Политики желают договориться

Сначала власть, потом программа действий
 
Александр Жуков, председатель бюджетного комитета Госдумы:
  • За эту неделю страна действительно стала в некотором смысле “другая”. Но только “в некотором смысле”. Это был, конечно, кризис политический. Это очевидно. В экономическом плане мы находились в кризисе уже до этого и находимся сейчас. Надо искать пути, как его более или менее нейтрализовать в экономике. В политике же… Надеюсь, что всё-таки договорятся между собой основные политические силы и попытаются действовать в едином направлении. Изменения в системе власти возможны, но только кадровые.
Алексей Мельников, депутат фракции “ЯБЛОКО”:
  • События прошедшей недели – закономерное следствие политики, которая проводилась последние 6 лет. Правительство, пытаясь ускоренными темпами подавить инфляцию, резко отказалось от эмиссионного покрытия бюджетного дефицита, то есть от кредитов ЦБ. Вместо этого началось строительство финансовой пирамиды, у истоков которого стоял тогдашний министр финансов Борис Фёдоров. Мысль была такая: сбалансируем бюджет, достигнем нулевой инфляции, после чего начнётся экономический рост, который даст государству дополнительные налоговые поступления, с них-то и можно будет рассчитаться по долгам. Чем это увенчалось, известно. Схема ускоренного подавления инфляции породила кризис неплатежей и “бартеризацию” экономики. Это, в свою очередь, сокращало налоговые поступления бюджет, разрушало налоговую базу. Нехватку поступлений правительство стремилось компенсировать наращиванием пирамиды ГКО, и так – по кругу. Благодаря последним действиям правительства, Россия – банкрот. Доверие инвесторов к нам подорвано всерьёз и надолго. О доверии россиян к этому правительству можно забыть навсегда. Годы, ушедшие на борьбу с инфляцией, потрачены зря. В итоге мы имеем девальвацию, которая ещё неизвестно чем обернётся, банковскую систему, стоящую на грани краха, отсутствие конкурентных рынков и отсутствие роста производства.
  • Выход из нынешнего кризиса – только в долгосрочных мерах. Возможностей привлечь иностранных инвесторов Россия не лишилась. Но это может быть лишь конкретное проектное финансирование. Причём из-за рубежа привлекать следует не столько средства правительственных финансовых институтов, сколько частных банков. Но для этого необходимо принятие нормальных законов об иностранных инвестициях, о концессиях.

    Нынешнее правительство этого сделать не сможет. Это - правительство лжецов. Поэтому “ЯБЛОКО” будет добиваться его отставки. А дальше – всё по процедуре. Назначение премьера по представлению Президента, формирование кабинета. “ЯБЛОКО” готово взять на себя ответственность по выводу экономики из кризиса. Однако нас не устраивают варианты “а бы с кем, а бы как”, временно с кем-то в коалиции, где “каждой твари по паре”. У нас есть программа, рассчитанная на определённые сроки, у нас есть люди, которые знают, что делать. Мы сразу же заявим: если к объявленному сроку мы не добьёмся обещанного, то уходим в отставку. 

Алексей Подберёзкин, депутат фракции КПРФ, лидер движения “Духовное наследие”:

  • Это только начало кризиса. Всё, что произошло – закономерно и было процентов на 95 предопределено. Пирамиду ГКО строили более 5 лет, и она должна была обвалиться. Власти делали всё для того, чтобы это произошло попозже – не хотелось терять лица. Но как глупо это было сделано: одновременно провели и девальвацию, и отказались от обязательств государства. Следующий легко прогнозируемый этап: рост цен, который повлечёт серьёзные социально-политические последствия.
  • Выход один. Нужно менять руководство страны. Не потому, что оно хорошее или плохое. Дело дошло до точки, за которой – социальный взрыв, обвал, хаос. Сейчас нужно создать новый государственный механизм, временный, переходный, будь то коалиционное правительство, “правительство народного доверия”, но с реальными полномочиями. После передачи части своих функций такому правительству, Ельцину следовало бы добровольно уйти в отставку. Однако ни в коем случае нельзя это делать силовыми методами, путём силового давления на президента. В идеале, конечно, все стороны должны договориться, как это сделать. ведь речь сейчас идёт о том, как Россия жить будет после Ельцина, о “постельцинском периоде”.

    Пока солидная коалиция складывается на базе Народно-патриотического союза России. Сейчас у неё есть шансы стать коалицией левых и лево-центристских, а возможно, и центристских сил. В случае выборов – 40% такой коалиции гарантированы. В случае же коалиционного правительства на нашей базе – это минимум 60% поддержки в Думе.
    Но какое бы правительство ни пришло, оно будет разгребать эти же самые сегодняшние проблемы, я даже думаю, ещё более худшие. Конкретных решений – сотни. Безусловно, надо заморозить внешние займы и договориться с инвесторами – мы берём тайм-аут. У нас, кстати, есть чем гарантировать это замораживание, в том числе, огромная собственность за рубежом. Есть возможность выдвинуть контрпретензии по долгам, вернуть часть денег из-за рубежа. Есть и самая главная возможность – инвестиционная, хотя её правительство очень здорово подорвало на минувшей неделе. Деньги-то наличные у людей есть. Может быть 70, может быть 80 млрд. долларов лежат в чулках. После сделанного правительством никто их не понесёт государству. Но в принципе, можно было бы разработать две-три схемы, по которым люди инвестировали бы в экономику. Но только в экономику. А не в ГКО.
Все собеседники газеты “Время”, представители российской политической элиты, принадлежащие к разным идеологическим лагерям, едины в одном – кризис следует лечить прежде всего политическими методами. При этом глава бюджетного комитета Александр Жуков полагает, что главной причиной событий минувшеё недели явилось не столько резкое ухудшение объективных экономических обстоятельств, сколько субъективные проблемы политического характера. Если следовать логике г-на Жукова, получается, что направленность действий исполнительной власти в целом была верна. Однако правительству, увы, не хватило политического веса для того, чтобы убедить всех участников экономического процесса в правильности и полезности принимаемых им мер.

Эта оценка, по сути, совпадает с тем. Что говорили всю прошлую неделю сами представители правительства. В их объяснениях рефреном проходила именно эта мысль: мы-то всё делали правильно, но все остальные, очевидно, по недомыслию, не желали этого понять. Вывод из рассуждений г-на Жукова можно сделать только один. Менять траекторию движения не следует, нужно лишь провести отдельные кадровые перестановки. Согласовав новые назначения таким образом, чтобы новые высокопоставленные чиновники пользовались больши доверием.

И Алексей Подберёзкин, представляющий левый край политического спектра, и Алексей Мельников, представитель либеральной оппозиции нынешней власти, убеждены в том, что случилось то, что должно было случиться. Поскольку власти изначально двигались по ошибочному пути. Рынок ГКО должен был рухнуть неизбежно, и его крах подвёл черту под тем экономическим курсом, по которому шла страна последние несколько лет.

Г-н Подберёзкин, в то же время убеждён, что к оздоровлению экономики можно будет приступить, решив сначала основную политическую проблему – создав правительство с реальными полномочиями, опирающееся на поддержку достаточно широкого политического спектра. По его мысли, нынешний кризис не только выявил пагубность проводимой экономической политики, но и убедительно показал порочность политической системы, в которой всё зависит от воли президента. Добровольный уход президента должен знаменовать собою начало политического переустройства на совершенно иных принципах. При этом г-н Подберёзкин, относящийся к числу умеренных левых, уверен, что все эти перемены следует проводить исключительно по принципу доброй воли. Основные игроки должны договориться, это станет залогом и легитимности новой исполнительной власти, и доверия к ней со стороны населения. Когда воцарится всеобщее согласие, можно будет решить и все экономические проблемы. Каким образом их решать – вопрос для г-на Подберёзкина явно вторичный. По его словам, возможностей и схем выхода из ситуации множество, население, увидев, что власть обновилась, воспрянет духом и доверит ей даже припрятанные в чулках многие миллиарды долларов, которые утаивала от власти предыдущей.

Для Алексея Мельникова, напротив, первичен вопрос о путях выхода из кризисной экономической ситуации. Сделать это, по его мнению, возможно, только реализовав ясную и логичную экономическую программу. Коалиционное правительство, в котором “каждой твари по паре”, ни придумать такую программу, ни воплотить её, не сможет. У “ЯБЛОКА” есть и программа, и люди, способные претворить её в жизнь. Основные её контуры – отказ от провалившейся политики финансовой стабилизации, отказ от практики заимствований государства у мировых финансовых институтов. Ставка должна делаться на привлечение частных инвесторов, прежде всего западных, под конкретные проекты. Для этого необходимо пересмотреть систему налогообложения, которая должна стимулировать развитие реального сектора и создать законодательную базу, гарантирующую нормальные условия инвестирования. (выделение наше - адм. сервера)

При этом все собеседники газеты “Время” в той или иной форме признают, что главным вопросом в России остаётся вопрос о власти. Но вернее этот вопрос можно сформулировать так: “кто у власти”. До его решения внятных экономических действий ждать нельзя. Можно только надеяться, что за дележом власти её субъекты не забудут о главном: о том, что экономическая ситуация в России близка к катастрофической.

Светлана Лолаева
“Время МН”, 24 августа 1998 года, № 56, с.2 
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru