должны служить предметом независимого от группы Путина расследования. Сам же Алексей Пичугин как человек, по моему мнению, невинно осужденный, должен быть освобожден из заключения и полностью реабилитирован.