[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Ирина Смирнова
 "Яблоко" сочинило новую конституцию Карелии
Северный Курьер (Петрозаводск) 28 мая 1999 года №23413
29 мая состоится конференция карельского отделения движения "Яблоко". О чем будет идти речь на конференции, корреспонденту "СК" рассказал лидер карельских яблочников Александр Чаженгин. 

- Александр Валентинович, в чем цель конференции? 

- Такое мероприятие проводится впервые. На конференции будут присутствовать заместитель Григория Явлинского по фракции в Госдуме Татьяна Ярыгина и депутат Госдумы Алексей Захаров, тот человек, который выиграл у Ельцина суд по поводу третьего президентского срока. К нам довольно часто приезжают депутаты Госдумы. Но дело не в этом. Политсовет объединения собирается на конференции создать инициативную группу по выносу на общереспубликанский референдум нового проекта Конституции Карелии. Этот проект разрабатывался специалистами - яблочниками на протяжении года. Делалось несколько попыток реализовать идеи, заложенные в проекте с помощью законодательных инициатив. Они ни разу не набирали положенного числа голосов. Поэтому единственный выход провести референдум по проекту. Сделать это будет очень не просто. Идеи, заложенные в проекте в значительной степени изменяют расстановку сил в ветвях власти республики, могут серьезно повлиять на политическую жизнь в Карелии.

- Какой механизм действует при проведении референдума. Вы создаете инициативную группу что дальше?

- По закону мы можем проинициировать обращение в ЦИК республики по поводу вынесения рассмотрения какого-либо документа на референдум. ЦИК должна рассмотреть документы, представленные и в случае, если не будет нормативных поводов для отказа, обязана передать вопрос в палату представителей. Далее в палате рассматривают регистрацию нашей инициативной группы. Единственный мотив для отказа в регистрации нарушение нами закона. Затем нам предоставляется право сбора подписей. Нужно собрать не менее 10 тысяч подписей за референдум на территории республики. На это будет выделен месяц. Потом ЦИК проверяет подлинность подписей и опять передает вопрос в палату представителей. Если законодательство не нарушено, палата обязана назначить дату референдума. Во время сбора подписей ЦИК обязана опубликовать текст проекта Конституции, разъяснения к нему и дать нам право объяснять свою позицию. 

- Каковы, на ваш взгляд, шансы дойти до референдума? 

- Очень много политических сил не заинтересованы, чтобы были реализованы те идеи, которые мы заложили в новый проект. Но шансы мы расцениваем как весьма перспективные. У нас есть сторонники среди других общественных движений и партий, существует поддержка в стенах ЗС. Это первый в мире случай, когда предложение о референдуме вносится не со стороны государственного образования, а от общественного объединения. Когда мы отдавали проект Конституции на экспертизу в Германию, это произвело большой эффект, поскольку таких прецедентов не было даже за пределами нашей страны. Вообще, текст проходит самую тщательную экспертизу среди академической среды и в Москве, и за границей. Этим занимается целый ряд институтов. Текст уже издан 10-тысячным тиражом, первая партия прибудет в Петрозаводск в субботу. 

- В чем основные отличия нового проекта? 

- Если начинать с самого начала, то действующая Конституция была принята 30 мая 1978 года, конечно, не на референдуме, а Верховным Советом тогда еще КАССР. С этого времени ее текст претерпел изменения четырнадцать раз. Причем очень часто эти правки вносились "на коленях". Текст приспосабливали под складывающуюся ситуацию, под конкретных политических деятелей. Соответственно, Конституция страдает недостатками. 

Если до 1993 года был крен в сторону законодательной власти, то после произошел совершенно обратный крен. Мы считаем, что на сегодняшний день существует перекос в сторону исполнительной власти. 

Процесс формирования правительства совершенно неподконтролен ни законодательной власти, ни избирателям. Председатель неуязвим со всех сторон потому, что обладает целым рядом иммунитетов. Как член Совета Федерации он обладает депутатской неприкосновенностью. Как председатель правительства неприкосновенен по Конституции. 

Более того, многие механизмы, заложенные в нынешней Конституции, не действуют. Например, механизм выражения недоверия главе правительства. Парламент может начать процедуру выражения недоверия, но она ничем не закончится. Если даже две палаты проголосуют за это, впоследствии нужно обращаться в Конституционный суд, который должен сказать: нарушал ли закон председатель. А этот суд по федеральному законодательству лишен подобных полномочий. Точно так же и с обратной стороной - председатель не может распустить ЗС. Мы хотим, чтобы нормы Конституции соответствовали действующему законодательству, чтобы была возможность их реализовать. Это повлечет за собой повышение ответственности представителей всех ветвей власти. 

У нас создан коллегиальный орган - правительство. Но ни в Конституции, ни в законе о правительстве не предусмотрено никакой ответственности этого органа за принимаемые решения. Правительство невозможно даже распустить. Если власть безответственна, люди перестают ей верить. 

Второй момент: мы хотим сделать работоспособной законодательную ветвь власти. Существование двухпалатного парламента из 61 депутата - не лучший путь для законотворчества в республике. Мы предлагаем оставить 25 депутатов, работающих на постоянной основе. Это доказывает последнее заседание ЗС, когда пять раз срывался кворум депутатами палаты представителей. Причем их можно понять. Они приезжают из районов, им нужно успеть решить свои конкретные дела в министерствах, правительстве. Депутаты, работающие на непрофессиональной основе, приходят в парламент прежде всего для того, чтобы лоббировать интересы собственных отраслей, районов. Основной же задачей парламента должно быть создание законов, которые будут нужны всем. Независимость депутата может быть, если он работает только в парламенте. Кроме того, о каком профессионализме может идти речь, когда люди приезжают на один-два дня, получают громадную папку документов, которую и прочитать не успевают, и при этом голосуют за важнейшие законы? Они не успевают толком вникнуть в тот объем информации, который сваливается на них за эти два дня. 

Третья идея, заложенная в проекте Конституции - идея закрепления стабильности в обществе, гарантий обществу, что в республике не будет раздуваться штат чиновников, не будут создаваться новые министерства. Во время предвыборной кампании обещалось, что сократится число чиновников, министерств. При прежнем правительстве было 27 министерств, ведомств и 30 министерских портфелей. Теперь у нас 26 министерств и ведомств, 29 министерских портфелей. Что изменилось? А недавно внесено предложение о создании очередного комитета. 

Мы предлагаем закрепить количество министерств - четырнадцать, построить их по принципу управляемости. Создать бюджетный поток: те министерства, которые не зарабатывают деньги, так называемые социальные. Второй поток - министерства, зарабатывающие деньги. И третий - министерство финансов, распределяющее деньги. Соотвественно, у председателя будет три зама, одновременно являющихся министрами. Будет понятно, кто чем занимается. Сегодня сложно разобраться, например, кто занимается лесом. Председатель руководит комиссией по распределению лесных ресурсов, его первый зам тоже занимается этим, госкомитет по лесопромышленному комплексу тоже, госкомитет по лесу - то же самое, а еще есть и "Кареллеспром". И все занимаются лесом. 

Конечно, важным вопросом является устранение внутренних противоречий, существующих в нынешней Конституции. Работа по подготовке проекта была непростой. 

Про нас часто говорят: вы только критикуете, а ничего не делает. Вот мы предлагаем конкретное дело: начать менять нашу жизнь, начиная с Основного закона. Приниматься Конституция должна на референдуме. Никаких кулуарных правок по договоренности быть не может. У республики появился шанс утвердить нормальную систему органов управления, нормальные взаимоотношения между органами власти, между избирателями и государством. 
 

Ирина Смирнова
Северный Курьер (Петрозаводск) 28 мая 1999 года №23413
Обсуждение статьи

См. также: Самоуправление и федерализм

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru