публикации

Борис Вишневский

И хочется, и колется

Омичи зарятся на питерскую казну

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 27 ноября 2008 года   

Комитет финансовой и бюджетной политики Законодательного собрания Омской области рекомендовал областному парламенту внести в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный Министерством финансов Омской области и Министерством государственно-правового развития Омской области. Скорее всего, проект даже не будет рассматриваться на пленарном заседании — его оформят по соответствующим правилам и направят в Госдуму от имени областного ЗакСа.

Суть проекта — в «закреплении налога на прибыль организаций на территории того субъекта РФ, где такие организации фактически осуществляют свою производственную деятельность». Для этого в нем предлагается ввести новое для Налогового кодекса понятие «объединенная группа налогоплательщиков — добровольный союз организаций крупнейших налогоплательщиков, являющихся взаимозависимыми лицами, созданный в целях определения их совокупной прибыли для исчисления объединенного налога на прибыль организаций».

За всеми этими скучными словами скрывается уже не первая попытка реализовать простой принцип: налоги надо платить там, где работает предприятие, а не там, где зарегистрирован его головной офис. И если на сей раз инициатива окажется поддержанной в федеральном парламенте — Петербург останется без дармовых налогов Газпромнефти.

Весной 2006 года перерегистрация компании «Сибнефть» (ранее она называлась так) в Петербурге вызвала бурные протесты в Омске, где компания была одним из главных «доноров» областного бюджета, давая ему около 60 процентов налоговых доходов. Областной парламент тогда принимал обращение к президенту Владимиру Путину и премьеру Михаилу Фрадкову, требуя отложить или отменить перерегистрацию Сибнефти, а местные СМИ интересовались, почему Омский нефтеперерабатывающий завод будет по-прежнему дымить в Омске, а налоги платить в Петербурге.

Ничего не помогло — с 13 мая 2006 года компания сменила юридический адрес и начала платить региональные налоги (а это большая часть налога на прибыль — 18,5 процента от прибыли, остальные 6,5 процента идет в федеральный бюджет) в питерскую казну. После чего питерские политики лишились одного из главных своих обвинений в адрес Москвы, которая «грабила регионы», забирая себе налоги нефтегазовых компаний, работающих в Сибири, но зарегистрированных в столице. И стали точно такой же мишенью для обвинений со стороны политиков из других краев и областей.

Но, что называется, деньги газом не пахнут. Ну обвинят клеветники Питер в том, что он, по сути, украл чужие средства, — так собака лает, а бюджет наполняется. Заодно Смольный получил возможность оправдывать преференции Газпрому тем, что компания, мол, дает нам так много, что грех не пойти навстречу ее нуждам. Например, дать ей возможность построить пресловутый Охта-центр, а также — получить участки на Крестовском острове, в Комарово, Таврическом саду и так далее.

Пока у Питера с Газпромом были мир, дружба и жвачка — все было хорошо и замечательно. Но затем начались трудности — что у одного, что у другого. Газпром отказался «подкинуть» еще денег на стадион, город отказался на ближайшие три года от финансирования Охта-центра, Газпромнефть оштрафовали на миллиард рублей за нарушение антимонопольного законодательства и злоупотребление доминирующим положением. Тут-то и появляется очередная омская инициатива — надо сказать, совершенно разумная. Ведь принцип разделения налогов на федеральную и региональную составляющие в любом федеративном государстве для того и существует, чтобы регионы имели собственную экономическую базу, связанную с работой предприятий, находящихся на их территории. Интересно, что скажут питерские власти, если работающие в городе компании перерегистрируются если не в Омске, так в Ленинградской области и начнут платить налоги там?

Инициативу своих депутатов поддержал и губернатор Омской области Леонид Полежаев: направил письмо премьер-министру Владимиру Путину о необходимости пересмотра системы налогообложения для всех региональных предприятий, входящих в федеральные холдинги, в том числе и для Газпромнефти. Будет ли эта инициатива поддержана — неизвестно (цена вопроса применительно к Газпромнефти — 15 млрд рублей, но если цены на нефть не поднимутся, то на будущий год эта сумма может резко упасть), но если это произойдет — варианты могут быть разные.

Заметим, впрочем, что таким путем (заранее обсудив это дело с омскими властями) Газпром вполне может дать понять властям питерским, что перестанет платить им налоги, если не получит обещанных выгод. Возможно, понимая это, Смольный начинает лавировать по вопросу об Охта-центре: что называется «и хочется, и колется, и мама не вели».

Так, стоило губернатору Валентине Матвиенко заявить, что Газпром остается партнером Петербурга и предложенный им проект «Охта-центр» ей очень нравится, а «в настроениях петербуржцев наметился поворот к позитивному восприятию строительства центра», как на съезде «Единой России» выступил Владимир Путин и призвал и губернаторов, и естественные монополии отказаться от дорогостоящих и неэффективных проектов, провести «ревизию своих расходов» и «ужаться».

После этого в Смольном начали говорить, что итоговые договоренности с Газпромом о реализации ряда совместных городских проектов будут озвучены на заседании правительства Петербурга, — но никаких «договоренностей» там (заседание проходило позавчера) не прозвучало. Вице-губернатор Михаил Осеевский, правда, заявил, что «город не будет выходить из программы строительства общественно-делового центра «Охта», но выразился странно: мол, «целевую программу (о финансировании строительства. — Б. В.) мы будем корректировать, но выходить из проекта город не будет».

Как это понимать, если на три ближайших года город отказался от финансирования, а более никакого его участия в проекте и не предусматривалось? Обсуждение этого вопроса планировалось во вторник вечером на матче «Зенит» — «Ювентус», куда приезжал глава Газпрома Алексей Миллер, но пока его результаты не известны…