[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"]
 
Владимир Исаков

"500 дней"

"Председатель Совета Республики. Парламентские дневники 1990-1991", "Палея", Москва, 1996, с.208-212
 

Программа российского кабинета - программа Шаталина-Явлинского - возникла как оппозиция "консервативной" программе Абалкина-Рыжкова, как вариант "радикального" прорыва страны в рыночное будущее. Эта программа (впоследствии подучившая имя "500 дней") исходила из того, что приоритетной задачей на первом этапе должна стать стабилизация денежного обращения, восстановление авторитета рубля. В условиях, когда деньги стремительно обесцениваются, нет смысла их зарабатывать - все равно ничего не купишь. Производитель лишается важнейшего стимула к развитию. Возникает замкнутый круг: отсутствие товаров подогревает инфляцию, а она, в свою очередь, лишает производителя стимулов к производству товаров. Это и есть худший вариант застоя - "стагфляция": стагнация +
инфляция.

Чем же заполнить рынок, чтобы связать лишние деньги? Авторы программы предлагали несколько вариантов: приватизацию государственного имущества и жилья, приватизацию земли, продажу по повышенным ценам импортных товаров и другие. Предполагалось,
что к концу первого этапа должна быть достигнута стабилизация денежного обращения, затем - формирование рыночных структур и постепенное вхождение в орбиту мировых хозяйственных связей.

Хотя инициатива программы "500 дней" исходила от России и была на словах поддержала Горбачевым, союзные ведомства устроили ей нечто вроде обструкции - не представляли необходимой информации, материалов, расчетов, что существенно затруднило работу над программой. Одновременно Правительство СССР занялось разработкой своей собственной программы, точнее, переработкой применительно к новым условиям своей прежней программы. Насколько мне известно, это едва ли не первый прецедент, когда союзное руководство не диктовало свои условия сверху, как оно привыкло, а было вынуждено соревноваться с независимой группой исследователей и разработчиков.

Все соревнования и конкурсы у нас происходят примерно одинаково. На завершающем этапе формируется (иди спускается сверху) "мнение", что победителем должен быть "X". Его и увенчивают лавровым венком. В случае с программой "500 дней" ситуация осложнялась тем, что формально Президент СССР был причастен к ее разработке, по крайней мере, ее одобрил. Просто так отмахнуться от инициативы республики было нельзя, но и согласиться с ней, признать превосходство республиканской (ельцинской!) программы перед союзной было для него неприемлемо. Поэтому Горбачев пошел по пути "заматывания" российской программы, дробления ее на варианты и подварианты. Окончательный вариант, одобренный Верховным Советом СССР (к его разработке приложил руку Аганбетян), по большинству позиций был достаточно близок к программе "500 дней", но формально уже не был российским, а гордо именовался "президентским".

На Верховный Совет РСФСР программа "500 дней" была представлена в сентябре 1990 года. После обсуждения, Верховный Совет РСФСР ее единодушно одобрил, обратившись с предложением поступить точно так же к Верховному Совету СССР, Верховным Советов других союзных республик.

Твердая поддержка депутатского корпуса, энтузиазм в средствах массовой информации, высокий авторитет российского руководства, тогда еще не поколеблемый очевидными ошибками, создали исключительно доброжелательный климат, вокруг этого документа, можно сказать, общенациональный консенсус. На местах - в республиках, краях и областях, по своей инициативе, без подсказки сверху, начали разрабатывать свои "программы 500". Я убежден, что если бы за реализацию этой программы взялись всерьез, она при всех своих слабостях могла бы стать основой нормальных рыночных реформ, а недостатки - устранены по ходу движения. Но никакого движения не получилось.

Программа "500 дней" провалилась в силу нескольких причин. Первая: столкновение амбиций российского и союзного руководства. Союзный президент не мог допустить, чтобы кто-то подумал, что он вынужден осуществлять экономическую программу, разработанную одной из союзных республик, а наш лидер настаивал, чтобы именно так оно и было. Амбициозные препирательства "кто главней" и "чья программа лучше" дали сильнейший толчок нарастанию кризисных явлений в экономике, общей дестабилизации политической ситуации в стране.

Причина вторая и, на мой взгляд, главная: разгильдяйство и неорганизованность самого российского руководства.

Реализация программы "500 дней", впрочем, наверное, как и любой другой программы перехода к рыночной экономике, требовала серьезного обновления правовой базы. В короткий срок должны были быть приняты законодательные акты о предприятиях и предпринимательстве, об инвестициях, о товарной бирже, о ценных бумагах, о банкротстве. Большинство этих законов не существовало и не могло существовать в правовой системе, обслуживающей административно-командную экономику. Законодательные "эскизы", представленные во втором томе программы "500 дней" представляли собой весьма приблизительные концептуальные наброски будущих законов, сделанные, как признался один из членов рабочей группы, без участия юристов.

Не нужно быть специалистом в области права, чтобы понять масштабы предстоящей работы. Рыночное законодательство развитых капиталистических стран составляет десятки томов, оно шлифовалось, отрабатываясь в мельчайших деталях, столетиями. А нам предстояло пробежать тот же путь, создать правовую базу для сложнейшего хозяйственного маневра, за считанные недели-месяцы. Дух захватывало от сложности и ответственности задачи, которая выпада на долю российского парламента...

В своем обращении к народу, Верховный Совет РСФСР обозначил срок, с которого Россия начинает самостоятельную реализацию программы "500 дней" - 1 ноября. Дата подошла - тишина. Дни шли за днями, недели за неделями, а сигнала к началу работы все не было. Поняв, что период "раскачки" затягивается, мы с А.А.Вешняковым решили проявить инициативу - созвать от имени палаты координационное заседание по вопросам разработки пакета законодательных актов об экономической реформе. Оценив необходимость и своевременность этого совещания Б.Ельцин взял его подготовку под свой контроль и лично председательствовал на первом заседании, где утвердили состав рабочей группы, перечень первоочередных законодательных актов и сроки их представления. Председателем рабочей группы по предложению Б.Ельцина был назначен Р.Хасбулатов.

К сожалению, споро начавшаяся работа вскоре остановилась. Хасбулатов собрал рабочую группу два или три раза, затем начались его отлучки, командировки и группа перестала собираться. Попытку провести заседание в его отсутствие он категорически и в резкой форме пресек, расценив как покушение на его личный авторитет. В результате график подготовки документов был сорван, некоторые их них не приняты и по сию пору, другие (как, например, закон о предприятиях и предпринимательской деятельности) получились слабыми, с большим количеством юридических дефектов. Меня не оставляет ощущение, что программа "500 дней" была провалена не по вине "преступного центра", а прежде всего по нашей собственной вине. Возьмись мы за нее дружно, по-деловому, судьба этой программы могла быть иной.

Последнюю точку в программе "500 дней" поставила... Нина Андреева. В одном из интервью она заявила, что рада этой программе, поскольку Б.Ельцин сам назначил в ней срок своего пребывания у власти. Действительно, точная по срокам и конкретная по результатам программа наглядно высвечивала всеобщее разгильдяйство и неумение российского руководства что-либо практически организовать. Учуяв политическую опасность, Ельцин решил от этой программы освободиться, свалив всю вину на "неконструктивную позицию центра". "500 дней" были похоронены и забыты.

Владимир Исаков, "Председатель Совета Республики. Парламентские дневники 1990-1991", "Палея", Москва, 1996, с.208-212

 
Обсуждение

См. также: Программа "500 дней"
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"]

info@yabloko.ru