[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru 
 

Андрей Павлов

ПОМОЩНИК ИЛЮМЖИНОВА ПРИЗНАЛСЯ В УБИЙСТВЕ

Вчера это сенсационное сообщение распространили информационные агентства. Но проведенное «КП» расследование показывает: точку в деле Ларисы Юдиной ставить рано.

 
Юдину похоронили. По подозрению в убийстве задержаны двое, в федеральный розыск объявлен третий. В начале недели огромное количество изъятых у подозреваемых одежды и вещей отправлено в Москву на экспертизу. Ищут следы крови журналистки. Единственное, в чем нет сомнений у следственной бригады, так это в мотивах преступления. Дело возбуждено по статье 105, часть 2, пункт «б» - убийство, связанное с выполнением профессиональных обязанностей.
- Было бы смешно утверждать, что это бытовуха! – пожимает плечами прокурор регионального управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу Игорь Ткачев.

ХРОНИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Дома у Ларисы Алексеевны тишина. По комнатам, как тени, бродят трое мужчин. Двое сыновей и муж. Глава семьи раньше был лектором общества «Знание», работал в Госкомстате. Оттуда Геннадия Васильевича выкинули после того, как жена стала известным в республике диссидентом.
Дети живут далеко от родного дома, в Москве, и в Элисту наезжают нечасто. Старший, тридцатилетний Дима должен был через несколько дней привезти бабушке любимую внучку. Даше шесть лет. Только спустя трое суток Даше смогли сказать: бабушка умерла…
- За неделю до ее исчезновения позвонил знакомый, - рассказывает Геннадий Васильевич, - и сказал, что на него вышел некий человек из Агентства развития и сотрудничества. У него-де имеются какие-то любопытные документы.
В субботу позвонил тот загадочный человек. Предложение Ларисы Алексеевны прийти к ней домой его не обрадовало: «Меня легко смогут вычислить. Давайте встретимся на улице!»
В субботу, в десять вечера, она вышла с мужем на улицу. Идти было буквально через дорогу, к кинотеатру «Октябрь». Незнакомец сидел в неосвещенном месте.
- Лариса подошла к нему и минут десять беседовала. Вернулась очень довольная, сказала, что наклевывается громкое дело. Он обещал на следующий день подвезти все документы…
Назавтра, в воскресенье, около восьми вечера, когда в Элисте еще было светло, журналистка вышла из дома в домашних тапочках.
- Я буквально туда и обратно!
И не вернулась. Геннадий Васильевич, так и не заснувший в ту ночь, стал названивать в милицию, ФСБ и друзьям. Приехали чекисты, установили на телефоне подслушивающее устройство. Сначала были мысли о похищении – Чечня под боком. А вечером пришел милиционер и в смущении замялся на пороге, не зная, как сообщить страшную весть.
- Когда Ларису привезли, я ее не узнал…
Нашли редактора оппозиционной газеты на окраине Элисты, у Ярмарочного пруда. У нее было семь ножевых ранений, разбитое лицо, кости черепа в нескольких местах проломлены.
Старший сын Дима недоумевает:
- Вроде ничего взрывоопасного не готовила. Вот когда у нее были публикации по нефтяным делам, тогда другое дело. Ей звонили, предлагали на выбор: или два миллиона долларов и вон из Калмыкии, или убьем. А тут…
Друзья другого мнения. Лариса Алексеевна несколько дней не дожила до выхода в свет очередного номера газеты: из-за финансовых сложностей «Советская Калмыкия сегодня» из еженедельника превратилась в ежемесячник. В сохранившемся макете есть очень любопытные материалы.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ

Задержанный Тюрбя Босхомджиев и был человеком, который свел предполагаемого убийцу с Юдиной. Но мало кто верит, что он виновен. Босхомджиев – бывший оппозиционер. Бедствовал, отошел от оппозиции, выпросил себе должность представителя президента Калмыкии в Волгоградской области. Почти все говорят, что его подставили.
Со вторым задержанным сложнее. Сергей Васькин – капитан милиции, друг Кирсана Илюмжинова, советник президента Калмыкии по работе с административными органами. Правда, все это с приставкой «бывший». Четыре года назад ранним утром на огромной скорости джип, управляемый Васькиным, врезался в переходивших улицу двух восемнадцатилетних парней. Оба были убиты на месте. Перетрусивший Васькин сбежал с места происшествия, но его сдала сожительница. Экс-милиционеру и советнику президента впаяли восемь лет.
Некоторое время назад его расконвоировали и перевели на «химию». Но колония-поселение, где должен регулярно отмечаться Васькин, находится далеко от Калмыкии. Что он делал в Элисте, сейчас выясняется. По достоверным данным, при аресте на лице Васькина обнаружена глубокая свежая царапина. След борьбы с Юдиной? Именно он, по словам мужа, очень напоминает человека, с которым беседовала Лариса Алексеевна накануне своего исчезновения.
На какого живца выманили журналистку? Агентство развития и сотрудничества Калмыкии уже давно привлекало ее внимание. Через эту контору прокачивалось огромное количество денег – налоги и плата за регистрацию предприятий из других регионов в оффшорной зоне. Человек, обещавший сенсационные документы, может, и сам того не желая, подтвердил то, о чем Юдина догадывалась давно: никем не учтенные огромные суммы из АРИСа поступают в Фонд программ президента Калмыкии, являющийся, по сути, личным карманом Илюмжинова.

ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

Официальные лица республики, ритуально поскорбев, все как один кинулись обличать центр в происках против калмыков. «Народный акын» Кугультинов публично недоумевал: вот писатель имярек помер, а никто по его поводу не шумел. Хоть бы объяснил кто поэту – не своей смертью, не от цирроза печени скончалась оппозиционная журналистка!
На площади перед местным «Белым домом», где по вечерам гремит музыка и танцует молодежь, массовик-затекник при галстуке после каждой песни заводит толпу: «Желтая русская пресса хочет раздавить нашего президента! Не дадим! Элиста, подними руки! Руки вверх, Элиста!» Единственный на всю Россию Государственный секретарь по идеологии (!) Нусхаев заявил: «Смерть Юдиной выгодна Москве. Для Москвы существуют три нации: русские, черные и узкоглазые…»
Ладно. В конце концов большинство тех, кто шел за гробом журналистки, были те самые «узкоглазые». И в пикетах на главной площади Элисты, требующих найти убийц, русских раз-два и обчелся. И отнюдь не русский шовинист, а «узкоглазый» генерал Очиров, в бытность свою замначальника Контрольного управления Президента России, назвал Илюмжинова вором. Так, кстати, и не получив внятного ответа на свое обвинение.

КОМУ ОНА МЕШАЛА?

Огромная следственная бригада, не зная выходных и праздников, опрашивает сейчас многочисленных героев публикаций в «Советской Калмыкии», Среди этих людей есть женщина, с которой Юдина встречалась буквально за два дня до своей смерти. Татьяна Гажва – вдова удачливого предпринимателя, начальника валютного отдела банка «Бумба», которого год назад застрелили во дворе своего дома. Нашли и пистолет, и хозяина оружия, но на том дело и закончилось.
Татьяна считает, что ее муж, независимый и смелый, уже давно был бельмом на глазу у властей. Особенно сильно обстановка накалилась в 1996 году, перед матчем Карпов-Камский в Элисте Гажва отказался предоставить свой особняк под резиденцию Карпова. За это на него очень осерчал Вячеслав Илюмжинов – брат Кирсана, калмыцкий «серый кардинал». Есть свидетели, что он заявил: «Гажве в Элисте не работать!» Через некоторое время у строптивого предпринимателя сгорела сауна. А еще через год его убили.
Может, и совпадение. Но Татьяна так не думает. Об этом писала в своем последнем материале Лариса Юдина.
Кстати, Гажва метил на место председателя правления банка, куда в том же году, когда его убили, пришла дочь министра внутренних дел Калмыкии Бакланова, филолог по образованию. А в Элисте министр знаменит своим огромным домом, выстроенным словно по мановению волшебной палочки. Когда его спросили, на какие средства отгрохан особнячок, Бакланов очень просто ответил: «А мне президент дал шестьсот миллионов!» Это в то время, когда рядовые милиционеры живут по конурам…
Повязана вся республика. Неудивительно, что руководитель местного управления ФСБ, отвечая на вопрос журналистки Юдиной – каково ему пришлось на заседании Народного Хурала? – сказал: было интересно смотреть в зал и видеть столько уголовников. Обиженный Хурал подал в суд. Удивленный чекист пожал плечами и предоставил справки: кто сидел, за что и когда вышел. Очень неудобно получилось.
А может, Юдина что-то не то узнала о «Чесс-сити», знаменитом шахматном городке, стоящемся к сентябрьской шахматной Олимпиаде? Даже ФСБ не знает, откуда берутся средства на него. «Великая тайна! – смеются элистинцы. – Да у детей отняли!» И действительно, пособия на детей матерям не выдают уже год. Когда те ропщут, им объясняют, что не хватает на «Чесс-сити». Тем не менее стройка в очередной раз встала, и неизвестно, на какие шиши она будет продолжена: «детских», очевидно, не хватает.

В ЛАРИСУ СТРЕЛЯЛИ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД

Я помню ее четыре года назад. В Юдину стреляли: не убить, а так – попугать хотели. Поджигали дверь, с шумом и треском выселяли из Дома печати. От огромной редакции «Советской Калмыкии» остался один компьютер, на котором она последнее время и набивала тексты, и верстала. И еще осталась сама Лариса Алексеевна, которая за эти годы смогла доказать, что и один честный журналист – это очень много. Ей кричали: «Эта ваша коммунистическая газетенка!», а она лишь усмехалась – вор останется вором в любой партии. Да и не была она коммунисткой. Просто честный человек.
Газеты больше не будет. И оппозиции тоже. Илюмжинов может быть доволен. По сведениям из президентского окружения, в апреле, за два месяца до убийства, ему привезли кассету с интервью Юдиной австралийскому телевидению, где она сказала: ситуация в Калмыкии напоминает 1994 год в Чечне. Рассказывают, что Илюмжинов был в бешенстве и заявил: «Чтобы больше ни одного номера этой газеты я не видел!»
Все так и получилось.
 
Андрей Павлов, спецкор КП, Элиста, 18.06.98
 
  [Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru