[Начальная страница] [Публикации]
 
Григорий Явлинский в передаче “Час пик”
7.09.98
 
-- Сейчас все обсуждают, что произошло. Почему рухнула наша экономика, почему рухнула пирамида ГКО. 

-- С 92 года осуществлялся неправильный подход к решению экономических проблем. Говорили: снизим инфляцию, установим стабильный курс рубля, выберем Ельцина президентом – и сразу начнется экономический рост. Правда, чтобы этого всего достичь, часть экономики надо перевести на бартер, на денежные суррогаты. Чем это плохо? С бартера нельзя брать налоги, соответственно нельзя сделать бюджет. Значит, чтобы сделать бюджет, надо брать в долг, под все большие проценты. И ждать, пока появится рост. А он не начался.

-- Почему? Почему производство как источник прибыли не развивалось? Наоборот, оно падало. Хотя денег, казалось, становилось все больше и больше?

-- Потому что деньги оставались там, где давались большие проценты. Потому что наше производство чаще всего неконкурентоспособно. Нам нужно затратить много сил и времени, чтобы сделать его конкурентоспособным. Это и есть главная причина отсутствия роста производства. Чтобы вы построили здесь завод по производству компьютерной техники, которую потом будете вывозить и продавать, вы должны верить этому государству, что оно вас не ограбит.

-- Когда вы говорите “государство”, что вы имеете в виду? 

-- Конкретное правительство.

-- Вы исключаете из понятия государства Государственную Думу? 

-- Нет. Государство – это то, что вы воспринимаете как власть. Вы должны быть уверены также, что Дума не примет закон о восстановлении Российской империи или Советского Союза и тем самым перечеркнет все, что сделано. 

-- Вам не кажется , что мы накануне событий, подобных тем, которые происходили в 93 году? Дума серьезно оппонирует президенту. Президент серьезно оппонирует Думе. Каждый борется за народное благо.

-- Да, Дума борется. Но не надо забывать, что на Думе есть вина за происходящее. Кто принимал последние бюджеты? Кто принимал программы заимствований? Кто принимал программы обслуживания этих долгов? Это проходило голосами трех основных фракций: НДР, КПРФ и ЛДПР. 

-- На встрече с президентом вы сказали, что возможно компромиссное решение. Вы предложили новую концепцию решения, которая заинтересовала президента. Что это за предложение?

-- Я начну с ненового. Я предлагал сформировать правительство. Мы знаем, что ситуация будет ухудшаться. В эти условиях мы предлагаем сформировать правительство на основе консультаций. Мы предлагаем свою программу, которая поможет нам через год начать положительно развивать события. Эта программа должна остановить цены, как можно быстрее дать зарплату и работу и затем повести нашу страну к нормальной жизни. 

-- Политический премьер – это один из элементов программы? 

-- Да. Поскольку президент не согласится с предложениями демократической оппозиции, мы готовы на компромисс. Мы готовы рассмотреть и поддержать кандидатуру премьер-министра, который будет политиком, а не завхозом. Он не должен принадлежать политической партии. К его мнению должны прислушиваться силовые структуры. Он имеет доверие у президента, но легко может пройти голосование в Думе. Он должен пользоваться авторитетом в мире. 

Политический премьер должен обеспечить политическую стабильность. Нам нужен именно такой премьер, потому что “экономиста” будут снимать через каждые три месяца. Я сказал, что в стране такой человек есть. Это Евгений Максимович Примаков. Сейчас можно добавить следующее: возможно, ему придется проводить выборы. Нам нужна стабильная ситуация, мы не можем быть все время в кризисе. А уж заместителем пусть к нему идет кто угодно, кто знает, как справиться. 

-- Есть новости из Думы, где произошло голосование по поводу кандидатуры Черномырдина. 138 голосов “за”.

-- Это НДР и жириновцы. В прошлый раз, когда Жириновский не голосовал, был 91 голос. 

-- Так как голосование прошло таким образом, возможно, я сейчас последний раз встречаюсь с вами в студии как с парламентарием.

-- Почему? 

-- Если президент пойдет на роспуск.

-- Сначала он должен третий раз внести кандидатуру. 

-- Если вы не утвердите Черномырдина в третий раз, Дума может быть распущена.

-- Может. 

-- Какими могут быть ближайшие последствия роспуска Думы?

-- У нас в стране может быть что угодно. В этом и заключается драма нашей страны. Невозможно ничего предсказать. Ни за Ельцина, ни за Зюганова. Я даже не могу вам сказать, как Дума будет голосовать в третий раз. Я знаю только то, что буду делать я.

-- Все-таки вы думаете о конституционном процессе. Ситуация в стране очень тяжелая, а страна окажется без Думы. Следовательно, будут выборы. Как это отразится на кризисе, на положении людей?

-- Трудно сказать. Ничего хорошего от этого не будет. Но можно задать и встречный вопрос. Кому нужна униженная, растоптанная, безвольная, лживая, продажная Дума? Нужна такая Дума российскому народу? 

Вопрос телезрителя. Почему нельзя национализировать вклады самых богатых людей? Если изъять их вклады, мы будем жить нормально. Никакие кредиты не будут нужны. 

-- Таких вкладов, которые позволят стране жить нормально, не существует. Те деньги, о которых речь, находятся на счетах в иностранных банках. Иногда они возвращаются сюда, “играют” и уходят назад. Государство национализировать эти деньги не может. Эти деньги вернутся, если создать такие условия в нашей стране, чтобы люди не боялись вкладывать деньги в нашу экономику.

--Вопрос телезрителя. Существует ли гарантия, что новое правительство не будет грабить страну, как предыдущие?

-- Гарантия может быть только одна. Когда избираете нового президента, Думу, вы делаете это для себя, хорошо подумав. В противном случае никаких гарантий нет.

-- А теперешняя Дума не репрезентативна? Разве она не отражает общественный баланс в стране? 

-- Отражает. И в значительной степени. И разве этот президент не был избран всем народом? Но разве два года назад я не говорил, почему я считаю, что его избирать нельзя, что его время закончилось?

Если события будут так развиваться, то скоро мы будем защищать свободу слова. Сегодня на заседании круглого стола несколько моих оппонентов говорили, что вся проблема в журналистах. Если перестать им говорить, что у нас происходит, то жизнь будет гораздо лучше. Поэтому одна из моих важнейших задач – не дать заткнуть рот. Иначе ситуация в стране будет совсем тяжелой. 

-- Ельцин – политик малопредсказуемый. Может ли он добровольно передать свои полномочия преемнику или организовать досрочные выборы.

-- Я на это надеюсь. В соответствии с Конституцией у нас нет другого пути. Только он сам может уйти, сказав, что он сделал все, что мог. Но мы должны создать стабильную политическую структуру, которая примет от него эстафету, проведет свободные выборы.

-- Но вы не раз говорили, что отсутствие преемственности власти – причина многих наших бед. Преемственность власти и обеспечивает Ельцин.

-- Да, но сам может уйти. В последнее время часто сравнивают нашу ситуацию с 16-17 годом. Говорят, что вот царь отрекся. Но почему-то никто не говорит о том, что царь – он потому и царь, что он отрекся и все, царя нельзя выбрать. А демократическая система тем и отличается, что мы можем выбрать другого президента, нормального, и будем жить.

-- Я не думаю, что все беды у нас от президента. Есть исторические, национальные и другие причины того положения, в котором мы оказались. Мы заслуживаем этого президента и этого правительства. 

-- Вот в следующий раз и будем выбирать не сердцем, а головой. И у нас все получится. 
 

передача "Час пик", 07.09.98 
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru