публикации

Александр Гудков

Монополии ограничат уступками

ФАС рассказала о технологии расширения антимонопольного регулирования

«Коммерсантъ», 17 сентября 2008 года   

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера официально представил позицию службы по разрабатываемому ею второму пакету поправок к антимонопольному законодательству. Предполагалось, что поправки будут внесены в правительство в сентябре, сейчас в ведомстве уже не исключают, что обсуждение пакета может затянуться. Тем не менее самые скандальные положения законопроекта ФАС продолжает отстаивать, поясняя, что служба снизила риски сопротивления, пойдя на эксклюзивные уступки госкомпаниям, в первую очередь, "Газпрому" и "Роснефти".

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера раскрыл позицию службы по наиболее спорным положениям "второго антимонопольного пакета", обсуждаемого сейчас в профильных ведомствах. Один из ключевых разделов пакета посвящен доступу к инфраструктуре, в том числе естественных монополий. Разработанный ФАС проект постановления о рамочных правилах недискриминационного доступа внесен в правительство, ожидает решения премьера и проект правил доступа производителей газа к трубопроводной системе "Газпрома". "За создание дискриминационных условий предусмотрен штраф от 1% до 15% от оборота. Правила призваны определить, что именно является дискриминационными условиями. Потому что, когда в "Газпроме" вам говорят, что один разъем не подходит к другому, то вы это не можете проверить никак",— сказал "Ъ" господин Артемьев, отметив, что новые правила под угрозой штрафа обязывают "Газпром" раскрывать необходимую техническую информацию. В службе уже разрабатывают аналогичные правила для авиакомпаний, портов, предприятий электросвязи и других естественных монополий.

ФАС также подтвердила, что предлагает не ограничивать антимонопольное регулирование госмонополиями и распространить его на любую инфраструктуру при наличии дефицита. "Если есть дефицит, то независимо, естественная это монополия или нет, должны быть реализованы некие антимонопольные меры",— полагает господин Артемьев.

Последняя редакция "второго антимонопольного пакета" по-прежнему содержит норму об отмене порога доминирования и оборотных штрафов за "злоупотребление рыночной властью", которые могут быть наложены на любую компанию, даже не занимающую доминирующего положения на рынке. "Существуют ситуации, когда временный дефицит позволяет компаниям взвинчивать цены в сотни раз. Мы считаем, что в соответствии с десятой статьей закона "О защите конкуренции", то есть в соответствии с принципом добропорядочности, разумности и соразмерности, компания не должна в этом случае заниматься дискриминацией",— заявил глава ФАС, отметив, что подобные формулировки присутствуют в законодательстве Европы и США. При этом он признал, что существующая формулировка законопроекта несовершенна и должна быть дополнена "закрытым перечнем запрещенных дискриминационных практик".

Следующий блок предложений ФАС предусматривает внесение поправок в закон "О недрах", которые запретят участвовать в аукционах по распределению месторождений тем компаниям, которые уже имеют право разрабатывать более 35% полезных ископаемых этого вида. "Сегодня одному-двум физическим лицам может принадлежать право на разработку 70-80% национального достояния по конкретному полезному ископаемому",— заявил глава ФАС, подчеркнув, что это автоматически приводит к установлению монопольных цен на сырье. Кроме того, многие компании набрали массу месторождений в расчете на рост капитализации, не имея ресурсов для их разработки. В августе премьер поручил ФАС и Минприроды рассмотреть эту проблему под руководством вице-премьера Игоря Сечина. "В целом они не возражают, но считают, что, так, как написано у нас, нельзя. Но как можно, они не знают",— пояснил позицию смежников глава ФАС.

Ограничения ФАС не распространяются на месторождения, перечисленные в законе об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. В ФАС признали, что исключили из закона нефть, газ, золото и алмазы потому, что лоббистских возможностей разрабатывающих их компаний "хватит на то, чтобы этот закон никогда не был принят". Напомним, в наибольшей степени "стратегические" исключения касаются, в первую очередь, "Газпрома" и "Роснефти" и их шельфовых проектов.

В ФАС планировали завершить согласование "второго антимонопольного пакета" и внести его в правительство до конца сентября. Тем не менее вчера Игорь Артемьев признал, что процесс согласования "может затянуться" — по данным "Ъ", ряд концептуальных наработок ФАС встретили настороженное отношение не только в Минэкономики, но и в Минпромторге и в аппарате правительства, которые сложно упрекнуть в излишне либеральных взглядах на антимонопольное регулирование.