[Начальная страница] [Публикации]
 
Виктор Гитин, депутат фракции «Яблоко», заместитель Председателя Комитета ГД РФ по бюджету
БЮДЖЕТ-99  -  ДОРОГА В НИКУДА
 
- Как вы оцениваете проект бюджета на 1999 год?

- Бюджет нереален. Он был рассчитан исходя из нереальных макроэкономических параметров. Объем падения производства, на основании которого рассчитывался бюджет составит в 1999 году не 3%, как считает правительство, а 6-8 %. Инфляция будет не 30%, как считает правительство, а в самом лучшем случае 60%. По поводу курса доллара даже говорить не приходится. Для этого достаточно сходить в ближайший обменный пункт и посмотреть, какой там курс. Правительство все еще считает, что курс будет 21,5 %. Объемы эмиссии, на которую вынуждены будут пойти правительство и Центральный Банк в этом году, скорее всего будет гораздо больше, чем планирует правительство и что заявлено в бюджете. 

На сегодняшний день совершенно не решена проблема внешнего долга. В 1999 году Россия только по внешним долгам должна заплатить около 17, 5 миллиардов долларов. Но до сих пор правительству не удалось договориться ни с МВФ, ни с Лондонским клубом, ни с Парижским клубом о реструктуризации задолженности или пролонгировании этих долгов. Если этого не сделать в ближайшее время, то либо страна будет объявлена банкротом, либо эмиссию надо будет проводить в гораздо больших объемах, чем это запланировано в бюджете на 1999 год.

Итак, бюджет не реален, невыполним. Именно поэтому его оценка -- крайне отрицательная. 

- Получат ли что-нибудь регионы из этого бюджета?

- Даже если какая-то область и получит в этом году немного больше денег, чем в прошлом, то это совершенно не означает улучшения финансового положения данной территории. В реальном значении эти деньги будут в несколько раз дешевле, чем в прошлом году. Поэтому финансово-экономическое положение регионов ухудшится , и значительно. 

Тем не менее Государственная Дума при подготовке проекта бюджета ко второму чтению в рамках согласительных процедур и при участии Совета Федерации приняла некие принципиальные решения. 

Во-первых, урегулированы общие макрообъемы распределения доходов консолидированного бюджета между Федерацией и регионами. 49,5 % доходов консолидированного идет в федеральный бюджет, а 50,5 % -- в местный. Что за этим стоит? Решение, какие налоги и в каком объеме остаются на территории и какие налоги и в каком объеме уходят полностью или частично в Федерацию. 

Одним из ключевых вопросов при рассмотрении этой проблемы был НДС. В первоначальном варианте правительство предполагало весь НДС забирать на федеральный уровень. Хотя в прежние годы 25% НДС оставалось непосредственно территориям. После долгих согласительных процедур, после того как Совет Федерации категорически высказался против такого подхода, определенная часть НДС (15%) все-таки будет оставаться на территории. 

Второй принципиальный момент. Структура самих налогов, которые делятся между Федерацией и субъектами. Здесь наиболее болезненными являются два налога. Для федерального бюджета в составе его доходов запланированы экспортные пошлины, которые на сегодняшний день пока еще не введены и их судьба очень проблематична, а цена этих пошлин около 30 миллиардов рублей. 

Другим проблематичным налогом является налог с продаж. Пока он введен далеко не во всех территориях. Более того, нет системы сбора этого налога, не разработана процедура его введения. Но этот налог уже учтен в доходах территорий. Поэтому, если сегодня территория практически не вводит данный налог, то это означает уменьшение доходной базы бюджета этого региона. То есть практически налог с продаж стал для территорий в определенной степени добровольно-обязательным. Невведение его очень болезненно скажется на местном   бюджете. 

Что это означает?  Для людей -- увеличение стоимости товара. Приходя в магазин, они будут платить на несколько процентов больше (это будет зависеть от того, какова будет установлена ставка налога на данной территории), чем сегодня. 

- Многие регионы волнует вопрос: как будут распределены средства из фонда финансовой поддержки?

- Фонд финансовой поддержки формируется из 14% от всех налоговых доходов федерального бюджета за исключением доходов, собираемых Государственным таможенным Комитетом. Эта сумма по определенной методике, по установленным коэффициентам делится между территориями. Далеко не все территории   получают трансферты или финансовую поддержку из федерального бюджета. Но большинство тех, кто получает, заинтересовано в том, чтобы эти трансферты были как можно больше. На сегодняшний день нельзя сказать, что здесь все проблемы решены. Но некое компромиссное согласие между Советом Федерации, Государственной Думой и правительством найдено. Удалось договориться о введении единой методики расчета, исходя из среднедушевой бюджетной обеспеченности одного жителя, проживающего на территории. Берется некий среднедушевой показатель бюджетной обеспеченности, который считается по каждой территории по определенным показателям, и он соотносится с доходной частью той или иной территории. На разнице возникает либо разрыв, либо превышение бюджетной обеспеченности жителя над средней по стране. Выравнивание за счет трансфертов. 

Следующий вопрос - фонд целевых субвенций непосредственно территориям. В первоначальном варианте бюджета он был определен в сумме 3 миллиард и 611 миллионов рублей. В процессе подготовки бюджета ко второму чтению эта сумма была увеличена на 3 миллиарда 500 миллионов -- за счет перераспределения между различными статьями бюджета доля финансовой помощи через фонд целевых субвенций увеличилась почти в два раза. В рамках этого фонда предусматривается решить несколько проблем. Первое - направить средства на поддержку завоза в районы крайнего Севера -- около 3 миллиардов рублей.  Миллиард - полтора -- на помощь депрессивным регионам. 2 миллиарда -- на выравнивание тарифов тепло-эелктро энергии для территорий, у которых эти тарифы в силу ряда обстоятельств выше, чем в среднем по России. От 500 миллионов до миллиарда -- на региональные федеральные целевые программы. Конкретное распределение этих средств будет определено к третьему чтению. Проблема в том, насколько те или иные лоббистские усилия представителей  регионов сумеют доказать необходимость этих субсидий для своего региона.  

- Как ЯБЛОКО будет голосовать во тором чтении?

- Против. Все эти поправки и все эти цифровые изменения не решают проблем ущербного по своей природе бюджета. Так Дума и правительство имитируют  политическую деятельность, которая должна доказать избирателям, что они  делают закон. Но закон, который изначально ни по одной из своих цифр не будет работать, не является законом. Он даже не является Манифестом о добрых намерениях. Если изначально нас призывают ко лжи, причем ко лжи в общефедеральном масштабе, то это ни с этической, ни с политической точки зрения не является правильным. Фактически это дорога в никуда, это путь, который может привести к катастрофе. Люди, которые живут в регионах, будут оценивать бюджет не по тем цифрам, которые перераспределены во втором чтении, а по своему кошельку, по ценам в магазинах и по реальному финансово-экономическому положению, в котором они находятся.  Нести ответственность за обман со стороны правительства, КПРФ и других фракций, которые сегодня составляют большинство в Думе, мы не считаем нужным. Мы готовы нести ответственность за те предложения, которые мы формулировали и по бюджету, и по налоговой реформе. 

Самые значительные из них следующие: 

-- реальная налоговая реформа, которая облегчала бы участь производителя и позволяла бы ему действительно немножко воздохнуть. Необходимо кардинальное снижение налогов   в совокупности до 20% от выручки  и уменьшение их количества до 5-9.  

-- реальная программа работы с госдолгом. О необходимости этого мы говорили еще два года назад. При утверждении программы внешних заимствований ЯБЛОКО постоянно заявляло, что нельзя жить за счет будущих поколений, что нельзя, закрыв глаза, ни о чем не думая, занимать и бездумно проедать финансовые ресурсы в миллиарды долларов. 

Сегодня нам необходима серьезная программа работы с госдолгом и внешними активами. У нас пока еще, к счастью, не разворован до конца резерв загрансобственности. Правительство даже до конца не знает, какими внешними активами оно обладает. А они совершенно реально позволяют нам соотнести их с общим объемом внешней задолженности страны. И при нормальной серьезной работе с внешними активами и внешним долгом мы бы могли, я думаю, минимизировать те трудности, которые сегодня мы переживаем. 

-- бюджетное устройство. Бюджет должен выстраиваться совершенно на других принципах. Пока доходы подсчитываются методом прищуривания левого глаза. Бюджет должен строиться на основе реального и честного подхода, когда называются не мифические, а близкие к реальности цифры. 

Но любой, даже самый реальный, самый разумный бюджет, любая либеральная налоговая реформа столкнется с одной очень серьезной для России проблемой.  Коррупция пронизала все: не только государственную власть, но и экономику страны, когда не только торговые ларьки, отдельные предприятия, а целые отрасли промышленности находятся под контролем криминала. Без пресечения  этого любая программа будет просто провалена. 
 

Подготовила Елена Лукашова, пресс-служба фракции «Яблоко» 
тел. 292-98-00, 292-94-59
 
Обсуждение статьи

См. также: Бюджет-1999, В.Гитин
 

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru