[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Сергей Дон
Закон «Об акцизах»: возможности совершенствования не исчерпаны
«Аудитор», 1999 год, № 3
В закон «Об акцизах», принятый еще в 1991 году, изменения и дополнения вносились практически постоянно. Существенным коррективам, продиктованным требованиями времени, он подвергся и на стыке 1998-1999 годов. Что представляют они собой конкретно?

Во-первых, они касаются изменения действующих ставок акцизов. Так, в частности, устанавливается единая ставка 8 рублей за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта из всех видов сырья (вместо 8-12 рублей, дифференцированно взимавшихся ранее). Предложено повысить в среднем на 20% ставки акциза на алкогольную продукцию, на 40% - на пиво и табачные изделия. Ставки акциза на бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно предполагается увеличить на 20%, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - на 40%.

Другая принципиальная новация касается пропорционального перераспределения налогового бремени между предприятиями - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% и организациями оптовой торговли, занимающимися реализацией этого продукта.

Законопроект предполагает освобождение от акцизов конфискованной недоброкачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, направляемой для промышленной переработки и используемой в производстве других товаров. Ужесточаются условия зачета (возмещения) акцизов по спирту этиловому, выработанному из непищевого сырья, в дальнейшем использованному для производства подакцизных товаров.

В соответствии с законопроектом плательщиками по организациям оптовой торговли будут только те из них, которые прошли аккредитацию в порядке, установленном п. 3 постановления Правительства РФ от 6 октября 1998 г. № 1159.

Перераспределяется также налоговое бремя по акцизам между предприятиями - производителями бензина и организациями, занимающимися розничной торговлей этой продукцией. При этом акциз на нефтепереработку сохранен на прежнем уровне, а вот индексационная часть акциза перенесена на его розничную продажу.

В законопроекте сокращены сроки уплаты акцизов предприятиями - производителями подакцизной продукции - с 45-60 дней до 30-45 дней. Сроки уплаты акцизов для организаций, осуществляющих розничную торговлю бензином автомобильным, а также организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, установлены в пределах от 5 до 15 дней.

В целом новации весьма позитивны. В частности, правильным шагом следует признать разделение акциза на две составляющие, связанные с производством и оптовой реализацией. Идеология новшества очевидна: помимо дополнительного контроля, эта мера позволит бороться и с региональным сепаратизмом. Ведь не секрет, что руководители регионов, имеющие собственное производство той же водки, всячески препятствуют завозу алкоголя извне. «Чужие» алкогольные напитки фактически уменьшают обороты внутреннего производства и таким образом напрямую сокращают поступления в региональный бюджет. Перераспределение акциза между производством и торговлей эту проблему в значительной степени смягчает, поскольку в этом случае в региональный бюджет будут поступать акцизные деньги и от завозимой алкогольной продукции.

Проблема заключается в том, чтобы, во-первых, грамотно отработать на практике этот новый механизм, во-вторых, избежать излишней бюрократизации, которая, как известно, является благодатной почвой для взяток и произвола со стороны чиновников. Ведь в данном случае оптовикам придется проходить процедуру аккредитации.

Выступая в Думе по поводу изменений, вносимых в акцизную политику на 1999 год, министр РФ по налогам и сборам Георгий Боос выразил надежду на то, что эти коррективы позволят легально производимой алкогольной продукции более успешно конкурировать (по цене) с подпольной водкой. Насколько обоснован этот оптимизм?

По информации Георгия Бооса, к концу 1998 года на пол-литровую бутылку легальной водки акциз составлял 10 рублей. Из этих 10 рублей на производство спирта приходилось примерно 2,4 рубля, на розлив - порядка 7,6 рубля. А общая сумма всех налогов на бутылку водки доходила до 13-14 рублей. При затратах на производство, составляющих около 7 рублей, отпускная цена завода оказывалась на уровне 20-21 рубля за 0,5 литра. Естественно, такой водке трудно было конкурировать с подпольной, отпускная цена которой колебалась в пределах 13-15 рублей.

Коррективы, вносимые в закон об акцизах, в результате которых налоговая нагрузка переносится с производителя на оптовое звено торговли, позволят снизить отпускную цену завода до 15-16 рублей за 0,5 литра. Такой водке, по мнению министра, вполне по силам конкурировать на рынке с 13-рублевой подпольной, которая производится к тому же далеко не из лучшего спирта и не всегда в заводских условиях.

Аргументация, в целом, достаточно обоснованная. Однако не следует слишком переоценивать эти меры как инструмент борьбы с подпольной водкой, поскольку - и это абсолютно очевидно - нелегальное производство изначально более рентабельно, нежели легальное, обремененное налоговой нагрузкой.

А насколько оправданны те новации, которые предусматривают взимание значительной части «бензинового» акциза с розничной торговли?

По сути, мы имеем дело с индексацией акциза, которая переносится на бензоколонки. Представляется, что это абсолютно правильное решение. Во-первых, потому, что при индексации акциза на стадии производства сразу вырастет отпускная цена бензина, а это потребует пересмотреть расходы в бюджете на тех, кто потребляет ГСМ за счет государства. Во-вторых, загрузка отечественных нефтеперерабатывающих заводов постоянно падает. Переработка нефти на наших предприятиях становится все более неконкурентоспособной. Оказывается выгодней «отогнать» сырую нефть в Белоруссию или Финляндию, там переработать ее, а в Россию завозить уже высокооктановый бензин. Естественно, это противоречит экономическим интересам России.

Кстати, необходимость перенесения акцизного бремени на розницу обсуждалась уже давно, но налоговая служба до осени минувшего года сопротивлялась этому, поскольку собирать акциз с двух десятков нефтеперерабатывающих заводов намного легче, чем с тысяч бензоколонок. Новый руководитель налоговой службы нашел в себе мужество пойти на это. Правда, достаточно ясный и эффективный механизм взимания акцизов с бензоколонок пока не определен. Возможно, проблема будет решена через механизм налога на вмененный доход. Но это уже, как говорится, вопрос техники и грамотного налогового администрирования.

Что касается акцизов на табачные изделия, то в этой сфере ситуация сегодня характеризуется достижением некоторого статус-кво, при котором не ущемляются ни интересы импортеров, ни интересы производителей внутри страны. Конечно, можно обсуждать вопрос о повышении ставки акцизов на табак. Но саму структуру акцизов и распределение акцизной нагрузки по различным товарным группам трогать нельзя. Сегодня существует некий баланс интересов, защищающий и внутреннего производителя, и импортера, и инвесторов, которые планируют в 1999 году осуществить достаточно большие - до полумиллиарда долларов - инвестиции в нашу табачную индустрию. К тому же речь, по существу, идет об очень незначительных суммах. Даже по сигаретам класса «Мальборо», пачка которых стоит где-то 25 рублей, размер акциза составляет всего около 50 копеек. Поэтому увеличение акциза на 20-40% приведет к его возрастанию до 60-70 копеек на пачку плюс 20-30 копеек «накрутки» к цене за счет остальных налогов и торговой надбавки. С точки зрения уровня цен на табачные изделия гораздо большее значение имеет, во-первых, инфляция, а во-вторых, введение налога с продаж на подакцизные товары.

В отношении акциза на нефть предлагается установить единую ставку. Это объективная необходимость, продиктованная сегодняшними реалиями. Практика показала невозможность объективной дифференциации акциза в соответствии с различиями в горно-геологических условиях. Дело в том, что различия проявляются на уровне месторождений, а дифференциация осуществляется по нефтедобывающим предприятиям в целом. Подход, когда разница между нефтедобывающими предприятиями учитывается как средняя по десяткам месторождений, представляется необъективным. Сегодня этот акциз - просто фискальный налог, который можно дифференцировать только в соответствии с тем, есть у предприятия деньги или нет. Сегодня, после девальвации, реальный «вес» акциза сильно уменьшился, и появилась возможность зафиксировать акциз единым для всех.

Если в целом взглянуть на те коррективы, о которых шла речь, то они существенно улучшают действующий закон. Некоторые новации требуют серьезной доработки, потому что в противном случае они могут оказаться нереализованными. 
 

Сергей Дон 
Депутат Государственной Думы РФ, фракция «ЯБЛОКО»
член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам
«Аудитор», 1999 год, № 3, с.41-43
Обсуждение статьи

См. также: С.Дон

Сергей Дон, Куда ведёт индексация. Станет ли она средством от обнищания или экономическим капканом?, «Независимая газета», 29 июня 1991 года
Сергей Дон, Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца, «Нефть России», №12, 1997 год

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru