[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Сергей Дон
Налог на богатых
«Кворум», 9 июня 1999 года
Закон, принятый в первом чтении, касающийся налога на транспортные средства, будет принят с незначительными изменениями. Закон об АЗС в том виде, в котором он внесен правительством, не будет принят. Насколько я знаю, он не поддерживается ни одним депутатским объединением, и большинства голосов ему собрать не удастся. Что касается альтернативного законопроекта, разработанного бюджетным комитетом, то сохраняются шансы, что он может быть принят. Шансы я бы обозначил так: пятьдесят на пятьдесят.

Ключевым вопросом является позиция правительства в отношении контроля над ценами на бензин. Правительство должно убедить депутатов в том, что оно понимает эту проблему и собирается ее решать, используя все имеющиеся рычаги для того, чтобы принятие этого закона не явилось поводом для владельцев автозаправочных станций повысить цены. Я специально употребляю термин «повод», потому что экономических причин повышать цены, следующих из закона, нет. Однако есть сильный соблазн у владельцев сделать это, как говорится, под шумок. Рост цен на бензин, который и так уже произошел в последние два месяца, с лихвой перекрывает потребности владельцев  АЗС в денежных средствах для выплаты нового вмененного налога. Если рост цен будет минимальным, по моим оценкам - 20-25 копеек, то это фактически не будет иметь никаких последствий. Если рост цен будет заметно больше, это будет иметь последствия в части ухудшения условий жизни и благосостояния рядового автовладельца, каковых у нас насчитывается порядка 15 млн. человек. Если правительству удастся в течение короткого времени продемонстрировать серьезность своих заявлений, законопроект может быть принят. Но если депутаты поймут, что правительство не в состоянии контролировать эту проблему, закон не пройдет.

Из социальных законов, предложенных в правительственном пакете, будет принята только половина, потому что целый ряд законов предполагает отмену, либо приостановление ряда социальных гарантий, выплат, программ и т.д. Некоторые из них - помощь пострадавшим на заводе «Маяк», помощь лицам, получившим инвалидность в ходе борьбы с террористами, и целый ряд других -на самом деле требуют очень незначительных бюджетных расходов. Политические последствия отмены или приостановления этих социальных законов многократно перекроют их реальную цену. Поэтому такие законы не пройдут. Логика правительства здесь непонятна, удивительно, что оно вообще их внесло.

Блок законов, посвященных реструктуризации банковской системы, будет принят, поскольку он предполагает создание прозрачной законодательной базы для деятельности агентства по реструктуризации банковских учреждений. Лучше, чтобы такой важный вопрос регулировался законом, а не ведомственными и инструкциями или решением Центрального банка.

В целом, что касается 7 млрд., которые должен дополучить бюджет, предполагается основную сумму этих денег взять с владельцев автотранспортных средств. Это действительно может быть сделано, несмотря на ряд вполне очевидных противоречий в налоговой практике. Например, налог вводится задним числом. Принимая его сегодня, мы фактически принимаем его с 1 января 1999 года, если нам нужно, чтобы деньги были заплачены в этом году. Но на все это будут закрыты глаза, поскольку политически закон затрагивает обеспеченный слой населения. Поэтому он вполне популистский.

Что касается налога на автомобили, то там речь идет о достаточно мощных автомобилях. Возможно, при доработке пойдет речь о подержанных автомобилях. Не секрет, что значительное число иномарок в России являются подержанными, то есть приобретаются не новыми. Тогда принцип налога на богатых имеет совершенно очевидный изъян. Понятно, что пяти-семилетняя машина с объемом двигателя свыше 2,5 литров может стоить порядка 7000 долларов, и она попадает под налогообложение. В то же время престижные иномарки типа «Мерседеса» или «БМВ» с объемом двигателя 2,3 литра, стоящие свыше 50000 долларов, не попадают под налогообложение. Таким образом, налицо очевидный перекос, который нужно устранить.

Альтернатива принятия этих налоговых законов - взять и объявить всем и вся дефолт. Тогда это будет означать землетрясение финансовой системы с очень серьезными последствиями не только для нас, но и для отдельных стран, которые завязаны на Россию, типа Германии. Обычно дефолта страны пытаются избежать до последнего, это - крайняя мера. После этого надо будет много лет доказывать, что ситуация у нас изменилась, с тем чтобы сюда притекали деньги, чтобы были инвестиции. Это просто национальная катастрофа. Добровольное объявление дефолта как механизма решения каких-то проблем я бы не допускал и в мыслях.
 

Сергей Дон
Депутат Государственной Думы РФ, фракция «ЯБЛОКО»
Член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам
«Кворум», 9 июня 1999 года, № 34, с. 5
Обсуждение статьи

См. также: С.Дон

Сергей Дон, Куда ведёт индексация. Станет ли она средством от обнищания или экономическим капканом?, «Независимая газета», 29 июня 1991 года
Сергей Дон, Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца, «Нефть России», №12, 1997 год
Сергей Дон, Закон «Об акцизах»: возможности совершенствования не исчерпаны, «Аудитор», 1999 год, № 3

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru