[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Владимир Володин
Великая иллюзия 
"Летучей мыши"
Газета «Московское Яблоко», №5, 5-20 августа 1999 года 
На встрече Объединения ЯБЛОКО с деятелями культуры выступал музыкальный руководитель театра «Летучая мышь» Роман Берченко. Говорил о театре, все десять лет своего существования не получавшем денег от государства и показывающем веселые красочные спектакли, чтобы смертельно уставшие от нашей бездарной действительности люди могли забыться и отдохнуть. 
И вот здание на Поварской (бывший театр Киноактера), приютившее ныне «Летучую мышь», оставшуюся без привычного «гнезда» в Гнездниковском переулке. Для летней жары зал заполнен даже чересчур - свободных мест практически нет. На сцене - колесный пароход почти в натуральную величину (во втором действии он раскроется и мы увидим оперный театр тоже почти в натуральную величину): «Великая иллюзия», составленная из фрагментов  различных мюзиклов и рок-опер.
Но это - не рецензия, и я не буду рассказывать о самом спектакле, тем более, что пересказывать его бессмысленно - его надо видеть. Речь о другом.
Я беседую с художественным руководителем и главным режиссером театра Григорием Гурвичем, человеком, известным всей стране в роли ведущего телепередачи «Старая квартира». Именно он возродил «Летучую мышь», выросшую в далеком 1908 году из знаменитых капустников Художественного театра и эмигрировавшую после революции. 
- Такой театр, как наш, в России сейчас один, а в мире их - бесчисленное множество. Такие спектакли идут каждый вечер и в Лондоне, считающемся на самом деле столицей мюзикла, и в Нью-Йорке на Бродвее, причем во многих театрах одновременно.
У нас в России театр иной. У нас страна трактовок. Нас  приучили к тому, что режиссер - это тот, кто пересказывает всем известную историю еще раз. Ты все равно знаешь, чем кончится, знаешь, кого убьют, но в данном конкретном случае Гамлет толстый, или сумасшедший, нормальный, добрый, злой, вредный. 
А сейчас народ у нас живет тяжело, бедно, трудно, ему нужны другие спектакли. Успех сегодняшних антреприз показывает:  люди хотят посмотреть комедию, они говорят:  не морочьте мне голову Островским. «Чудно отдохнули»,- как выражаются некоторые зрители, за что мне иногда их убить хочется. Хотя на самом деле это нормально.
- Григорий Ефимович, а почему вы ставите спектакли, состоящие из фрагментов? 
- Люди часто ходят в театр, чтобы посмотреть историю, не зная, чем она закончится. Но так устроена драматургия, что смотришь пьесу и в первые же 20 минут понимаешь, что будет дальше: он ее увидел, сейчас они начнут знакомиться, потом сближаться, и потом все предсказуемо. А в нашем театре все непредсказуемо: через двадцать минут кончится не эта линия, а весь сюжет, и начнется новый. И по программке не определишь, что это будет. Мне нравится работать так, когда должно быть по-детски интересно: сидят люди в театре и все время хотят узнать, что дальше будет. Черт его знает, может, что-то сверху упадет, может, клоуны выйдут, может быть, фокусы начнут показывать, хотя в программке написано «театральный спектакль». Но, правда, если будут показывать фокусы, они будут иметь какой-то смысл - лирический, ностальгический, грустный.
- И за рубежом такие спектакли тоже имеют успех? 
-  Я просто поражался, когда был в Англии: Лондон, лето, жара дикая - и ежедневно полные залы в таких театрах, как наш. Конечно, это не лондонская интеллигенция.  Это японцы, какие-то праздные австралийцы. Это туристический бизнес, собственно говоря. Классно поставленная индустрия развлечений, причем дорогая. Год, два, три это будет посещаться. Не потому, что там лучше ставят, потому что там другая жизнь - каждый день дикое количество туристов с деньгами в кармане. 
У нас нет праздных австралийцев. У нас нет того туристического бизнеса, неотъемлемой частью которого являются театры - кабаре. У нас другой зритель. По окончании «Великой иллюзии», когда артисты на сцене раскланиваются, а из зала им несут букеты и букетики, пожилая женщина недалеко от меня говорит соседке: «Конечно, надо было прийти с цветами, но они ведь так дороги». Для этих двух арбатских старушек, попавших в «Летучую мышь» по бесплатным «социальным» билетам, сегодняшний вечер - изумительный яркий праздник в безумной бесцветной полуголодной жизни.
В последнем, для кого десятом, для кого одиннадцатом классе средней школы нас многие десятилетия учили, сколь вредны иллюзии:
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой,
читал герой горьковской пьесы «На дне». Вот, объясняли нам, он погнался за «золотым сном» и повесился в последнем действии - верьте классику - так всегда бывает. И мы, убогие реалисты, бодренько шагали к «настоящему» коммунистическому будущему. Потом мы зашагали к «реальной» рыночной экономике. И сегодня шагаем, уже просто черт знает куда, черт знает за кем.
И я спросил Григория Гурвича: 
- Роман Эдуардович Берченко, музыкальный руководитель вашего театра, был на встрече, организованной ЯБЛОКОМ, выступал на ней. И по этому выступлению можно предположить, что он предпочитает наше объединение другим политическим партиям и движениям. А Ваше отношение к ЯБЛОКУ?
- Правду говорить неудобно, но 99 % политиков вызывают реакцию отторжения. Политика - это  игра с сомнительными правилами или без правил. Но тем не менее ЯБЛОКО лучше, чем другие. Понятно, что там интеллигентные люди, компания как бы наша. Понятие «наши - не наши» не политическое, оно компанейское. Ваш лидер, так скажем, из нашей компании. Всегда ведь видно: вот человек говорит искренне. Поэтому он как бы из  нашей компании, он тот, с которым не стыдно ни выпить, ни о жизни потрепаться. Но он играет в эту игру, и  вынужден в нее играть так, как принято. Если выбирать из всех зол, понятно, что ЯБЛОКО - не последнее, не наибольшее, конечно. Но это слишком очевидно. Понятно, что у вас ребята с физиономиями, на которые смотреть не противно, хотя на большинство политиков смотреть невероятно противно. 
Когда общаешься с кем-то из думских «правдорубов», например, с Говорухиным, хочется спросить (а так можно спросить у любого депутата): «Как можно каждый день ходить на работу, когда там Макашов сидит?». Вот я бы такую работу бросил. Или что-то придумал. Но я не мог бы ходить к себе на работу при таких правилах игры. 
К счастью, правила игры у него на работе другие. И артисты потрясающе поют и танцуют в тридцатиградусную жару, несмотря на то, что в ярком свете прожекторов струящийся по лицам пот заметен, наверное, ряда с пятнадцатого. И когда дирижирующий оркестром Роман Берченко перед началом спектакля произносит, обращаясь к залу, некое вступление, истомленные жарой люди тихо охают при виде человека во фраке и при бабочке. И когда в конце спектакля  Григорий Гурвич выходит на сцену с заключительными словами, он - в тройке и при галстуке. Таковы правила здешней игры - каждый обязан выложиться. 
И тогда создается действительно Великая иллюзия, та, с помощью которой во времена великой депрессии бродвейские и голливудские артисты не давали отчаяться Америке. Дай бог, чтобы кто-то не дал отчаяться и нам. Ведь на самом деле уже цитированные знаменитые строки - отнюдь не финальные в посвященном памяти великих французских просветителей стихотворении Беранже «Безумцы». За ними следуют еще восемь строк:

По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый свет.
Нам безумец дал Новый Завет,
Ибо этот безумец был богом.

Если б завтра Земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло,
Завтра целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь.

Газета «Московское Яблоко», №5, 5-20 августа 1999 года
Обсуждение статьи

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru