Томский вестник (областная ежедневная газета).

7 апреля 1998 года, №60, стр. 6 

На все нужна политическая воля 

 
В Госдуме РФ ожидается принятие списка месторождений, на которые распространяются положения закона о соглашениях о разделе продукции (СРП). Среди них и наше Лугинецкое месторождение. 

ИСТОРИЯ законодательства о СРП драматична. В чем суть закона о СРП? Чем обусловлена борьба? С этими вопросами я в ходе недавно состоявшегося съезда "Яблока" обратился к одному из главных разработчиков закона, депутату Госдумы Алексею МЕЛЬНИКОВУ, члену думского комитета по природным ресурсам и недропользованию. В Думе предыдущего созыва этот молодой депутат был членом комитета по экономической политике. 


 
Контракт: государство - инвестор 

- Законодательство о соглашениях о разделе продукции относится к числу стратегических направлений деятельности фракции "Яблоко" в Госдуме. Смысл его, если сказать кратко, состоит в том, что перед инвесторами в нефтяной сектор стоят две проблемы. нестабильный налоговый режим (вы начинаете разработку месторождения, проходит два года, налоги повышаются, и проект, прежде бывший рентабельным, вдруг перестает быть таковым) и негибкое налогообложение, очень высокий уровень налогов в секторе поиска, разведки и добычи минерального сырья. 

Законодательство о СРП позволяет эти две проблемы решить. Каким образом? 

СРП - это контракт между государством и инвестором на разработку определенного месторождения. Он заключается на определенный срок. В нем прописываются права и обязанности как инвестора, так и государства. В рамках соглашения устанавливается простой и гибкий режим налогообложения, при котором значительная часть налогов заменяется единым - разделом продукции между государством и инвестором. 

Схема здесь такая. Сначала инвестор уплачивает платежи за право пользования недрами. Платежи немалые. Например, согласно действующему законодательству, по нефти это 10 - 16 процентов от объема добычи. После этого компенсирует свои затраты Затем из оставшейся части инвестор делится продукцией с государством по соответствующей гибкой шкале, которая зависит от показателя рентабельности проекта: чем более рентабелен проект, тем большая доля отходит государству. Инвестору это выгодно, потому что увеличивается масса продукции, увеличивается масса дохода. 

После того как произошел раздел продукции, инвестор со своей части еще уплачивает налог на прибыль по общефедеральной ставке, которая была на дату заключения соглашения. 

Работать на основе СРП очень выгодно для компаний - имея стабильный режим, они, например, могут привлекать кредиты. Ведь в мировой практике в нефтяном секторе до 80 процентов кредитных ресурсов - это кредиты банков. Понятно, что нефтяные проекты очень капиталоемкие и на очень долгий срок. 

В процессе работы над законом мы боролись за то, чтобы закон распространялся и на российские компании. Чтобы и они, имея такие возможности, могли привлекать частные ресурсы с Запада, на коммерческой основе у частных банков. Банк рассматривает проект, учитывает режим, ряд составляющих, учесть которые очень сложно. Например, состояние цен на мировом рынке. 

Контракты по СРП устроены так, что они обладают гораздо большей живучестью по сравнению с контрактами, реализующимися на основе действующей системы. Что происходит? Падают цены - снижается рентабельность проекта. Снижается рентабельность - изменяется пропорция раздела продукции. Больше начинает получать инвестор, меньше - государство. Это, собственно, касается самого налога по разделу. Потому что остальные налоги - на прибыль, платежи за право пользования недрами - инвестор все равно платит^ они фиксированы - здесь никаких изменений. Да, доход государства несколько уменьшается. Уменьшается и доход инвестора. Но производство продолжает оставаться рентабельным. 

Критика 

-Тем не менее при всей привлекательности закона о СРП, о которой вы рассказали, закон вызывает критику. В прессе приходилось встречать утверждение, что закон в том виде, в каком он принимается у нас, 30 лет назад был в странах ' третьего мира, что это проявление .* неоколониальной политики. 

-Упомянутое вами утверждение - крайне неквалифицированная форма критики. Начнем с того, что если говорить о модели СРП в России, то она просто уникальна. Она создана под российские условия. Если говорить с академической точки зрения, 

то это вообще не чистые СРП, потому что здесь есть роялти. Платежи за право пользования недрами сохраняются. 

Вопрос же здесь, видимо, заключается в следующем. Существуют ли СРП как преобладающая форма контракта в США, Канаде, Норвегии, Великобритании, в других развитых странах, которые добывают ресурсы? Нет. Там работает лицензионная система. Но там другие традиции государства, там совершенно другой опыт. А у нас лицензионная система с 92-го года, со времени принятия закона о недрах, показала свою неэффективность. На ее основе инвестиции привлечь не удалось. Почему? А вот по тем же самым причинам, о которых мы уже говорили: нестабильный налоговый режим, высокие налоговые ставки недифференцированы. 

Понимаете, каждое месторождение уникально. И к каждому желательно применить свой режим разработки. Есть такое экономическое понятие, как рента. Если месторождение более богатое - надо эту ренту изымать, если бедное - то объем изъятия должен быть меньше. Ведь и сами СРП появились как путь решения тех проблем, которые не смогла решить лицензионная система. 

Теперь в отношении того, что происходит в мире. СРП успешно применяются во многих странах. Например, 16 лет работы в Китае, на шельфе, показали эффективность соглашений. Сейчас китайцы переносят этот опыт с шельфа на материк. 

О каком неоколониализме можно говорить, если договаривающиеся стороны абсолютно равноправны? 

А сколько иностранных компаний работает в Америке, Мексиканском заливе, Луизиане, Техасе, на Аляске? Сто штук! А что произошло с Норвегией с 64-го года (года, когда пошла первая тюменская нефть), где работали и продолжают работать американские компании? За эти годы на нефти и на газе Норвегия из бедной страны превратилась во вторую по уровню жизни страну Европы. То же самое происходит в Англии. Кстати говоря, норвежцы выигрывают еще и от передачи опыта, передовой технологии. 

- В течение какого срока действует соглашение о разделе продукции? Критики СРП утверждают, что якобы во всем мире сроки СРП ограничены тремя-пятью годами, а затем пересматриваются. 

- В законе об СРП четко записана формула; срок соглашения - в соответствии с действующим в России законодательством. Согласно закону о недрах это 20 лет на добычу, 5 - на разработку, с возможностью продления на такой же срок. В принципе мы считаем, что такая позиция не совсем верная и правильнее было бы срок разработки устанавливать в самом соглашении применительно к конкретному объекту. В любое соглашение включается формула расторжения договора. 

А те критики, которые говорят про три-пять лет, вообще не понимают, о чем идет речь. Вот мы с Г. Явлинским были в Норвегии, на современной нефтедобывающей платформе "Хэйдрун". Со времени открытия месторождения и до начала работы прошло десять лет. Понимаете? Как можно говорить про три-пять лет, когда разведка продолжается по многим объектам больше? 

Понимаете, согласно тому закону, который пробивало "Яблоко", вообще не предусматривались никакие перечни месторождений и тем более их утверждение в парламенте. Это абсолютно глупое и ненужное мероприятие, тупое. Вот сейчас эта история продолжается два года. Уже давно можно было готовить соглашение по Лугинецкому месторождению. 

- Почему, на ваш взгляд, так трудно проходит законодательство о СРП? Связано ли это с тем, что оппоненты просто не в состоянии постичь суть вещей? Или.... 

- А чего там скрывать? Интеллектуальный уровень и фракции КПРФ, и ЛДПР ни для кого не является секретом - он невысокий. Ни для кого не секрет, что депутаты этих фракций и не собираются разбираться во всем этом, хотя разобраться можно было бы давно, поскольку существует множество книг, статей. Мы проводили индивидуальные беседы и коллективные обсуждения. Уже в этой Думе Маслюков (замечательное руководство было у нас в стране!) говорит: вот я все-таки не понимаю, как же это так, какие-то налоги у государства забираются, а прибыль возрастает. За счет чего? Какие мозги нужно иметь, чтобы задавать такие вопросы! А вы говорите - критика. 

Они не понимают, как это может быть такое законодательство, от которого выгодно всем. Но это не налоговые льготы. Это другой режим. Сейчас на Самотлоре 90 процентов запасов выработано. Скважины закрываются. Если вы примените другой режим налогообложения, то получите здесь хоть что-то, не примените - не получите ничего. Отсюда и выигрыш. Для государств и для компании. 

- Расскажите об уже реализующихся соглашениях. 

- Реализуются два контракта по СРП - "Сахалин-1" и "Сахалин-2". И хотя там все идет трудно, потому что полностью еще не принято сопутствующее законодательство, тем не менее дело-то идет. Например, на перечисленные бонусы строятся совершенно конкретные объекты. На острове впервые среди нефтяников сократилась безработица. 

Выяснилось, кстати, что косвенные доходы государства от загрузки предприятий больше, нежели от самого проекта, - начинает работать мультипликатор. 

Заказами загружаются российские предприятия. Амурский судостроительный завод - один из крупнейших в стране - в течение года выполнял заказ по строительству основания для морской ледостойкой платформы. На этом гражданском заказе была занята половина рабочих. Условия были жесткие - трехмесячная предоплата. Рабочие получали среднюю зарплату по нескольку миллионов рублей. Получали без задержки. А рядом люди сидели на оборонном заказе и не получали ничего. 

Не хватило сварщиков - 150 специалистов привезли из Северодвинска. Загружаются предприятия, проектные институты. Сейчас по проекту "Сахалин-2" объявили дату промышленного освоения. А это означает, что по соглашению уже перечислены деньги - 35 млн. долларов: 15 млн. - в виде бонусов, а 20 млн. долларов в соответствии с соглашением - в фонд развития Сахалина, который за пять лет должен составить 100 миллионов долларов. 

И вновь - ВПК 

- Поскольку, как я знаю, вы внимательно следили за приватизацией ВНК, не могу не воспользоваться случаем, чтобы в связи с этим не выслушать вашу оценку происшедшему. 

- Законодательство в этой области у нас не разработано. Нормативных актов, с помощью которых можно было бы сделать приватизацию грамотно, очень мало. К этому надо добавить и удивительное представление наших властей о том, что должна представлять собой приватизация такого объекта, как нефтяная компания (НК). По-моему, здесь главное соображение заключается только в том, чтобы получить в бюджет побольше денег. Все. А что там дальше будет... 

Я думаю, что приватизация таких объектов должна происходить долго- Дело в том, что одна из составных частей благополучия нефтяных компаний - лицензии на разработку месторождений. Что такое лицензия? Это документ, в котором фиксируются обязанности, которые принимает на себя компания, занимающаяся разработкой объектов. У того, кто хочет получить компанию в собственность, должны существовать планы, что с этим делать: соответствующие инвестиционные программы, планы финансирования. И все это должно рассматриваться и приниматься во внимание комиссией, которая занимается приватизацией объекта. То, как это было сделано с ВНК, конечно, не дело. 

- Что конкретно могла сделать областная администрация? 

- Администрация могла сделать очень многое. Она вполне могла настоять на том, чтобы добиться того, о чем я говорил. Что я имею в виду? У нас недропользование находится в совместном ведении субъекта Федерации и Федерация. Предположим, Федерация говорит: это моя собственность, и я хочу ее продать. Хорошо. Продавайте. Но вот я, как субъект, настаиваю на отзыве лицензии у ВНК, которая что-то там не реализует или не делает. 

Методы воздействия абсолютно законные, нормальные. Но просто надо было их реализовывать и твердо добиваться того, чего вы хотите. Предположим, вы хотите, чтобы были ясность и определенность с людьми, которые заняты на этих месторождениях. Я, конечно, понимаю, что ВНК, "Томскнефть" далеки от эффективной работы. Но тем не менее что-то нужно делать. Соответственно нужен нормальный последовательный план, в котором прописано, что будет с компанией, с людьми. Переводить на СРП? Хорошо, прекрасно. федеральное правительство, ты приватизируешь? Ладно, я настаиваю на том, чтобы все объекты были включены в перечень по СРП. Вносите -проект соответствующего федерального закона в Думу, настаивайте. Давайте это сделаем совместно. Тогда . есть основание выводить отрасль из кризиса. Но тогда и цена компании была бы выше. Потому что понятно, что разработка объектов на условиях СРП гораздо более выгодна для инвестора - увеличивается сам объем пирога, который потом придется делить. Возможность что-то делать есть всегда. Нужна только политическая воля. Смотришь на Сахалинскую администрацию. Ее можно упрекать в чем угодно, но не в недостатке политической воли - ведь люди все-таки добились своего. 



Виктор СВИНИН, Москва.
 

Яблоко. Начальная страница 
Яблоко. Публикации