[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
Экономика СССР: преодоление наследия тоталитарной системы
(выступление главы советской делегации Г.Явлинского на ежегодной сессии Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка)
ноябрь 1991 года
Большой резонанс в средствах массовой информации вызвало выступление главы советской делегации Г. Явлинского на ежегодной сессии Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка в столице Таиланда Бангкоке. По сути дела, это мероприятие явилось продолжением процесса, начатого Президентом СССР на встрече с руководителями «большой семерки» в Лондоне.

В редакцию нашей газеты поступило немало просьб читателей опубликовать доклад Г. Явлинского в Бангкоке, в котором всесторонне проанализировано экономическое положение в нашей стране, намечены цели и задачи ближайших преобразований. Публикуем доклад с незначительными сокращениями.

В настоящее время народы СССР переживают драматический момент своей истории решается вопрос не только о будущем политическом устройстве страны, но и о формах экономических отношений между людьми,  между  предприятиями, между республиками Наряду с развитием демократических тенденций в политике и экономике очевиден и взрыв националистических настроений и изоляционизма. Существует реальная угроза усиления экономической дезинтеграции и политической конфронтации в стране.

Настоящий доклад исходит из того, что усилия, направленные на создание Экономического сообщества, увенчаются успехом. Последствия иного варианта развития событий практически непредсказуемы, и реальные сценарии успешной экономической     трансформации страны в этом случае не ясны.
 

Ситуация

Переход СССР к демократии и рыночной экономике связан с преодолением тяжелого наследия тоталитарной системы, более 70 лет господствовавшей в стране. Создание новых демократических институтов и элементов рыночных отношений сопровождается глубоким экономическим кризисом. Очевидно, что будущее народов страны во многом зависит от того, удастся ли справиться с экономическими проблемами.

Спад объемов производства, инфляция и обострение внешнеэкономических трудностей - доминирующие характеристики 1991 года.

Спад производства охватил все отрасли экономики. Валовой национальный продукт сократится в 1991 году примерно на 13%, продукция промышленности - на 9%, сельскохозяйственное производство - на 10-11%.

Кризис, вызванный структурными факторами, усилился вследствие резкого сокращения импорта - его объем был в январе - августе на 45% меньше, чем за аналогичный период 1990 года. Экспорт за 8 месяцев текущего года сократился на 27%, главным образом из-за спада в  производстве  энергоресурсов. Важным   фактором  уменьшения внешнеторгового оборота стал переход в расчетах СССР со странами Восточной Европы на свободно конвертируемую валюту.

Снижается инвестиционная активность. Сокращение общего объема инвестиций в 1991 г. составит не менее 20%, ввод в действие основных фондов сократится на 25%. Особенно резко снижаются объемы бюджетных инвестиций.

Тяжелым остается состояние государственных финансов. Доходы государственных бюджетов всех уровней снижаются вследствие спада производства, сокращения поступлений от внешней торговли. В то же время продолжается рост расходов на социальные программы, децентрализация привела к несогласованности бюджетной политики республик. В результате дефицит союзного бюджета в 1991 г. составит более 120 млрд. рублей, не меньше будет и суммарный дефицит бюджетов республик, не менее 80 млрд. рублей ожидается дефицит внебюджетных фондов.

Бюджетный дефицит большей частью финансируется за счет кредитов государственных банков. Значительно возросла налично-денежная эмиссия. Сумма наличных денег в обращении в июне-августе ежемесячно увеличивалась более чем на 15 млрд. рублей, хотя в январе-мае объем налично-денежной массы оставался стабильным.

Более чем двукратное повышение оптовых цен в январе 1991 г. и розничных с апреля месяца стабилизировало ситуацию лишь на два месяца и в конечном счете подстегнуло спираль «цены - доходы».

Денежные доходы населения за январь-август увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 64%, при этом в августе - на 91%. Темпы прироста денежных доходов опережают темпы прироста расходов населения на покупку товаров и услуг.

В стране пока отсутствует надежная система определения индексов цен и темпов инфляции. Официальные данные не в полной мере отражают динамику роста цен. Согласно им сводный индекс розничных цен на потребительские товары и услуги составил в июле 1991 г. 1,96 по сравнению с 1990 г. Большинство специалистов прогнозирует резкое ускорение темпов инфляции в последнем квартале текущего года.

Несмотря на рост номинальной заработной платы, реальные доходы населения  значительно сократились, резко возросла доля продуктов питания в общей сумме расходов потребителей, розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился более чем на 12%

В ближайшие месяцы обострится проблема занятости, которая пока смягчается с помощью предоставления неоплаченных отпусков, дотаций убыточным предприятиям.

Экономический кризис вызвал острую социальную напряженность, которая весной этого года привела к массовым забастовкам в угольной промышленности и повлияла на увеличение размеров компенсаций населению в ходе повышения цен.

На 1992 г. прогнозируется продолжение спада объемов производства, но меньшее, чем в текущем году. Это касается и большинства макроэкономических показателей.

Вместе с тем бурно развивались элементы  рыночных  отношений в экономике. В силу отсутствия адекватной информации и других причин и советские, и западные аналитики обычно не принимают в достаточной степени во внимание те качественные изменения, которые происходят с советской экономикой. Между тем есть поразительные показатели скорости развития отдельных элементов рыночных отношений - например, создание практически за год без какой-либо государственной поддержки более 400 бирж или увеличение в 6 раз количества фермерских хозяйств в России только за первое полугодие этого года. Столь же быстро растут коммерческие банки, акционерные общества. Однако еще важнее факторы изменения экономического поведения предприятий государственного сектора, учитывая, что государство пока остается основным собственником в экономике. Изменяются мотивы принятия решений на этих предприятиях, в условиях ослабления государственного патернализма происходит их фактическая коммерциализация.

В сентябре 1991 г. после провала государственного переворота прекратилось ставшее традиционным за последние годы противостояние между республиканскими и центральными органами власти. Перед республиками встала задача создания органов, координирующих их действия в общем экономическом пространстве, и наделения этих органов полномочиями, достаточными для осуществления задач стабилизации экономики и проведения экономических реформ. Республики должны создать институциональную систему экономического взаимодействия, которая включала бы в себя три главных элемента:

Договор об Экономическом сообществе;

Межреспубликанские соглашения о решении проблем в отдельных областях экономики - как принципиального плана (создание Банковского союза и т. п.), так и текущих (например, бюджетные соглашения на следующий год и др.);

Программу действий в рамках Экономического сообщества.

Договор об Экономическом  сообществе

В начале сентября был принят конституционный закон, определивший структуру органов государственной власти Союза на переходный период. Государственный совет СССР, состоящий из руководителей суверенных республик во главе с Президентом СССР, является высшим органом государственной власти. Реорганизуется Верховный Совет СССР - орган законодательной власти Союза.

Прямое участие ряда руководителей правительства СССР в попытке государственного переворота повлекло за собой роспуск правительства. Текущее управление экономикой было возложено на сформированный из представителей республик Комитет по оперативному управлению   народным   хозяйством СССР. В течение сентября проходили интенсивные консультации республик по вопросам заключения Договора об Экономическом сообществе и определению функций Межреспубликанского  экономического комитета - исполнительного органа Экономического сообщества.

1 октября проект Договора был завизирован премьер-министрами и полномочными представителями 12 суверенных республик... Договор определяет общие цели, основные принципы и механизмы взаимодействия в рамках Экономического сообщества, полномочия и структуру его органов. Положения Договора детализируются более чем в 30 соглашениях по конкретным вопросам, работа над которыми в настоящее время ведется представителями республик и независимыми экспертами. Предполагается подписать эти соглашения в течение 2-3 месяцев, после чего часть из них пройдет ратификацию в парламентах республик.

Договор вместе с пакетом соглашений создает институциональные основы для межреспубликанского взаимодействия в сфере экономики и проведения экономических преобразований. Общими целями суверенные государства признали радикальные экономические реформы преодоление кризиса и вхождение в мировое хозяйство. Они подтвердили стремление сохранить выгоды экономической интеграции.

В соответствие с Договором полноправные члены сообщества совместно осуществляют макроэкономическое регулирование на их территории. Для этого:

- сохраняется единая денежная система и рубль в качестве общей валюты,

- на принципах резервной системы создается независимый Банковский союз, объединяющий центральные банки государств-членов сообщества и проводящий общую денежную и кредитную политику;

- проводится   скоординированная бюджетная политика, главным образом по ограничению дефицитов государственных бюджетов и согласованию налогообложения;

- заключается     таможенный союз,   устанавливаются   единые ставки внешнего таможенного тарифа и ликвидируются внутренние ограничения на движение товаров;
- унифицируется и сближается экономическое законодательство государств - членов сообщества, признается приоритет Договора, соглашений к нему и нормативных актов сообщества над республиканским законодательством в пределах полномочий сообщества;

- государства - члены Экономического сообщества договариваются об общем членстве в МВФ, МБРР, ГАТТ и других международных экономических организациях.

Республики, не пожелавшие присоединиться к Договору в полном объеме, могут приобрести статус ассоциированного члена, присоединившись к Таможенному союзу, признавая свободу предпринимательства и защищая права собственности на своей территории. Ассоциированный член сообщества координирует собственную денежную, кредитную, бюджетную политику с полноправными участниками Договора путем заключения специальных соглашений.

Все республики гарантируют выполнение внутренних и внешних обязательств СССР и договорились об общем механизме обслуживания внешнего долга. Полноправные члены сообщества будут проводить общую политику перехода к внутренней конвертируемости рубля.

Институтами Экономического сообщества станут:

- Совет глав правительств государств-участников;
- Межгосударственный экономических комитет; 
- Банковский союз;
- Арбитраж Экономического сообщества.

Межгосударственный экономический комитет в качестве исполнительного органа сообщества координирует проведение экономической политики государствами - участниками Договора, при нем создаются органы по управлению отдельными направлениями политики и сферами экономики.

Республики будут самостоятельно проводить реформы, объединяя усилия там, где это необходимо. Во многих областях экономической политики  - приватизация, аграрная и жилищная реформы, социальная политика и др.- координация действий будет не столь тесной, как в перечисленных выше, но также потребует своих механизмов.

Заключение Договора об Экономическом сообществе, общность целей и ориентированность большинства республик на комплексные экономические реформы позволяют приступить к подготовке детального плана преобразований. В этой работе неоценимой может стать помощь экспертов международных экономических организаций.

Трансформация экономической системы

На фоне спада производства и усиливающейся инфляции последний год происходила трансформация существовавшей в СССР экономической системы в рыночную. Процесс этой трансформации можно охарактеризовать следующими чертами.

Медленное продвижение по пути экономических реформ, постепенное создание законодательной и институциональной  структуры  для функционирования рыночной экономики. Принят ряд важнейших законов и законодательных актов (о предприятиях, о приватизации, об акционерных обществах и эмиссии ценных бумаг и др.), созданы или получили новые функции государственные органы, призванные регулировать функционирование рыночной экономики (антимонопольный комитет, комитеты по приватизации, по земельной реформе, новые функции приобрел Госбанк СССР и др.), бурно развивалась система бирж и коммерческих банков, либерализация «цен и т, д.

Нерешенность ряда принципиальных проблем экономической реформы или решенность их не до конца. Так, не принято законодательство о банкротстве, о залоговом праве, об обращении ценных бумаг и др., не начата практически антимонопольная политика, отсутствуют программы или планы приватизации и т. д.

Стихийный характер либерализации   экономических   отношений и коммерциализаций предприятий государственного сектора.

«Вынужденный» характер реформ со стороны государства - они проводились главным образом там и тогда, где и когда иными способами невозможно было получить хотя бы частичное разрешение проблем. Так была проведена реформа цен, девальвация рубля и либерализация валютного регулирования, формирование биржевого товарного оборота, реформы в других областях.

Резкое сокращение фактического вмешательства государства в экономику, которое объясняется во многом несогласованностью и противоречивостью законодательства и решений разных уровней государственной власти (Союз - республики-местные власти), а также его самоустранением от реального управления предприятиями.

В результате возможности государственного регулирования экономики оказались очень ослаблены, фактически экономика вышла из-под контроля. Уже достаточно очевидно, что проведение реформ методами, которые применялись в последние годы, неэффективно, принципиальные подходы должны быть изменены. Для успешного проведения экономической реформы государству необходимо проявить инициативу в преобразованиях, легализовать стихийные процессы и ввести их в законодательные и институциональные рамки рыночной экономики, во многом еще только предстоит создать такие рамки.

На сегодняшний день еще нет согласованной республиками программы реформ. Тем не менее есть взаимопонимание по последовательности необходимых шагов по выходу из кризиса. Здесь мы остановимся только на крупных и принципиальных моментах плана экономических реформ в стране, имея в виду, что в настоящее время уже начата конкретная и детальная проработка программы  практических  шагов в экономике в рамках Экономического сообщества, и эта работа продолжается.

Первый этап - подготовительный. Успех реформы во многом зависит от того, насколько прочная база для такой реформы будет создана усилиями, которые предпринимаются уже сегодня. Для начала осуществления реформ необходимо достичь нескольких целей.

Во-первых, для проведения целого ряда принципиальных преобразований по стабилизации и либерализации экономики необходимы согласованные действия республик, входящих в единую валютную, таможенную и торговую зону. Юридически эта система оформляется Договором об Экономическом сообществе и межреспубликанскими соглашениями на его основе, которые разрабатываются в настоящее время.

Во-вторых, одновременно с подготовкой межреспубликанских соглашений в рамках Договора об Экономическом сообществе необходимо подготовить и утвердить программу действий в экономике. Эта программа будет опираться на Договор, который создает институциональные структуры для осуществления макроэкономического регулирования в рамках Экономического сообщества. Разработку ее целесообразно было бы осуществлять в тесном сотрудничестве с международными экономическими организациями, прежде всего Международным валютным фондом, группой организаций Мирового банка, Европейским сообществом и ОЭСР и с использованием средств на техническую помощь, предоставляемых этими организациями и индустриально развитыми странами. СССР уже заключил договор о «специальной ассоциации» с МВФ, активно ведется техническое сотрудничество с Европейским сообществом, оказывается техническая помощь рядом стран на двусторонней  основе,  готовится к подписанию договор о техническом сотрудничестве с группой организаций Мирового банка.

Уже на этом этапе необходимо предпринять ряд неотложных мер по упорядочению законодательства, ограничению роста денежной массы, сокращению бюджетного дефицита, либерализации цен, приватизации розничной торговли, сферы услуг и мелких промышленных предприятий, упорядочению и либерализации обмена валюты, земельной реформе, развитию инфраструктуры товарных и фондовых рынков.

На втором этапе главным станет практическое осуществление подготовленной программы реформ, которая включает в себя следующие элементы.

Макроэкономическая стабилизация. Сейчас банковская система почти не в состоянии проводить согласованную, а тем более единую политику в области денежного обращения, бюджеты разных органов власти не скоординированы между собой - в результате денежная и бюджетная политика подчинена текущим нуждам правительств и законодательных органов власти и носит в большинстве республик откровенно инфляционный характер.

Система контроля бюджетных дефицитов, определенная Договором и соглашениями, позволит стабилизировать государственные финансы. При этом расходы сократятся за счет номинального замораживания и снижения в реальном исчислении расходов на оборону, аппарат управления, ликвидации субсидий, замораживания социальных программ. Проводится  налоговая  реформа с увеличением доли косвенных налогов, ужесточается ответственность за неуплату налогов.

Необходима реорганизация банковской сферы: объединение центральных банков республик для проведения единой денежной политики (Банковский союз), разделение счетов и «капитализация», коммерческих банков, реорганизация деятельности центральных банков для косвенного управления денежной массой и кредитом через ставки дисконтирования, резервные требования и операции на рынке ценных бумаг. Это позволит создать систему, в рамках которой будет осуществляться жесткая политика ограничений кредита и денежной массы. Прекращается практика кредитования государственных финансов центральными   банками   республик и правопреемником нынешнего Госбанка СССР.

Либерализация экономических отношений. Фактически либерализация цен во многом уже произошла - в результате слабости контроля за движением товаров по государственным ценам произошло их перераспределение в коммерческие каналы реализации по свободным ценам, бартерные  сделки и др. Вследствие «самоустранения» государства от функций непосредственного управления предприятиями, сокращения субсидий и введения новых налогов широко развернулась и  стихийная   коммерциализация предприятий государственного сектора.

Необходима легализация этих фактически сложившихся отношений и их юридическое закрепление. Осуществляется широкая либерализация всех видов цен. Государственный контроль за ценами может сохраниться лишь на узкую группу потребительских товаров первой необходимости и некоторые виды топлива и сырья, транспортных услуг. Резко сократится объем государственных заказов - не более 20-30% объема производства, причем госзаказы размещаются по контрактным ценам. Необходима также реформа оплаты труда с целью либерализации рынка рабочей силы и формирование механизма коллективных договоров и тарифных соглашений между предпринимателями, профсоюзами и государством.

Введение конвертируемости рубля по текущим операциям и либерализация внешней торговли. С конца 1990 г. осуществляется либерализация валютного регулирования, создана возможность покупки и продажи валюты по рыночному курсу (пока с большим количеством ограничений). Одновременно было ужесточено регулирование внешней торговли, введены налоги на экспорт и импорт, повышены таможенные пошлины. С середины 1991 г. лицензирование и квотирование на большую часть товаров переданы республикам, которые также не спешат снимать внешнеторговые ограничения.

Договором об Экономическом сообществе предусматривается самостоятельное регулирование государствами-членами внешнеэкономической деятельности. В тоже время в качестве ближайшей цели сообщества фиксируется достижение конвертируемости по текущим операциям рубля, осуществляется согласование общих квот на экспорт, сохраняется единая таможенная территория, проводится согласованная таможенная политика, унифицируются принципы налогообложения. Это дает возможности осуществления в рамках Экономического сообщества целенаправленной внешнеэкономической политики.

Необходимо осуществить либерализацию внешней торговли, отменить большую часть квот. Ввести конвертируемость рубля по текущим операциям внутри страны, для чего провести его девальвацию и валютные интервенции государства на внутреннем рынке. Учитывая низкую конкурентоспособность советской продукции и необходимость стабилизации платежного баланса, необходимы разработка и введение в действие программы поэтапного снижения таможенных тарифов.

Приватизация. Для сегодняшней ситуации характерна неопределенность и спорность прав собственности в СССР. Правовые отношения, сложившиеся ранее, потеряли четкость в связи с противоречиями в законах, регулирующих процессы смены собственников, конфликтов органов государственной власти разных уровней, стихийно развернувшегося процесса приватизации и распространяющейся коррупцией в государственном аппарате. Доля негосударственной собственности по-прежнему незначительна, государство (в лице равных органов власти) пока сохраняет собственность на землю, природные ресурсы и средства воздействия на госпредприятия (такие, как смена администрации или закрытие), хотя во многом это уже чисто формальные права.

Согласно Договору государства - члены Экономического сообщества признают, что основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. Они согласны сближать нормы своего хозяйственного законодательства и обеспечивать соответствие их нормам международного права. Это создает основу для урегулирования прав собственности.

Приватизация будет происходить в  основном  децентрализовано, в соответствии с законодательством республик. Учитывая, что законодательство по приватизации в значительной части республик уже принято, а также выгодность приватизации для органов власти (эффект в части оздоровления денежного обращения и увеличения бюджетных доходов), можно ожидать быстрого развертывания республиканскими и местными органами власти процессов малой приватизации. Уже разворачивается работа по корпоратизации крупных государственных предприятий, состоящая в преобразовании их в акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций. Необходима более активная политика демонополизации, а также конверсия военного  производства.   Расширятся масштабы и круг участников земельной реформы, получит развитие   рыночная   инфраструктура в сельском хозяйстве.

Переходные меры. В целях сглаживания последствий резкого изменения условий деятельности предприятий и жизни людей необходим определенный набор переходных мер - амортизаторов. В их числе - отказ от резкого прекращения субсидий на жилье и городской транспорт, индексация доходов населения, сохранение бюджетных субсидий на определенное количество и ограниченный перечень основных продовольственных товаров. Необходимо также применение переходных налогов на экспорт и импорт, которые сделали бы более мягким выравнивание уровня внутренних цен на энергоносители и некоторые другие товары с мировым, но при этом не требовали бы сохранения жесткого административного контроля за их производством и распределением, а также некоторые другие меры.

К концу этого этапа реформы должен заработать рыночный механизм и вместе с ним включиться внутренние стимулы развития экономики страны; сформируется основа для последующего активного экономического  роста:  стабилизируется и начнет постепенно повышаться уровень жизни населения.

На третьем этапе реформ основными станут задачи институциональных и структурных преобразований долгосрочного характера, связанные, в частности, с расширением масштабов и углублением приватизации, активизации частного сектора экономики, формированием рынка рабочей силы, рынка жилья, финансовых рынков. В связи с резким падением склонности к инвестициям в настоящее время и особенно в период макроэкономической стабилизации для структурной перестройки экономики жизненно важно станет стимулирование (особенно - налоговое) внутренних инвестиций. На этом этапе благоприятные (хотя и рискованные) условия для иностранных частных инвестиций, в том числе на развитие производства потребительских товаров, укрепление экспортной базы советской экономики, реализацию программы конверсии и т.п.

*     *     *

Определяющее значение для перехода к рыночной экономике будут иметь возможности страны, мужество и решительность ее народов. Проводить реформы народы страны будут в любом случае, республики, вступившие в Экономическое сообщество, могут и должны мобилизовать тот огромный потенциал, которым они располагают: богатейшие природные и людские ресурсы. Однако тяжесть пути, на который вступает страна, в решающей степени  зависит от меры сотрудничества с мировым сообществом, включая и предоставление им финансовой помощи. Те препятствия, которые необходимо преодолеть, скорость, с которой будет происходить продвижение, масштаб трудностей, которые придется перенести народам страны, и риск неудачи, которая может очень легко превратиться в катастрофу, зависят как от народов, входящих в Экономическое сообщество, так и от участия других стран и международных организаций в его экономической трансформации. 
 
Опубликовано в еженедельнике «Экономика жизнь»,  № 45, ноябрь 1991 года
Обсуждение выступления

См. также: Г.Явлинский

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
info@yabloko.ru