[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru 
 
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат фракции “Яблоко” О.А.Беклемищева 
О проблемах здравоохранения
 
 
1. Финансирование в центре и на местах. 

Лимиты бюджетных обязательств на здравоохранение в первом полугодии 1998 года составили 2340,2 миллиона рублей. Однако, к сожалению, лимиты - не то же самое, что и бюджет. Как правило, на деле происходит весьма значительное сокращение финансирования в связи с низкой собираемостью налогов. Фактически с января по июнь было перечислено 1476,6 миллиона рублей, то есть 63,1% от запланированного. Такова ситуация с федеральной частью бюджета нашего здравоохранения. 

В субъектах Российской Федерации положение несколько другое. Если, к примеру, в Нижнем Новгороде исполнение бюджета по лечебным организациям  за девять месяцев составило те же 63%, то в Кирове - 45% и так далее, различные цифры в различных регионах. Важно, что на местах есть еще одно подспорье, еще один источник пополнения бюджета - средства обязательного медицинского страхования, которые расходуются только на территориальные медицинские учреждения (областные, городские,районные поликлиники и больницы). И собирают с предприятий в регионах довольно успешно: в Кировской области за девять месяцев - 101% от плана , в Нижегородской области - 133% за четыре месяца (там лишь недавно создан такой фонд), в Москве - 105% за девять месяцев, включая кризисный сентябрь (хотя в сентябре, конечно, сборы резко упали, в Москве удалось собрать только 54%). Таким образом, страховая система оправдала себя в плане сбора средств на медицину с работодателей. Однако и здесь проблемы есть: в частности, данная система предусматривает получение денег за неработающее население, а у нас фактически на одного работающего приходится 1,2 неработающих (пенсионеры, дети). По всем субъектам Федерации, которые я обзвонила,  не  собрано ни копейки платежей за неработающее население. Думаю, вы сами прекрасно понимаете: одному работающему содержать еще полтора человека чисто физически очень сложно. 

2. Торговые наценки на лекарства. 

И без того непростую ситуацию усугубляют своими некомпетентными действиями наши чиновники. Впрочем, может быть, не столько некомпетентными, сколько хорошо продуманными? Судите сами: 3 августа сего года тогдашний глава кабинета министров С. Кириенко подписал постановление правительства N 882 “О внесении изменений в постановление правительства от 30 июня 1994 N 890”, которое разрешило устанавливать   ограничения торговых наценок на медикаменты не к цене завода-изготовителя или оптовика-поставщика лекарств прямо из-за рубежа, а к цене первого посредника. Мы сделали запрос в регионы, пока в соответствии с этим постановлением начали считать только в Москве,но в других субъектах Федерации поставщики уже начинают наседать, и прогнозируется рост цен на лекарства на 12-15% только благодаря постановлению Кириенко. Похоже, правительство кому-то помогает: сначала “накинет” себе первый посредник, и только потом будет действовать ограничение  торговой надбавки. Иначе как лоббированием на правительственном уровне это не назовешь. 

3. Махинации с закупками медикаментов. 

Другой пример игр чиновников и бизнесменов приводит “Фармацевтический вестник”.Как известно, льготное обеспечение основывается на выделении бюджетами разных уровней средств на закупки лекарств для социально незащищенных слоев населения. Вот схема закупок: комиссии на местах составляют списки жизненно важных либо льготных препаратов, но не по международным непатентованным наименованиям, а по торговым. В качестве примера, а не имея в виду конкретное лекарство и производителя: в список включается, скажем, не “Ацетилсалицилловая кислота”, а “Аспирин-упса”, не “Парацетамол”, а “Панадол”. Соответственно, и закупаются не различные лекарства, имеющие определенный состав, а лишь совершенно конкретные препараты. Это выгодно ряду производителей и поставщиков, но невыгодно нашим людям, так как приходится платить на 35% больше средств.  Подобная практика порождает взяточничество, и попытка “Фармацевтического вестника” проконтролировать внесение в списки лекарств по общепринятому в мире принципу непатентованных наименований заслуживает уважения и всяческой поддержки. 

4. Цена “президентского” здравоохранения. 

Еще один интересный вопрос, интересующий многих: во сколько нам обходится здоровье президента, точнее, содержание медучреждений, обслуживающих кремлевскую администрацию. Соотношение затрат на одно посещение обычной городской поликлиники, больницы и медицинского центра управления делами президента составляет в старых деньгах 200 тысяч рублей к полутора миллионам. Разница в 6 раз. Кроме того, из всех международных кредитов, выделенных по линии здравоохранения, на  президентский медцентр уходит около 35-37% средств. Треть всех денег! Сравните это с финансированием отдельных областей. Я не знаю другого такого президента, который держал бы для себя громадную  многопрофильную медицинскую службу. В США, например, в случае надобности президент лечится в военных госпиталях. А у нашего, помимо гигантского медцентра (около 6 тысяч человек персонала, если не ошибаюсь, приблизительно 2 тысячи койко-мест), еще и санатории, поликлиники и так далее. Не имею ничего против этого прекрасного комплекса, но лечить там надо не привилегированные слои населения, а  самые социально незащищенные, либо не выделять сверхнормативные затраты из бюджета за счет всего остального здравоохранения. Пока же мы отдаем одному половину пирога, а другую делим на десятки и сотни мелких кусочков. В нашем бедственном положении подобная роскошь совершенно непозволительна и в финансовом, и в моральном отношении. 
 

27.10.98 
Подготовил Владлен Григорьев.
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru