[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
 ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ
   Вопросы транспортировки ОЯТ
 Москва, Эпицентр, 2003 год

Ежегодно в мире транспортируется около 10 млн упаковок с радиоактивными веществами различного вида. В некоторых странах произошли аварии при перевозках радиоактивных веществ авиационным, автомобильным, морским, железнодорожным транспортом. Только в США в 1971–1981 гг. произошло 108 аварий при перевозке РВ. После террористических актов, произошедших в США 11 сентября 2001 г., на неопределенное время запрещена любая транспортировка РВ, РАО и ЯДМ по стране как операция крайне опасная с точки зрения физической защиты ядерных материалов от несанкционированного доступа.

Обеспечение безопасности транспортирования РВ, ЯДМ и изделий на их основе имеет большое значение в связи с наличием потенциального риска нанесения ущерба людям, окружающей среде и имуществу в процессе перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и промежуточного хранения.

Наличие такого риска обусловлено возможностью аварии транспортного или погрузочного средства, воздействием на упаковки разрушающих механических и тепловых нагрузок в процессе перевозки, которые могут привести к рассеянию РВ в окружающую среду, и облучением персонала сверх установленных норм при нарушениях правил безопасного обращения с упаковками.

В качестве примера хотелось привести информацию, подготовленную в коммюнике Министерства экологии Германии по фактам загрязнения спецконтейнеров, в которых перевозилось ОЯТ на перерабатывающий завод на мыс Аг (Франция):
  • в 1997 г. из 55 транспортов с немецких АЭС в 11 случаях зарегистрирована активность, превышающая 4 Бк на 1 см2 – допустимую норму; в 6 случаях внутри железнодорожных вагонов обнаружены «горячие пятна» с максимальной активностью 13 400 Бк; в пяти вагонах на полу обнаружены загрязненные участки с поверхностной активностью 13 тыс. Бк на 1 см2;
  • в 1998 г. выявлено 4 случая загрязнения при перевозках из Германии: в двух случаях на полу железнодорожных вагонов обнаружены пятна с максимальной активностью 10 тыс. Бк на 1 см2 ; в нескольких случаях обнаружено загрязнение контейнеров с ОЯТ с гораздо меньшей активностью – порядка 20 Бк.

Конечно, приведенные факты превышения активности не представляют опасности для здоровья людей, но такие факты обнародованы, и по ним приняты соответствующие меры для недопущения подобных инцидентов. Смею предположить, что подобные случаи у нас в стране не стали бы достоянием гласности, они были бы скрыты или вообще не обнаружены.

Состояние нормативной базы в области перевозок радиоактивных грузов нельзя оценить как удовлетворительное. Почти все нормативные документы в этой области устарели и требуют коренной переработки, поэтому предприятия, осуществляющие перевозки радиоактивных грузов, вынуждены руководствоваться многочисленными инструкциями, положениями, решениями, некоторые из которых противоречат друг другу и нормативным документам федерального уровня.

Кроме того, показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автомобиль, железная дорога, речной и морской транспорт) в России в 2–3 раза выше, чем в других промышленных странах.

Транспортировка тысяч тонн высокорадиоактивного отработавшего ядерного топлива потребует больших усилий для создания высочайшей технологической культуры. Сегодня ответственность за решение этой задачи очень велика, т.к. авария не только на АЭС, но и при перевозке грузов с большой радиоактивностью может повредить здоровью большого числа людей, профессионально не имеющих отношения к ядерной технологии. Безопасность транспортировки имеет еще один важный аспект – межведомственный: когда ОЯТ отправляется с АЭС в путь, оно попадает во власть целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах безопасности ядерной энергетики, и это может проявиться там, где ожидается меньше всего. Кто ответит за происшествие – Министерство путей сообщения, Департаменты морского или авиационного транспорта или Минэнерго России, проложившее аварийный трубопровод вблизи пути следования транспорта? И если для безопасности АЭС первостепенное значение имеет уровень подготовки операторов, то в случае транспортировки отработавшего топлива на первое место ставятся выбор безопасного маршрута и тщательно продуманный график движения контейнерного поезда.

Транспортировка является связующим звеном производственной деятельности предприятий (АЭС, предприятия ядерного топливного цикла, исследовательские ядерные центры, судовые установки гражданского и военного флотов и др.), осуществляющих обращение с радиоактивными материалами.

Номенклатура перевозимых по территории Российской Федерации радиоактивных материалов чрезвычайно широка: ядерные делящиеся материалы – ЯДМ, радиоактивные вещества – РВ, отработавшее ядерное топливо – ОЯТ и радиоактивные отходы, «свежее» ядерное топливо, уран и плутоний в различных химических соединениях (различном физическом состоянии и с различной степенью обогащения по делящимся нуклидам), изотопные источники, другие ЯМ и РВ. Их перевозка осуществляется наземным, водным и воздушным видами транспорта.

ОЯТ по России Минатом транспортирует в течение последних 25 лет. На смену первым отечественным вагонам-контейнерам ТК-НВ и ТК-АМБ, которые создавались до разработки национального НД и учета мирового опыта, в конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ в., появились вагоны-контейнеры ТК-6, ТК-10, ТК-11 для ОЯТ ВВЭР-440, -1000 и РБМК, соответственно. В связи с отказом от переработки топлива РБМК вагоны-контейнеры ТК-11 стали использовать для перевозки на завод РТ-1 топлива БН-350 и БН-600. Для топлива ВВЭР-1000 в середине 80-х гг. ХХ в. создан вагон-контейнер ТК-13; вагон-контейнер ТК-10 снят с производства. В таблице 41 приведены данные о типах вагонов-контейнеров и упаковках, используемых при транспортировке ОЯТ.

Для перевозки ОЯТ разработаны и изготовлены 16 вагонов-контейнеров ТК-6. В настоящее время один контейнер выведен из эксплуатации вследствие значительного числа дефектов в корпусе. ТК-6 относится к контейнерам первого поколения. Его безопасность не обеспечена в полной мере конструкцией.

Вагоны-контейнеры ТК-6 в зависимости от года изготовления находятся в эксплуатации от 13 лет до 21 года. Эксплуатационный срок службы для них определен заводом-изготовителем в 30 лет, и вывод из эксплуатации будет осуществляться в 2008–2015 гг. Конструкция вагона-контейнера ТК-6 морально устарела. Увеличение платы за перевозки ставит вопрос о необходимости сокращения рейсов за счет применения контейнеров увеличенной вместимости. Таким образом, создание в ближайшее время нового упаковочного комплекта для перевозки ОЯТ ВВЭР-440, отвечающего современным требованиям безопасности и имеющего большую вместимость по сравнению с ТК-6, является актуальным.

Транспортирование ОЯТ ВВЭР-1000 осуществляется с 1986 г. в вагонах-контейнерах ТК-10, -13 и транспортных упаковочных комплектах ТУК-10В, -13В. В данный момент в эксплуатации находятся 7 вагонов-контейнеров ТК-10 и 12 вагонов контейнеров ТК-13. По состоянию на начало 2000 г. в хранилище ГХК вывезено около 5600 отработавших ТВС (более 2300 т урана), в том числе с АЭС Украины около 2460 (более 1000 т урана).

Вместе с тем необходимо отметить, что транспортные средства создавались в 1983–1991 гг. и срок их службы, составляющий 20 лет, истекает в 2011 г., тогда как вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС будет происходить в период ориентировочно с 2010 по 2030 г. В связи с этим потребуется замена парка транспортных средств новым.

Отработавшее топливо быстрых реакторов транспортируется в вагонах-контейнерах ТК-11. В эксплуатации находятся семь вагонов, которыми на ПО «Маяк» было перевезено 137,5 т ОЯТ БН-600 и 42 т БН-350.

Для перевозок ОЯТ исследовательских реакторов используется два типа упаковочных комплектов: ТУК-19 для ВВР-К, ВВР-Ц, ВВР-2, ВВР-С, ВВР-М, ИРТ, ИВВ, МР, СМ-2; ТУК-32 для СМ-2 и МИР.

ОЯТ транспортных ядерных реакторов с 1994 г. перевозится в вагонах-контейнерах ТК-ВГ-18 и в транспортных радиационно-защитных упаковочных комплектах нового поколения по временным транспортно-технологическим схемам. В настоящее время находится в эксплуатации 8 ТК-ВГ-18 и 52 защитных контейнера ТУК-18.

Основные принципы обеспечения безопасности при транспортировании

При выполнении операций, связанных с транспортированием РВ и ЯДМ, радиационную опасность представляют:
  • ионизирующее излучение, создающее дозу облучения, превышающую значения, установленные нормами радиационной безопасности НРБ–99 для персонала категории А, непосредственно выполняющего погрузочно-разгрузочные работы, а также для лиц категории Б при транспортировании и промежуточном хранении упаковок;
  • радиоактивное загрязнение поверхностей ТУК, ТС, оборудования и других грузов, находящихся на транспортном средстве;
  • РВ, которые в аварийной ситуации или при неисправности ТУК могут попасть в окружающую среду и создать уровни загрязнения и концентрации радионуклидов в воде и окружающем воздухе сверх допустимых значений.
Радиационная безопасность при транспортировании РВ и ЯДМ должна обеспечиваться следующими условиями:
  • соблюдение установленных требований и обеспечение качества при разработке, проектировании и изготовлении ТУК;
  • проведение необходимого объема испытаний ТУК в соответствии с действующей НД;
  • контроль радиационных характеристик перевозимых РВ и проведение испытаний специальных видов РВ, таких как РВ особого вида и РВ с низкой удельной активностью (НУА или LSA);


Фото 9. Выгрузка из железнодорожного вагона контейнера с отработавшим ядерным топливом на ГХК.

  • контроль технического состояния ТУК (систем герметизации, элементов крепления и т.д.);
  • соблюдение норм загрузки и условий размещения РВ или ЯДМ в полости ТУК, правильность установки нейтронных поглотителей и других элементов защиты согласно требованиям ЭД на ТУК;
  • осуществление дозиметрического и радиометрического контроля загрязненности поверхностей ТУК и ТС, мощности эквивалентной дозы излучения в установленных правилами контрольных точках;
  • контроль технического состояния и исправности ТС, его обеспечение необходимыми средствами пожаротушения, контроля радиационной обстановки и аварийными средствами защиты;
  • соблюдение правил безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
  • соблюдение норм и правил погрузки упаковок на ТС, соблюдение установленных ограничений на взаимное расположение упаковок на ТС, а также по отношению к другим грузам;
  • выполнение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности перевозок, включая выбор оптимального маршрута и графика следования ТС, исключение несанкционированного доступа к упаковкам посторонних лиц (обеспечение физической защиты ЯДМ).

Важным условием обеспечения безопасности перевозок РВ является соответствие потенциальной опасности содержимого упаковки степени ее прочности, надежности и защитных свойств.

Выполнение этого условия достигается путем определения правилами видов перевозимых РВ и установления соответствующих требований к характеристикам и методам испытаний упаковочных комплектов.

Обзор основных нормативных документов по транспортированию

Виды перевозимых РВ, требования к упаковочным комплектам и упаковкам, пределы действия НТД по транспортированию определяются и устанавливаются в зависимости от ряда характеристик РВ, основными из которых являются:
  • активность РВ в упаковке (Кu, Бк);
  • удельная активность (Кu/кг, Бк/г);
  • объемная активность (Кu/л, Бк/см3);
  • удельная поверхностная активность (мкКu/см2, Бк/см2);
  • уровень загрязнения поверхности (част./см2 с);
  • масса ЯДМ в упаковке (кг, г);
  • объемная концентрация ЯДМ в растворах (г/л);
  • изотопный состав РВ и ЯДМ;


Фото 10. Выгрузка ОЯТ.

  • агрегатное состояние РВ;
  • физико-химические свойства РВ (растворимость в воде, температура плавления, разложения и т.д.).

Основными документами, регламентирующими внешние перевозки РВ и ЯДМ (за пределами предприятий), являются «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ» (ПБТРВ–73) и «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов» (ОПБЗ–83).

Условием разграничения действия этих правил является масса ЯДМ в одной упаковке, равная 15 г. При массе ЯДМ менее 15 г перевозки осуществляются в соответствии с правилами ПБТРВ–73, определяющими нормы и требования обеспечения только радиационной безопасности. При большей массе ЯДМ в упаковке перевозки должны осуществляться в соответствии с правилами ОПБЗ–83, устанавливающими, кроме того, требования по обеспечению ядерной безопасности и физической защиты при перевозках ядерных материалов. При этом условия обеспечения ядерной безопасности должны выполняться при массе U235 и Pu239 более 300 г в одной упаковке при обогащении по U более 1%.

Правила ОПБЗ–83 не регламентируют перевозки ЯДМ воздушным транспортом. Такие перевозки, в частности перевозки «свежего» топлива для энергетических реакторов, осуществляются на основе специальных требований.

Нижними пределами действия правил ПБТРВ–73 являются либо активность РВ в одной упаковке, равная 10 МЗА для большинства радионуклидов, либо удельная активность РВ, равная 74 Бк/г (0,002 мкКu/г).

Согласно ПБТРВ–73 РВ с параметрами ниже этих величин (кроме РАО) могут транспортироваться на общих основаниях транспортирования грузов, не опасных в радиационном отношении. Единственным ограничением в этом случае является не превышение МЭД на поверхности упаковки 300 мкР/ч.

Правила ПБТРВ-73 не устанавливают ограничений на перевозки природного и обедненного урана, необлученного тория и концентратов их руд, а также разрешают перевозку радиационных приборов с закрытыми источниками ионизирующего излучения (ИИИ) без ограничений по активности в собственной таре при условии согласования конструкции приборов органами Госсаннадзора России.

Необходимо отметить, что если РВ с удельной активностью менее 74 Бк/г относятся к категории РАО, то их транспортирование должно осуществляться в соответствии с «Санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО–85). Нижние пределы действия этих правил устанавливаются по удельной активности для твердых РАО и по объемной активности для жидких и составляют: для жидких РАО – ДКб, для твердых РАО:
  • 74 Бк/г для бета-активных нуклидов;
  • 7,4 Бк/г для альфа-активных нуклидов;
  • 0,37 Бк/г для трансурановых альфа-активных нуклидов;
  • 31/К Бк/г (0,1 мкг экв.Ra/кг) для гамма-активных нуклидов.

Наибольшую потенциальную опасность представляют перевозки отработавшего ядерного топлива от атомных станций. Такие перевозки требуют принятия особых мер предосторожности в части контроля технического состояния ТУК, радиационного контроля, обеспечения физической защиты и организации процесса перевозки. Общие и специальные требования к перевозкам ОЯТ АЭС устанавливаются «Правилами ядерной безопасности при транспортировке ОЯТ» (ПБЯ-06-08–77) и «Правилами обеспечения радиационной безопасности при транспортировании ОЯТ от АС железнодорожным транспортом» (ПРБ-88).

Основной объем перевозок РВ, ЯДМ и изделий на их основе в России выполняется специальным автомобильным и железнодорожным транспортом предприятий Минатома России. Такие перевозки, в дополнение к основным НД, регламентируются рядом отраслевых документов, определяющих организацию перевозок, осуществление радиационного контроля и мероприятия по ликвидации последствий аварий.

Необходимо отметить, что в указанных документах имеется ряд положений, противоречащих требованиям основных НД по перевозкам. В частности, допускается перевозка упаковок без нанесения знака радиационной опасности.

При выполнении перевозок РВ и ЯДМ автомобильным транспортом необходимо также руководствоваться требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов» МВД СССР.

Основным документом, устанавливающим требования к перевозкам РВ и ЯДМ за рубежом, являются «Правила безопасной перевозки РВ» МАГАТЭ. Эти правила устанавливают полный объем требований по обеспечению как радиационной, так и ядерной безопасности упаковок и определяют существенно более широкий набор видов перевозимых РВ и типов упаковок для их перевозки по сравнению с действующими в России правилами.

В настоящее время на основе правил МАГАТЭ проводится разработка новых вариантов правил ПБТРВ–93 и ОПБЗ-93. Следует отметить, что введение этих правил вызовет серьезные трудности в связи с отсутствием технической базы для их практической реализации.

Виды перевозимых РВ и типы упаковочных комплектов

Правилами ПБТРВ–73 и ОПБЗ–83 определены два основных вида перевозимых РВ: РВ особого вида и РВ не особого вида, и два основных типа транспортных упаковочных комплектов: ТУК типа А и ТУК типа В.

Радиоактивным веществом особого вида называется нераспыляющееся твердое РВ или РВ, помещенное в закрытую капсулу, сконструированную таким образом, чтобы ее можно было открыть только путем разрушения. К РВ особого вида предъявляются требования по устойчивости к механическим и температурным воздействиям, которые будут указаны далее.

ТУК типа А предназначены для перевозок любых по радионуклидному составу РВ с ограничением их активности величинами:

А1 – для РВ особого вида;

А2 – для РВ не особого вида, значения которых для различных радионуклидов приведены в правилах.

Конструкция ТУК типа А должна выдерживать механические и тепловые нагрузки (обеспечивать нерассеяние РВ в окружающую среду и сохранять радиационно-защитные свойства), соответствующие нормальным условиям перевозки и при незначительных инцидентах.

ТУК типа В предназначены для перевозок больших количеств РВ с активностью, превышающей величины А1 или А2 для РВ соответствующего вида. Радионуклидный состав, предельная активность содержимого и другие его необходимые характеристики указываются в сертификате на конструкцию конкретного типа ТУК.

ТУК типа В должны выдерживать экстремальные механические и тепловые нагрузки, соответствующие аварийной ситуации. Виды, методы и критерии испытаний ТУК (допустимые потери РВ, увеличение МЭД на поверхности упаковки) как на нормальные, так и на аварийные условия перевозки устанавливаются правилами.

Более широкую классификацию перевозимых РВ и упаковок для них устанавливают «Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ» МАГАТЭ и проект нового издания правил ПБТРВ-93.

Помимо РВ особого и не особого видов, перевозимых в зависимости от активности в ТУК типов А и В, этими правилами дополнительно устанавливаются два вида РВ: РВ с низкой удельной активностью (LSA или НУА, 3 группы) и объекты (не радиоактивные) с поверхностным радиоактивным загрязнением (SCO или ОПРЗ, 2 группы).

Нижний предел загрязненности предметов, относящихся к категории ОПРЗ-1, составляет 0,4 Бк/см2 для радионуклидов низкой токсичности и 0,04 Бк/см2 для альфа-излучателей высокой токсичности. Поскольку приведенные величины меньше соответствующих пределов загрязненности твердых объектов, относящихся к категории РАО согласно СПОРО–85 (50 част./см2 мин для бета- и гамма-излучений и 5 альфа-част./см2 мин), то, соответственно, новый вариант правил ПБТРВ–93 регламентирует также все вопросы по перевозкам данной категории РАО.

Правилами определены четыре основных типа упаковок в зависимости от активности и физической формы их радиоактивного содержимого:
  • упаковки, не подпадающие под действие правил;
  • промышленные упаковки (ПУ, 3 типа);
  • упаковки типа А;
  • упаковки типа В [тип В(U) и тип В(М)].

Упаковочные комплекты типа В(U) в полной мере удовлетворяют требованиям нормативных документов, и безопасность их использования обеспечивается их конструкцией.

Упаковочные комплекты типа В(М) могут не удовлетворять одному или нескольким требованиям для ТУК типа В(U), и их использование при международных перевозках требует дополнительного согласования конструкции ТУК с компетентными органами стран транзита и грузополучателя.

Упаковки, не попадающие под действие правил, предназначены для перевозок достаточно малых количеств РВ, что позволяет существенно ограничить объем требований к их конструкции и условиям использования.

Промышленные упаковки, требования к которым устанавливаются новой редакцией правил ПБТРВ–93, предназначены для перевозок веществ с низкой удельной активностью или объектов с поверхностным радиоактивным загрязнением.

Кроме требований, предъявляемых к упаковкам, не попадающим под действие правил, промышленные упаковки должны удовлетворять требованиям для нормальных условий перевозки.

Определены три типа промышленных упаковок: ПУ-1, ПУ-2 и ПУ-3, отличающиеся уровнем требований по стойкости к механическим воздействиям, которые будут изложены далее.

ТУК типов А и В конструктивно могут быть выполнены в виде упаковочных комплектов, резервуаров или грузовых контейнеров.

Характеристики упаковок и упаковочных комплектов

Упаковки и ТУК, предназначенные для перевозок РВ, не содержащих ЯДМ в значимых количествах, имеют следующие характеристики:
  • тип ТУК (А или В);
  • вид ТУК (I, II или III);
  • транспортный индекс (ТИ);
  • транспортная категория.

Упаковки, содержащие ЯДМ в таких формах и количествах, при которых они попадают под действие требований по обеспечению ядерной безопасности, дополнительно характеризуются еще двумя параметрами:
  • допустимым числом упаковок (ДЧУ);
  • классом ядерной безопасности (ЯБ).

Кроме того, ТИ для упаковок с ЯДМ определяется несколько иным способом, чем для радиационных упаковок.

Правилами ПБТРВ–73 определены три вида ТУК типов А и В в зависимости от излучений перевозимых РВ:
  • I – для перевозки РВ с альфа-, бета- и гамма-излучением;
  • II – для РВ с нейтронным и гамма-излучением;
  • III – для РВ с альфа- и бета-излучением.

Транспортный индекс (ТИ) является характеристикой упаковки, связки, резервуара, грузового контейнера или неупакованных объектов НУА-1 или ОПРЗ-1, которая используется для обеспечения контроля за радиационной безопасностью, для установления пределов содержимого определенных упаковок, связок и т.д., определения транспортной категории и необходимости перевозки в условиях исключительного использования (на условиях полного груза). ТИ также используется для определения норм погрузки упаковок в грузовой контейнер или на борт транспортного средства и для установления требований к их размещению при транзитном хранении.

По правилам ПБТРВ–73 ТИ определяется как максимальный уровень излучения (в ед. мбэр/ч) на расстоянии 1 м от поверхности упаковки.

По правилам МАГАТЭ и ПБТРВ-93 ТИ для упаковок и связок определяется аналогичным образом, а для резервуаров, грузовых контейнеров и неупакованных НУА-1 и ОПРЗ-1 величина МЭД умножается на коэффициент, зависящий от размеров груза.

Транспортная категория упаковки устанавливается в зависимости от наибольшего значения МЭД на наружной поверхности упаковки и ее ТИ. Эта характеристика служит для контроля за радиационной безопасностью (облучением персонала) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и для определения наряду с ТИ норм погрузки и условий перевозки радиационных упаковок.

Для упаковок, содержащих ядерные материалы, дополнительно определены следующие характеристики: допустимое число упаковок (ДЧУ) по правилам и класс ядерной безопасности (только по правилам ОПБЗ–83).

ДЧУ – это число упаковок, которые могут быть плотно сгруппированы в произвольной конфигурации при наличии отражателя из воды толщиной 20 см, определяемое из следующих двух условий:
  • 5 неповрежденных упаковок являются подкритичными при произвольном размещении;
  • 2 поврежденные упаковки с водородосодержащим замедлителем между упаковками в количестве, приводящем к наибольшему размножению нейтронов (после проведения испытаний на нормальные условия перевозки и аварийные ситуации), остаются подкритичными.

Упаковки с ЯДМ относятся к I классу по ядерной безопасности, если выполняются условия:
  • Кэфф <0,95 в нормальных условиях перевозки и при аварийной ситуации;
  • неповрежденные упаковки являются подкритичными в любом количестве и при любом размещении;
  • 250 поврежденных упаковок остаются подкритичными при произвольном размещении и при окружении со всех сторон отражателем из воды.
Упаковки с ЯДМ относятся ко II классу по ЯБ, если:
  • Кэфф < 0,95 в нормальных и аварийных условиях;
  • неповрежденные упаковки при произвольном размещении являются подкритичными при их ограниченном числе и/или менее 250 упаковок остаются подкритичными в аварийных условиях.

Упаковки, не отвечающие указанным требованиям, относятся к III классу по ЯБ, при этом Кэфф двух упаковок при их сближении должен быть менее 1,0.

ТИ для упаковок с ЯДМ определяется как большее из двух чисел:
  • ТИ, рассчитанный для упаковок РВ;
  • частное = (50/ДЧУ).

Транспортная категория упаковок с ЯДМ определяется как наибольшее значение между классом упаковки по условиям ядерной безопасности и транспортной категории по условиям ее радиационной опасности.

Такой способ определения указанных параметров позволяет принимать адекватные меры предосторожности при обращении с упаковками, независимо от характера опасности, которую представляет их содержимое.

Радиационный контроль

Радиационный контроль является одним из наиболее важных мероприятий по обеспечению безопасности при транспортировании РВ и должен осуществляться на всех этапах перевозки – от загрузки ТУК и погрузки упаковок на транспортное средство до возврата порожних упаковочных комплектов и транспортных средств грузоотправителю.

Основными целями радиационного контроля являются:
  • обеспечение безопасности персонала и населения;
  • предотвращение загрязнения имущества и окружающей среды;
  • определение соответствия радиационных параметров упаковок требованиям правил;
  • контроль состояния упаковок в процессе транспортирования.

Обеспечение физической защиты ядерных материалов при транспортировке

Процесс транспортирования ядерных материалов является наиболее слабым звеном с точки зрения уязвимости и подверженности несанкционированным действиям по сравнению со стационарными объектами, где обращается ядерный материал.

Защита ядерных материалов на транспортных средствах в отличие от стационарных объектах не имеет такой многоструктурной системы охраны и не может использовать обычный для стационарных объектов набор оборудования и технических средств для заблаговременного обнаружения опасности, ее оценки, задержки доступа и принятия ответных мер. Физическую охрану ядерного материала на транспортных средствах можно свести к следующим основным компонентам:
  • само транспортное средство с имеющимися в нем элементами задержки доступа;
  • персонал охраны;
  • средства связи для оповещения об опасности и вызова дополнительных средств ответного реагирования.

Из перечисленных компонентов в условиях транспортирования персонал охраны играет решающую роль в обеспечении защиты ядерных материалов. Обеспечение физической защиты ядерных материалов при перевозках в системе Минатома регламентируют два основополагающих нормативных документа федерального уровня, а именно:
  • «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозках ядерных материалов (ОПБЗ–83)»;
  • «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 264).

Регулярные перевозки ядерных материалов в своем историческом развитии берут начало с периода промышленного производства ядерного оружия. С учетом географии размещения объектов, осуществляющих ядерную деятельность, состояния и развития в стране транспортных схем перемещения промышленных грузов главенствующую роль в перевозках ядерных материалов с самого начала играли перевозки железнодорожным транспортом.

