[Начальная страница] [Публикации]
 
Виктор Гитин, Депутат Госдурарственной Думы РФ (фракция "ЯБЛОКО") 
Заместитель председателя Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам
У Центробанка  развязаны руки
 
Продолжающееся сейчас падение курса рубля по отношению к доллару ставит под угрозу выполнение обсуждаемого в эти дни в Госдуме проекта федерального бюджета на 1999 год в его нынешнем виде. В этом закономерном процессе находит свое объективное отражение состояние российской экономики, находящейся в сложном положении -процесс стагнации системного кризиса, финансовый кризис, спад промышленного производства, кризис неплатежей.

Более того, уже в конце прошлого года было совершенно очевидно, что курс доллара будет неуклонно расти на протяжении всего 1999 года, в то время как курс рубля будет падать.

Поэтому прогнозные оценки Министерства финансов РФ и Центробанка о том, что средневзвешенный курс доллара будет равен в 1999 году 21,5 руб., можно воспринимать в лучшем случае, как фантазию, но ни в коем случае - как расчетные показатели.

Такая цифра не мотивирована ничем: ни экономикой, ни- финансовой ситуацией, ни положением в стране.

Что касается заявления Центробанка РФ о стабилизации курса национальной валюты, то это, на мой взгляд, - очередная попытка выдать желаемое за действительное. Безусловно, благие намерения - дело хорошее. Только я боюсь, что этими благими намерениями, такими заявлениями вымощена дорога в ад.

Если Центробанк РФ реально не отдает себе отчета в том, что происходит с финансовой ситуацией в стране, действительно считает, что у нас идет стабилизация и что средневзвешенный курс рубля в 1999 году будет 21,5 руб., то остается только развести руками и задуматься о квалификации руководства уважаемого банка но главе с Виктором Геращенко.

На мой взгляд, на сегодняшний день предпринимаемые Центробанком РФ меры по защите курса рубля носят односторонний, исключительно административно-регулировочный характер. То есть курс рубля сдерживается в основном за счет различных административных мероприятий нормативного характера в области валютного регулирования.

А ведь, казалось бы, ясно всем, что без двух показателей, формулируемых ЦБ РФ, - объема планируемой денежной эмиссии и расчетного курса доллара - в принципе невозможно формирование макроэкономических показателей федерального бюджета-99.

Более того, правительство РФ фактически использовало валютные резервы ЦБ РФ для обслуживания внешнего долга, о чем мы узнали в конце прошлого года. Это еще более ухудшило положение самого Банка России на валютном рынке. Я думаю, что здесь была согласованная позиция правительства и ЦБ РФ. Какими мотивами они руководствовались при этом, известно только Виктору Геращенко и Юрию Маслюкову.

Я считаю, что это было недопустимо. Вообще, политика использования правительством валютных резервов ЦБ РФ в принципе порочна. Ведь это последний оставшийся у нас островок стабильности, последний резерв валюты, последний загашник, который имеет не только Центробанк РФ, но и страна. Вот почему использование этого последнего резерва совершенно неоправданно и неразумно.

На сегодняшний день, я полагаю, правительство восстановило в какой-то степени ситуацию, то есть возвратило взятые средства, хотя у меня на этот счет нет точной информации. Но даже если возврат и состоялся, то он произведен далеко не ликвидными валютными активами, например драгоценными металлами, алмазами. Это означает не только ухудшение самой структуры наших валютных резервов, теряющих свою ликвидность, ной самой валюты, наличных средств в банке все меньше и меньше. Я допускаю, что на определенные шоковые моменты там вообще почти ничего нет.

Безусловно, можно и нужно более широко использовать получаемую Центробанком РФ прибыль на бюджетные траты как дополнительный источник доходной части бюджета.

Однако в последние три года его прибыль искусственно занижалась путем, в частности, перечисления значительных сумм в пенсионный фонд работников ЦБ РФ. Подобные манипуляции и бесконтрольность в части расходования средств банка создавали возможность для искусственного уменьшения прибыли и, следовательно, поступления ее в федеральный бюджет. Со стороны Госдумы этот вопрос неоднократно поднимался, предпринимались попытки урегулировать его законодательно, однако они, к сожалению, блокировались Центробанком РФ.

Насколько мне известно, резервы ЦБ РФ в части увеличения прибыли существуют, например в сфере переоценки балансовых и забалансовых активов, валютных активов. Многие из них оценены по ценам 10-ти, 15-летней давности. Однако такую переоценку банк проводить не хочет.

Сейчас руки у Центробанка в части использования прибыли развязаны очень широко, практически решение об этом отдано на откуп его Совету директоров.

Совершенно справедливой, я считаю, является и критика Центробанка РФ за установленные зарплаты для своих сотрудников с огромным количеством различных выдач, начислений, премиальных, вознаграждений. Общий доход его служащих, безусловно, является супервеликим, выше, чем в другой какой-либо госструктуре.

Безусловно, Центробанк РФ, имея обширнейшую автономию деятельности сегодня, гораздо автономнее, чем правительство. Он оказался практически неподконтролен или, скажем, менее подконтролен Госдуме, чем правительство. Поэтому и существуют не только в Госдуме, но и Совете Федерации настроения о том, чтобы увеличить контроль над деятельностью ЦБ РФ.

И в заключение, возвращаясь к бюджету-99, хочется подчеркнуть, что главный финансовый документ страны нереален: все заложенные в расчет его показатели не соответствуют действительности. Падение производства у нас будет не 3%, как планируется в проекте бюджета, а порядка 6-8%, инфляция составит не 30°о, а все 60%, а курс доллара конечно превысит 21,5 руб., для того чтобы убедиться в этом, достаточно уже сейчас посетить ближайший обменный пункт.

Весь парадокс, абсурдность ситуации заключаются в том, что это понимают и правительство и ЦБ РФ. Поэтому процедура прохождения проекта федерального бюджета во втором, третьем и четвертом чтениях не меняет принципиально ситуации. Любые вносимые в проект бюджета поправки не устраняют его внутренней порочности - это бюджет благих намерений.
 

Виктор Гитин,
"Кворум", 20 января 1999 года, № 22, с.3 
 
Обсуждение статьи

См. также: Бюджет-1999, В.Гитин
 

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru