Нижегородская ярмарка беззакония 

 
Жители Н.Новгорода избрали мэром человека, к которому при всем желании трудно проникнуться симпатией. Но после того как власти лишили его победы и отправили в кутузку, многие наши граждане готовы встать на его защиту. Что это - иррациональный протест против нелюбимой власти, которая что бы ни сделала - все плохо? Или осознанное неприятие не правовых методов, примененных против Климентьева? 

Если верно последнее предположение, закономерно спросить, насколько правы граждане в своих претензиях к власти. Официальные толкователи постарались максимально исказить правовую картину нижегородского события - это было в их интересах. Чтобы вернуть ей подлинный вид, давайте попробуем ответить на ряд конкретных вопросов юридического свойства. 

 

Были ли у Нижегородского избиркома основания объявить выборы мэра недействительными? 

Судя по той аргументации, что изложена в постановлении Нижегородской избирательной комиссии, ее решение более чем сомнительно. В федеральном Законе об основных гарантиях избирательных прав граждан сказано, что признать результаты выборов недействительными можно в одном-единственном случае - когда невозможно с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Ссылки избиркома на то, что соперники Климентьева - Горин и Бедняков - нарушали правила ведения предвыборной агитации, ничего в этом смысле не дают. Из них ведь не следует, что это повлияло на исход голосования в пользу Климентьева. Другие мотивировки избирательной комиссии также не выдерживают критики. Так, избирком счел нарушением закона участие в агитационной кампании Климентьева депутата Госдумы Владимира Семаго. Это недоразумение - законодательство не запрещает депутатам вести агитацию в пользу тех или иных кандидатов. В качестве нарушения нижегородский избирком приводит и такой факт: в день голосования на улицах города висели рекламные растяжки, на которых была крупно выведена фамилия "Горин". Реклама приглашала на творческий вечер известного писателя Григория Горина, оказавшегося однофамильцем одного из кандидатов в нижегородские мэры. Возможно, это было ловким предвыборным ходом климентьевского соперника, но тогда совсем уж невозможно понять, почему недействительными признаны выборы, принесшие победу Климентьеву.
 

Имел ли Центризбирком РФ право делать заключение о незаконности нижегородских выборов?

Поспешное заявление председателя Центризбиркома Александра Иванченко по этому поводу было, по крайней мере, некорректным. Это самое мягкое, что можно в данном случае сказать. Чтобы вынести юридически обоснованное решение, Центризбирком сначала должен был изучить соответствующую избирательную документацию, чего он не сделал.
 

По какому праву в выборы нижегородского мэра вмешалась администрация президента?

Законодательство Российской Федерации не наделяет таким правом ни президента, ни его администрацию. Соблюдение законности выборов - компетенция избирательных комиссий и суда. Всякое вмешательство в их деятельность противозаконно. Заместитель руководителя администрации президента Евгений Савостьянов пытался убедить нас, что он был командирован в Нижний Новгород, чтобы повысить у тамошнего начальства "уровень адреналина в крови", но мы не вчера родились и прекрасно понимаем, что решения о судьбе нижегородского мэра были приняты не без участия господина Савостьянова. А о чем говорят взыскания, розданные Президентом чиновникам своей администрации? За что они наказаны? Как мы все поняли из пояснений самого Ельцина, за то, что не предотвратили избрание Климентьева. То есть президент считает участие своих чиновников в проведении избирательных кампаний не только допустимым, но и необходимым. Это ли не доказательство того, что противоправные действия чиновников имели место?
 

Можно ли квалифицировать действия избирательных комиссий - центральной и нижегородской, а также администрации президента как попытку воспрепятствовать свободному волеизъявлению граждан? Можно ли привлечь виновных к ответственности?

Да, основания для этого есть. По закону, граждане Нижнего Новгорода имеют право обратиться в суд в связи с нарушением их избирательных прав. Однако, будучи реалистом, я сомневаюсь, что суд решит дело в их пользу. На примере того же Нижнего мы убедились: суды у нас не менее зависимы от исполнительной власти, чем избирательные комиссии. 
 

Виновато ли в победе Климентьева избирательное законодательство?

Раздаются предложения ввести в избирательные законы норму, лишающую ранее судимых лиц права баллотироваться на выборные должности и в выборные органы. Это предложение нельзя реализовать, не нарушив Конституцию РФ, не пойдя на ущемление гражданских прав. Тот, кто это предлагает, по традиции преувеличивает спасительную силу запретов и ограничений. Но вместе с тем "нижегородский казус" высветил реальный недостаток действующей избирательной процедуры. По-видимому, при выборах таких должностных лиц, как губернатор или мэр, не годится одно-туровая система, когда победителю достаточно получить относительное большинство голосов. При голосовании в два тура вероятность случайной победы, безусловно ниже. А если избиратели не могут отличить, кто из кандидатов достойнее, судимый или не судимый, то это не вина процедуры.

Виктор Шейнис
"Общая газета", 9-15 апреля 1998, № 14, с.1