публикации

Игорь Яковлев

Безрадужное детство

Специально для сайта, 16 сентября 2008 года   
Информация о том, что на территории детского приюта в Ступинском районе может возникнуть элитный коттеджный поселок, появилась в СМИ в середине июля. Тревогу забили выпускники детского дома. Президент «Межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов» Анатолий Рабинович, который по совместительству является одним из руководителей московской организации партии «Яблоко», обратился к своим коллегам – депутатам Мосгордумы Сергею Митрохину и Евгению Бунимовичу - с просьбой направить обращение мэру Москвы Юрию Лужкову об отмене подписанного им распоряжения о строительстве коттеджных домов на территории не принадлежащей городу.

На последнем заседании Мосгордумы «яблочники» так и сделали, а в начале августа Анатолий Рабинович пригласил прессу посетить ежегодный слет выпускников детского дома, который традиционно проходит в это время.

«Дорога от центра Москвы до деревни Радужная, где находится приют, займет около часа», – пообещали нам организаторы. Городские пробки сменило областное бездорожье. На исходе второго часа пути, мы уже подъезжали к приюту.

- Вот с этого картофельного поля и начнется застройка, - разорвал тишину автобуса Анатолий. – А когда-то мы здесь овощи собирали…

Поле поросло бурьяном даже без намека на какую-то сельскохозяйственную деятельность. Вскоре в окнах замелькали старые деревянные постройки. И вдруг среди них всеми цветами радуги засверкал главный корпус приюта, построенный по последнему писку моды московских торговых центров – из стекла и пластика.

Проехав приют, мы остановились у маленького дачного домика, где нас уже ожидали местные жители – пожилые люди, проработавшие здесь всю жизнь, а также несколько поколений выпускников детского дома.

За большим деревянным столом летней веранды, они долго делились с нами богатой 74-летней историей детского дома, а ныне приюта, и бедами, которые свалились на них в последние годы.

В 20-х годах прошлого века на этой территории располагалась детская колония для несовершеннолетних преступников, в 30-х трудовая коммуна для беспризорников по методике Макаренко. В 1934 году коммуну преобразовали в детский дом №3 Кировского, а затем Октябрьского района Москвы.

«C конца 80-х и по настоящее время постоянно шли реорганизации», - говорят местные жители. В 1993 году детский дом №3 был ликвидирован, а на его месте возник учебно-воспитательный производственный комплекс «Надежда» для детей сирот. УВПК не суждено было просуществовать долго. Работники «Надежды» вспоминают, как под жесточайшим давлением, под постоянными угрозами их заставили перевезти детей из старых корпусов в новое здание, оставив прежние строения на разграбление и разрушение.

В конце 1995 УВПК лишился слова «производственный» в своем названии и был приписан к Юго-Западному управлению образования Москвы. Еще через пять лет «Надежду» признали нерентабельной и ликвидировали. Здания и территорию передали Комитету по делам семьи и молодежи Москвы для размещения «Социального приюта для детей и подростков».

Не прекращающиеся преобразования не могли не сказаться на детях. За годы реформ число воспитанников приюта сократилось с 350 до 70 человек, сменилось 8 директоров, произошло 5 значительных и масштабных реорганизаций. Полноценный учебный процесс прекратился. Педагоги, работавшие в приюте, утверждают, что его как такового в настоящее время не существует.

Начало нового передела и реорганизации положило Распоряжение Правительства Москвы от 21 июня 2007г. № 1254-РП «О размещении комплекса малоэтажных жилых домов для проживания сотрудников Государственного учебно-воспитательного учреждения «Социальный приют для детей и подростков» по адресу: Московская обл., Ступинский район, деревня Радужная». Глава Администрации Ступинского района Московской области подписал 30 июля 2002 года постановление № 1606-п (пункт 2) в котором он передал всю территорию в 54,8 га приюту. Данным постановлением заинтересовалась местная прокуратура, в итоге через два года по ее требованию решение о передаче земли приюту было отменено тем же главой администрации Ступинского района. Однако эти решения не были доведены до юридически чистой процедуры, а именно аннулированием через суд выданного свидетельства о регистрации этой земли. Именно эти действия или бездействие администрации Ступинского района Московской области привели к обострению ситуации на данной территории и принятию в дальнейшем незаконных решений и распоряжений со стороны Правительства Москвы.

Ссылаясь на свидетельство Московской областной регистрационной палаты о праве постоянного пользования земельным участком, которое к тому времени было уже незаконно, в 2007 году Департамент семейной и молодежной политики Москвы попросил мэра столицы издать Распоряжение указанное выше. Ответственными за выполнение подписанного распоряжения мэр назначил своих заместителей Любовь Швецову и Владимира Ресина.

«Когда в прошлом году вышло распоряжение Ю.М.Лужкова, все местные жители поняли, что очередная реорганизация приюта может стать последней и приведет к приватизации всей земли, – говорит Анатолий Рабинович. В подтверждения его слов местные жители рассказали о темной истории с лечебно-оздоровительным комплексом который был недавно построен на территории деревни.

Детский лечебно-оздоровительный комплекс с финскими банями и бассейном был с помпой открыт в декабре 2007 года. Руководитель Департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева даже разбила кием «русскую пирамиду» на новых бильярдных столах, а дети дали в актовом зале торжественный концерт. Но после отъезда гостей из высоких кабинетов, ДЛОК обнесли четырехметровым забором. Местные жители уверяют, что детей туда больше не водят.

«Комплекс, по мнению многих жителей деревни, не плохо и, наверное, регулярно используется для «элитных целей», - рассказывает Анатолий Рабинович. – Все мы взрослые люди и понимаем, кто, кого и для чего возит в элитные банные комплексы».

«Я попыталась узнать, кому принадлежит это здание. Пошла в регистрационную палату, но не под банно-прачечным комплексом, как его передавали приюту, не под бассейном, не под другими названиями ДЛОК там не значится», - говорит Анна Ильинична Тимофеева жительница деревни с 1940 года, родители которой проработали в детском доме более 30 лет.

Жители убеждены, что когда территория будет застроена коттеджами, поселок перекроют с двух дорог, которые к нему ведут, не вписывающийся в обстановку элитного поселения приют закроют «из-за нерентабельности», а детей из приюта переведут в Москву.

Ветхие кирпичные одноэтажные корпуса, больше похожие на бараки, деревянные постройки, готовые вспыхнуть от спички, и скромные дачные домики - вот то нажитое за все годы работы имущество, которого 180 семей, населяющих деревню, могут лишиться.

Вот уже более 15 лет жители деревни отстаивают право на приватизацию своих квартир и участков земли выданных ранее. В этом году 17 апреля под их давлением и участием прошел общедеревенский сход. На собрание приехали и представители власти - председатель комитета по имуществу Ступинского района и глава Аксининского сельского поселения, к которому и относится деревня Радужная.

«Ступинская администрация на собрании путалась в показаниях, - говорит Александра Юрьевна Полева в прошлом заместитель директора учебно-воспитательного комплекса, который был здесь до приюта. – То они утверждали, что земля принадлежит Москве, то, что она принадлежит приюту. И это при том, что они сами отменили свое постановление!». Кстати границы деревни Радужная после ее создания в 2001 году не определены до сих пор.

Неожиданно на сторону местных жителей встало Министерство имущественных отношений Московской области. Оно отказалось передавать всю землю приюту, настаивая лишь на передаче земли под объектами детского учреждения. Представители министерства потребовали от администрации приюта учесть пожелания владельцев при составлении межевого проекта.

Замминистра имущественных отношений администрации Московской области В. Витринский, рассмотрев документы жителей, даже признал их право на приватизацию. Он посоветовал обратиться в Ступинскую администрацию для его оформления. Но там жителям необходимые бумаги давать отказались, опять сославшись на то, что земля приютская. Этот замкнутый круг местные жители называют коррупционным сговором.

Беседа все никак не подходила к концу, а нам еще предстояло посетить другую группу бывших воспитанников детского дома, разбивших палаточный лагерь на берегу речки Северка. Пообедав с гостеприимными хозяевами, мы продолжили экскурсию по территории детского дома и его окрестностям.

Обогнув футбольное поле и несколько детских площадок, с изъеденными ржавчиной горками, мы спустились к реке.

Над водой на длинной веревке, привязанной к дереву, болталась тарзанка. На берегу расположились дети. Это место бывшие выпускники детского дома и местные жители называют «бревнышком».

- А говорят, что воспитанники приюта за забором сидят и на речку не ходят, - шепнул я коллеге. Но оказалось, что это и не дети приюта вовсе.

Комиссии по делам несовершеннолетних, существующие при московских муниципалитетах, каждый год направляют сюда местных наркоманов и частых посетителей детской комнаты милиции. Они располагаются в палаточном лагере на территории приюта, но их контакты с местными воспитанниками ограничены. Этим детям, правда, и позволено больше. В сопровождении вожатых и воспитателей они могут ходить на речку, в лес, играть в футбол на поле.

Выпускники детдома расположились на этом же берегу реки, но несколько дальше от «бревнышка». Дорогие машины, фирменные палатки, на столах закуска и выпивка. Ребят было около 30 человек, а за общим костром поздно вечером по рассказам Рабиновича Анатолия собралось около 120 человек из числа выпускников. Для многих из них – это единственная возможность увидеться с друзьями детства, рассказать о своей жизни, послушать чужие рассказы. В этом году все разговоры только об одном – на территории приюта возникнет коттеджный поселок, а встреч выпускников может не быть совсем.

Для бывших воспитанников детского дома №3 очевидно, что в будущем на данной территории должен быть единый профилактический и учебно-воспитательный комплекс для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Сюда должны отправлять всех не благополучных ребят со всей Москвы и Московской области. «Создавая “Союз выпускников детских домов” мы сказали, что готовы помогать ребятам, но государство должно и обязано создавать условия, для того чтобы из детского дома выходили полноценные граждане России, - говорит Анатолий Рабинович. – Поэтому мы и решили, что если именно нам суждено формировать общественное мнение и готовить проект с Концепцией нового детского учреждения, то наш Союз выпускников готов этим заниматься и приступить к объединению всех заинтересованных сторон, чтобы реализовать на практике данный проект максимально учитывающим именно интересы обездоленных детей, а также права и интересы не заслуженно забытых жителей деревни Радужная».

Результаты депутатского запроса пока неизвестны. Согласятся ли в мэрии выполнить требования депутатов - «яблочников» не ясно. Если требования будут выполнены, то уже в ближайшие месяцы в Радужной будет проведена инвентаризация земель и сооружений, а специально созданная комиссия, в которую войдут все заинтересованные стороны, проведет не только расследование происходившего здесь за последние годы, но и будет иметь полномочия предложить свой План организации детского учреждения на данной территории.

В противном случае, тысячам выпускников детского дома придется не только готовиться к празднованию 75-летия образования детского дома, но и открыто выступить против указанных выше незаконных решений, и обратиться к руководству страны.

 

См. также:

Коттеджный поселок вместо детского приюта? Сайт Московского "ЯБЛОКА", 17 июля 2008 года