[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
[Бюджет] [Бюджет-2000]
Альтернативный бюджет РФ 2000
Пояснительная записка
7. Политика государственных расходов.
Альтернативный бюджет РФ - 2000
Назад (Доходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА”.)
7. Политика государственных расходов.

Общий объем расходных обязательств альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” в 2000 году оценивается в 746,2 млрд. рублей, или 14,7 % к ВВП.

При этом предполагается, что на финансирование непроцентных расходов федерального бюджета (без учета расходов на обслуживание государственного долга) будет направлено 519,24 млрд. руб., или 10,2% к ВВП (с ростом против утвержденного бюджета 1999 года на 111,03 млрд. рублей).

В связи с тем, что общая сумма непроцентных расходов по альтернативному бюджету “ЯБЛОКА” меньше, чем по правительственному, в котором они финансируются не только за счет доходов, но и за счет увеличения долга, в альтернативном варианте предлагается в большей степени сконцентрировать средства на приоритетных направлениях, к которым в первую очередь относятся:

  • национальная безопасность;
  • образование;
  • судебная система;
  • повышение заработной платы в бюджетной сфере;
  • культура;
По другим отраслям предлагается выделить как наиболее значимые следующие бюджетные расходы:
  • денежное довольствие военнослужащих;
  • пенсии и пособия;
  • целевой финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • финансовая помощь регионам;
  • финансирование расходов Фонда борьбы с преступностью и Фонда содействия военной реформе.
В рамках альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” предлагается осуществить:
  1. индексацию заработной платы (с 1 апреля 2000 года) работников бюджетной сферы, оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС) - в 1,4 раза;
  2. индексацию денежного довольствия военнослужащих (с 1 апреля 2000 года) - в 2 раза;
  3. индексацию заработной платы преподавателей ВУЗов и стипендий студентов (с 1 апреля 2000 года) - в 2 раза;
  4. индексацию заработной платы судей и работников аппаратов судов (с 1 апреля 2000 года) - в 1,4 и 2 раза, соответственно;
  5. индексацию расходов на текущие выплаты пенсий - в 1,6 раза из расчета на год.
Кроме того, предлагается ввести специальные доплаты для военнослужащих, проходящих службу в “горячих точках”.

“ЯБЛОКО” предлагает приоритетное увеличение расходов федерального бюджета по следующим направлениям:

1. Национальная безопасность, включая расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность, утилизацию вооружений и боеприпасов, расходы целевых бюджетных фондов – Фонда содействия военной реформе и Государственного фонда борьбы с преступностью, а также ряд расходов, поименованных в иных целевых статьях. “ЯБЛОКО” считает, что резкое увеличение расходов на обеспечение национальной безопасности крайне необходимо вследствие обострения как внешне- , так и внутриполитической ситуации. Необходимость адекватного реагирования на увеличение уровня преступности в стране, а в особенности на действия экстремистских группировок в Дагестане, Чечне и других сопредельных им регионах России требует увеличения финансирования армии, внутренних войск, органов прокуратуры.

По целевой статье “Национальная оборона”темп роста расходов по сравнению с 1999 годом, равный 1,55 (в правительственном варианте – 1,27). При этом расходы предназначенные для повышения с 1 апреля 2000 г. денежного довольствия военнослужащих, увеличены в 1,71 раза, на продовольственное обеспечение – в 2,4 раза, на оплату вещевого имущества – в 1,4 раза. В отличие от правительственного проекта федерального бюджета-2000, в альтернативном варианте “ЯБЛОКА” предусмотрены расходы на доплаты военнослужащим, проходящим службу в горячих точках (4 млрд. руб.). Планируются также расходы на закупки вооружений и военной техники (15,8 млрд. руб.), ремонт вооружений и военной техники (2,7 млрд. руб.), НИОКР (9,9 млрд. руб.), капитальное строительство (9,5 млрд. руб.). Отдельной строкой выделены расходы на погашение кредиторской задолженности по оборонному заказу (5,1 млрд. руб.), чего ранее при подготовке федеральных бюджетов никогда не было.

По целевой статье “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности” расходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” по сравнению с федеральным бюджетом 1999 года увеличены в 1,36 раза, что несколько выше прогнозируемого уровня инфляции. Увеличение расходов связано с повышением заработной платы сотрудников правоохранительных органов, в том числе – с введением доплат в горячих точках (4 млрд. руб.).

По целевой статье “Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров” по сравнению с федеральным бюджетом 1999 года расходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” увеличены в 1,7 раза, что существенно выше, чем в правительственном варианте. Это связано с тем, что правительство предусматривает только средства, необходимые для выполнения международных договоров, а “ЯБЛОКО” – еще и на реализацию собственных решений органов власти России.

Расходы целевого Государственного фонда борьбы с преступностью в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” увеличены в 2,28 раза по сравнению с 1999 годом и превышают таковые в правительственном варианте бюджета на 330 млн. руб.

“ЯБЛОКО” предлагает направить около 10 млрд. руб. в целевой Фонд содействия военной реформе. Это в 4 раза больше, чем в 1999 году. В правительственном проекте бюджета-2000 целевой Фонд содействия военной реформе отсутствует.

“ЯБЛОКО” предлагает отдельной строкой в расшифровке целевой статьи “Прочие расходы” альтернативного проекта бюджета выделить около 110 млн. руб. на финансирование мероприятий по розыску пропавших без вести в ходе боевых действий в Чеченской республике, эксгумации и опознанию погибших. Необходимость выделения этих средств связана с тем, что до сих пор сотни погибших в Чечне не опознаны и не захоронены.

2. Образование – расходы по этому направлению увеличены в 1,73 раза по отношению к 1999 году (в правительственном варианте – в 1,5 раза).
Увеличение происходит за счет расходов на финансирование ВУЗов, повышения в 2 раза заработной платы профессорско-преподавательского состава и стипендий учащихся.

3. Судебная система – по этому направлению расходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” увеличены в 1,61 раза (так же, как в варианте правительства).
“ЯБЛОКО” предлагает с 1 апреля 2000 года увеличить в 1,4 раза заработную плату судей и в 2 раза – зарплату работников аппаратов судов всех уровней.

4. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы(с 1 апреля 2000 года), оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС) - в 1,4 раза.
Заработная плата будет увеличена в 1,4 раза всем работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС), кроме тех категорий работников, которым зарплата будет увеличена еще больше (в их числе – преподаватели ВУЗов, работники аппаратов судов и др.).

5. Культура – расходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” по этому направлению увеличены по сравнению с 1999 годом в 1,56 раза (против 1,50 в правительственном варианте).

По некоторым другим отраслям расходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” распределены следующим образом.

На Государственное управление и местное самоуправление – 14,1 млрд. руб. (на 5,7 млрд. руб. меньше, чем в правительственном варианте).

Если учесть, что недавно объявлено о повышении зарплаты чиновников всех уровней, включая Президента РФ и его аппарат, то это означает, что необходимо или пересмотреть это решение, или сократить число государственных служащих. В любом случае необходимо экономить государственные средства, в первую очередь – на содержании органов государственной власти.

В то же время “ЯБЛОКО” предлагает увеличить финансирование деятельности государственных и налоговых органов. Это связано с необходимостью совершенствования сбора налогов, улучшения работы казначейской системы исполнения бюджета и т.д.

Рост доходов на Международную деятельность в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” выражен отрицательной величиной (- 0,15), в отличие от правительственного варианта, где эти расходы увеличены в 1,74 раза.

Это связано с тем, что в 2000 году ожидается возврат части кредитов, предоставленных Россией иностранным государствам (в том числе – Индии). В то же время “ЯБЛОКО” предлагает отказаться от дальнейшего кредитования иностранных государств и резко сократить расходы на содержание зарубежного аппарата. Мы полагаем, что при нынешнем экономическом положении Россия не может позволить себе выступать в роли кредитора, одалживая деньги другим странам, в том числе государствам СНГ или Югославии.

На Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” предусмотрено расходов меньше, чем в правительственном варианте(13 и 14,1 млрд. руб. соответственно).

К сожалению, состояние экономики России не позволяет в прежнем объеме осуществлять финансирование НИИ и различных Академий.

Расходы на финансирование Промышленности, энергетики и строительства по сравнению с федеральным бюджетом 1999 года увеличены в 1,1 раза, что равнозначно их уменьшению в сопоставимых ценах. В пределах этой отрасли в 1,5 раза увеличены расходы на содержание и оснащение строительных войск и в 2,35 раза – на финансирование мероприятий по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли.

Сокращены расходы на Сельское хозяйство и рыболовство (темп роста расходов – 0,88 по сравнению с 1999 годом), но в меньшей степени, чем в правительственном варианте (0,77).

Прирост отраслевых расходов непосредственно по статье Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” незначителен (темп роста – 1,12). Но с учетом расходов целевого Федерального экологического фонда и расходов на утилизацию вооружений (где природоохранные мероприятия играют ведущую роль), финансирование экологических программ становится значительно большим.

По Транспорту, дорожному хозяйству, связи и информатике в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” заложен рост расходов в 16,18 раза. Это связано с тем, что в бюджет консолидированы расходы Федерального дорожного фонда. В правительственном варианте бюджета расходы по этим отраслям больше (их увеличение – в 18,45 раза). “ЯБЛОКО” предлагает уменьшить эти расходы при сохранении прежнего объема дорожного строительства за счет экономии и контроля за эффективностью расходов.

Расходы на Предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” увеличены в 1,27 раза, что несколько больше, чем в правительственном проекте бюджета (1,23). При этом “ЯБЛОКО” предлагает сосредоточить средства на создании целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В правительственном варианте федерального бюджета-2000 заложен значительный рост расходов на Средства массовой информации (на 3,6 млрд. руб. или в 2,7 раза), в основном – на государственную поддержку телерадиокомпаний “ЯБЛОКО” считает, что в год Президентских выборов подобные предложения лишь выдают намерения исполнительной власти оказать влияние на результат. “ЯБЛОКО” предлагает увеличить средства на поддержку СМИ в 2000 году в 1,12 раза.

По финансированию в 2000 году Здравоохранения и физической культуры предложения “ЯБЛОКА” близки к предложениям правительства (рост расходов в обоих вариантах проекта бюджета равен 1,50). Но в варианте “ЯБЛОКА” увеличены расходы на санитарно-эпидемиологический надзор.

Альтернативный бюджет “ЯБЛОКА” имеет социально направленный характер. “ЯБЛОКО” предлагает в 1,5 раза по сравнению с 1999 годом увеличить средства, выделяемые на Социальную политику, в особенности – на социальную помощь и выплату пенсий. Соответствующие расходы в правительственном варианте бюджета снижены на четверть.

На Обслуживание государственного долга в проекте правительства –. выделено 220 млрд. руб., в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА - на 7 млрд. руб. больше. Это, как сказано выше, связано с отказом от новых заимствований и необходимостью бесперебойно обслуживать государственный долг.

“ЯБЛОКО” предлагает не увеличивать по сравнению с 1999 г. номинальные расходы бюджета на Пополнение гос. запасов и резервов (в отличие от правительства, заложившего в свой проект бюджета темп роста этих расходов в 1,7 раза). Мы считаем, что государственные резервы или не используются, или расхищаются. “ЯБЛОКО” считает более эффективным решением увеличение расходов на создание соответствующих фондов МЧС.

Расходы по отраслевому направлению Финансовая помощь бюджетам других уровней в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” почти на 6 млрд. руб. меньше. чем в проете бюджета правительства (темпы роста расходов 1,3 и !.5 соответственно). Но это лишь видимое уменьшение. Дело в том, что предлагается часть средств из фонда финансовой поддержки регионов выделить для реализации достаточно интересной схемы погашения кредиторской задолженности. Из 14% налоговых платежей, которые сегодня направляются в фонд финансовой поддержки регионов, 11% по-прежнему идут в этот фонд (они используются для трансфертов), а 3% остаются в регионах и идут на погашение кредиторской задолженности на территории этого региона. Это поможет решить как проблему хронического недофинансирования федеральных целевых программ, так и проблему заинтересованности региональной власти в сборе налогов. Кроме того, предлагается перераспределять поступления от НДС между региональными и федеральным бюджетами в соотношении 25 на 75%, а не 15 на 85%, как в варианте правительства. В проект бюджета “ЯБЛОКА” заложены также расходы на формирование Фонда регионального развития (5,2 млрд. руб.) и Фонда целевых субвенций в размере 4,3 млрд. руб. (на обеспечение финансовой поддержки жизнеобеспечение регионов Крайнего Севера, оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам Российской Федерации и расходы на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока), которые отсутствуют в варианте правительственного бюджета.

В альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” меньше средств, чем у правительства выделено на отраслевую статью Прочие расходы. “ЯБЛОКО” предлагает уменьшить расходы резервных фондов правительства и президента, уменьшить финансирование проведения выборов и референдумов. Правительство предлагает почти в 2 раза увеличить эти расходы, несмотря на то, что в 1999 году также было предусмотрено финансирование общефедеральных выборов. “ЯБЛОКО” считает такое завышение расходов неправомерным.

В то же время, в отличие от проекта федерального бюджета правительства, в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” отдельной строкой показаны расходы на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате недоисполнения федеральных бюджетов 1997-1999 гг. Соответствующие строки имеются также в расшифровке отраслевых статей “Национальная оборона” и “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности” (они предназначены для погашения кредиторской задолженности по оборонному заказу и заказу правоохранительных органов).

Расходы Целевых бюджетных фондов в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” больше, чем в варианте правительства, примерно на 10 млрд. руб. Это произошло, в основном, за счет увеличения расходов Экологического фонда (на 44 млн. руб.), Государственного фонда борьбы с преступностью (на 240млн. руб.) и Фонда содействия военной реформе, который по предложению “ЯБЛОКА” по сравнению с 1999 годом увеличен в четыре раза.

Подробная функциональная структура расходов двух вариантов проекта бюджета РФ (бюджета “ЯБЛОКА” и варианта правительства) приведены ниже.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(2000 год - без учета расходов, финансируемых за счет дефицита бюджета)
Наименование отрасли и целевых статей
Темп роста проект на 2000/ 
утверждено на 1999
правительственный вариант
альтернативный 
вариант
 Государственное управление и местное самоуправление
1.41
1.03
 Судебная власть
1.29
1.61
 Международная деятельность
1.35
-0.15
 Национальная оборона
1.27
1.55
 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
1.24
1.36
 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
1.24
1.12
 Промышленность, энергетика и строительство
1.16
1.10
 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
1.28
1.12
 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
18.45
16.18
 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
1.23
1.27
 Образование
1.24
1.73
 Культура, искусство и кинематография
1.23
1.56
 Средства массовой информации
1.82
1.12
 Здравоохранение и физическая культура
1.24
1.50
 Социальная политика
1.23
1.50
 Обслуживание государственного долга
1.32
1.36
Финансовая помощь бюджетам других уровней
1.48
1.34
Итого:
1.29
1.29
В 2000 году предлагается увеличить:
  • Расходы фонда содействия военной реформе – в 4,0 раза
  • Расходы на высшую школу – в 2,0 раза
  • Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры – в 2 раза (с 01.04.2000 года)
  • Расходы фонда финансовой поддержки субъектов РФ – в 1,53 раза
  • Расходы на содержание судов – в 1,50 раза
  • Расходы на выплату пенсий и пособий – в 1,50 раза
  • Финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – в 1,42 раза
  • Зарплату работников бюджетных учреждений в 1,4 раза с 01.04.2000 года
Кроме этого, предлагается предусмотреть в расходах:
  1. 10,3 млрд.руб. на погашение кредиторской задолженности, в первую очередь, по оборонному заказу
  2. 8,0 млрд.руб. на доплаты военнослужащим, проходящим службу в горячих точках
  3. 1,0 млрд.руб. на пособия пострадавшим военнослужащим и семьям погибших военнослужащих в горячих точках
Погашение кредиторской задолженности.

Проблема кредиторской задолженности - одна из тех, с которыми бюджеты всех уровней сталкиваются уже не первый год. Что “Яблоко” предлагает для решения этой проблемы?

Во-первых, предлагается часть средств из фонда финансовой поддержки регионов выделить для реализации достаточно интересной схемы погашения кредиторской задолженности. Из 14% налоговых платежей, которые сегодня направляются в фонд финансовой поддержки регионов, 11% по-прежнему идут в этот фонд (они используются для трансфертов), а 3% остаются в регионах и идут на погашение кредиторской задолженности на территории этого региона. Это поможет решить как проблему хронического недофинансирования федеральных целевых программ, так и проблему заинтересованности региональной власти в сборе налогов.

Во-вторых, для восстановления доверия производителей к российскому государству в проект бюджета заложены отдельные целевые статьи расходов на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате недоисполнения федеральных бюджетов прошлых лет. Суммы, предназначенные правительственным вариантом бюджета на погашение кредиторской задолженности, скрыты в ведомственных статьях расходах. “Яблоко” уверено, что эти средства в такой ситуации не будут использованы по назначению. Мы предлагаем иной вариант: ввести отдельные целевые статьи на погашение кредиторской задолженности по оборонному заказу, по заказу правоохранительных органов и по общей кредиторской задолженности бюджета. Кроме того, мы предлагаем новый механизм погашения кредиторской задолженности. Мы предлагаем исполнять погашение кредиторской задолженности специальными среднесрочными облигациями с нулевым купоном, которые можно досрочно предъявлять к погашению для закрытия 3-6-месячной недоимки по уплате налогов.

Обеспечение “прозрачности” федерального бюджета.

Принцип “прозрачности” бюджета, то есть - подробного и понятного расписывания его расходов так, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, на сегодняшний день еще не получил широкого распространения. И если в бюджете Санкт-Петербурга уже не первый год этот принцип соблюдается, то федеральный бюджет остается достаточно “непрозрачным”. Вот и в нынешнем правительственном варианте более или менее подробно расписана только часть расходов бюджета, а остальные расходы так или иначе скрыты. Кроме того, объем расходов, расписанных по ведомственной структуре бюджета не совпадает с объемом расходов, расписанных по функциональной. Почти все отраслевые расходы не детализированы, не “расписаны” по конкретным целевым и экономическим статьям. В принципе, в приложениях к правительственному проекту бюджета много интересных материалов, но они представлены в форме, малодоступной для депутатов, то есть - именно для тех, кто принимает решения.

“Яблоко” предлагает использовать более прозрачную и четкую форму закона о бюджете и его приложений. В особенности это касается расходов бюджета и долговых обязательств.

Основным приложением по расходам федерального бюджета предлагается сделать ведомственную структуру по целевым статьям расходов с детализацией по экономическим статьям.

Одна из задач, которую таким образом стремились решить авторы альтернативного бюджета - улучшить форму подачи материалов для депутатов. В частности, мы предлагаем все целевые статьи бюджета сразу же разворачивать по экономическим (например, ст. “содержание Президента РФ”: мы сразу же указываем, сколько средств предлагается направить на заработную плату, сколько - на приобретение оборудования, сколько - на оплату коммунальных услуг, и т.п.). В нашем проекте предлагается такая форма и перечень целевых статей, которые разворачиваются по экономическим. При этом целевые статьи детализированы настолько, насколько это было возможно, исходя из федерального бюджета 1999 года и представленных правительством материалов. По многим позициям, обозначенным как “прочие расходы”, нам не удалось найти в них какой-либо детализации.
 

  • Предложения по функциональной структуре расходов бюджета и по финансированию отдельных целевых статей бюджета приведены в Приложении.
  • Альтернативный бюджет РФ - 2000
    Назад (Доходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА”.)
    [Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
    [Бюджет] [Бюджет-2000]

    info@yabloko.ru