[Начальная страница] [Публикации]
Выступление Григория Явлинского в программе "Точка зрения" 
Радиостанция "Маяк", 17, 20, 22 февраля 1999г.
Григорий Алексеевич, всю эту неделю политическая жизнь бурлила в столице. Очень много самых разных толков вызвала ратификация договора "Россия-Украина". Ваше отношение к этому договору?

Г.Я. Мы с удовлетворением отметили подписание договора между Россией и Украиной президентами двух стран, когда оно состоялось. Мы с удовлетворением отметили его ратификацию в Совете Федерации и мы сами голосовали за нее. Мы знаем, что наши отношения с Украиной вообще залог будущего России. Мы считаем, что, хотя существует очень много трудных моментов - эмоциональных, культурных, исторических, очень болезненных в этом смысле, но тем не менее двигаться вперед у решению этих проблем можно только через урегулированные взаимоотношения. Для меня вопрос Украины - особый. Это моя родина. У меня две родины - Россия и Украина. Мой брат живет на Украине. Моя мама жила всю жизнь на Украине. Мои родители похоронены на Украине. Я считаю, что мой дом находится на Украине. Поэтому я к этой проблеме отношусь с особой чувствительностью.  И тем не менее, считаю правильным подписание этого договора. Он позволяет нам двигаться дальше. Он создает основу для нормальных отношений с нашими ближайшими и важнейшими соседями, ближайшими родственниками. Только на основе таких договоров можно двигаться дальше.

Мне могут задать вопрос о моем отношении к проблеме Севастополя и Крыма. Конечно, я тоже хорошо знаю историю. Конечно, мне совсем небезразлично, как живут русские на Украине. Я не раз обращался к руководству с вопросами о русских школах, русских культурных центрах. Это все чрезвычайно важно и ответственно. Это вопросы, которые не могут быть оставлены без внимания. Но перспектива этих отношений лежит в русле экономического сотрудничества. Если мы установим такое экономическое сотрудничество с Украиной, что заинтересованность в экономических связях с Россией достигнет высочайшего уровня, то и заинтересованность в русском языке, русских школах, русских культурных центрах будет очень высокая. Если большинство экономических субъектов Украины будут связаны с торговлей с Россией, с совместным производством, с промышленной политикой России, с российскими рынками, а российские рынки - с украинскими, то и власть будет сориентирована на поддержание отношений с Россией. Разрыв экономических связей, обострение отношений по любому поводу - это отталкивание Украины от нас.

Мы не раз уже предлагали конкретно написанный на бумаге экономический договор, который необходимо заключить между бывшими республиками Советского Союза, ныне независимыми государствами. Мы предлагали это в адрес Беларуси, когда шли переговоры. Мы предлагали и предлагаем это в адрес Украины. Так оно и будет, я могу сказать это с абсолютной уверенностью. Раньше или позже, но вопрос будет решен именно так. У нас есть предложения, они не является закрытыми. Более того, они были подписаны в 1991 году, но потом Беловежская пуща их ликвидировала. Есть все соглашения к ним. Конечно, сейчас они должны быть пересмотрены и модернизированы с учетом новых обстоятельств. Но это и есть главное направление.

Что касается Черноморского флота, то это позорная для России история. Вместо того, что вести эту пустопорожнюю болтовню и разговоры, нужно было оснащать флот, создавать современную техническую базу, создавать условия для жизни и благополучия моряков, заниматься боеспособностью российского Черноморского флота. А что получилось? Переговоры, болтовня, пьянки, подписание, флот ржавеет и становится небоеспособным. Кто мешал России заниматься своим собственным флотом? А что, флот на севере сегодня в лучшем положении? А что, Дальневосточный флот лучше? А Каспийская флотилия в лучшем положении? Ничего подобного. К великому сожалению, весь наш флот находится в таком положении. И это не особенность Черноморского флота. Если хотели иметь боеспособный Черноморский флот, то надо было им заниматься. Сегодня там, конечно, уже все сгнило за десять лет. Этим нельзя не заниматься, ни дня не пропускать. Но все было пропущено. Мы считаем, что конкретная политика в отношении экономических связей с Украиной, конкретная политика в отношении боеспособности Черноморского флота гораздо важнее. Но двигаться к этому, обходя договор, нет никакой возможности. 

И зря многие депутаты Государственной Думы пытались эксплуатировать на отношениях с Украиной. С Украиной надо дружить. Надо было бы взять и сделать День дружбы Украины и России. День Пушкина и Гоголя. Вот что нужно делать: находить общий язык, приближаться, а не отталкиваться. Это для меня совершенно очевидно.

Григорий Алексеевич, закончила работу комиссия по импичменту президента, дальше дело теперь за Думой, Федеральным Собранием...

Г.Я. Прежде всего, я должен абсолютно точно пояснить, в чем был смысл работы этой комиссии. Эта комиссия проверяла обвинения, выдвинутые в адрес президента, в том смысле, являются ли они предметом для рассмотрения в суде. Вот мне кажется, что очень мало понимают, что ни эта комиссия, ни сама Дума не принимает решения об отстранении от должности. И комиссия, и Дума только вырабатывают отношение к тому, если ли, по мнению Думы, предмет для судебного разбирательства, больше ничего. Не говорят - виновен, не говорят - невиновен, не говорят ничего. Говорят, надо ли рассмотреть этот вопрос в суде. 

Еще материалы комиссии не розданы, мы еще не изучали с депутатами, я их еще не читал, не смотрел, знаю только, что представители нашей фракции поддержали, как предмет рассмотрения в суде, вопрос, связанный с Чечней, и частично вопрос, связанный с 1993 годом. В том и в другом случае были человеческие жертвы, в случае с Чечней это десятки тысяч, в случае с Белым домом в 1993 году вообще, неизвестно, сколько, меньше, конечно, но неизвестно точно, сколько. 

Мы считаем, что в тех случаях, когда действия президента внутри страны повлекли за собой человеческие жертвы, гибель людей, этот случай всегда должен рассматриваться в суде. Поэтому мы и поддержали такие вещи. Мы считаем это совершенно необходимым. Вот сейчас будет изучение этого документа. Процедура отрешения от должности не является ни местью, ни политическим возмездием, ни каким-то специальным вопросом выяснения отношений, это чисто строго правовая юридическая процедура. Критерии, по которым ЯБЛОКО определило свое отношение к этому я вам сейчас назову. Мы не можем сказать, виновен, не виновен. Мы другой вопрос решаем, есть ли предмет рассмотрения в суде? Да, мы считаем, есть предмет рассмотрения в суде по вопросу о Чечне, мы и раньше так считали, и есть вопрос для рассмотрения в суде гибели людей в 1993 году, это должно быть рассмотрено в судебном порядке. Вот в чем смысл этого. Мне бы хотелось, чтобы граждане это знали и понимали. И мы будем рассматривать весь комплекс обвинений. Еще я хочу сказать, что хотя по регламенту положено голосовать этот вопрос закрытым способом, мы считаем, что голосование должно быть открытое и поименное. Каждый должен голосовать открыто и поименно, считает ли он, что есть предмет рассмотрения в суде того или иного обвинения. Мы считаем, что должна быть прямая трансляция обсуждения этого вопроса по всей стране. И мы считаем, что каждый депутат должен получить все материалы для изучения.

Сейчас политики много говорят о необходимости внесения изменений в Конституцию, но есть и другие мнения, что до 2000 года, до новых выборов президента, этого делать не стоит. Ваша позиция?

Г.Я. Мы считаем необходимым вносить изменения в Конституцию, но мы считаем, что в основном они должны касаться полномочий президента. Мы считаем необходимым создать такую систему президентской власти в Конституции, которая не будет составлять никакой угрозы для наших граждан. Тогда не будет никакого предмета для рассмотрения в суде. Мы считаем, что власть президента должна быть сильной, мы категорически отвергаем всякие выдумки относительно того, чтобы избирать президента на партсобрании, о чем говорят постоянно коммунисты, в силу того, что они понимают, что их никогда никем не изберут. 

Но распределена власть между президентом, правительством, Верховным судом, Конституционным судом, нижней и верхней палатой парламента должна быть таким образом, чтобы власть действительно исполняла то, что ей записано, чтобы объем власти был разумным. И кроме того, чтобы, кто бы ни был президентом, он не был опасен, он не мог принимать решения, которые просто переворачивают всю жизнь в стране, объявлять войну или еще что-либо. Коротко говоря, мы хотим создать концепцию власти в Конституции, безопасного президента. То есть, кто бы ни был президент, вы можете его любить, не любить, он вам может нравиться, не нравиться, он может быть полезным для страны, может быть бесполезным, но он не может быть опасным. А пока он имеет полномочия самодержца, он опасен, он может за одну секунду снять любое правительство, прогнать всех, ну, это же все бессмысленная история. Поэтому и в правительстве невозможно работать. Поэтому такие предложения мы выработали, они у нас есть.

Чем более авторитарна власть президента, тем больше шансов, что она может быть дестабилизирована, а ситуация в стране может быть связана с разными  путчами, переворотами и прочими действиями такого рода. Потому что только в руках одного человека сосредоточена такая безумная власть. Мне представляется, что важнейшим направлением изменения Конституции является перераспределение полномочий между президентом, правительством, в сторону Конституционного и Верховного Суда, верхней и нижней палаты парламента.  Я считаю, что в России должно быть самостоятельно, несущее самостоятельно ответственность правительство. Мы считаем, что российская власть должна быть организована таким образом, чтобы она стояла на многих опорах, а не на одной ноге, постоянно покачиваясь. В этом смысл конституционных поправок, которые обязательно  должны быть внесены. Тогда и состав претендентов на пост президента может существенно измениться, если эта власть перестанет  быть неограниченной. Тогда и собственно  результаты выборов будут больше или меньше нравиться, но не смогут привести к катастрофическим последствиям.

В сегодняшних условиях Конституция иная. И поэтому споры о том, кто будет президентом, я все же начинал бы с вопроса о том, какова будет роль президента в обществе. Каковы будут его полномочия? Насколько этот пост безопасен для собственных граждан.

И еще один вопрос, который не может быть не затронут в Конституции: это новое решение вопроса о субъектах Федерации. Критерием решения этого вопроса должно быть, безусловно, сохранение единства страны. Именно под этим углом зрения должны быть внесены изменения в Конституции с тем, чтобы в России были исключены случаи, когда российское законодательство на целом ряде территорий не исполняется вовсе. Не потому, что там приняты другие законы, а потому что законодательство игнорируется, либо в силу личных отношений с президентом, либо в силу неспособности Москвы обеспечит реализацию всех российских законов на всей территории страны.

Прежде всего и чаще, это выражается в грубом, беспардонном  нарушении прав человека начальством регионального, а иногда и местного уровне. Поэтому  еще одной важнейшей задачей, которая стоит перед нашим объединением и перед нашей страной, это задача защиты, охраны, поддержки прав человека и гражданина на всей территории России. Надо научиться, суметь и быть достаточно сильными, чтобы защищать права гражданина и человека на всей территории Российской Федерации. Защищать от произвола  каких бы то ни было местных, региональных или московских властей.  Мы хотим, чтобы эта политика была ясной, осмысленной и четкой, чтобы все знали, что «Яблоко» будет защищать права граждан при всех условиях и изо всех своих сил. Это наша важнейшая программная цель и установка. Мы бы хотели, чтобы это стало общегосударственной политикой. Только это может вывести страну из кризиса, потому что от неуверенности опасающихся людей, которые боятся открыть рот, боятся сказать правду, боятся  от все души работать и вкладывать деньги в собственную страну, добра не жди.  Такая страна никогда не сдвинется в положительном направлении.  И ни одна программа не сможет решить ни одной задачи.

Таковы вкратце основные направления деятельности, которые жизненно важны для нашей страны. В чем же они должны качественно выразиться? Прежде всего, в изменении самого курса российской политики.  Он должен быть гораздо менее зависим от влияния извне, в гораздо большей степени сосредоточен на наших собственных интересах. Он должен в гораздо большей степени учитывать, что у России нет постоянных врагов и постоянных друзей, но есть постоянные интересы. И наконец, он должен быть сформулирован таким образом, чтобы все основные политические силы согласились хотя бы по крупнейшим ключевым вопросам. Тогда Россия сможет постепенно подниматься с колен из того положения, в котором она находится. Может быть, даже наверстать упущенное. Провести такую работу в самое ближайшее время мы считаем своей важнейшей задачей и вложим в это дело столько сил, сколько сможем. Наступает момент истины. Все политические силы должны принять это во внимание.

Расписание эфиров программы "Точка зрения" с Г.Явлинским на радиостанции "Маяк":

понедельник 7.35-7.40
среда 14.21-14.25
пятница 18.21-18.25
воскресенье 14.21-14.25, 14.33-14.38

Программа "Точка зрения", Радио "Маяк",
17, 21 февраля 1999г.
Обсуждение выступления

См. также: Новая экономическая политика, Г.Явлинский, Российско-украинские отношения, Война в Чечне

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru