Проект
Вносится на обсуждение 
Общественным объединением “ЯБЛОКО”

ДОГОВОР

об Экономическом союзе между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь

 
Российская Федерация и Республика Беларусь, 

выражая волю своих народов к политической независимости и экономической интеграции, закрепленной в актах, принятых высшими законодательными органами государств, 

желая установить взаимовыгодные экономические отношения между государствами, 

стремясь к глубоким экономическим преобразованиям и учитывая общность проблем, стоящих перед государствами в связи с задачами преодоления кризиса, созданию эффективной рыночной экономики и достойного вхождения в мировое хозяйство,

сознавая выгоды экономической интеграции, общего экономического пространства и целесообразность развития хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений, 

заключают настоящий Договор об Экономическом союзе. 

 
Глава 1. Основные принципы 

Статья 1. Экономический союз создается Российской Федерацией и Республикой Беларусь на основе добровольности участия и равенства прав его членов в целях образования объединенного рынка и проведения согласованной экономической политики как непременного условия преодоления кризиса. 

Статья 2. Членство в Экономическом союзе влечет принятие Российской Федерацией и Республикой Беларусь полного объема обязательств и приобретение всех прав, предусмотренных настоящим Договором. 

Государства - члены Экономического союза исходят из взаимной экономической ответственности за выполнение настоящего Договора и воздерживаются от любых шагов, ставящих под угрозу исполнение этого Договора в целом или отдельных его положений. 

Статья 3. Взаимоотношения государств - членов Экономического союза с третьими странами строятся на основе общепризнанных принципов и норм международного права. 

Статья 4. Российская Федерация и Республика Беларусь вправе расторгнуть настоящий Договор. О своем намерении они обязаны известить не менее чем за 12 месяцев. Прекращение действия Договора обусловливается урегулированием отношений по всем обязательствам, связанным с членством в нем, в соответствии со специальным соглашением. 

Статья 5. Государства - члены Экономического союза договариваются о сближении хозяйственного законодательства, а также о проведении согласованной политики в следующих областях: 

  • предпринимательство; 
  • рынок товаров и услуг; 
  • транспорт, энергетика, информация; 
  • денежная и банковская система; 
  • финансы, налоги и цены; 
  • рынок капитала и ценных бумаг; 
  • рынок труда; 
  • таможенные правила и тарифы; 
  • внешнеэкономические отношения и валютная политика; 
  • государственные научно-технические, инвестиционные, экологические, гуманитарные и иные программы (в том числе по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф), представляющие общий интерес для Экономического союза; 
  • стандартизация, патентное дело, метрология, статистика и бухгалтерский учет. 
Статья 6. Для осуществления согласованной экономической политики и общих мер по выходу из кризиса государствами - членами Экономического союза создаются институты Союза, наделяемые соответствующими полномочиями. 

Статья 7. Настоящий Договор заключается сроком на 3 года. Не позднее чем за 12 месяцев до истечения указанного срока государства - члены Экономического союза решают вопрос о продлении, изменении настоящего Договора или заключении нового. 

 
Глава II. Предпринимательство 

Статья 8. Государства - члены Экономического союза признают, что основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренции. Они создают условия, способствующие деловой активности, и законодательно ограничивают вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий. 

Статья 9. Государства - члены Экономического союза обязуются обеспечивать на своих территориях одинаковый правовой режим осуществления хозяйственной деятельности для физических и юридических лиц. Условия правового режима могут конкретизироваться на основе специального соглашения. 

Статья 10. Государства - члены Экономического союза обязуются проводить согласованную антимонопольную политику и содействовать развитию конкуренции в рамках их объединенного рынка. 

Государства - члены Экономического союза осуществляют скоординированные действия по регулированию цен на продукцию, выпускаемую производителями-монополистами. 

 
Глава III. Движение товаров и услуг, цены 

Статья 11. Перемещение товаров и услуг на территории государств, входящих в Экономический союз, осуществляется свободно, на беспошлинной основе. 

Ввоз товаров из третьих стран подлежит обложению пошлинами в соответствии со ставками единого внешнего таможенного тарифа Экономического союза. 

Статья 12. Стремясь к формированию объединенного рынка, государства - члены Экономического союза признают недопустимость ограничений на движение товаров и услуг. 

 

Глава IV. Денежная и банковская система 

Статья 13. Государства - члены Экономического союза признают, что для выхода из кризиса и контроля за инфляцией приоритетное значение имеют согласованные действия в области денежной и кредитной политики. 

Статья 14. Государства - члены Экономического союза осознают возможность сохранения национальных валют и согласны предпринимать усилия для их укрепления. 

Статья 15. Для выработки и проведения эффективной денежной и кредитной политики, обеспечивающей сдерживание роста цен и поддержание курса национальных валют, государства - члены Экономического союза учреждают на принципах резервной системы Банковский союз, включающий центральные (национальные государственные) банки государств - членов Экономического союза, и создают Межгосударственный эмиссионный банк при Банковском союзе. 

Статья 16. Правовой статус и порядок формирования органов управления Банковским союзом определяются специальным соглашением. 

Деятельность Банковского союза регулируется его Уставом, утверждаемым высшими органами законодательной власти государств - членов Экономического союза. 

До принятия Устава Банковского союза управление деятельностью банковской системы осуществляет Временное правление, формируемое на профессиональной основе Центральным Банком Российской Федерации и Центральным Банком Республики Беларусь. 

Статья 17. Голоса государств во Временном правлении и впоследствии в Уставе распределяются пропорционально взносу в золотой запас и валютный резерв Банковского Союза.

Статья 18. На Банковский союз возлагаются следующие функции: 

  • определение единых подходов к проведению денежно-кредитной политики и установление количественных параметров (лимитов) по операциям центральных (национальных государственных) банков членов Банковского союза; 
  • определение процентной ставки по ссудам, предоставляемым центральными (национальными государственными) банками - членами Банковского союза коммерческим банкам; 
  • определение резервных требований к коммерческим банкам;
  • организация межбанковских расчетов; 
  • регулирование курса национальных валют по отношению к другим валютам; 
  • распоряжение золотым запасом и валютным резервом в части, передаваемой государствами - членами Экономического союза Банковскому союзу; 
  • организация налично-денежного обращения, включая продажу банкнот и монеты; 
  • регулирование общих правил деятельности коммерческих банков. 
На 1998 год Банковским союзом устанавливаются лимиты участия центральных (национальных государственных) банков государств - членов Экономического союза в кредитовании. 

Директивы органов управления Банковским союзом обязательны для всех банков - членов Банковского союза. 

Статья 19. Государства - члены Экономического союза создают на условиях равного представительства Высшую банковскую инспекцию, возложив на нее: 

  • контроль за соблюдением Устава Банковского союза и Межгосударственного эмиссионного банка; 
  • рассмотрение обращений членов Экономического союза об ущемлении их интересов; 
  • отмену и приостановление действия решений Банковского союза, противоречащих его Уставу. 
  • Банковский союз и Межгосударственный эмиссионный банк обязаны представлять по требованию Высшей банковской инспекции все необходимые документы и материалы. 
Решения Высшей банковской инспекции, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения Банковским союзом и Межгосударственным эмиссионным банком. 
 

Глава V. Финансы и налоги 

Статья 20. Государства - члены Экономического союза проводят скоординированную бюджетную и налоговую политику, что подразумевает: 

  • согласованное ограничение дефицитов консолидированных государственных бюджетов с учетом внебюджетных фондов и установление пределов роста внутреннего долга государств - членов Экономического союза. При исчерпании возможности размещения одним из государств - членов Экономического союза своих ценных бумаг и в случае превышения установленных пределов сумма данного превышения оформляется как долговые обязательства другому его члену в соответствии с согласованными правилами; 
  • унификацию принципов налогообложения и согласованную политику в области налогов, затрагивающих интересы третьих стран. 
Статья 21. Для финансирования совместных расходов, включая расходы по содержанию институтов Экономического союза государств - членов Экономического союза создается бюджет Экономического союза. 

В рамках бюджета Экономического союза создаются специальные фонды: 

  • чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий крупных стихийных бедствий и катастроф, таких как Чернобыль и другие; 
  • целевых программ; 
  • финансовый резерв. 
Бюджет Экономического союза формируется за счет взносов его членов, определяемых в виде фиксированных сумм. Размер и порядок формирования фиксированных взносов определяются специальным соглашением членов Экономического союза. 

Бюджет Экономического союза не может быть дефицитным. 

Ежеквартально Межгосударственный экономический совет докладывает Совету глав правительств государств - членов Экономического союза об исполнении бюджета. 

Статья 22. Государства - члены Экономического союза могут создавать внебюджетные фонды для финансирования целевых программ. Внебюджетные фонды Экономического союза не могут быть дефицитными. 

Статья 23. Государства - члены Экономического союза признают необходимость реализации целевых программ содействия развитию отдельных регионов и социальной поддержки их населения. В этих целях они создают соответствующий фонд за счет отчислений согласованной доли произведенного на их территории национального дохода (валового национального продукта) в текущих ценах. Деятельность данного фонда регулируется специальным соглашением и уставом. 

Статья 24. Государства - члены Экономического союза договариваются, что регулирование движения денежных средств и других финансовых ресурсов, выпуска и обращения ценных бумаг в рамках Экономического союза будет осуществляться в соответствии со специальным соглашением, не исключающим свободного движения капиталов. 

 
Глава VI. Рынок труда и социальные гарантии 

Статья 25. Государства - члены Экономического союза стремятся к реализации принципа свободы движения рабочей силы на территории государств - членов Экономического союза и будут последовательно создавать для этого условия, включая формирование рынка жилья. 

Статья 26. Государства - члены Экономического союза не допускают дискриминации граждан государств - членов этого Союза по национальному признаку или по иным признакам в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения других условий работы, а также предоставления социальных гарантий. 

Государства - члены Экономического союза взаимно признают подтверждаемые соответствующими документами уровень образования и квалификацию работников, получивших их в государствах - членах Экономического союза, и не требуют дополнительного их подтверждения при приеме на работу или учебу, если это условие не является обязательным для всех. 

Государства - члены Экономического союза подтверждают безвизовый режим перемещения их граждан в рамках территории этого Союза. 

Статья 27. Государства - члены Экономического союза заключают специальные соглашения по регулированию миграционных процессов и взаимных обязательствах в области социального страхования, пенсионного обеспечения граждан государств, входящих в Экономический союз. 

 
Глава VII. Внешнеэкономические отношения и валютная политика 

Статья 28. Государства - члены Экономического союза договариваются о координации внешнеэкономической деятельности и валютной политики. 

Статья 29. Государство - член Экономического союза имеет право самостоятельно получать внешние займы со всеми вытекающими из этого обязательствами по обслуживанию и погашению указанных займов. 

В таком же порядке осуществляется предоставление государствами - членами Экономическим союза кредитов или иной экономической помощи третьим странам. 

Статья 30. Государства - члены Экономического союза самостоятельно регулируют внешнеэкономическую деятельность. 

Статья 31. Государства - члены Экономического союза договариваются о единой таможенной территории Экономического союза и проводят согласованную таможенную политику относительно третьих стран. 

Вопросы, связанные с порядком установления и взимания в соответствующие бюджеты таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, распределения квот на мировом рынке решаются специальным соглашением. 

Статья 32. Государства - члены Экономического союза договариваются об общей политике, а в дальнейшем и об общем членстве в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Генеральном соглашении по торговле и тарифам и других международных экономических организаций. 

Статья 33. Государства - члены Экономического союза самостоятельно проводят политику в области иностранных инвестиций, а в необходимых случаях координируют ее. Государства - члены Экономического союза координируют также свои действия в области технической, консультационной и других видах помощи иностранных государств и международных организаций. 

 
Глава VIII. Правовое регулирование хозяйственной деятельности 

Статья 34. В государствах - членах Экономического союза верховенство имеют законодательные акты этих государств. Физические и юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью на территории этих государств, руководствуются их законодательством. 

Статья 35. В период действия Договора государства - члены Экономического союза согласны сближать нормы своего хозяйственного законодательства с целью создания наиболее благоприятных и равных условия для предпринимательства и свободной торговли на всем пространстве Экономического союза. Они обязуются обеспечить соответствие своего законодательства нормами международного права и актам Экономического союза. 

Статья 36. В случае, если настоящим Договором, соглашениями к нему или нормативными актами, принятыми институтами Экономического союза в пределах своей компетенции, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве государств - членов Экономического союза, то признается приоритет Договора, соглашений и нормативных актов Экономического союза. 

Статья 37. В течение периода, необходимого для урегулирования всех сторон экономической жизни законодательством государств - членов Экономического союза, временно используются по неурегулированным вопросам в согласованном порядке действующие акты законодательства в части, в которой они не противоречат настоящему Договору и соглашениям. 

 
Глава IХ. Институты Экономического союза 

Статья 38. Институтами Экономического союза являются: 

  • Совет глав правительств государств Экономического союза; 
  • Межгосударственный экономический совет; 
  • Банковский союз; 
  • Арбитраж Экономического союза. 
Институты Экономического союза формируются на профессиональной основе из представителей государств - членов Экономического союза. 

Статья 39. Высшим координационным органом Экономического союза является Совет глав правительств государств - членов Экономического союза. 

Для решения вопросов взаимодействия и выработки общей политики по конкретным сферам хозяйствования проводятся регулярные совещания министров государств - членов Экономического союза. 

Статья 40. Межгосударственный экономический совет является исполнительным органом Экономического союза. В пределах своей компетенции он обеспечивает решение задач Экономического союза, определенных настоящим Договором и соглашениями, а также решениями Совета глав правительств государств - членов Экономического союза. 

Межгосударственный экономический совет публикует ежегодный экономический доклад. 

Статья 41. Руководит работой Межгосударственного экономического совета Председатель. 

Председатель Межгосударственного экономического совета рекомендуется Советом глав правительств государств - членов Экономического союза и назначается и освобождается от должности Советом глав государств - членов Экономического союза. 

Председатель Межгосударственного экономического совета представляет Совету глав правительств государств - членов Союза для утверждения положение, структуру и смету расходов Совета. 

Статья 42. В целях обеспечения единообразного применения настоящего Договора на всей территории государств - членов Экономического союза для разрешения спорных вопросов и применения экономических санкций образуется Арбитраж Экономического союза. 

 
Глава Х. Соглашения 

Статья 43. Регулирование экономических отношений между государствами - членами Экономического союза осуществляется на основе настоящего Договора и соглашений к нему. 

Статья 44. В течение не более трех месяцев с момента подписания настоящего Договора и на весь срок действия последнего заключаются соглашения по следующим вопросам: 

  • о статусе и полномочиях институтов Экономического союза; 
  • об образовании Банковского союза, включая его Устав; 
  • о сближении законодательства государств - членов Экономического союза, регулирующего хозяйственную деятельность; 
  • о регулировании миграционных процессов; 
  • о создании Фонда регионального развития и социальной поддержки населения, включая его Устав; 
  • о создании внебюджетных фондов для финансирования целевых программ Экономического союза и положения о них; 
  • об урегулировании взаимных обязательств государств при расторжении одной из Сторон Договора об Экономическом союза; 
  • о движении капиталов и ценных бумаг; 
  • об антимонопольной политике в рамках объединенного рынка государств - членов Экономического союза; 
  • о взаимных обязательствах в области пенсионного обеспечения и социального страхования; 
  • о научно-техническом сотрудничестве; 
  • о патентной службе; 
  • о порядке разрешения имущественных и других споров. 
Статья 45. Заключаются соглашения сроком на один год или на другой согласованный срок по следующим вопросам: 
  • о бюджете Экономического союза; 
  • о согласованной политике в области налогов, затрагивающих интересы государств - членов Экономического союза; 
  • о таможенной политике и таможенном тарифе; 
  • о ценах и объемах поставок товаров по взаимным (межгосударственным) договорам и для общих нужд; 
  • об установлении пределов прироста внутреннего долга государств - членов Экономического союза и порядке урегулирования долговых обязательств; 

  • о взаимодействии в условиях чрезвычайных ситуаций. 
 
Глава ХI. Ассоциированное членство в Экономическом союзе 

Статья 46. Государству, принимающему на себя только часть определяемых настоящим Договором обязательств, при согласии членов Экономического союза может предоставляться статус ассоциированного члена Экономического союза. 

Статья 47. Условия присоединения государств к Экономическому союза на правах ассоциированного члена определяют государства - члены Экономического союза. 

Статья 48. Взаимоотношения между Экономическим союза и ассоциированным членом регулируются в каждом отдельном случае специальным соглашением, предусматривающим, в частности, решение вопросов о таможенном режиме, межгосударственных поставках и ценах, об участии в формировании бюджета и внебюджетных фондов Экономического союза. 

 

Глава ХII. Заключительные положения 

Статья 49. Государства - члены Экономического союза обязуются решать вопросы, связанные с нарушениями настоящего Договора, в Арбитраже Экономического союза, в соответствии с закрепленной за ним компетенцией, а также путем переговоров. 

Статья 50. Экономический союза открыт для вступления государств, признающих настоящий Договор. Принятие новых членов Экономического союза осуществляется с согласия всех членов. 

Статья 51. По решению Совета глав правительств государств - членов Экономического союза отдельным государствам может быть предоставлен статус наблюдателей. 

Статья 52. Договор и специальные соглашения подлежат ратификации государствами - членами Экономического союза в соответствии с их конституциями и вступают в силу спустя один месяц со дня сдачи ратификационных грамот государству-депозитарию. Дополнительные соглашения ратификации не подлежат и вступают в силу с момента их подписания. 

Статья 53. Договор вступает в силу после подписания и его ратификации. 
 
 

Совершено в г. Москве в двух экземплярах на русском и белорусском языках. 

За Российскую Федерацию Б.Ельцин 
 

За Республику Беларусь А.Лукашенко

 
[Начальная страница] [Актуальные темы]
info@yabloko.ru