[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Алексей Михайлов
 Перевернуть пирамиду
Беседу вел А. Евгеньев
«Российская газета», 15 октября 1992 года
Пока мы беседовали с сотрудником    «ЭПИЦентра» Алексеем Михайловым, несколько раз звонил телефон. По отдельным репликам я понял:  разговор касался Нижнего Новгорода.

- Алексей Юрьевич, разве работа в Нижнем не закончена?

- Нет. За три с половиной месяца мы успели многое начать и слишком мало завершили. То, что удалось, потребовало серьезной и довольно длительной подготовки. Еще больше времени понадобится для реализации начатого. Поэтому сотрудничество по обоюдному желанию будет продолжено. Но уже на договорной основе.

- «ЭПИЦентр», как известно, пришел к выводу: потенциалом возрождения России должны стать регионы. Одновременно о том же самом заявило и правительство. Случайное совпадение?

- Думаю, это - признание того, что все мы, занимающиеся макроэкономикой, недооценивали роль регионов. Между тем основные преобразования - коммерциализация, приватизация, земельная реформа - зависят прежде всего от позиции местных органов. Люди со своими проблемами в первую очередь идут к местным властям. Поэтому вся социальная политика должна носить региональный характер. Сейчас появилась масса социально-экономических программ - для всей страны. К сожалению, ни одна не дает ответов на стоящие перед регионами вопросы.

- Но почему о регионах вспомнили только сейчас?

- Кардинально   изменилась ситуация. Даже в годы так называемой перестройки еще сохранялась чиновничья вертикаль:   приказы  шли сверху, а низы обязаны были их выполнять. Нынче эта ось разрушена. У федеральной власти остались лишь необходимые рычаги. Такие, как кредитная и внешнеэкономическая политика, федеральный бюджет, и так далее. В сущности, перераспределение функций уже произошло, осталось лишь признать его де-юре.

- О том же, кажется, говорит и правительство.

- Вот именно, говорит. На практике ничего похожего. Доходит до казусов. Знаете ли вы, например, что каждый грузовик в России является частью федеральной собственности,  фактически им распоряжается лично Чубайс. В Нижнем вместе с экспертами Международной финансовой корпорации был разработан методический материал по приватизации грузового автотранспорта,    получено разрешение от Чубайса. Но после известного совещания в Чебоксарах, где, между прочим, как раз и шла речь о том, что центр тяжести реформ должен быть перенесен в регионы, оно отменено. Постановлением правительства все грузовики в области отнесли к мобилизационному резерву. Недавно стало известно, что и это решение утратило силу. Теперь вроде бы нет помех для приватизации. Но никто не поручится, что центр не изобретет еще что-нибудь.

Получается так, что каждый регион должен постоянно что-то просить у верховной власти. Ходить, кланяться, доказывать. Правительство не видит в том большой беды. Напротив, это как бы повышает его акции с точки зрения управляемости страной. Но вот регионы это все больше раздражает. Назревает ситуация, чреватая острейшими конфликтами.

К тому же нынешний кабинет заметно тяготеет к эксклюзивным решениям. Объясните, например, почему Якутии предоставлено право распоряжаться частью золота, добываемого на его территории, а Архангельской или Мурманской  областям - нет? Что это за манера - делить области, края, автономии по невесть кем и как установленному   ранжиру? Да, есть регионы, которые нуждаются в федеральных субсидиях. Скажем, Крайний Север. Это все понимают. Но когда высочайшим повелением одним даются квоты на вывоз нефти и цветных металлов, а другим в том категорически отказывают - это непонятно.

Пренебрежительное отношение к правам региона просочилось и в наши законы. Разве правильно, когда в федеральный бюджет поступают налоги с эмиссии муниципальных ценных бумаг. государственного займа области? Пусть федеральный бюджет  сам зарабатывает свои деньги. Облагать налогами доходы с местных бюджетов - абсурд. Когда сталкиваешься с такими вещами, чувствуешь, что сделать ничего не можешь. Тебя все равно обдерут как липку. Это тоже страшно восстанавливает регионы против центра.

- Если заявление об особой роли регионов останется не более чем декларацией - что тогда?

- На местах постепенно перестанут выполнять распоряжения центра, все меньше и меньше будут подчиняться российским законам, станут принимать свои решения, может быть, объявят о выходе из состава Федерации. И года через два-три Россия превратится в несколько десятков самостоятельных государств.

- Перспектива, мягко говоря, не вдохновляющая. Чтобы ее предотвратить, нужны какие-то указы, законы?

- Нужны. И указы, и законы. Но раньше всего - иная региональная стратегия, построенная на разумных компромиссах и доверии. И вырабатываться она должна совместно регионами и центром.

- И все же с чего стоило бы начать?

- С социальных проблем. У регионов сегодня слишком мало возможностей реально влиять на положение своих жителей, защищать их от инфляции, безработицы. Основную массу увольняемых дают крупные предприятия, являющиеся объектами федеральной собственности, а на местах людям не в состоянии серьезно    помочь - нет средств. Стало быть, одно из двух.  Либо правительство должно взять на себя какие-то обязательства в этом отношении,  либо предоставить местным властям дополнительные права и возможности.

И еще об одном. Чтобы нормально развиваться, регионам нужна хотя бы относительная стабильность. Когда курс рубля прыгает в умопомрачительном диапазоне, а разовые решения подменяют собой индексацию доходов, когда и бюджет, и цены, и инфляция - все непредсказуемо, что-то планировать на местном уровне немыслимо.
 

Беседу вел А. Евгеньев
«Российская газета», 15 октября 1992 года, № 226, с.2
Обсуждение статьи

См. также: А.Михайлов, "Нижегородский пролог"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru