[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Т.Ярыгина
Что за душой у людей, идущих к рынку
«Известия», 6 декабря 1991 года
По результатам социологического обследования, проведенного ВЦИОМ в ноябре нынешнего года, 44 процента россиян, 24 процента жителей Средней Азии и 19 процентов украинцев считают, что этой зимой или весной их республики ожидают экономическая катастрофа и массовые беспорядки. Эти данные сообщил «Интерфакс» со ссылкой на агентство «Дата». 53 процента россиян, кроме того, полагают, что велика вероятность распада РСФСР в ближайшее время на несколько независимых государств.

Эти цифры свидетельствуют прежде всего о высоком уровне социальной напряженности в обществе накануне начала экономической реформы. Сегодня мы публикуем исследование, подготовленное специалистом в области социальной политики Татьяной Ярыгиной, ведущим научным сотрудником Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра) под руководством Г. Явлинского. Эта работа, как нам представляется, дает возможность оценить социально-политическую базу предреформенного общества и спрогнозировать возможные последствия. Материал печатается в сокращении.

Работа

По   официальным   данным (Госкомстат СССР), численность безработных к августу составляла около 2 миллионов человек. Однако на биржи труда в поисках работы обратился лишь 1 миллион человек и только 100 тысяч из них были признаны безработными. Процесс регистрации лиц, не имеющих работы, сдерживается и недостатком наличных средств на выплату положенных пособий.

Анализ процессов, разворачивающихся на рынке труда, позволяет выделить некоторые специфические особенности, которые в скором времени могут обострить проблемы занятости в нашей стране. К таким традиционным источникам безработицы, как спад производства и неизбежные в ближайшее время банкротства предприятий, уже добавилось усиление вынужденной миграции населения, связанной с чрезвычайными политическими, экологическими, экономическими проблемами. Число беженцев в стране в ноябре превышало 700 тысяч человек и продолжает расти.

По оценкам некоторых экспертов, к концу года на рынке труда может оказаться до 20 миллионов человек, при этом до 3,5 миллиона не смогут найти никакой работы.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: недопустимость безработицы   в СССР - один из наиболее устойчивых стереотипов общественного сознания. Можно сказать, что ее одинаково боятся и население, и правительства. Поэтому, кстати, государственные органы долгое время предпочитали компенсировать спад производства   денежной эмиссией, принося в жертву идее полной занятости и без того весьма низкий уровень жизни широких слоев населения. Теперь возможности этого способа исчерпаны. В ближайшее время снижение объемов производства скажется на усилении безработицы не только в легкой промышленности, где это уже реальность, но и в других отраслях, особенно сильно - в базовых.

Доходы

После апрельской реформы розничных цен и установления компенсаций рост денежных доходов населения стал лавинообразным. Еще до объявления о снятии ограничений на заработную плату   прогнозировалось, что к концу года сумма доходов населения вдвое превысит прошлогоднюю, но при этом усилится расслоение по группам населения и регионам страны. Практически процесс нарастания совокупной   денежной  массы (имеется в виду сумма наличных денег и вкладов населения) вышел из-под контроля правительства и не корреспондируется с показателями    экономического развития страны. Несмотря на снижение объема валового национального продукта и падение производительности труда, денежная масса стремительно растет.

Существенные изменения происходят в структуре денежных доходов населения: самыми быстрыми темпами растет доля выплат, не зависящих от трудовой активности - компенсаций и пособий. Эта практика резко увеличила давление на государственный бюджет и бюджеты республик и окончательно разрушила систему мотивации к труду.

Главное последствие апрельской «реформы» розничных цен состоит в том, что, переведя накопившийся к тому времени инфляционный потенциал из подавленного состояния в открытое, она до крайности обострила, но при этом не разрешила противоречий рынка, привела к полному его распаду. Сформировалась   инфляционная   спираль «цены - доходы - цены». Самым   вероятным результатом развития этого процесса после либерализации цен и зарплаты будет гиперинфляция,  причем нет никаких объективных условий для того, чтобы удалось удержать ее под государственным контролем, поскольку происходящее в сфере потребления - лишь отражение очень сильных инфляционных процессов, охвативших сферы производства и инвестирования.

Уровень жизни

1991 год знаменателен, в частности, тем, что впервые официальная статистика признала абсолютное падение реальных доходов населения, иными словами, что рост цен обогнал рост доходов. При этом на фоне формального роста заработной платы и других источников дохода   идет   стремительное обеднение широких слоев. Качественно новым моментом является то, что в 1991 году начался процесс сокращения дифференциации уровня жизни населения, что объясняется прежде всего массированной выплатой компенсаций после реформы розничных цен.

В последнее время появилась группа   населения,   имеющая очень высокие доходы и квалифицируемая в качестве советских миллионеров. Численность этой группы незначительна, но ее потребительский стандарт и образ жизни существенно отличаются от среднестатистических моделей. Тенденция поляризации доходов, создающая на одном  полюсе   многочисленную группу малоимущих, а на другом - малочисленную   группу «богачей», крайне дестабилизирует политическую и экономическую ситуацию.

Дальнейшее обеднение, отсутствие у значительной части населения верных ориентиров для адаптации в сложившихся условиях, заставляют массовое сознание апеллировать к традиционному способу сохранения привычного жизненного уровня - обращаться к   правительству.

Нужно учитывать, что главной причиной того, что республиканские правительства и местные органы вместо центрального руководства приняли на себя вопросы социального обеспечения не только в том, что они «ближе к трудностям народа», но и в острейшей политической борьбе. Социальная   политика стала одним из средств - и далеко не последним, - завоевания  политического   капитала. Суть большинства программ свелась к увеличению денежных выплат и расширению контингента их получателей, а источником финансирования стал печатный станок.

Сейчас в стране нет какой-либо единой политики в этой области. Разрушается старая система перераспределения средств, но пока не образуется новая форма внутри- и межреспубликанских соглашений в области социальных программ и соответственно обязательств по их финансированию. В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет   денежной эмиссии. Денег и социальных программ   на  всех   уровнях вплоть до городских становится все больше, а уровень жизни населения падает все стремительнее.

Одной из наиболее общих характеристик процессов, развивающихся в экономике страны вообще, и в социальной сфере, в частности, является их неуправляемость со стороны государственных органов. После августовских событий социальная политика снова, причем более, чем когда-либо, стала заложницей политики конфронтации и стремления республиканской и местной бюрократии укрепить свои позиции. Особенно опасно, что теперь противоречия возникают не между республиками и символическим центром, а между вполне конкретными республиканскими лидерами и группировками. Учитывая общий низкий уровень жизни и порожденную им психологию, борьба идет за конкретные территории, продовольствие, ресурсы, и в этот процесс вовлекаются значительные массы людей. Это - серьезнейшая   социально-политическая  проблема   сегодняшнего дня.

Резкое   ухудшение   уровня жизни широких слоев населения, политическая нестабильность и ошибки, допущенные как до, так и после переворота, перенесли политическую борьбу с верхних уровней государственного управления вниз. в широкие слои населения. Сформировалась база для новых социальных потрясений.

Можно ли этому противостоять? Пока - да. Доказательством является то, что даже в сегодняшних сложнейших условиях в ряде регионов (Беларусь, Краснодарский край, некоторые области Поволжья - Ульяновская, Нижегородская и другие) поддерживается   относительно устойчивый и стабильный уровень жизнеобеспечения населения. Это означает, что формируются (или укрепляются) достаточно самостоятельные экономические отношения, в том числе и в сфере социальной защиты. Чрезвычайно важно, что носителями этих отношений являются не политические лидеры или группировки, а экономические субъекты, в том числе и представители     нарождающегося среднего класса. В этих регионах органам власти, судя по всему, удается не мешать, а помогать им, создавая благоприятные условия для проявления инициативы. Если удастся распространить эти благоприятные тенденции на все или хотя бы на значительную часть экономического пространства, то реформу можно будет считать удавшейся. 
 

Татьяна Ярыгина
«Известия», 6 декабря 1991 года
Обсуждение статьи

См. также: Т.Ярыгина, Программа "500 дней", "Нижегородский пролог", Социальная политика

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru