[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
 
Я мысленно вхожу в ваш кабинет
"Профиль", 22 марта 1999, №10 (132)
 
У лидера "Яблока" Григория Явлинского есть надобность перед самыми парламентскими выборами пойти на рискованную должность в правительстве. Чтобы перекрыть на выборах свои вечные 12%, "Яблоку" нужны власть и деньги. 

"Яблоко" в зубах президента

Для встречи 10 марта в Центральной клинической больнице с Григорием Явлинским у Бориса Ельцина был, как видно, не один, а сразу несколько поводов. 

По мнению председателя думского комитета по законодательству Анатолия Лукьянова (КПРФ), аппаратной надобностью для встречи с Григорием Явлинским у Бориса Ельцина было желание сыграть на понижение премьер-министра Евгения Примакова, которого сам президент не так давно возвысил, инициировав отставку с поста исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского -- самого рьяного на сей день примаковского недруга. 

Анатолий Лукьянов: "Я давно знаю Ельцина. Он уступил по Березовскому и потому стремился в чем-то занять противоположную позицию. Он всегда играл и будет играть на противоположных позициях". 

Именно отсюда проистекает подспудный кадровый мотив встречи в ЦКБ -- председатель думского комитета по геополитике Алексей Митрофанов (ЛДПР) полагает, что это не что иное, как извечное желание Явлинского или самому стать премьером, или возглавить в правительстве "независимый" экономический блок. 

Алексей Митрофанов: "Это тема, которая маячит постоянно при каждом новом правительстве, и мне кажется, что Явлинский на сей раз ожидает приглашения. Во время встречи они "крутились" вокруг этого вопроса". 

При этом слово "крутились" не обязательно означает прямой разговор на эту тему. 

Собеседник "Профиля" в кремлевской администрации настаивает на политической подоплеке встречи в ЦКБ. Дело, по его мнению, в импичменте президенту: обвинения сформулированы (развал СССР, расстрел Верховного Совета в 1993 году, война в Чечне, разрушение армии, геноцид своего народа) и первое думское слушание по этому поводу назначено на 15 апреля. 

Собеседник в администрации президента РФ: 

"На встрече Явлинского с Ельциным речь шла в основном об импичменте. Президент дал понять, что он обеспокоен этим, в том числе и позицией парламентской фракции "Яблока", потому что она в данном случае может оказаться решающей. Кадровых же предложений как таковых не было. Другое дело, что в разговоре президент дотошно интересовался взглядом Явлинского на экономическую ситуацию -- что надо было бы делать, по его мнению. Это, конечно, не могло не навести на мысль, что Ельцин присматривается к Явлинскому, прощупывает его как возможного кандидата в премьеры или экономические вице. 

Так что, учитывая такой неявный торг, Явлинский совершенно оправданно выступил на НТВ в "Итогах", что, дескать, импичмент вполне вероятен. Мол, ты мне как бы ничего не предложил, вот я тебе и поугрожаю. То есть идет шантаж: я собираюсь голосовать за импичмент, так что ты давай выкладывай карты, что ты можешь предложить, и тогда мы будем думать". 

"Яблоко", закатившееся в угол

Предстоящее голосование по импичменту в нижней палате парламента -- это только начало. По Конституции если депутаты соберут в Думе 300 голосов "за", дело еще должно быть рассмотрено в Совете Федерации, Верховном суде и утверждено в Конституционном суде. Так что собственно до импичмента вряд ли дойдет. 

Политолог Алексей Кара-Мурза уверен: "От импичмента Ельцин огражден Конституцией на сто процентов. Он боится не импичмента, а неприятных ощущений, некоего позора в связи с возможностью дальнейшего прохождения вопроса об импичменте. Ведь в этом случае президент со всеми своими полномочиями может быть подвергнут общественному остракизму -- так же как Клинтон не был подвергнут импичменту, но был подвергнут публичному полосканию. Все разговоры о том, будто Ельцин боится, что с ним что-то произойдет по окончании президентского срока,-- это все разговоры. Ничего с ним не произойдет, но он может оказаться в жалком положении, в каком оказался Михаил Горбачев. И эта возможная ситуация униженности Ельцина волнует". 

Но проблема импичмента волнует и Григория Явлинского. И дело не только в негласном торге с президентом за место в Доме правительства. 

Алексей Кара-Мурза: "Яблоко" само себя загнало в угол: Явлинский в очередной раз играет в чужую игру с этим импичментом. Он же не может не понимать, что импичмент Ельцину -- это выигрыш не ему, а коммунистам. Сейчас Явлинский хотел бы отыграть, потому что для очень многих, кто хотел бы проголосовать за Явлинского, импичмент Ельцину -- это чересчур. Явлинский ведь хочет получить ельцинское наследство, а не чье-нибудь еще, и, объявляя импичмент Ельцину, он объявляет импичмент в том числе и самому себе. Дело зашло достаточно далеко, поэтому он с радостью согласился приехать в больницу к Ельцину. Президенту же, видимо, посоветовали, что, мол, Явлинский готов отыграть назад -- только позови его". 

Что касается предполагаемого голосования явлинцев по вопросу об импичменте, Алексей Митрофанов уверен: "По чеченскому обвинению "Яблоко" проголосовать за импичмент может. Из принципа может -- они так устроены, эти "яблоки". Они так трындели по этому чеченскому вопросу, что повернуться назад им будет очень тяжело. Они очень инерционные люди". 

А вот мнения самих "инерционных людей" -- нескольких видных представителей думской фракции "Яблоко". 

Вице-спикер Думы Михаил Юрьев: "Мы еще не приняли окончательного решения. Но мы можем голосовать за импичмент по Чечне". 

Замруководителя фракции Сергей Иваненко: "Голосование фракции "Яблоко" возможно только по одному пункту -- по Чечне". 

Депутат Алексей Арбатов: "По Чечне мы будем голосовать за импичмент. По всем остальным пунктам -- нет; они не обоснованы юридически". 

Здесь необходимо пояснить, что порядок голосования импичмента до конца не определен и еще неизвестно как пройдет голосование -- по всем пунктам сразу или по каждому в отдельности. Яблочники хотели бы, чтобы голосование прошло сразу по всем пунктам,-- тогда они спокойно могли бы голосовать против. И наоборот -- для них крайне невыгодно голосование по отдельности, потому что придется голосовать за импичмент по Чечне. 

Потому-то Алексей Арбатов сокрушается: "Ведь если будет отдельно поставлен пункт о Чечне, то это уже получается несуразица. Что это за импичмент, где по каждому пункту будет отдельное голосование,-- какие-то пройдут, а какие-то не пройдут?!" 

Но инициаторам низложения Ельцина, коммунистам, годится любой импичмент, поэтому им выгодно раздельное голосование и они сделают все, чтобы случилось именно так. Тогда, как говорит Анатолий Лукьянов: "Даже если по одному из пунктов будет принято обвинение, то будет считаться, что процедура импичмента начата". 

"Яблоко" в закромах родины

Но вернемся к кадровой составляющей встречи в ЦКБ. По всему выходит, что у Григория Явлинского действительно появились неплохие шансы быть востребованным Кремлем на роль главного движителя российской экономики. 

По словам Алексея Митрофанова, основное здесь -- недовольство Ельцина нынешним кабинетом министров, и очередные заверения президента от 16 марта о невозможности вбивания клина между ним и Евгением Примаковым, как всегда, ничего не значат. 

Алексей Митрофанов: "Ельцин думает о том, как бы ему убрать это правительство. Он понимает, что оно будет шаг за шагом отвоевывать власть, что оно опирается на коммунистов и коммунисты даже не скрывают это. Ельцин чувствует, что правительство неверно ему, а играет в свою игру и продвигает своих людей. Но, разгоняя правительство, президенту надо сохранить какую-то стабильность в стране и поддержку Запада. Ведь если Запад ополчится, Ельцину вообще придет конец, тем более что внутри страны у него шансы очень слабые. Явлинский же лоббируется со стороны Запада -- на Западе он уважаемая фигура, и Запад будет поддерживать такое правительство. Это очень важно для Ельцина". 

Другую причину надобности Ельцина в Явлинском можно обозначить как "на безрыбье и рак рыба". 

Алексей Кара-Мурза: "У президента вообще не так уж много людей, о которых можно что-то говорить. Вот Примаков заимел достаточно власти -- и президент хочет просто еще раз осмотреть все возможные варианты. Он знает про Явлинского, что его нельзя в общем-то пускать, но решил это перепроверить, потому что других-то нет. Тасуется одна и та же колода. История с вечным возвращением Черномырдина показывает, что президентская скамейка запасных очень короткая". 

Что касается возможного выдвижения Явлинского прямиком в премьер-министры, то тут есть закавыка: премьера-то утверждает Дума, а с этим у лидера "Яблока" могут быть большие проблемы. Правда, Алексей Митрофанов по этому поводу сомневается: "С первого раза, конечно, не утвердят. Но не факт, что Дума за него совсем не проголосует". 

Между тем гораздо более правдоподобно в этом смысле выглядит прогноз депутата Думы Александра Шохина. 17 марта он заявил журналистам, что в первой половине апреля возможны кадровые изменения в правительстве. По Шохину, если Евгению Примакову не удастся 23 марта в Вашингтоне договориться с Межвалютфондом насчет кредитов, возможен самый жесткий вариант -- отставка кабинета вместе с премьером. Тогда, говорит Шохин, в Белый дом придут нынешний председатель Совета Федерации Егор Строев и Григорий Явлинский. Первый -- премьер-министром, второй -- экономическим первым вице-премьером. 

Кстати, через несколько дней после визита в ЦКБ Григорий Явлинский встретился и беседовал с Егором Строевым, что может служить косвенным подтверждением гипотезы Александра Шохина. 

Так или иначе, непроясненным остается лишь один вопрос: зачем Григорию Явлинскому рискованная должность в правительстве перед парламентскими выборами, ведь в случае его провала "Яблоко" может лишиться порядочной части из ныне почти гарантированных 12--13% голосов? 

Рассуждает Алексей Кара-Мурза: "Окружение Явлинского, видимо, подталкивает его к тому, чтобы он взял какой-то ресурс для выборов. Им явно не хватает просто денег. У них есть ощущение, что они могут взять много, но им не хватает денег. И эти люди в окружении Явлинского подталкивают его к тому, чтобы он влез в закрома родины уже сейчас. А для этого необходимы должность в правительстве и весь экономический и финансовый блок, чтобы административно-финансовым ресурсом продавить свою предвыборную кампанию". 
 

"Профиль", 22 марта 1999, №10 (132)
 
Обсуждение статьи

См. также: Г.Явлинский, Новая экономическая политика, Яблоко и Правительство РФ

Оригинал статьи на сервере еженедельника "Профиль"
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
info@yabloko.ru