10 декабря 2008
Беседовал Андрей Шарый, Радио "Свобода"

Григорий Явлинский: «Эта власть хочет, чтобы ей все служили»

Одним из самых обсуждаемых в последние дни событий в российской политике стало выдвижение бывшего лидера СПС Никиты Белых на должность губернатора Кировской области. О том, почему стало возможным это назначение, Радио Свобода рассказал один из руководителей партии «Яблоко» Григорий Явлинский.

- Во многих странах случается так, что оппозиционерами становятся бывшие сотрудники власти. Скажем, в Грузии что не оппозиционер - то бывший сотрудник Михаила Саакашвили. А в России наоборот: среди сторонников власти становится все больше и больше бывших оппозиционеров. Чем вы это объясняете?

- Я бы не хотел проводить какую-то параллель. Но объясняется-то очень просто. Когда власть не борется с коррупцией, никто из тех, кто работает в этой власти, никогда не становится ее оппозиционерами. Если власть умудряется так устроить свои отношения, что все довольны в аппарате, ни у кого нет причин обижаться на эту власть, потому что все дозволено, эта власть внутри себя не имеет никакой оппозиции. Она же формируется тоже определенным образом - из людей, которые лично преданы, кроме того, которые могут всегда считать себя в безопасности. В каждом ведомстве есть комиссия по борьбе с коррупцией, в каждом министерстве и ведомстве. Возглавляет эту комиссию министр. В комиссию эту входят руководители всех основных управлений департаментов. Так зачем им оттуда уходить, если они сами с собой должны сражаться и бороться?

- Верно ли я могу заключить из ваших слов, что российская власть научилась коррумпировать даже оппозиционных политиков?

- Вы меня, наверное, спрашиваете про Никиту Юрьевича [Белых]? Он симпатичный молодой человек. Я хотел бы пожелать ему успеха в его работе. Но только это не имеет отношения ни к оппозиции, ни к демократии. Просто обычная чиновничья работа. Принял для себя человек такое решение - значит, ушел.
Вообще говоря, эта власть хочет, чтобы ей все служили. Вот этого она действительно хочет. Она хочет, чтобы все политики, все значимые люди были в услужении. У нее служит даже бывший канцлер ФРГ, не только отдельные политики. Так что там есть определенные стимулы, которые достаточно эффектно воздействуют на людей. Правда, не на всех. Все-таки не все там служат.

- Эта власть хитрая, умная, какая-то страшная, какая она?

- Она не глупая. Она старается решить свои задачи путем интегрирования в себя всех, кого только возможно, потому что страна большая, возможностей много. Она находит разные подходы к разным людям. Собственно, возражение-то может быть только одно, что я не разделяю вашу политику, я не могу в ней участвовать, я не могу быть назначенным губернатором и бороться за выборность губернатора в одно и то же время. Это невозможно. Собственно говоря, в таких условиях, если вы назначены, значит, вы принимаете эту политику, значит, вы с ней согласны.

- Вы осуждаете Никиту Белых?

- Это его выбор, его жизнь. Он решает свои проблемы. Он смотрит как-то по-своему в будущее. Почему я должен его осуждать?

- Для вас его согласие подчиниться власти было неожиданностью?

- Нет. Я всегда считал, что СПС – это властная партия, это партия производная от власти. По существу среди руководства СПС никогда не было никого другого. Это просто было такое массовое непонимание. Потом наступило массовое прозрение. Я не участвую в массовых прозрениях. Это партия, которая получила места в Думе, потому что поддержала Чеченскую войну в 1999 году. Это была единственная причина, почему она получила эти места. Эта партия всегда включала в себя очень высоких чиновников, которые были на ключевых должностях, принимали ключевые решения. В этом контексте ничего нового не произошло. Она, собственно говоря, просто привела к созданию «Правой силы» или как там это называется, привела форму с содержанием в полное соответствие.

- То есть с идеологической точки зрения такой дрейф некоторых политиков, в том числе и Белых, вам кажется вполне логичным?

- Не надо ожидать от них чего-то другого. Просто надо честно их оценивать. Они политики. Эта партия всегда была партией власти, всегда! Иногда она ссорилась, обижалась, но это были такие внутрисемейные распри. Путин, когда был президентом, не раз говорил, что он финансирует эту партию. В этом контексте они и работали.

- Привлечение такого рода политиков к управленческим структурам расширяет социальную базу власти, делает ее устойчивее?

- В условиях отсутствия публичной политики не очень влияет в публичном смысле. Власть старается интегрировать какие-то идеи, настроения в тех случаях, если это не мешает ей проводить ту политику, которую она считает правильной, в которой она заинтересована, которая соответствует ее коренным или базовым интересам. А людям надо же как-то работать. Им надо жить, получать зарплату. Это же похоже на советскую систему. Но не все могут работать за границей или получать деньги от каких-то нейтральных или зарубежных организаций. Людям нужно иметь зарплату. Вот они и идут, и работают. А где самая большая структура, которая предоставляет самое большое количество рабочих мест на сегодняшний день, тем более, должностей? Это государство. Это еще в Москве какой-то выбор есть. А в провинции? Какие есть возможности? Есть, конечно, люди, которые готовы работать кочегаром, но не готовы выполнять какую-то специальную работу, потому что не разделяют политику. Но таких людей очень мало. 

См. также:

Оригинал статьи

Автор

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция