[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
 ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ
   Организационно-технические задачи при транспортировке
 Москва, Эпицентр, 2003 год

В соответствии с действующей в России государственной нормативной документацией транспортирование ядерных материалов и изделий на их основе осуществляется на основании сертификатов-разрешений. Согласно Положению о Минатоме это министерство выполняет функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. В частности, Минатом выдает сертификаты-разрешения на радиоактивное вещество особого вида, на конструкцию и перевозку упаковок с радиоактивными веществами.

В последнее время выявлены многочисленные нарушения требований действующих НД при оформлении и выдаче сертификатов-разрешений. Приостановлено действие четырех сертификатов-разрешений при условии процедуры обязательного согласования с органами государственного надзора проектов сертификатов-разрешений. Следует отметить, что, рассматривая в дальнейшем проекты сертификатов-разрешений, Госатомнадзор России отказал в согласовании некоторых из них из-за несоответствия требованиям действующих НД.

В связи с этим необходимо указать на действия Минатома в отношении вывоза ОЯТ ВМФ и гражданского атомного флота. Минатом продлил сроки действия сертификатов-разрешений на перевозку в специальных условиях контейнеров типа 11 и 12 с ОЯТ, несмотря на то что закончился срок действия специальных условий перевозки.

Кроме этого, установлен факт изготовления транспортных упаковочных контейнеров (ТУК) со значительными отклонениями от требований действующего сертификата-разрешения на конструкцию. Контейнеры поступали на разделительные заводы Минатома (СХК, АЭХК и др.), несмотря на их значительные отличия от опытных образцов, которые прошли испытания и рассматривались в соответствующих организациях при оформлении сертификата-разрешения на транспортный упаковочный комплект ТУК-27. Действие данного сертификата-разрешения было аннулировано.

На СХК установлены факты осуществления перевозок ядерных материалов в упаковочных контейнерах АТ316 и ВТ134, не отвечающих требованиям Основных правил безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ–83). Транспортирование в упаковочных контейнерах АТ316 и ВТ134 осуществляется, несмотря на отсутствие сертификатов-разрешений на конструкции упаковок и на перевозки. Эти же контейнеры используют и другие предприятия (например, ПО «Маяк»).

Перевозки между различными заводами СХК, при которых транспортные средства проезжают по дорогам общего пользования, осуществляются как внутренние (внутризаводские), т.е. с нарушением требований ОПБЗ– 83, регламентирующих все перевозки вне территории объекта.

Отраслевая нормативная документация по транспортированию не соответствует требованиям государственной нормативной документации, вследствие чего предприятия в ряде случаев нарушают последнюю, мотивируя это необходимостью соблюдения отраслевой документации. Например, СХК грузы с ядерными материалами перевозит даже без знаков радиационной опасности.

Учитывая состояние транспортных магистралей и значительно возросшую аварийность на железнодорожном транспорте, было запрещено осуществлять перевозки ОЯТ в контейнерах старого типа 11 и 12, которые изготовлены в 1967–1985 гг., т.к. они не отвечают требованиям безопасности.

Еще один пример. Российское Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ, г. Санкт-Петербург) разрабатывает транспортный упаковочный контейнер (ТУК) на базе металлобетонного контейнера для транспортирования и сухого хранения отработавшего ядерного топлива. К настоящему времени разработаны технические проекты на ТУК-104 (для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Ленинградской АЭС), ТУК-108 (для ОЯТ судов Военно-морского флота) и ТУК-109 (для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Курской АЭС).

Беспокойство вызывает тот факт, что работы по созданию ТУК-104 и ТУК-108 осуществлялись с нарушением нормативных требований. Изготовление опытных образцов ТУК было начато до завершения конструкторской организацией работ над техническими проектами. В результате этого опытные образцы не соответствуют конструкциям, заложенным в технические проекты.

В случае с ТУК-104 был испытан образец, имеющий значительные отличия от ТУК-104 (отличаются размеры, толщина стенок, типы сталей и другие важные для безопасности характеристики), а сами испытания не соответствовали требованиям действующих в Российской Федерации правил перевозки ОПБЗ– 83. По этим причинам нельзя было рассматривать результаты испытаний как доказательство соответствия конструкции ТУК-104 нормативным требованиям.

В случае с ТУК-108 испытания опытного образца также были проведены задолго до завершения работ над техническим проектом. Программа испытаний не согласовывалась с органами государственного надзора, а межведомственная комиссия не создавалась.

В настоящее время Минатомом России и организацией МКЦ «Нуклид», через которую осуществляется финансирование работ по разработке ТУК-108, делаются попытки запретить конструкторской организации КБСМ представлять технический проект на ТУК-108 в Госатомнадзор России под надуманным предлогом, что работы по созданию ТУК-108 не подпадают под действие Федерального закона «Об использовании атомной энергии».

Одновременно делаются попытки начать серийное производство ТУК-108. В случае реализации этих планов ситуация станет тупиковой ввиду невозможности использования при перевозках ОЯТ по дорогам общего пользования ТУК, безопасность которых не подтверждена в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Кроме этого, Минатомом России создается система аварийно-технических центров. Однако до настоящего времени ни один аварийно-технический центр не подал заявление на получение лицензий в Госатомнадзор России, несмотря на заключение Минюста России о необходимости получения таких лицензий.

На наш взгляд, основной причиной многочисленных нарушений является неправомерная передача Минатомом России организации МКЦ «Нуклид» функций государственного заказчика в рамках Федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1995 – 2005 гг.». Эти функции были переданы с нарушением требований законодательства Российской Федерации без оформления необходимого в этом случае решения Правительства РФ.

Работа, проводимая Минатомом по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при организации транспортирования РАО, ОЯТ, ЯД и ЯДМ, должна быть оценена как недостаточная, т.к. органами государственного регулирования выявлен целый ряд нарушений условий транспортирования, которые могли привести к серьезным авариям с радиационными последствиями.

В заключение хотелось сформулировать проблемы, которые предстоит решить для безопасного транспортирования отработавшего ядерного топлива.

Их можно объединить в следующие блоки:
– необходимо провести работы по совершенствованию системы государственного регулирования в данной области. Разработать и ввести в действие современные правила безопасного транспортирования, доработать и утвердить концепцию по обращению с ОЯТ;
– необходимо завершить работы по сертификации металлобетонных контейнеров повышенной вместимости;
– выполнить комплекс НИИР в обоснование предельного срока мокрого хранения ОЯТ.

     Таблица
Нуклиды допустимые выбросы
Нормализованные
Кu/сут.
Кu/сут•1000 МВт (эл).
Допустимые величины выброса
Смесь инертных
радиоактивных
газов (аргон, криптон, ксенон).
500
3000
Иод-131 (газообразная и
аэрозольная фаза)
0,01
0,06
Смесь долгоживущих
нуклидов
0,015
0,09
Смесь короткоживущих
нуклидов
0,2
1,2

Среднемесячные допустимые выбросы с АЭС газоаэрозольных радиоактивных веществ.

     Таблица
Нуклиды допустимые выбросы
Нормализованные
Кu/сут.
Кu/сут•1000 МВт (эл).
Допустимые величины выброса
Стронций-90
1,5
9
Стронций-89
15
90
Цезий-137
15
90
Кобальт-60
15
90
Марганец-54
15
90
Хром-51
15
90

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Аварии при транспортировке. Анализ причин инцидентов]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
[Выводы и предложения]

info@yabloko.ru