[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]
 
Сушкевич А.Г. - эксперт аппарата фракции "Яблоко"
Современная оценка программы "500 дней"
10 августа 2000 года
 

Программу "500 дней" можно оценивать по следующим критериям:

1. Программа как интеллектуальная реакция на социально-экономические проблемы рубежа 80-90-х годов. С этой точки зрения программа представляет собой:

- полный разрыв с бытовавшими взглядами, научными концепциями, расхожими газетными и журнальными подходами в трактовке экономических проблем общества;

- первую попытку ввести в интеллектуальный оборот совершенно новый терминологический и понятийный пласт, который впоследствии начал свою самостоятельную жизнь в общественном сознании;

- первую попытку радикальной смены этических оценок социальных и экономических явлений ("безработица" - не абсолютное зло, но в известных пределах нормальное экономическое явление, "рост цен" - возможный инструмент экономической политики, а не проявление неуправляемого экономического хаоса, "сокращение капвложений, выведение производственных мощностей" - полезный процесс, а не симптом экономического краха, и т.п.);

- в целом: это впервые "проговоренный публично" невероятно детализированный научный прогноз жизни общества; то, что только предстояло прожить, было концентрированно высказано вслух; и по жанру работа эта, конечно, не программа действий, но прогноз; первый научный прогноз, в котором наивная на первый взгляд хронологическая основа есть единая, последовательно проведенная организующая идея.

2. Программа с точки зрения её целостности, т.е. способности дать картину общества в развитии, предложить решение не только тех проблем, которые общество унаследовало к началу 90-х годов, но и тех, что порождаются реализацией реформенных мер, предложенных самой программой. С этой точки зрения программа представляет собой:

- совершенно ясную и сознательную попытку постановки проблем, которые порождаются самой реформой; поэтому программа - знаменательный переход от декларации "окончательного решения проблемы" к позитивному (научному) решению социально-экономических проблем, заведомо допускающий дискуссионность, неоднородность интересов различных социальных групп, предполагающий, что акт успешного социального реформирования есть не перечень мер, а направление общественного развития;

- программа угадала основные линии разлома общества, верно указала очаги возможных конфликтов в случае радикального реформирования экономики; трудовые конфликты, расслоение общества по уровню материального обеспечения, региональный и структурный аспекты реформы в программе в упреждающем порядке снабжены буферными мерами;

- документ, который писали люди, обладавшие скорее теоретическим знанием социально-экономических процессов, нежели практическим опытом реформирования какой-либо национальной экономики; многие "автоматические встроенные стабилизаторы" программы носят сугубо умозрительный характер, опыт их практического применения в экономике или отсутствует, или был недоступен авторам и, соответственно, чрезмерно переоценен в позитивную сторону (прежде всего - речь о вере авторов в регулируемые цены, стабилизирующее воздействие госзаказа, возможность "глобального ценового контракта" в масштабах страны и проч.);

3. Последующее практическое применений программы. С этой точки зрения программа:

- была полностью практически использована в единственно возможной форме: как высказанный прогноз, она явилась отправной точкой для абсолютного большинства последующих попыток реформирования экономики, будучи действительной альтернативой реформаторским усилиям правительства Гайдара;

- на протяжении 1991 - 1996 гг. рассматривалась не просто как интеллектуальный вызов действиям правительств Гайдара и Черномырдина, но как программа действий политической силы, имеющей стабильную опору в российском обществе; в этом качестве программа не имеет аналогов - никакой иной документ, имевший название "программа", схожие тематику и круг вопросов, не "проживал" в общественном сознании пореформенной России столь длительную жизнь;

- сохраняет актуальность как интегрированный, целостный подход к реформам, не отделяющий "социальную" реформу от "технологической", "структурную" от "реформы "АПК" и т.п.

- не имела и не могла иметь своего последовательного (буквального) воплощения, поскольку лишь предполагала создание в России гражданского общества и для своего практического осуществления требовала благосклонности власти и насильственных властных мер, чего власть не предоставила в распоряжение реформаторов, прекрасно понимая, что в гражданском обществе власть в её тогдашнем виде сохраниться не могла;

- являясь обращением к власти, предъявляла немыслимо завышенные требования к её интеллектуальному уровню, порядочности и деловой компетентности;

- в решающей степени недооценила действие важнейших
факторов, формирующих социальную картину России в любой исторический период: крайне низкий уровень гражданского самосознания россиян, колоссальную продажность госчиновников, неразвитые традиции деловой этики, спутанность и невнятность моральных и нравственных устоев общества.

10 августа 1990 года
 
Обсуждение статьи

См. также: Программа "500 дней"
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]

info@yabloko.ru