Российская газета, 1997, 22 марта 

ИНВЕСТИЦИИ. А СЧАСТЬЕ ТАК ВОЗМОЖНО 

 
Более года назад, 11 января 1996 г. вступил в силу закон “О соглашениях о разделе продукции” (СРП), но так и не начал работать, поскольку для этого было необходимо принять еще два закона: о вытекающих из указанного закона поправках в законодательство РФ и о перечне месторождений, которые можно разрабатывать на условиях раздела продукции. Этого сделано не было... 
 

Барьер первый - перечень.

Летом Правительство после долгих раздумий внесло в Думу проект перечня из 250 объектов, но левые фракции упорно настаивали на его сокращении. Министр природных ресурсов В.Орлов на парламентских слушаниях 21 января 1997 г. пытался еще раз разъяснить принципы формирования перечня: поддержание объемов добычи там, где она оказалась под угрозой из-за налогового бремени или не ведется из-за отсутствия инвестиций, освоение участков, которые решают проблему ряда конверсируемых оборонных предприятий или острые региональные социальные проблемы, а также объекты, по которым Правительством в прежние годы было принято решение об их освоении на условиях раздела продукции. 

Для целого ряда объектов, месторождений, районов, уже находящихся в режиме падающей добычи альтернатива предельно проста: необходимо либо введение целого пакета налоговых льгот, либо - нового механизма, который заложен в Законе “О СРП” и дает стабильный режим работы компаний и стабильный режим требований государства. Эти месторождения в большинстве своем являются градообразующими, за ними стоят сотни тысяч, миллионы людей. По данным первого замминистра Минтопа А.Шаталова использование механизма СРП позволит несколько увеличить к 2005 г. нынешний уровень добычи нефти до 305-310 млн тонн (из которых 93 - идет на экспорт), а не “упасть” до 186. В этом случае России пришлось бы не только отказаться от экспорта, но и “затянуть пояс” внутреннего потребления. 

Сокращать перечень Правительство не захотело, чтобы не вызвать недовольство регионов, подлежащих “усечению”. Дума настаивала на сокращении, но желала бы, чтобы экзекуцию выполнило Правительство. 

Несколько месяцев ушло на поиски выхода из тупика. Наконец, лидер “Регионов России” В.Медведев внес “урезанный” вариант перечня, у которого, кажется, есть реальные шансы пройти сито Парламента. А ведь попасть в список - означает лишь возможность сесть за стол переговоров и начать готовить СРП. И только после этого наступает пора экспертных заключений, определения условий, при которых такое соглашение может быть выгодно для государства... 

 

Шансы, которые нельзя упустить

Обещания Правительства в ближайшее время выйти на уровень 20 млрд долл иностранных инвестиций в год сегодня выглядят по меньшей мере утопично. Где тот механизм, который обеспечил бы реализацию этих оптимистических планов? А ведь если не реализуются эти планы - не будет не только инвестиций, но и налогов, заказов предприятиям, зарплаты, пенсий... С разработки сырьевого комплекса, который способен привлечь инвестиции в десятки миллиардов долларов, начинается оживление всей экономики. 

“Сахалинской энергией” заключен контракт с Амурским судостроительным заводом на строительство морской ледостойкой платформы на сумму 35 миллионов долларов. Это обеспечит соседям Сахалина 2 тысячи рабочих мест и соответствующие доходы в бюджет. Многие платформы на шельфе оценивается в сотни миллионов долларов. Технологически - это не чашки и тарелки, это - та самая единичная продукция, которую именно оборонные предприятия всегда умели прекрасно делать. По оценкам в течение последних пяти лет российская оборонная промышленность освоила производство более 500 наименований самого сложного, уникального импортозамещающего оборудования для ТЭК. 

Масштабы экспортной добычи на Сахалине после 2000 г. в соответствии с подписанными соглашениями оцениваются минимум в 6 млн. тонн ежегодно. Если к середине 80-х годов чистая валютная выручка Морфлота СССР превышала 2,5 млрд долл, то сегодня Россия выплачивает иностранным владельцам за услуги по обеспечению морских перевозок 1,5 млрд долл. Благодаря СРП у российского танкерного флота при разумной поддержке государства появляется обоснованная надежда на будущее. Защитить отечественного производителя путем блокирования принятия инвестиционного законодательства, в первую очередь законодательства о СРП, - самый диковинный способ такой защиты... 

Специальное совместное исследование КЕПС РАН и Нефтяного совещательного форума показало, что только шесть нефтегазовых проектов в случае их реализации могут дать России 500 тысяч дополнительных рабочих мест. Конечно, не сразу, но если бы не заторможенная работа Думы и нерешительность Правительства мы уже в 1996 г. жили бы в другой стране, где у людей появилась бы ясная перспектива. 

 

“Опасливая” Дума и пассивное Правительство.

Еще Верховный Совет РСФСР принял в третьем чтении концессионный закон, но в силу тот так и не вступил. По сути речь идет о разного типа договорах, которые государство может заключать с негосударственным инвестором, что предусмотрено и Гражданским кодексом. Закон “О СРП” - первый и единственный пока закон, который регулирует отношения между государством и его частным партнером. Одного закона явно мало. К тому же и его качество инвесторов не устроило. 

Разворовывание государственной собственности, которое вызывает законное раздражение подавляющей части российского общества - также во-многом следствие отсутствие правил игры. Государство не имеет легальной основы - законодательства - договариваться с частным инвестором о временной аренде государственной собственности. Тем самым перекрыты и возможности для приложения капитала. Что сделано Думой за 1996 г.? Не только закон “О СРП” безмолвствует больше года - лишь в первом чтении приняты законы “О концессионных договорах...”, “Об иностранных инвестициях...” При этом редакция последнего такова, что его впору переписывать заново... 

Правительство резко активизируется только при принятии бюджета. В прошедшем году оно родило законопроект о запретительном для иностранного инвестора перечне из 31 отрасли. Дума с радостью подхватила этот всевдопатриотический почин. В закон об иностранных инвестициях включены два приложения, которые расширяют “черный” список уже до более чем 100 отраслей. В этом случае Россия даже на условиях подряда не сможет пригласить фирмы с мировыми именами на работу во многие отрасли национальной экономики, зато своими руками создаст условия для появление иностранных проходимцев, организующих фиктивные или подставные фирмы. 

Даже если ко вторым чтениям закон удастся “почистить”, само его появление - признак того, что ни Дума, ни правительство не только не научились работать с иностранными инвесторами, но и не желают учиться. Они даже не поняли, что принятым решением лишают российские компании надежных партнеров, поставщиков, подрядчиков, дешевых зарубежных кредитов, не обремененных дополнительными, часто дискриминационными, условиями. 

Конечно, нужен целый пакет законов, законодательные инициативы правительства, однако многое оно могло бы сделать и само, без помощи Думы. В частности, Распоряжением Правительства РФ от 8 июня 1996г., подписанным премьером В.Черномырдиным, соответствующим министерствам и ведомствам поручалось осуществить “мероприятия, обеспечивающие вступление в действие соглашений о разделе продукции нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2””. 

С тех пор прошло уже больше 10 месяцев. И ничего не сделано! Налоговые и таможенные органы принуждают компании платить налоги и пошлины, от которых те по договору освобождены. А ведь то, что до сих пор у сахалинских соглашений нет всей необходимой нормативной базы - это позор России, опасный симптом неумения выполнять взятые на себя обязательства! Под договорами стоит подпись России. Инвестор в этом случае не может и не должен зависеть от положения, сложившегося в национальном законодательстве. По сути это - обязательства государства и их надо строго выполнять! 

Именно сегодня создается репутация страны как экономического и торгового партнера. Нужны четкие и последовательные действия власти, демонстрирующие готовность и возможность России постепенно создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Эти действия должны последовать и со стороны правительства, и со стороны Думы... 

 
Оглавление 
Доминирует логика абсурда.
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]