Основной вид транспортного средства – багажный вагон специальной конструкции, двухтамбурный, имеющий три сообщающихся между собой отделения: служебное купе, грузовой отсек (кладовая) и купе охраны. Последняя модель багажного вагона серии 51-624 – выпуска 80-х гг. ХХ в.

Другой тип багажного вагона, используемого под перевозки ядерных материалов, – модель В-60 и его модификации. Вагон однотамбурный, имеет два отделения – служебное купе и грузовой отсек.

Вагон модели В-60 не имеет простейших устройств сигнализации и купе для перевозки охраны, поэтому он может использоваться для перевозок только в сцепке с вагоном модели 51-624, в котором размещается охрана.

Оба указанных типа вагонов, специально предназначенных для перевозки ядерных и радиационных материалов, по своей конструкции не имеют в достаточной степени физических барьеров и технических средств для обеспечения надежной физической защиты перевозимых грузов.

Начиная с 90-х гг. ХХ в., с активацией деятельности как внутригосударственного, так и международного терроризма, стала очевидной проблема принятия дополнительных мер по защите транспортных средств, перевозящих ядерные материалы.

Огромное значение в решении этой проблемы сыграло достижение договоренности на сессии российско-американской комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству в области нераспространения ядерного оружия о включении в него вопросов, связанных с совершенствованием физической защиты при перевозках ядерных материалов (1996 г.).

В результате совместной деятельности была разработана программа создания автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов (АСБТ) с поэтапным ее внедрением. По этой программе ПО «Маяк» получило защитные (бронированные) автомобили:
  • 4 грузопассажирских;
  • 2 пассажирских для охраны;
  • 6 грузовых (КамАЗы).

На период перевозки в железнодорожных вагонах и на автотранспорте упаковки с ядерными материалами помещаются в бронированный защитный кожух – транспортное защитное устройство (ТЗУ).

Было разработано несколько типов ТЗУ, из которых ПО«Маяк» использует два:
  • НТ-230 для вагонов В-60 и грузовиков универсального типа, вмещающий 24 контейнера, внутренняя кассета имеет размеры под несколько типов контейнеров, снаряженная масса – 8 т;
  • НТ-233 для вагонов 51-624 и грузовиков, малогабаритный, вмещает 4 контейнера типа АТ-400, снаряженная масса – 2 т.

Следует подчеркнуть, что ТЗУ – это не дополнительный контейнер, в который упаковывается ядерный материал, а физический барьер в виде бронированной защиты от стрелкового оружия, параллельно выполняющий при этом функцию задержки доступа.

Использование ТЗУ в значительной мере повышает уровень физической защиты в процессе перевозок, но одновременно накладывает на работающий персонал большие дополнительные нагрузки по их обслуживанию. Увеличиваются как время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, так и численность занятого на этих работах персонала. Возникает необходимость применять как стационарные, так и передвижные (автокраны) подъемно-транспортные механизмы.

В настоящее время складское хозяйство ПО «Маяк» не имеет указанных механизмов требуемой грузоподъемности, вследствие чего для полномасштабного использования ТЗУ пока отсутствуют необходимые условия.

В заключение приведем сравнительную оценку эффективности автомобильных перевозок.
Положительные стороны автоперевозок:
  • мобильность;
  • отпадает необходимость заблаговременно заказывать рейс (норматив МПС – 10 суток);
  • быстрота доставки груза;
  • стоимость доставки ниже, чем услуги МПС.

Отрицательные стороны автоперевозок:
  • больше внутренних административных процедур при подготовке к рейсу;
  • большее число персонала, участвующего в рейсе;
  • выше вероятность возникновения нештатных ситуаций в пути следования;
  • зависимость от погодных условий (сильные снегопады, гололедица и т.д.).

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Снятие с эксплуатации промышленных реакторов]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
[Аварии при транспортировке. Анализ причин инцидентов]

info@yabloko.ru