[Начальная страница] [Публикации]
 
Игорь Малашенко 
«Явлинский родился заново»
 
После визита президента Бориса Ельцина в Узбекистан и Казахстан и в особенности после отмены его поездки в Австрию многие члены российской элиты мучаются одним простым вопросом: кто будет следующим российским президентом?

Эра Ельцина очевидно идет к концу. Ельцин слишком заметно демонстрирует как физическую так и политическую слабость. До такой степени, что многие сомневаются в том, что его президентство продлится до 2000-го года. Коммунисты в Госдуме начали процедуру импичмента, а многие влиятельные губернаторы призывают Ельцина уйти со своего поста. Два из наиболее популярных кандидатов в президенты – мэр Москвы Юрий Лужков и красноярский губернатор Александр Лебедь – открыто призывают к досрочным президентским выборам.

Существуют совершенно очевидные причины для нетерпеливости Лужкова и Лебедя.

Могущественный московский мэр очень близок к заключению альянса с коммунистами, лидер который Геннадий Зюганов, несмотря на то, что он возглавляет самую мощную партийную машину в России, недостаточно популярен для того, чтобы выиграть выборы. Его склонность к объединению сил с Лужковым, однако, может оказаться недолгосрочным явлением, поскольку это план может расколоть КПРФ. А самому крупному достижению Лужкова – относительно благополучной Москве -  экономический кризис нанес серьезный удар. Через несколько месяцев, если не недель, Лужков начнет терять свою репутацию создателя экономического чуда.

Лебедь невероятно повысил свой политический статус, выиграв борьбу за губернаторское кресло в огромном Красноярском крае. Однако, этот регион находится в экономической депрессии и для большинства его проблем не существует быстрых решений. Если Лебедь хочет участвовать и, по возможности, выиграть президентские выборы, то ему отчаянно необходимо выбраться из этой будущей ловушки.

Следует заметить, что никто не гарантирует того, что президентские выборы состоятся до конституционного срока 2000-го года. Уход Ельцина из Кремля прямо сейчас -  не в интересах многих членов российской элиты.  Когда дело доходит до региональных боссов и правительственных бюрократов, Ельцин часто применяет подход «живи и дай жить другим», и многие вышеперечисленные лица опасаются, что новый президент может затеять чистку с целью укрепить власть Кремля.

Многие политики и эксперты также обеспокоены тем, что досрочный уход Ельцина может породить новую шоковую волну в ослабевшей российской экономике, дестабилизировать недоразвитую политическую систему и подорвать хрупкий конституционный порядок.

Кроме того, Ельцин может пойти на ограничение собственной роли, передав большую часть своих полномочий премьер-министру Евгению Примакову и заточив себя в своей подмосковной резиденции. С принятием определенных самоограничений у Ельцина появляется реальный шанс прожить гораздо дольше, чем до 2000-го года, даже с его подорванным здоровьем.

Если президентские выборы состоятся в срок, в 2000-м году, лидеры вроде Лужкова и Лебедя неизбежно растеряют большую часть своего пыла.

Некоторые эксперты уже начали оценивать Примакова как сильного кандидата в президенты. Но если он будет продолжаться стоять у руля экономики во время крупнейшего кризиса, ему вряд ли удастся сохранить свою популярность и свой политический статус больше, чем на несколько месяцев.

Кому проведение президентских выборов в срок пойдет только на пользу? Ответ, быть может, не совсем очевиден: лидеру фракции "Яблоко" Григорию Явлинскому.

Явлинский – ветеран президентской гонки. Он – единственный кандидат в президенты, являющийся одновременно профессиональным экономистом, обладающим детальной программой излечения экономических хворей России. Он также, скорее всего, единственный, за кем стоит команда профессионалов, готовая сформировать будущее правительство. Явлинский и его фракция в Думе наиболее часто голосовали согласно своим политическим и экономическим принципам, никогда не поддаваясь давлению из Кремля.

Явлинский регулярно появляется во всех таблицах рейтингов кандидатов в президенты, обычно следуя за Лужковым, Лебедем и Зюгановым. Стоит заметить, что в последнее время все трое стали положительно отзываться о Явлинском, явно рассчитывая завоевать его поддержку к следующим выборам.

Явлинский пользуется широким уважением за свое политическое мужество и за содержательность. Но немногие верят – или верили до недавнего времени, - что он сможет выиграть президентскую гонку. Его воспринимают как излишне интеллигентного, непрактичного, слишком либерального и вообще слишком отличающегося от типичного российского правителя. И, что, быть может, даже более важно, он сам не всегда выказывал твердую уверенность в своей способности стать президентом. Многие эксперты убеждены, что лучший исход дела для Явлинского – это убедительно выступить в первом туре президентских выборов с тем, чтобы затем, получив сильную поддержку населения,  торговаться за пост премьер-министра при любом новом президенте.

Недавно Явлинский получил сильный политический удар. В поисках решения последнего российского политического кризиса он предложил кандидатуру Примакова на пост премьер-министра, с целью сохранить минимальную политическую и социальную стабильность в стране. Примаков немедленно «отблагодарил» его неприемлемым предложением занять пост первого вице-премьера по социальным вопросам, одним из наиболее тупиковых направлений работы в правительстве. Само собой разумеется, Явлинский отклонил предложение.

После недавно перенесенного сердечного приступа Явлинский полностью оправился и, вернувшись в политическую жизнь, выглядит теперь другим человеком: более зрелым, более решительным и более жестким. Он это уже показал своей кампанией против коррупции. Наконец-то он похож на человека, который решил посвятить всю свою жизнь одной цели – стать президентом и направить нацию по новому и более многообещающему пути.

Для того, чтобы стать президентом, необходимо верить в себя. Явлинский заново родился именно с такой глубокой верой. Лужков, Лебедь и Зюганов все совершили фальстарт и в этих условиях новое ощущение предназначения Явлинского может дать ему решающее преимущество. Время может начать работать на него.
 

Moscow Times 4 ноября 1998 г. (перевод с английского) 
Игорь Малашенко
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru