[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ
экономического роста
РАЗДЕЛ 2. Политика экономического роста - ключевые проблемы и предложения. П. 2.4.3 - 2.4.7

2.4.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

«ЯБЛОКО» считает необходимым в рамках реализации социальных реформ обратить особое внимание на демографическую ситуацию в России, и предлагает простой и эффективный способ обеспечения жильем молодых семей, основанный на рыночной оценке нуждаемости, не требующий нескольких лет на «разработку правовых механизмов и критериев» совершенствование нормативно-правового обеспечения». «ЯБЛОКО» настаивает на повышении размера налоговых вычетов на детей, величина которых в перспективе должна быть не ниже прожиточного минимума, а также на отмене прерывания беременности сроком свыше 12 недель по социальным показаниям. Необходимо способствовать иммиграции в Россию, особенно русскоязычных, проводить культурную адаптацию.

2.4.3.1. Закон демографического перехода и мировые тенденции в области демографии

Демографические процессы описываются кратко-, средне- и долгосрочными циклами.

В основе долгосрочного цикла лежит закон демографического перехода: традиционное аграрное общество находится в устойчивом состоянии, которое характеризуется высокими рождаемостью и смертностью. С началом индустриализации происходит падение смертности, что влечет рост естественного прироста населения, однако затем падает и рождаемость. Демографический переход завершается - общество приходит к новому устойчивому состоянию - низкой рождаемости и смертности.

В основе среднесрочных циклов лежит уверенность в завтрашнем дне, в своем будущем и будущем своих детей, и в будущем своей страны. Именно под воздействием этого фактора в нашей стране наблюдались всплески рождаемости (и падения смертности) в годы НЭПА, перелома в войне с 1943 (когда при резком ухудшении питания снизилась смертность среди гражданского населения), «оттепели» в 1950-60-е гг., перестройки во второй половине 1980-х гг. Рождаемость и смертность соответственно демонстрировали негативную динамику в годы застоя, «реформ» 1990-х гг. Похожие тенденции характерны и для других стран. Так в 1990-е гг. возрастает рождаемость в США (победа в «холодной войне»). В Западной Европе восстановление экономики и быстрый рост в 1950-70-е гг. также сопровождался «бэби-бумом». А тенденция к снижению рождаемости, начавшаяся в Европе с 1970-х гг., была повернута вспять примерно с середины 1990-х гг. в связи форсированием интеграционных процессов, ростом «общеевропейского» самосознания.

В основе краткосрочных циклов лежит значительное число факторов социально-экономического характера. В их числе и государственная демографическая политика. Необходимо подчеркнуть, что часть демографов склонно полностью отвергать эффективность государственной политики стимулирования рождаемости. На наш взгляд, это не совсем так. Например, активной демографической политикой в Европе выделяются скандинавские страны и Франция. В результате, им удается поддерживать коэффициент суммарной рождаемости (число детей на 1 женщину фертильного возраста) на значительно более высоком, чем в среднем по ЕС уровне (см. таблицу).

Таблица 1.

Коэффициенты суммарной рождаемости в странах Западной Европы

 

Ислан-дия

Финлян-дия

Швеция

Норвегия

Дания

Франция

Запад-ная Европа

Коэффициент суммарной рождаемости, 2001

2,0

1,7

1,5

1,8

1,7

1,9

1,47

Источник: Население и общество / Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, №56, Август, 2001, сс. 2-5.

 

2.4.3.2. Демографическая катастрофа в России

Демографический переход в России был завершен к 1960-70-м гг. Тем не менее, в 1960-80-е гг. рождаемость стабилизировалась на более высоком уровне, чем в Европе и США. Специфической особенностью нашей страны является «эхо войны» (точнее, двух войн, сталинских репрессий и коллективизации). Колоссальные людские потери в эти периоды деформировали демографическую и половозрастную структуру, причем «ямы» хоть и сглаживаются, но, тем не менее, повторяются, как только в активный возраст вступают дети пострадавшего поколения.

Настоящая демографическая катастрофа произошла в России в 1990-е гг. - примерно двукратное превышение смертности над рождаемостью, за счет следующих факторов:

  • завершение демографического перехода - уменьшение численности женщин в фертильном возрасте,
  • де-факто политика по угнетению рождаемости,
  • потеря веры в будущее,
  • «эхо войны».

Если для простого возмещения поколений необходим коэффициент суммарной рождаемости в 2,1, то в России он составляет 1,2.

Общий коэффициент смертности стал самым высоким в Европе (15 человек на 1000 жителей), а рождаемости (8,7 на 1000 жителей) - превышает только показатели Украины и Болгарии.

Однако вызывают тревогу не только сами показатели рождаемости и смертности, но и их структура. Так, более трети беременных (36%) страдали анемией и почти треть детей (31%) родились уже больными, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников.

Деформировалась и структура смертности. Младенческая смертность, наиболее емко характеризующая состояние в здравоохранении, хоть и остается выше, чем в Европе, несколько снизилась за 1990-е гг. Смертность среди старших возрастов практически не изменилась: наблюдался рост всего на 10%. Зато резко выросла смертность мужчин трудоспособного возраста - на 40%, в т.ч. для когорты 40-49 лет - на 50%. Смертность от внешних причин выросла в 30 раз. То есть российскую ситуацию характеризует в первую очередь сверхсмертность мужчин. Динамика же младенческой смертности свидетельствует, что главной причиной драматической ситуации является не столько ухудшение положения в здравоохранении, сколько утрата материального статуса и жизненных ориентиров у значительной части активного населения, прежде всего мужского.

В России до 1994 г. рождаемость падала, а смертность росла. С некоторой «стабилизацией» социально-политической обстановки в 1995 г. началось медленное снижение смертности и рост рождаемости. Однако тенденция повернулась вспять с 1998 г. (для смертности) и с 1999 г. (для рождаемости). То есть, главная причина демографической катастрофы- неблагоприятный социально-экономический фон.

Число абортов в 1990-х гг. 1,5-2 раза превышало число рождений, в то время как на Западе аборты составляют 5-30% рождений. Аборты уменьшают не только текущую, но и будущую рождаемость (сказываются на здоровье матери). В основе такой драматической ситуации лежит 2 причины - а) дороговизна стандартной контрацепции, особенно для молодежи б) толерантное отношение общества и особенно молодежи к абортам, сексуальным отношениям (даже более толерантное, чем в Западной Европе и США).

Между тем, в начале XXI века Россия вошла в крайне благоприятную фазу окончания эха войны. Более того, в 2002 г. в период рождения первого ребенка вступает поколение 1980-1987 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период. Эта фаза продлится примерно до 2010 года. Уже с 2000 года Россия ощутила прибавку рождений на примерно 50 тыс. в год, однако этого крайне недостаточно даже для компенсации всё возрастающего прироста смертности. Первые два года этой благоприятной ситуации безвозвратно и бездумно потеряны.

Две трети семей отказываются иметь детей по материальным соображениям, откладывая их появление или вообще предпочитая бездетность (феномен отложенных рождений). Это может означать всплеск рождаемости при стабилизации ситуации, однако если период отложенных рождений длится 10 и более лет, то отложенные рождения становятся потерянными.

При любом сценарии развития событий (пессимистический, экстраполяция существующих тенденций, оптимистический - некоторый рост рождаемости) Россию ожидает драматическое сокращение населения. Соотношение женщин фертильного возраста и стариков уже настолько неблагоприятно, что для элементарного сохранения суженного воспроизводства населения требуется слишком большое увеличение фертильности, невозможное после демографического перехода.

Россию может спасти только «чудо» - сочетание благоприятных кратко- и среднесрочных факторов на довольно длительную перспективу, подкрепленное массовой иммиграцией. Основой этого «чуда» является продуманная, активная государственная политика.

 

2.4.3.3. Анализ Правительственной «Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года»

Подготовленная Правительством РФ Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года свидетельствует об осознании государственной властью важности и серьезности проблемы.

В предложенной Правительством Концепции дается адекватный и довольно объективный анализ текущей демографической ситуации, и угроз национальной безопасности России, с ней связанных. Однако, к сожалению, в целом Концепция носит описательный характер, ключевые проблемы не выделяются, цели, задачи и приоритеты демографической политики даны в самом общем виде. Крайне порочным, на наш взгляд, является упор на информационное и пропагандистское обеспечение - этому посвящен самостоятельный раздел (раздел VIII), плюс “упоминания” во всех остальных разделах. Другими словами, вместо того, чтобы улучшать социально-экономические условия, поддерживать семью, материнство и детство, здравоохранение, Правительство, к сожалению, намеревается заняться агитпропом.

Важнейшим необходимым условием преодоления демографической катастрофы является стабилизация социально-экономической ситуации в стране. Демографическая политика должна носить подчиненный по отношению к экономической политике характер.

С целью проведения активной демографической политики партия «ЯБЛОКО» предлагает осуществление следующих мероприятий в рамках социальной реформы:

  • повышение доходов основных групп населения, в особенности находящихся за чертой бедности через поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума;
  • привлечение молодежи в малые города и села;
  • безусловное сохранение доступности и всеобщности образования, включая высшее;
  • развитие экономической активности на приграничных территориях за счет стимулирования инвестиционной привлекательности данных территорий;
  • четкая и ясная демонстрация государственной властью способности решать стоящие перед страной проблемы, информационное обеспечение должно играть здесь подчиненную роль, а ведущую - жесткое искоренение коррупции, резкое повышение открытости власти народу.

Всё вышеперечисленное является необходимым условием проведения активной демографической политики.

2.4.3.4. Анализ подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

«ЯБЛОКО» с большим удовлетворением отмечает факт появления подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей. Это означает учёт важнейшего предложения «ЯБЛОКА», входившего в Альтернативный бюджет на 2002 год.

В подпрограмме дается подробный и адекватный анализ сложившейся в России катастрофической демографической ситуации и отмечается, что важнейшей причиной, ведущей к отказу молодых семей от рождения ребенка, являются отсутствие перспектив улучшения жилищных условий.

Однако данная подпрограмма, к сожалению, будет носить, по сути, рекомендательный характер для регионов и местного самоуправления. Предполагается, что на федеральном уровне подпрограмма «определяет масштаб проблемы и механизмы её решения, формы и условия предоставления государственной поддержки». В результате подготовительный период растягивается на 2 года, и только с 2005 года намечается «совершенствование и развитие апробированных на 1 этапе механизмов реализации подпрограммы». С 2010 г. предполагается «развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей».

На взгляд «ЯБЛОКА», подобные сроки означают полную профанацию поддержки молодых семей. В самой правительственной подпрограмме отмечается, что благоприятный период рождений продлится до 2010 г. После 2010 г. демографическая катастрофа в России примет необратимый характер.

Примечательно, что за 7 лет из федерального бюджета планируется выделить 500 млн. руб. на обеспечение молодых семей, а на жилье для вынужденных беженцев и переселенцев только в 2003 году - 700 млн. руб.

«ЯБЛОКО» предлагает простой и эффективный способ обеспечения жильем молодых семей, основанный на рыночной оценке нуждаемости, не требующий нескольких лет на «разработку правовых механизмов и критериев» совершенствование нормативно-правового обеспечения».

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ЯБЛОКА»

2.4.3.5. Доступное жилье молодым семьям

Высокая стоимость жилья (особенно по отношению к доходам населения), затрудненность использования кредитных схем, являются непосредственным образом сказываются на положении российских семей, особенно молодых. Более того, это служит серьезным препятствием для образования молодых семей как такового, и (или) приводит к откладыванию рождения детей. Социологические исследования также выделяют среди важнейших причин, по которым молодые семьи отказываются заводить детей отсутствие перспектив улучшения жилищных условий.

В то же время, система доступных и льготных жилищных кредитов для молодых семей и различные варианты скидок, списания части суммы кредита при рождении детей - стандартная мера на стыке жилищной и демографической политики в большинстве развитых стран. Подобная система отсутствует в России.

Сейчас Россия тратит значительную долю ВВП на поддержание жилищно-коммунального хозяйства. Принципиальная позиция «ЯБЛОКА» - реформа ЖКХ не должна привести к падению доли расходов консолидированного бюджета на жилищную сферу - необходимо изменить направление этих расходов. Ведь развитые страны тратят на жилищную политику не меньшую, а даже большую долю ВВП (до 5%). Но постепенное сокращение безадресных дотаций на покрытие разницы в стоимости теплоэнергии, и рост жилищных субсидий малообеспеченным гражданам - только одно направление политики. Мы предлагаем систему мер по обеспечению молодых семей доступным жильем.

Это можно сделать посредством предоставления льготного государственного кредита на 20% стоимости квартиры при условии получения ипотечного или иного жилищного кредита на стандартных рыночных условиях (т.е. проверка нуждаемости проводится не чиновниками а соответствующим банком, финансовым учреждением, агентством или кооперативом, и часть суммы семья вносит в любом самостоятельно, что отсечет маргиналов), а также субсидирования процентной ставки (на величину разницы между кредитной и депозитной ставками). При рождении первого ребенка списывается 20%, второго - 50%, и третьего - 30% льготного государственного кредита.

Подобные кредиты предоставляются только на покупку однокомнатной квартиры по социальной норме жилплощади. Для улучшения жилищных условий (в т.ч. с рождением ребенка) в дальнейшем, через Фонд ипотечного кредитования выстраивается следующая система: семья вносит в качестве первоначального взноса свою однокомнатную квартиру, и переезжает в двухкомнатную, получив на соответствующую разницу кредит. Этот вариант получил распространение в Латинской Америке вследствие своей дешевизны (разница в стоимости 1-но и 2-х комнатных квартир небольшая, и кредит соответственно небольшой). Затем, соответственно, происходит переселение из 2-х комнатной в 3-х комнатную и т.д. Поскольку все операции происходят через Фонд, возможно улучшение жилищных условий до полной выплаты кредита на предыдущую квартиру (при условии безупречного обслуживания кредита). Возможен также обратный переезд из 2-х комнатной в однокомнатную квартиру в случае падения доходов семьи и невозможности обслуживания кредита. Это - решение проблемы резервного жилищного фонда.

При рождении ребенка выдается гранты на погашение государственной ссуды (20%, 50% и 30% при рождении первого, второго и третьего ребенка соответственно). Таким образом, с рождением третьего ребенка государственный льготный кредит на 20% стоимости квартиры списывается полностью. Если к моменту рождения ребенка семья погасит часть государственного кредита, то с. соответствующая разница может быть направлена на погашение рыночного кредита.

В случае развода супругов кредит государственное субсидирование ставки по рыночному кредиту прекращается.

Как уже было отмечено выше, система вводится в увязке с реформой ЖКХ. Сокращение расходов на возмещение тарифов по теплоэнергии компенсирует затраты на развертывание системы кредитов молодым семьям. Кроме того, необходимо учитывать другие положительные эффекты: рост строительной индустрии и налоговых поступлений от нее, рост потребительских расходов на детские товары, повышение «собранности», активности молодых людей, распространение семейного бюджетного планирования (что ведет к повышению и производительности труда, и доходов, и активной жизненной позиции молодых заемщиков). Другими словами, данная мера будет немало способствовать созданию среднего класса и развитию гражданского общества в нашей стране.

Даже без учета указанных положительных сдвигов и мультипликативному росту налоговых поступлений, расходы на данную систему относительно невелики - они составят в 2003-2005 гг. 6,5, 13 и 21 млрд. рублей соответственно.

Таблица 2.

Расчет расходов на осуществление программы обеспечения жильем молодых семей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

год

число браков людей до 30 лет, тыс.

рожде-ний 1-го ребенка в браке, тыс.

рожде-ний 2-го ребенка в зареги-стриро-ванном браке, тыс.

число семей, охва-ченых Програм-мой тыс.

рожде-ний 1-го ребенка в семьях, охва-ченных Програм-мой, тыс.

льгот-ный гос-кредит, млн. руб.

компен-сация процен-тной ставки по рыноч-ным креди-там, млн. руб.

грант на рожде-ние 1-го ребенка, млн. руб.

грант на рожде-ние 2-го ребенка, млн. руб.

Итого расхо-дов на Про-грамму, включая бюд-жетные ссуды млн. руб.

Чистые расхо-ды на Про-грамму, млн. руб.

2002

600

530

300

               

2003

700

550

310

490

 

26342

6454

   

32796

6454

2004

900

704

320

610

441

33869

8298

4742

 

42167

13039

2005

900

830

400

540

567

29030

7112

6096

7903

36143

21112

Примечание 1. Стоимость квартиры принимаем для расчетов столбцов 6-9 принимаем в 252 тыс. руб. в ценах 2001 г.: социальная норма - 21 кв м на человека, квартира - 42 кв м., стоимость 1 кв м в среднем по России взята в $200, курс 32 руб за $1.

 

2.4.3.6. Повышение налоговых вычетов на детей

Налоговые вычеты на детей являются более предпочтительными по сравнению с повышением детских пособий, поскольку, во-первых, затрагивают в первую очередь семьи со средним достатком. Во-вторых, в отличие от детских пособий, увеличение налоговых вычетов на детей не требует расходов на администрирование.

Представляется целесообразным резко повысить размер налоговых вычетов на детей, величина которых в перспективе должна быть не ниже прожиточного минимума. На 2003 год предлагается увеличить размер налогового вычета на первого ребенка с 300 до 600 рублей, а на второго и каждого последующего - до 1000 рублей. Это послужит определенным стимулом к увеличению числа детей в семьях.

Примерный размер выпадающих из бюджета доходов при осуществлении указанной меры составляет 22,8 млрд. руб.

Предлагаем соответствующий проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 218 Налогового кодекса РФ»:

П. 4 записать в редакции:

налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на первого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 50 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 50 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом, производится на ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Дополнить ст. 218 пунктом 5 следующего содержания:

5. налоговый вычет в размере 1500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на второго и последующего ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 50 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 50 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом, производится на каждого второго и последующего ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

2.4.3.7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ЯБЛОКА»: Стимулирование предприятий, предоставляющих социальный пакет работникам

Включить в состав расходов на оплату труда расходы на компенсацию платы детских садов для детей работников предприятия.

В ст. 255 Налогового кодекса добавить п. 17 : «расходы на компенсацию платы детских садов для детей работников организации».

2.4.3.8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ЯБЛОКА»:Иные меры по стимулированию рождаемости

  • восстановление системы акушерства, увеличение финансирования роддомов, государственная поддержка роддомов, выделение целевых субсидий на восстановление роддомов, находящихся в аварийном состоянии;
  • введение специальных программ по поддержке новорожденных (бесплатное детское питание и молочные продукты), распространение детских комиссионных магазинов и снижение их налогообложения.
  • поддержка школ материнства, издание специальной литературы о беременности.
  • принятие рамочного федерального закона о телевизионном показе сцен насилия, жестокости и секса исключительно в ночное время;
  • информационная поддержка семьи, материнства, пропаганда семьи с 3-4 детьми, ориентация воспитания и образования на создание моральных и нравственных устоев.

2.4.3.9. Иные меры по снижению смертности

  • жесткая борьба с наркоманией и СПИДОМ, особенно среди молодежи, повышение уголовной ответственности за продажу и распространение наркотиков, усиление взаимодействия школы и медицинских учреждений для профилактики СПИДа и венерических заболеваний;
  • запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, усиление санкций и ответственности за нарушение запрета;
  • изменение налоговой политики, направленной на резкое повышение акцизов на крепкие алкогольные напитки и сигареты без фильтра;
  • принятие рамочного федерального закона о запрете курения в общественных местах, действенная система штрафов за его нарушение, запрет продажи сигарет несовершеннолетним;
  • ограничение рекламы сигарет и алкогольных напитков, запрет участие молодежи в подобной рекламе;
  • восстановление системы санитарно-эпидемиологического надзора, осмотров и профилактики заболеваний в образовательных учреждениях;
  • резкое усиление контроля над качеством питьевой воды,
  • выделение средств в фонде регионального развития (ФРР) федерального бюджета на программу модернизации водоканалов и канализационных сетей, оснащение их современным очистным оборудованием, на основе софинансирования из региональных и местных бюджетов.

2.4.3.10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ЯБЛОКА»: Поощрение иммиграции

Осуществление всех предложенных «ЯБЛОКОМ» мер способно привести к заметному росту рождаемости и сокращению смертности. Увеличение рождаемости на 1/3 и снижение смертности на 20% приведет к нулевому естественному приросту, однако даже эти цифры представляются труднодостижимыми. Кроме того, с 2010 года вследствие изменения структуры населения - вступления в активный возраст родившихся в начале 1990-х гг., Россию ожидает естественное сокращение рождаемости.

«ЯБЛОКО» считает, что меры по поддержке рождаемости и молодых семей, меры по снижению смертности, должны быть дополнены активной иммиграционной политикой.

Для этого необходимо:

· либерализовать закон «О гражданстве», облегчив его получение, устранить все препятствия для получения гражданства русскоязычными;

· лицам, вложившим определенную сумму денег (до $10000) в Россию, или создавшим в России до 3 новых рабочих мест, предоставлять гражданство автоматически (по примеру Канады и других стран);

· также автоматически предоставлять российское гражданство лицам, построившими или купившими дом в Сибири, на Дальнем Востоке;

· создать условия для возвращения российских граждан, эмигрировавших в страны дальнего и ближнего зарубежья, интенсифицировав научные, образовательные контакты с «русскими» эмигрантами, облегчить для них регистрацию и получение работы в России;

· поощрять воссоединение разъединенных границами внутри СНГ семей преимущественно в России;

· облегчить трудоустройство в России иностранных студентов, заканчивающих российские вузы;

· проводить политику культурной адаптации нерусскоязычных мигрантов - создать сеть культурных центров (китайских, корейских и т.д.), школ с двуязычным обучением, обеспечить трансляцию российских каналов на соседние государства, передачи о Российской истории и культуре на языке мигрантов с уроками русского языка;

· создавать и укреплять имидж России как многонациональной, терпимой и гостеприимной страны, повысить наказания за разжигание межнациональной розни и активно их применять по отношению к националистическим и фашиствующим группировкам.

2.4.3.11. ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ЯБЛОКА»: Мероприятия по привлечению молодежи в малые города и села

В условиях отсутствия послевузовского распределения в малых городах и селах ощущается дефицит молодых специалистов в социальной сфере и сфере управления. Молодые люди из малых городов и сел стремятся получить высшее образование и (или) работу в больших городах. Причем после получения образования молодые специалисты крайне редко возвращаются на «малую родину», стремясь закрепиться в мегаполисах. Миграция молодых, активных и образованных людей в малые города, особенно Севера и Сибири), имевшая место в советские годы, также прекратилась.

Подобные тенденции резко снижают обескровливают малые города и особенно села, снижают их человеческий потенциал.

Для привлечения молодых людей в малые города и села «ЯБЛОКО» предлагает:

  • обеспечить жилищное кредитование, направляющихся на трудоустройство в села и малые города (или возвращающихся после получения образования в больших городах) молодых специалистов по разработанной «ЯБЛОКОМ» схеме кредитования молоды семей;
  • для молодых специалистов в малых городах и селах, создающих семью, проводить жилищное кредитование по облегченной схеме - предоставлять льготный государственный кредит не на 20%, а на 25% стоимости квартиры;
  • сформировать рамочную федеральную программу открытия крупнейшими вузами региона филиалов в 3-5 малых городах данного региона;
  • предоставить дополнительные гарантии по заработной плате и пенсионному обеспечению для молодых служащих в органах государственной власти и местного самоуправления в малых городах и селах, молодых работников бюджетных учреждений;
  • обеспечить бесплатным доступом в Интернет библиотеки малых городов и сел, поощрять создание мест молодежного досуга в малых городах и селах.

 

2.4.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Суммарный дефицит средств на финансирование сложных и дорогостоящих видов медицинской помощи населению России может оцениваться в 320 - 350 млрд. рублей в год. Население не в состоянии из собственных средств оплатить расходы на такие виды лечения.

Наиболее безысходно положение детей, у которых в возрасте до 14 лет выявлены злокачественные новообразования и сердечно-сосудистые заболевания, требующие хирургического вмешательства. Как правило, они растут в молодых (зачастую неполных) семьях, которые не в состоянии финансировать расходы на полный курс лечения таких заболеваний.

Суммарную потребность в финансировании на оказание медицинской помощи по указанным группам диагнозов можно оценить на основе следующих данных:

По группе диагнозов «злокачественные новообразования»:

Количество детей от 0 до 14 лет, которым впервые в жизни установлен диагноз «злокачественное новообразование»

1991

1998

1999

2000

Мужчины

1785

1597

1595

1510

Женщины

1329

1330

1307

1280

Всего

3114

2927

2802

2790

Данные «Российский статистический ежегодник», Госкомстат, 2001 год.

Можно принять, что в возрастной группе от 0 до 14 лет ежегодно выявлялось 3 000 больных с диагнозами данного вида на протяжении последних 14 лет в период с 1988 г. по 2002 год. Если средняя продолжительность жизни больного после выявления заболевания составляет 10 лет, общее количество детей со злокачественными новообразованиями составляет:

3 000 * 10 = 30 000 человек

Средняя стоимость лекарственного обеспечения больного злокачественным новообразованием в год составляет 12 тыс. долларов США.

Расходы на пребывание в стационаре и радиационную терапию оценке не подлежат и покрываются за счет средств ОМС в рамках бюджета ФФОМС и федерального бюджета на 2003 год.

Средняя стоимость хирургической помощи больному злокачественным новообразованием составляет 30 тыс. долларов США. В данном виде лечения в 2003 году нуждается, оценочно, 10% от наблюдаемого контингента, т.е. 3 000 человек.

Суммарные расходы федерального бюджета в 2003 году на решение задачи полного финансирования лечения детей в возрасте до 14 лет, больных злокачественными новообразованиями должны составить:

30 000 * 12 000 + 3 000 * 30 000 = 450 000 000 долларов США.

По курсу 32 рубля за 1 доллар США расходы составят 14.4 млрд. рублей.

По группе диагнозов «заболевания сердца, требующие хирургического лечения, у детей»:

Ежегодно в операциях на сердце нуждается до 7 тыс. новорожденных, однако реально выявляется не более 5 тыс. нуждающихся. Следует принять в расчет, что финансирование хирургической помощи данного вида за счет средств федерального бюджета для всех детей первого года жизни повысит выявляемость до 6.5 тыс. нуждающихся в год.

Средняя стоимость операции по исправлению врожденного порока сердца стоит в московских специализированных детских хирургических центрах 4 тыс. долларов США. Операции данного вида могут проводиться не только в Москве, но и в специализированных центрах детской хирургии в иных городах Российской Федерации. Мощности указанных центров достаточно, чтобы оказать хирургическую помощь данного вида всем нуждающимся.

Совокупная потребность в финансировании медицинской помощи такого рода составит:

6 500 * 4 000 = 26 000 000 долларов США.

По курсу 32 рубля за 1 доллар США расходы составят 832 млн. рублей.

3. Для финансирования лечения всех детей, нуждающихся в дорогом и сложном лечении по поводу злокачественных новообразований, а также для финансирования хирургического лечения всех детей, рождающихся с врожденным пороком сердца, в совокупности потребуются расходы из федерального бюджета в размере:

0.832 + 14.4 = 15.232 млрд. рублей.

СПРАВОЧНО:

Проект закона «О федеральном бюджете на 2003 год» предусматривает выделение ассигнований:

Министерству здравоохранения РФ «Целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации» в сумме 2 996 614.5 тыс. рублей (без выделения отдельной строкой средств на финансирование оказания таких видов медицинской помощи детям).

В рамках федеральной целевой программы «Дети России» по разделу 17 «Здравоохранение и физическая культура» выделено 159 270.0 тыс. рублей, часть из которых также будет направлена на финансирование оказания дорогостоящих видов медицинской помощи детям.

В сумме, федеральный бюджет в 2003 году выделит не более 3. 150 млрд. рублей на финансирование оказания дорогой медицинской помощи. Если принять, что на финансирование оказания такой помощи детям будет выделено 50% средств, это составит 1.5 млрд. рублей.

Дефицит финансирования составит 13 732 000 тыс. рублей.

 

2.4.5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ВЫПУСКНИКАМ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Суммарный объем средств необходимых для обеспечения всех выпускников детских домов и интернатов отдельным жильем (однокомнатными квартирами) составляет 2 млрд. руб.

Учитывая особую социальную значимость предоставления жилья данной категории детей, в целях недопущения роста детской беспризорности и безнадзорности, а также решение задач по вовлечению детей сирот в активную жизнь после выхода из сиротстких учреждений, создание ими благополучных семей и т.д. предлагается целевым образом отдельной строкой в федеральном бюджете на 2003 год по разделу программы дети сироты выделить средства на жилье выпускникам в размере 2 млрд. руб. Данные цифры можно обосновать следующим образом - в России в среднем из детских домов и интернатов выпускается 14 тыс. детей сирот ежегодно. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в РФ составляет примерно 142 857 руб. Соответственно на обеспечение всех выпускников отдельной однокомнатной квартирой требуется в среднем:

14000 * 142857руб.= 2 000 000 000 руб.

* примечание. В проекте “бюджета на 2003 год” на детей сирот по программе “Дети сироты” предусмотрено 364 700 тыс. руб.

 

2.4.6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПАКЕТУ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предмет регулирования

Требуется разработка специального закона по тепловой энергии в пакете законопроектов по электроэнергетике.

законодательство РФ об электроэнергетике

В перечень законодательства РФ об электроэнергетике добавить акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

основные понятия

добавить отсутствующие основные понятия, использующиеся в тексте закона, привести в соответствие с законодательством РФ.

 

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Федеральная сетевая компания (ФСК)

преобразовать ФСК из 100% дочки РАО «ЕЭС» в ОАО со 100% участием государства с дальнейшим преобразованием в казенное предприятие. ограничить влияние собственников генерации на работу сетей, а собственников сетей на работу системного оператора. ФСК должна иметь на праве собственности магистральные сети, которые должны быть признаны «федеральными энергетическими системами», необходимо ввести запрет на их отчуждение, и ограничить имущество ФСК в обороте. Порядок передачи имущества ФСК из РАО «ЕЭС» урегулировать в законе.

Системный оператор (СО)

Необходимо объединение ФСК и СО в единую организацию. Этот вариант предусматривается директивой ЕС №92/96 о реформе электроэнергетики. Преимущество их объединения также состоит в лучшей управляемости и снижении соответствующих издержек. В соответствии с Указом Президента №923 ЦДУ РАО «ЕЭС», ОДУ, подлежат преобразованию в АО без их приватизации. Законопроект не должен легализовать незаконную приватизацию диспетчерского управления.

Сетевые компании

В законопроекте отсутствуют понятие «региональные сетевые компании», необходимо включить в закон в качестве субъектов рынка «региональных (межрегиональных) сетевых компаний, не входящих в РАО «ЕЭС» (ФСК)». В целях обеспечения устойчивости работы региональных сетевых компаний, необходимо закрепить их структуру собственности следующим образом: 34% принадлежит ФСК, 33% - субъектам Федерации, 33% - органам местного самоуправления. тарифы на передачу электроэнергии региональных сетевых компаний должны регулировать РЭКи. Необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сетям региональных сетевых компаний. Более четко урегулировать вопрос о диспетчеризации в региональных системах - вертикальная подчиненность диспетчерского управления.

Организации электро-энергетики

Записать в редакции: «генерирующие компании». обеспечить максимальное использование механизма концессий для генерирующих компаний, в т.ч. с последующей приватизацией. зафиксировать недопустимость разделения каскадов ГЭС. ввести запрет на приватизацию АЭС. Возможно: разделить крупнейшего монопольного игрока на ФОРЭМ - Росэнергоатом на 2 компании по типу реакторов - РБМК и ВВР. прописать отдельной статьей закона основные права и обязанности генерирующих компаний. указать порядок и критерии лицензирования ввода новых генерирующих мощностей.

Холдинг, владе-ющий акциями АО-энерго

Предлагается разделить генерирующие мощности РАО «ЕЭС» между холдингами. С целью демонополизации РАО «ЕЭС» и развития внутрирегиональной конкуренции между холдингами в их состав следует включать мощности разных типов из каждого энергетического региона - по типу «слоеного пирога» Ввести законодательный запрет на создание монопольных региональных холдингов, объединяющих мощности исключительно в пределах одного региона.

Независимые сбытовые компании

создаются в каждом регионе, как минимум одна сбытовая компания создается с участием региональной администрации и становится гарантирующим поставщиком. в наблюдательный совет сбытовых компаний должны входить представители потребителей электроэнергии в т.ч. потребителей - физ. лиц. установить лицензирование сбытовых компаний. обеспечить свободный доступ сбытовых компаний к сетям. законодательно обеспечить реальную конкуренцию между сбытовыми компаниями в пределах региональных сетей.

Гарантирующий поставщик (ГП)

сбытовая компания, с контрольным пакетом, принадлежащим региональной администрации. имеет право обслуживать только граждан, бюджетные организации (однако граждане могут обслуживаться не только гарантирующим поставщиком). федеральный Центр может заключать с гарантирующим поставщиком договоры на обслуживание федеральных объектов, находящихся в данном регионе. сбытовые надбавки гарантирующего поставщика подлежат регулированию РЭК.

Изолированные энергетические системы (ИЭС)

дать четкое определение ИЭС - это система, не находящаяся в параллельной работе с единой энергетической системой. Установить мораторий на приватизацию генерирующих мощностей в ИЭС, прописать их передачу государству. предусмотреть особый порядок диспетчеризации в ИЭС. тарифы на производство электроэнергии подлежат регулированию ФЭК.

Автономные энергетические системы

В законе дать четкое определение таких систем, как не вступающих в отношения купли-продажи электроэнергии. По правительственному проекту все у кого мощность выше определенного порога, должны идти на оптовый рынок, даже если производят для только себя. Это приведет лишь к созданию ненужных посредников и повышению цены электроэнергии. Отношения, возникающие в рамках автономных систем, если она не присоединена к единой энергетической системе - не предмет регулирования закона. Если объекты автономной системы присоединяются - то необходимо обеспечить свободный доступ при соблюдении технических условий, получение статуса генерирующей компании.

ГЛАВА III. ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ

критерии отнесения объектов к ЕНЭС

критерии определить в законе, а не решением Правительства.

ограничения прав собственников объектов ЕНЭС

все объекты ЕНЭС должны перейти в собственность ФСК.

Величина тарифов на передачу электроэнергии

тарифы на услуги ФСК регулируются ФЭК путем установления предельного темпа роста тарифов, отказаться от формулировки «возврат доходов» для собственников сетей

Развитие единой национальной электрической сети

вместо указания на привлеченные средства организации по управлению ЕНЭС (т.е. займы) прописать механизм концессий. убрать отсылку на ст. 40, ограничивающую экспертизу проектов, ввести разрешительный порядок на основе конкурса.

ГЛАВА IV. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Система ОДУ

В соответствии с Указом Президента №923 ЦДУ РАО «ЕЭС», ОДУ, подлежат преобразованию в АО без их приватизации. Законопроект не должен легализовать их незаконную передачу РАО

ограничение гражданско-правовой ответственности

Ограничения недопустимы, если незаконное отключение электроэнергии причинило убытки, не говоря уже о гибели людей, должна наступать ответственность субъектов ОДУ

 

ГЛАВА V. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Регулирующие органы

ФЭК и РЭКи.

Сфера регулирования ФЭК

тариф на передачу электроэнергии по магистральным сетям плата за диспетчерское управление, цены (тарифы) на производство электроэнергии в условиях отсутствия конкуренции, минимальный срок действия цены на оптовом рынке, ценовой коридор на оптовом рынке.

Сфера регулирования РЭК

регулирование тарифов на передачу по региональным сетям, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Принципы регулирования

Принципы гласности, прозрачности, публичности. Коммерческая тайна в условиях естественной монополии в электроэнергетике снижается.

Механизм регулирования

Тарифы на услуги ФСК и региональных сетевых компаний регулируются путем установления предельного темпа роста тарифов, равного инфляции. Предлагаемое в правительственном проекте установление нормы рентабельности ведет к раздуванию издержек, неэффективно в условиях непрозрачной информации. Темп роста тарифов, превышающий уровень инфляции, заложенный в бюджете, может быть установлен исключительно по результатам экспертизы экономического обоснования тарифов. Цены на производство электроэнергии - свободные при установлении ценового коридора и минимального срока действия цены на оптовом рынке. Цены на производство электроэнергии в изолированных системах регулировать ФЭК по принципу тарифов на передачу энергии. Сбытовые надбавки - установление предельной величины сбытовых надбавок

Инвестиционная составляющая

Инвестиционные программы естественных монополий в электроэнергетике подлежат экспертизе федерального регулирующего органа.

Инвестиционная политика государства в электроэнергетике

отказаться от формулировки «обеспечение экономически обоснованного уровня доходности капитала». гарантирование нормы прибыли возможны лишь как исключительная мера под жестким контролем государства за хозяйственной деятельностью такого инвестора. сформировать механизм изъятия сверхприбыли ГЭС - путем введения рентных платежей, натуральных поставок электроэнергии, перераспределения сверхприбыли внутри холдингов, объединяющих генерирующие мощности. для активов находящихся в собственности государства возможно применение концессионных механизмов. указать механизмы привлечения капитала (помимо привлечения долгосрочного заемного капитала): - дополнительной эмиссии акций, облигация, финансирования капвложений за счет внутренних накоплений.

 

ГЛАВА VI. ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Понятие (определение) оптового рынка и его субъектов

оптовый рынок - это рынок прямых поставок выше предельного объема, указанного в данном законе, рынок биржевой /внебиржевой торговли, действующий по правилам, установленным настоящим Федеральным законом

Правовые основы функционирования оптового рынка

устанавливаются настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с полномочиями, установленными в настоящем Федеральном законе. Данные документы не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Субъекты оптового рынка

Необходимо указать полный перечень субъектов оптового рынка с указанием их функций

Основные правила функционирования оптового рынка

права и обязанности субъектов оптового рынка ограничения прав субъектов оптового рынка, причина этих ограничений, механизм использования, в т.ч. невозможность совмещения функций передачи и купли-продажи электроэнергии система типовых договоров между субъектами оптового рынка защита прав субъектов оптового рынка в судах, в т.ч. в Третейском суде АТС

администратор торговой системы (АТС) - энергетическая биржа

организационно-правовая форма АТС - ОАО с контрольным пакетом у государства. четко прописать права и обязанности АТС по отношению к государству и субъектам оптового/розничного рынков организацию торгов проводить через: а) систему прямых договоров с обязательной регистрацией в АТС; б) биржу; в) внебиржевой рынок, в т.ч. с использованием производных инструментов. АТС не должен брать на себя государственные функции, (подготовка проекта акта Правительства РФ, контроль за его соблюдением) АТС не должен проводить контроль за диспетчером.

Органы АТС

состав, права и обязанности членов наблюдательного Совета АТС (производители электроэнергии - 20%, потребители -80%). Третейский суд АТС

Антимонопольная политика на оптовом рынке

Прописать особенности антимонопольной политики для рынка электроэнергии вместо отсылки к «антимонопольному законодательству», которое ориентировано на розничные товарные рынки. Исключить возможности ценового демпинга на оптовом рынке, направленного на разорение конкурентов и последующее установление монопольно высокой цены.

 

ГЛАВА VII. РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Понятие (определение) розничного рынка и его субъектов

розничный рынок - это рынок прямых поставок ниже предельного объема, указанного в данном законе, рынок биржевой /внебиржевой торговли, действующий по правилам, установленным настоящим Федеральным законом

Правовые основы функционирования розничного рынка

основные правила розничного рынка установить настоящим Федеральным законом. нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Субъекты розничного рынка

указать полный перечень субъектов розничного рынка с указанием их функций

Основные правила функционирования розничного рынка

четко определить права и обязанности субъектов розничного рынка, в частности право на свободное подключение к электросетям при соблюдении необходимых технических условий. определить закрытый перечень ограничений прав субъектов розничного рынка, с обоснованием его введения, в т.ч. запрет на совмещение функций передачи и купли-продажи электроэнергии указать, что договорные отношения строятся на основе системы типовых договоров между субъектами розничного рынка регулирование РЭКами пределов сбытовых надбавок к цене приобретаемой электроэнергии.

Защита прав потребителей на розничном рынке

раскрытие информации, ее доступность и достоверность. требование к уставному капиталу субъектов розничного рынка возможности судебной защиты. потребители - физические лица имеют право на компенсацию оплаты стоимости электроэнергии в соответствии со стандартом предельной оплаты стоимости электроэнергии как доли от семейного дохода (т.е. введение субсидий на оплату электроэнергии по типу жилищных субсидий).

 

ГЛАВА VIII. ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Ограничения, связанные со строительством новых объектов

отказаться от запрета на экспертизу инвестиционных проектов. ввести разрешительный порядок на основе конкурса. указать концессионные механизмы.

вывод энергетических мощностей из эксплуатации

согласовывается не только с системным оператором, а с государственным регулирующим органом.

внешнеторговая деятельность в сфере оборота электрической энергии

отказаться от экспорта через единую организацию-экспортера, определяемую Правительством (как в правительственном законопроекте). ввести механизм экспортных квот для холдингов, в зависимости от объемов поставки на внутренний рынок. ввести пошлины на экспорт электроэнергии.

ГЛАВА IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вместо законопроекта «О введении в действие ФЗ «Об электроэнергетике» создать новую главу.

этапы реформирования

четко прописать этапы и их последовательность.

прекращение действия нормативных актов

не снимать ограничение на отчуждение акций РАО «ЕЭС» из федеральной собственности, на то, что иностранцы могут владеть не более 25% акций, на то, что субъектам РФ передается 33 % голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности до утверждения законом последовательности и этапов реформ. не отменять особенности банкротства электростанций. не разрешать банкротство АЭС.

 

2.4.7. РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТНЫХ МЕР ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ

2.4.7.1. Оценка ситуации

Наводнение затронуло 343 населенных пункта в 9 субъектах РФ, где было разрушено 11 тысяч жилых домов. В результате в Округе возникла острейшая социальная проблема, связанная с возникновением десятков тысяч человек, оставшихся без крова.

Для предоставления материальной помощи этим лицам Правительством РФ были выделены единовременные пособия на общую сумму 1,8 млрд. руб. На восстановление жилья из средств федерального бюджета выделяется 3 млрд. рублей. Еще 2 млрд. рублей на эти цели выделяется субъектами федерации. Также предполагается получить 600 млн. рублей в виде гуманитарной помощи из зарубежных и отечественных источников.

Для оказания государственной помощи лицам, пострадавшим в результате наводнения, из средств федерального и местных бюджетов предлагается организовать строительство для них нового жилья, в ходе которого эти лица могли бы выполнять функции основных строительных рабочих. Это позволит одновременно решить две основные задачи их социализации, а именно - обеспечить их и жильем, и работой. Данная идея имеет давнюю историю в мировой практике вспомоществования беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий. В частности, она активно реализовывалась Фритьофом Нансенем в Лиге Наций в начале прошлого столетия. Международное признание эффективности этой идеи позволит также привлечь к ее реализации в Южном Федеральном Округе (ЮФО) международных доноров и благотворителей.

Средства на оказание помощи жертвам паводка должны быть выделены в бюджете отдельной строкой не только для того, чтобы показать их целевой характер, но и для того, чтобы подчеркнуть необходимость использования специфических механизмов контроля над их использованием, которые бы в максимальной мере содействовали решению отмеченной выше задачи социализации данной категории граждан.

В свете вышесказанного особую значимость приобретает вопрос об организации и финансировании проведения рода строительных работ в интересах жертв паводка. В целях скорейшего возведения жилья, избежания замораживания средств предлагается осуществлять мелкомасштабное строительство жилья (дома на 2-4 семьи) силами мелких и средних строительных предприятий, нанимающих жертв наводнения в качестве основных строительных рабочих.

При этом особую роль приобретает вопрос о целевом и эффективном использовании выделенных средств в ходе строительства. В качестве основных направлений его решения представляются: конкурсное распределение государственных подрядов среди строительных предприятий и поставщиков материалов для строительства (в качестве условия коммерческого конкурса для строительных предприятий вводится найм пострадавших от наводнения в качестве основных строительных рабочих; материалы могут закупаться государством оптом для нескольких строек, что позволит получать оптовые скидки); введение системы внутреннего контроля (контроллинга) над проведением строительных проектов. Данная система исключает возможность хищения и нецелевого использования выделенных государством ресурсов в ходе строительства, осуществляемого с привлечением жертв наводнения. Основные методологические наработки по этим двум направлениям уже имеются. Аналогичная методология может быть использована при организации строительства жилья для вынужденных переселенцев и его восстановления в Чечне.

Оптимальным способом предоставления лицам, потерявшим кров в результате паводка, жилья и работы одновременно была бы организация строительства жилья для них, в ходе которого сами эти лица выполняли бы роль основных строительных рабочих. Среди лиц, потерявших жилье в результате паводка, многие имеют достаточные навыки и способны к участию в подобного рода строительных проектах.

Однако, на сегодняшний день у всех сторон, которые потенциально могут быть привлечены к реализации таких строительных проектов (органы государственной власти, строительные предприятия, лица, потерявшие жилье в результате паводка), отсутствует единообразное четкое представление об организации и управлении этими проектами, а главное - отсутствует система контроля над целевым и эффективным использованием выделяемых на эти цели государственных средств.

Предпринятые властями при обеспечении жильем вынужденных переселенцев и граждан, потерявших жилье в результате конфликтов на Северном Кавказе попытки решить проблему жилья путем непосредственной выдачи им денег на его строительство оказались не достаточно эффективными. На практике, люди, получившие данные средства, часто тратили их иным образом, нежели на строительство или восстановление жилья.

Значительная часть жилья для лиц, потерявших кров в результате паводка, может представлять собой относительно небольшие частные дома на 2 - 4 семьи. Исходя из этого, такие дома могут быть построены мелкими и средними строительными предприятиями, которые могут нанимать лиц, потерявших жилье в результате паводка, в качестве основных строительных рабочих. В свете описанных выше обстоятельств идея строительства жилья для лиц, потерявших жилье в результате паводка, с использованием их в качестве основных строительных рабочих представляется эффективной не только с социальной точки зрения, но и с позиций соотношения затраты - результат. Боле того, сами жертвы наводнения могли бы выступать в качестве организаторов небольших строительных предприятий. Небольшой масштаб отдельных строительных проектов позволил бы избежать замораживания средств, направляемых на строительство в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, а также использования дорогостоящего коммерческого кредитования строительных проектов. Таким образом, это позволит повысить общую эффективность использования средств на строительство для лиц, потерявших жилье в результате паводка, а значит - и обеспечения их жильем.

В качестве предварительных шагов по организации управления и финансового контроля над проведением предлагаемых строительных проектов рассматриваются следующие:

  • Оценка существующей практики и нормативно-правовой базы проведения строительных проектов (в частности, проектов, осуществляемых мелкими и средними строительными предприятиями) с точки зрения соответствия задаче проведения строительных проектов в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, с использованием самих этих лиц в качестве основных строительных рабочих. Подготовка рекомендаций по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовую базу (при необходимости).
  • Разработка процедур организации и управления строительными проектами в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, проводимых мелкими строительными предприятиями, с использованием лиц, потерявших жилье в результате паводка, в качестве основных строительных рабочих (включая контроль качества и принятие проведенных работ).
  • Корректировка процедур проведения тендеров среди строительных предприятий за проведение строительных проектов в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка. Процедуры тендеров должны предназначаться для мелких и средних строительных предприятий. Критерий найма лиц, потерявших жилье в результате паводка, для проведения строительных проектов должен быть включен в процедуру оценки предоставляемых тендерных заявок.
  • Разработка схем финансирования и контроллинга над проведением подобного рода проектов. Процедуры контроллинга должны обеспечить надлежащее и эффективное использование средств, направляемых на финансирование этих проектов.
  • Сбор и предоставление информации, уточняющей задачи проекта в следующем разрезе:
      • Количество жертв паводка, не имеющих постоянного жилья на настоящий момент
      • Профессионально квалификационный, возрастной и половой состав жертв паводка, нуждающихся в жилье
      • Географическое рассредоточение жертв паводка, нуждающихся в жилье, на территории Южного Федерального Округа
      • Объем государственных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации на предоставление жилья лицам, потерявшим кров в результате паводка
      • Сметная стоимость индивидуального жилого дома на 2-4 семьи жертв паводка (с учетом специфики строительных материалов, которые могут быть использованы для строительства такого дома в различных регионах, в которых сосредоточена основная масса вынужденных переселенцев)
      • Перечень строительных организаций, расположенных в радиусе 100 км от территорий сосредоточения жертв паводка, не имеющих крова
      • Перечень организаций, производящих строительные материалы, расположенных в радиусе 100 км от территорий сосредоточения жертв паводка, не имеющих крова

Анализ этой информации необходим для определения размера выделяемых отдельной строкой бюджетных ассигнований на строительство жилья для лиц, потерявших кров в результате паводка силами самих этих лиц. Очевидно, что только часть из них может принять участие в строительных работах в силу возраста, пола, состояния здоровья и профессиональной квалификации.

Предлагаемая ниже система организации и финансового контроля над строительством жилья для жертв наводнения содержит конкретные указания по шагам, которые следует предпринять для проведения строительных проектов в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, с использованием самих этих лиц в качестве основных строительных рабочих. Как отмечалось выше, реализация таких проектов будет содействовать решению основных проблем возвращения значительной части лиц, потерявших жилье в результате паводка, к нормальной жизни, а именно - обеспечения их жильем и работой. В качестве основных косвенных эффектов решения этих проблем выступят смягчение криминальной ситуации и повышение социальной стабильности на Юге России. Тем самым будет повышена как прямая, так и косвенная эффективность расходования средств федерального бюджета на оказание помощи жертвам паводка.

 

2.4.7.2. Контроль над использованием федеральных средств, направляемых на финансирование строительных работ в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, силами самих этих лиц

Предлагаемые рекомендации основаны на опыте использования аналогичных систем на Западе. Поэтому в предлагаемую систему возможно внесение корректировок, в соответствии с используемыми на месте проведения работ процедурами их организации, а также местными традициями и способами организации работ. Следует отметить, что такие корректировки будут весьма незначительными, поскольку, как показали консультации с российскими экспертами по вопросам бухгалтерского учета и контроля в строительстве, предлагаемая нами система не содержит частей, которые не могли бы быть применены в условиях девствующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы проведения строительных работ.

Для внедрения предлагаемой системы необходима организация контрольно-административного подразделения в рамках государственных органов, занимающихся проблемой лиц, потерявших жилье в результате паводка,.

Данное контрольное подразделение должно внедрить систему форм отчетности по закупке услуг, оплат труда, аренде оборудования и приобретению материалов. Система таких форм отчетности должна быть использована для контроля за ходом ведения работ и служить основной для одобрения оплаты этих работ (см. предлагаемые формы отчетности Приложениях С1-С3).

В основу предлагаемой системы заложена идея: разбить весь проект проведения строительных работ и, соответственно, платежей, связанных с их выполнением, на функциональные блоки и внедрить соответствующую систему контроля по каждому блоку. Помимо этого, система должна основываться на системе тендеров в целях обеспечения конкурентного ценообразования на услуги и материалы, поставляемые для строительства частными поставщиками. В связи с паводком Правительством РФ было предложено использовать упрощенную систему коммерческих конкурсов на строительства жилья для жертв наводнения. Эта система может быть использована для организации строительства такого жилья с привлечением самих жертв наводнения в качестве основных строительных рабочих при условии включения условия о найме готовых участвовать в строительстве жертв наводнения в качестве обязательного для строительных предприятий, подавших конкурсную заявку.

Предлагаемая система контроля начинает функционировать с момента одобрения проекта строительства властями, причем сам проект должен получить достаточно подробное описание в соответствующих проектно-сметных документах. Подготовка проекта должна быть проведена местными властями и соответствующими государственными органами, занятыми надзором над строительными работами. В случае если одобрение строительных работ уполномоченными органами не будет сопровождаться необходимой документацией, первым шагом должна стать подготовка недостающих документов.

Предлагаемая нами система контроля над финансированием строительных работ в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, их собственными силами предполагает предоставление на тендерной основе подряда строительной компании, которая осуществляла бы управление строительным проектом. Она должна обеспечить предоставление профессиональных навыков в области строительства, включая управление строительными работами, поддержку и управление деятельностью основных строительных рабочих - лиц, потерявших жилье в результате паводка. При этом предполагается, что последние не обладают профессиональными навыками проведения строительных работ.

Помимо этого, необходимо привлечение субподрядчиков и поставщиков строительных материалов.

В целях обеспечения конкурентного уровня цены и качества никакие поставки услуг и материалов не должны предоставляться в обход процедуры тендеров.

После выбора наилучшего из поступивших от подрядчиков предложений между поставщиками и органами власти должен быть заключен контракт.

Контролирующее подразделение должно использовать такую систему контроля, которая обеспечивала бы оплату строительных работ только после проверки соответствия выставленных счетов-фактур условиям контракта, а также соответствия качества предоставленных услуг и материалов условиям контракта и спецификациям.

После одобрения со стороны контролирующего подразделения платеж переводится органом федерального казначейства непосредственно поставщику.

Оплата основных строительных рабочих (лиц, потерявших жилье в результате паводка) должна осуществляться по существующим каналам перевода им денежных средств от федерального правительства. Предполагается, что оплата этих рабочих должна добавляться к полагающимся им пособиям для лиц, потерявших жилье в результате паводка. При этом должна быть внедрена система контроля над выполнением работы, наличием на рабочем месте и выработкой каждого рабочего.

2.4.7.3. Организационная составляющая строительства

Для практического внедрения системы контроллинга следует предпринять следующие шаги:

Шаг 1. Организационное разделение строительного проекта на комплексные блоки:

  • Управление строительными работами и предоставление профессиональных навыков в области их проведения
  • Субподрядчики
  • Базовая рабочая сила
  • Поставка материалов
  • Предоставление строительных машин и оборудования

Нормальной практикой может служить предоставление строительных машин и оборудования строительным предприятием, осуществляющим управление строительными работами и предоставляющим профессиональные навыки в области их проведения.

Шаг 2.

Организация тендеров по каждому из выделенных выше функциональных блоков. В состав предоставляемых участниками тендера документов должно входить описание возможностей соискателя контракта по использованию лиц, потерявших жилье в результате паводка, в качестве основной рабочей силы при проведении строительных работ, а также описание планируемой организации работ. Поимо этого, наряду с указанными предложениями по использованию данных лиц в качестве рабочей силы, соискатель контракта должен предоставить календарный план-график его осуществления.

Шаг 3.

Отбор и оформление контракта со предприятием, проводящим строительные работы в интересах жертв паводка. Компания - получатель контракта должна быть отобрана на основе оценки предоставленных участниками тендера материалов и документов, а также оговоренной технической спецификации на проведение работ. В качестве важной составной части контракт должен включать временной график осуществления платежей в зависимости от объема выполненной работы.

Помимо этого, в контракт следует включить оговорку об удержании определенной доли каждого периодического платежа (10-15%). Накопленную сумму таких отчислений осуществляющие строительство в интересах лиц, потерявших жилье в результате паводка, государственный органы должны удерживать в качестве своеобразного залога для выполнения подрядчиком его обязательств в соответствии с контрактом. Эту накопленную сумму (или ее существенную часть) следует перечислить подрядчику после завершения всех строительных работ для того, чтобы обеспечить выполнение подрядчиком всех претензий к качеству работ. В качестве альтернативного варианта можно предложить систему банковских гарантий в размере той же суммы.

Шаг 4.

Внедрение процедуры осуществления платежей за выполненные подрядчиком строительные работы. В течение периода строительства предполагается осуществлять все платежи в зависимости от степени выполнения работ, т.е. в соответствии с объемом предоставленных услуг и / или материалов и товаров. Платежи могут быть осуществлены только после письменного одобрения со стороны контролирующего подразделения.

Контролирующее подразделение ведет запись по каждому из предоставленных видов услуг, материалов и товаров, а также по степени прогресса в выполнении работ по сравнению с планом. Для оценки этого прогресса к деятельности контролирующего подразделения привлекаются эксперты в области строительного дела.

Шаг 5.

Приемка проведенных строительных работ. После завершения строительных работ или их значительной части выполненная работа полностью анализируется в целях получения одобрения ее результатов и составления отчета о претензиях при необходимости. Предполагается, что все замечания по претензиям должны быть исправлены в оговоренный период времени. После исправления всех замечаний ранее удерживавшаяся из периодических платежей сумма полностью перечисляется подрядчику.

2.4.7.4. Система контроля:

Контролирующее подразделение:

Контролирующее подразделение можно организовать в качестве составной части местного органа власти регионального или муниципального уровня. Его также можно рассматривать в качестве составной части Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном Округе. В любом случае, контролирующее подразделение должно быть построено на многосторонней основе: помимо представителей государства в него должны также войти представители лиц, пострадавших от паводка, т.е. конечных получателей выгод от проведения строительных работ. В обязанности контролирующего подразделения должно входить следующее:

· Ведение бухгалтерского учета по строительным работам

· Подготовка отчетов о ходе выполнения работ

· Установление и поддержание контроля над входом и выходом на строительную площадку

· Контроль счетов-фактур за оказанные услуги и предоставленные материалы

· Контроль отчетов основных строительных рабочих о проделанной работе

· Контроль отчетов о поставках на строительную площадку

· Контроль за соответствием предоставленных услуг и материалов условиям планов и контрактов и отчетам о поставках на строительную площадку

· Подготовка платежных поручений на основе полученных и принятых к оплате счетов-фактур и т.д.

«Казначейское» подразделение:

«Казначейское» подразделение должно быть представлено местным отделением федерального казначейства. В задачи «казначейского» подразделения входит перевод платежей подрядчику на основе платежных поручений, одобренных контролирующим подразделением, которые направляются в местный орган казначейства. Следует подчеркнуть особую важность разделения функций контроля над выполнением работ и перечислению денег.

Контроль над осуществлением Шага 1:

Схема системы контроллинга над работой строительной компании - подрядчика и обслуживающего его документооборота приведена в Приложении С6. Компания, отобранная для управления строительными работами и предоставления навыков в области строительного дела, должна быть строительным предприятием с большим опытом работы, располагающим необходимыми машинами и оборудованием для осуществления функций управления строительством в качестве менеджеров и руководителей непосредственным проведением работ. Помимо этого, такая компания должна предоставить необходимый персонал профессионалов-строителей для консультирования, управления и надзором за работой основных строительных рабочих - лиц, потерявших жилье в результате паводка.

Мы также предлагаем, чтобы при планировании использования основных строительных рабочих последние были бы разбиты на группы из ограниченного числа работников, что позволило бы строительной компании предоставить необходимое число профессиональных менеджеров для руководства работами и надзора за их выполнением.

При необходимости использования субподрядчиков для выполнения специализированных строительных работ (которые также привлекаются на основе тендера) должны быть подготовлены материалы для проведения такого тендера (спецификации и т.д.), а также проведен сам тендер для обеспечения конкурентного уровня цен и качества работ. Контракт на проведение специализированных работ включает те же условия, что и контракты для всех других поставщиков и подрядчиков. В частности в него должно быть заложено условие об удержании 10 - 15% периодических платежей для обеспечения исправления возможных претензий, и лишь после этого предусматривается выплата всей суммы.

Организация работы основных строительных рабочих - лиц, потерявших жилье в результате паводка, должна осуществляться совместно отобранной в ходе тендера строительной компанией, контролирующим подразделением и представителями организаций лиц, потерявших жилье в результате паводка. Рабочая сила должна наниматься в соответствии с общими положениями, используемыми при найме на подобные виды работ. Особое внимание следует уделить вопросам заработной платы и правилам, используемым в случае увольнения. Возможна выплата заработной платы рабочим - жертвам паводка как дополнения к получаемым ими пособиям.

Аренда (предоставление) оборудования, как правило, должна входить в условия тендера для строительных предприятий - соискателей контракта. Однако она может быть выделена в отдельный тендер при необходимости.

Контроль над осуществлением Шага 2:

Необходимо подготовить материалы для проведения тендера в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями и провести сам тендер. Процедура проведения тендера должна строиться на основе действующего законодательства, правил действующих в конкретном регионе положений. В виду экстренной ситуации возможно проведение упрощенной процедуры тендеров в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Контроль над осуществлением Шага 3.

После получения предложений от участников тендера контролирующее подразделение должно при содействии отдела строительства при местном органе власти (который подготавливает чертежи и технические спецификации) оценить предоставленные участниками тендера материалы, чтобы выявить наиболее выгодные предложения и начать переговоры с выдвинувшими их предприятиями с целью подписания контракта.

При подготовке контракта работы и услуги должны быть выделены в две отдельных группы: работы и услуги, выполняемые на строительной площадке, и работы и услуги, выполняемые на территории самой строительной компании. Вознаграждение и оплата за работу на строительной площадке должно производиться на основе отчетов о выполненной работе, а оплата за работу, проведенную на территории строительной компании должна осуществляться в виде периодической выплаты части общей суммы контракта. Это связано с тем, что строительные рабочие из числа жертв паводка будут использоваться преимущественно на строительной площадке.

Контроль над осуществлением Шага 4.

Рутинные процедуры контроля возможно организовать следующим образом:

A. Предоставление услуг основным подрядчиком (строительной компанией):

Диаграмма процедур контроля над работой основного подрядчика приведена в Приложении С 6. Весь персонал, работающий на строительной площадке, включая рабочих, руководителей и мастеров (бригадиров) должен регистрировать свой приход на рабочее место на проходной для рабочих и аналогичным образом регистрировать свой уход с работы. Присутствие на рабочем месте одновременно регистрируется в отчете о проделанной работе в двух экземплярах, один из которых находится в руках каждого работника (каждый работник должен иметь свой табельный номер) до момента передачи его руководству вместе со копией ведомости на выплату заработной платы (см. предложенную форму отчета о выполненной работе - Приложение С 1). Вторая копия отчета о выполненной работе остается у строительной компании. Отчет о выполненной работе контролируется и принимается ответственным руководителем строительных работ.

Основной подрядчик периодически представляет счет-фактуру за оказанные услуги в соответствии с контрактом. Счет-фактура представляется вместе с отчетом о выполненной работе каждого сотрудника, выполнявшего работу в течение периода.

B. Поставка материалов.

Диаграмма процедур контроля над поставкой материалов приведена в Приложении С5. При направлении заказа на поставку материалов руководитель строительных работ подготавливает заказ в соответствии со стандартной формой в четырех экземплярах. Лицо, ответственное за приобретение материалов, подписывает эту форму. (См. предложенную форму заказа - Приложение С 2.)

Первый экземпляр хранится в строительной компании у ответственного лица.

Второй, третий и четвертый экземпляры направляются компании-поставщику, которая должна представить второй и третий экземпляр на момент поставки материала на строительную площадку. Четвертый экземпляр хранится у компании - поставщика.

При доставке материала второй и третий экземпляр визируются на проходной после проведения контроля доставленных материалов. Один из этих экземпляров подшивается в папку, содержащую информацию о доставке материалов, а второй возвращается поставщику. Пописанный экземпляр прилагается к счету-фактуре от поставщика на периодической основе. Выставленный поставщиком счет-фактура должен содержать ссылку на форму-заказ, чтобы его одобрили к оплате.

C. Основная рабочая сила.

Диаграмма процедур контроля над работой персонала (включая лиц, потерявших жилье в результате паводка) приведена в Приложении С 4. При найме работников контролирующим подразделением информация о работниках вводится в заранее пронумерованную регистрационную форму нанятого персонала в трех экземплярах, посредством введения в нее имени и табельного регистрационного номера сотрудника. (См. предлагаемую регистрационную форму - Приложение С 3.) Данная форма подписывается лицом, ответственным за найм персонала. Первый экземпляр этой формы храниться на проходной, вторая - в контролирующем подразделении, а третья - передается нанятому работнику.

Каждому работнику предоставляется бланк отчета о выполненной работе в двух экземплярах. (См. предлагаемую форму отчета о выполненной работе, аналогичную форме отчета о выполненной работе для персонала строительной компании Приложение С 1.) Один экземпляр этой формы находится у работника, а еще один - на проходной строительной площадки.

При входе и выходе на строительную площадку на проходной в обоих экземплярах данной формы проставляется соответственно время прихода и ухода работника со строительной площадки. В конце периода форма подписывается бригадиром и доставляется в контролирующее подразделение для подготовки калькуляции заработной платы. Сотрудники проходной также предоставляют находящийся у них экземпляр в контролирующее подразделение, чтобы сопоставить его с экземпляром, полученным от работника.

Контролирующее подразделение осуществляет расчет заработной платы на основе полученных и сопоставленных экземпляров отчета о выполненной работе.

D. Предоставление оборудования.

При направлении заказа на доставку оборудования используется пронумерованная форма заказа, подготавливаемая руководством строительной площадки в двух экземплярах. (См. предлагаемую форму заказа, аналогичную форме заказа на материалы и услуги - Приложение С 2.) Форма подписывается лицом, ответственным за обеспечение оборудованием.

Первый экземпляр данной формы хранится в строительной компании. Второй и третий экземпляры направляются компании-поставщику, которая предоставляет оба этих экземпляра на момент поставки оборудования на строительную площадку. Четвертый экземпляр остается у компании-поставщика оборудования.

При доставке оборудования экземпляры 2 и 3 подписываются на проходной после проведения контроля поставленного оборудования. Один из этих экземпляров подшивается в папку, служащую для контроля за доставленным оборудованием. Другой возвращается поставщику.

Когда оборудование возвращается со строительной площадки, на проходной ставится дата его возвращения на двух экземплярах, один из которых используется в целях контроля, а второй передается компании-поставщику оборудования. Подписанный экземпляр прилагается поставщиком оборудования к периодически выставляемому им счету-фактуре. Счет-фактура должен содержать ссылку на номер заказа, чтобы быть одобренным к оплате.

E. Субподрядчики.

Заказ услуг субподрядчиков осуществляется в соответствии с условиями контракта с использованием формы заказа, аналогично форме заказа на материалы. Экземпляры этой формы используются аналогичным образом, за исключением следующих особенностей:

Представитель генерального подрядчика на строительной площадке одобряет проделанную субподрядчиком работу посредством подписания второго и третьего экземпляра формы заказа. Представитель сохраняет второй экземпляр, а третий экземпляр передается компании-субподрядчику для того, чтобы приложить его к счету-фактуре. Выставленный счет-фактура должен содержать отсылку на номер формы заказа, чтобы быть одобренным к оплате.

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]