26 июня 1995
Г.А.Явлинский

Выступление на заседании Государственной Думы по вопросу о недоверию правительству

Уважаемые депутаты!

Мы полагали, что сейчас рассмотрение вопроса о недоверии Правительству вне контекста об исполнении бюджета, принятого Думой, было бы несвоевременным. Поэтому ни один из депутатов нашей фракции не поставил свою подпись под обращением о постановке этого вопроса на рассмотрение Государственной Думы.

Как вам известно, фракция "ЯБЛОКО" постоянно голосовала против принятия этого бюджета, и тем самым неоднократно заявляла о своем несогласии с экономической политикой, которую проводит Правительство. Однако ситуация на Северном Кавказе, связанная с эскалацией гражданской войны и переходом этой гражданской войны на территорию России вне пределов Чеченской Республики, поставила вопрос о необходимости отстранения, выведения из Правительства тех его членов, которые были наиболее активными сторонниками проведения гражданской войны на Северном Кавказе.

Государственная Дума неоднократно принимала решения относительно выражения недоверия и высказывала просьбы об отставке таких министров, как Грачев, Ерин и другие. Согласно нашей Конституции мы не имеем такой возможности и неоднократно оказывались в состоянии просителей. Мы ничего не могли решить по этому поводу.

Поэтому фракция "ЯБЛОКО" считает, что единственным способом решения этого вопроса и попыткой начала мирного урегулирования на Северном Кавказе является принятие решения о выражении недоверия Правительству в целом и на этой основе выведение из его членов тех людей, которые повинны в тысячах и тысячах смертей на Северном Кавказе.

В то же время мы отдаем себе отчет, что под жестким давлением обстоятельств премьер-министр Черномырдин нашел возможность остановить огонь на Северном Кавказе и начать нечто похожее на мирные переговоры. Поэтому мы, настаивая на выражении недоверия Правительству в целом, но полагаем возможным, что если отставка этого Правительства будет принята и Черномырдину вновь будет поручено формирование правительства, то фракция "ЯБЛОКО" не будет препятствовать рассмотрению этого вопроса в Государственной Думе. Но при условии, что в этом правительстве не будет нынешних министра обороны, министра внутренних дел, министра безопасности и господина Егорова, а мирные переговоры на Кавказе будут продолжаться и, самое главное, будет сохраняться прекращение огня.

В то же время фракция "ЯБЛОКО" считает необходимым заявить, как она заявляла и прежде, что всю ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране и главным образом за гражданскую войну на Северном Кавказе несет Президент Ельцин. И если бы у нас была реальная возможность возбудить процесс импичмента против Президента, мы должны были бы это сделать. На сегодняшний день мы можем только одно - показать народу, что мы действительно против гражданской войны на Кавказе, и ради этого (для того чтобы это показать) выразить недоверие Правительству.

Благодарю вас.

Перед голосованием по вопросу о недоверию правительству после трагедии в Буденовске

“Задача” (опубликовано в “Московских новостях”)

Странная ситуация. По большинству ключевых политических проблем трудно сказать что-либо определенное. Ответственные политики и политологи на обращенные к ним вопросы не смогут сказать однозначно “да” или “нет”, а только лишь “с одной стороны так, с другой - эдак”.

Вот, например, судьба правительства. Голосовать за отставку? Нет. Потому что именно благодаря В.Черномырдину в Чечне только-только прекратилась стрельба и начались переговоры, состоялась-таки отставка ряда виновных в чеченской авантюре министров. А новые назначения только подтвердили сомнения: откуда при нашем Президенте возьмется лучшее Правительство?

С другой стороны. Не голосовать за отставку правительства - просто безнравственно. Потому что именно кабинет Черномырдина в полном составе поддержал ввод войск в Чечню и полгода вел войну в собственной стране. А главное действующее лицо этой войны генерал армии Грачев - по- прежнему министр обороны. И теракты продолжаются даже после трагедии Буденовска. И характер переговоров, идущих в Грозном, конечно, должен быть иным.

Со стабилизацией - такая же история. С одной стороны, объявленный рублевый “коридор” - это хорошо, потому что в условиях относительно прогнозируемой финансовой ситуации можно проводить преобразования, направленные на создание предпосылок для реальной финансовой стабилизации и экономического роста. А с другой стороны - это плохо, потому что динамика национальной валюты должна отражать процессы, протекающие в экономике, а не в коридорах власти. Если экономический процесс идет позитивно (инфляция до 10% в год, объемы производства растут, расширяется число рабочих мест, улучшается экономическая конъюнктура и т.д., и т.п.), рубль должен укрепляться. Если процессы, протекающие в экономике, имеют негативный характер (например, устойчиво и быстро растут цены), - рубль должен падать со скоростью, близкой к темпам инфляции.

Кроме того, объявленное укрепление рубля происходит за счет предприятий - экспортеров, предприятий, производящих продукцию, которая предназначена для внутреннего рынка, и, наконец, за счет граждан: закономерное в таких условиях повышение таможенных пошлин станет для них дополнительным налогом. Люди в нашей стране всегда оказываются “крайними”. Первый раз их ограбило государство, разом обесценив сбережения в Сбербанке. Затем наступила короткая, но памятная эпоха финансовых спекулянтов, которые при полном попустительстве со стороны властей строили “пирамиды” из денег доверчивых и пока еще плохо разбирающихся в законах рынка россиян. Когда же загнанные в угол люди нашли лазейку и чтобы уберечься от инфляции стали хранить свои сбережения в твердой валюте, государство дало им по рукам, обеспечив падение доллара на внутреннем рынке.

Список проблем, у которых два противоположных решения - это длинный список. Последний пример - вопрос об импичменте Президента. Опасно поддерживать эту затею, зная как болезненно для страны реагирует Борис Ельцин на угрозу своей власти. Опасно запускать механизм импичмента, зная, что “непримиримые” непременно подставит наших сограждан под горячую руку решительного Президента. А кроме того, довести эту процедуру до конца абсолютно нереально: шуму может быть много, а импичмент не состоится.

С другой стороны - как же не выступать за импичмент? Ну сколько же можно? Надо чтобы люди поверили, наконец, что есть вещи, которые нельзя делать никому, даже президенту. А иначе: что же мы за граждане, если позволяем власти вытворять в нашей стране все, что ей угодно. И если мы “проглотим” сегодня войну в Чечне, значит у нас нет ни демократии, ни гражданского общества, ни надежды на то, что мы движемся к их созданию.

Коммунистическая оппозиция: многое из того, что она говорит - правда, но в то же время быть вместе с ней - нельзя не только из-за ее прошлого, но и еще в большей степени из-за того, что она предлагает нам в качестве будущего.

Вот так и живем между “с одной стороны - с другой стороны”. А при голосовании всего три кнопки: “за”, “против”, “воздержался”. Чтобы передать оттенки политических позиций, в пору приобретать машину для голосования с клавиатурой как у рояля.

А может быть, изменить систему координат для политических оценок? Все, о чем мы здесь говорили - это проблемы в плоскости “верю - не верю”, “за - против”, но ведь у граждан таких вопросов нет ни по рублю, ни по правительству, ни по Президенту. Про эту власть людям уже все понятно. И им больше не нужно ничего ни объяснять, ни доказывать.

Перед нами стоит совершенно другая задача. Сегодня главное - не те или иные возможные формальные процедуры или правовые приемы. Главный критерий для оценки политических проблем - мирная смена власти в течение года. Все, что нужно для этого - хорошо, все, что может повредить мирной смене власти - плохо. И еще, мы недавно уже меняли власть, потеряв при этом страну. Сегодняшняя власть должна смениться, а Россия остаться.

...И заложники должны остаться живыми, все как один