[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ
экономического роста
РАЗДЕЛ 3. Законодательные инициативы партии "Яблоко", направленные на стимулирование экономического роста.

Проект закона "О долговой книге Российской Федерации"

Настоящий Закон устанавливает порядок учета привлечения и обслуживания государственного долга Российской Федерации и контроля за его состоянием, а также определяет ответственность исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

 

Статья 1. Общие положения

1. Долговые обязательства Российской Федерации подлежат обязательному учету (далее - регистрация) в Долговой книге Российской Федерации.

2. Долговая книга Российской Федерации - это реестр долговых обязательств Российской Федерации, оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Реестр содержит совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе, а также с использованием электронной базы данных, обеспечивающей идентификацию долговых обязательств, их учет по видам, срокам, кредиторам и позволяющей оперативно пополнять, предоставлять, получать и обрабатывать информацию о состоянии долга Российской Федерации, составлять и представлять установленную отчетность.

3. Ведение Долговой книги Российской Федерации осуществляет государственный орган, наделенный полномочиями по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

 

Статья 2. Ведение Долговой книги Российской Федерации

1. Регистрационные записи в Долговой книге Российской Федерации осуществляются в хронологическом порядке. Каждое долговое обязательство регистрируется отдельно и имеет свой регистрационный код.

2. Обязательным условием надлежащего оформления долгового обязательства является его включение в Долговую книгу Российской Федерации.

3. Регистрационные записи в Долговой книге Российской Федерации производятся на основании первичных документов (оригиналов или заверенных копий) согласно перечню для каждого вида долговых обязательств Российской Федерации, а именно:

1) по кредитам, полученным Министерством Финансов от имени Правительства Российской Федерации:

· постановление Главы Правительства Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, о привлечении кредита;

· кредитный договор, изменения и дополнения к нему;

2) по государственным займам, осуществляемым путем выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации:

· закон о федеральном бюджете на очередной год;

· постановление или распоряжение Главы Правительства Российской Федерации о проведении эмиссии ценных бумаг;

· условия эмиссии ценных бумаг, зарегистрированные Министерством Финансов Российской Федерации, с указанием даты регистрации и регистрационного номера;

3) по договорам о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации:

· постановление или распоряжение Главы Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантий;

· договор поручительства, изменения и дополнения к нему;

4) по долговым обязательствам третьих лиц, переоформленных в государственный долг Российской Федерации:

· решение Государственной Думы Российской Федерации о переоформлении долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации;

· постановление или распоряжение Главы Правительства Российской Федерации, принятое в соответствии с решением Государственной Думы Российской Федерации, о переоформлении обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации;

· договор или соглашение с кредитором о переоформление долгового обязательства на Правительство Российской Федерации;

· договор или соглашение с заемщиком о переоформлении права требования по возврату долга на Правительство Российской Федерации;

· прочие договора и документы, обеспечивающие или сопровождающие договор или соглашение о переоформлении долговых обязательств третьих лиц на Правительство Российской Федерации;

5) по договорам и соглашениям о пролонгации или реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации:

· договор или соглашение с кредитором о пролонгации или реструктуризации долгового обязательства;

· договор или соглашение с заемщиком о пролонгации или реструктуризации долгового обязательства;

· прочие договора и документы, обеспечивающие или сопровождающие договор или соглашение о пролонгации или реструктуризации долгового обязательства;

Заверенные копии первичных документов, на основе которых была произведена регистрационная запись, должны хранится в архиве государственного органа, занимающегося ведением Долговой книги российской Федерации.

4. Регистрационная запись в Долговой книге Российской Федерации производится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

5. Регистрационная запись содержит следующие обязательные реквизиты (графы):

порядковый номер;

дата регистрации;

регистрационный код;

наименование и номер документа, на основе которого возникло долговое обязательство;

дата подписания документа, на основе которого возникло долговое обязательство;

форма долгового обязательства (займ, кредит, гарантия);

форма обеспечения;

валюта долга

сумма долгового обязательства в валюте долга;

сумма долгового обязательства в рублях по курсу ЦБ на момент возникновения долгового обязательства;

целевое назначение долгового обязательства

дата возникновения долгового обязательства

дата погашения долгового обязательства

срочность долга

полное наименование кредитора (держателя долга);

полное наименование заемщика (эмитента);

порядок погашения основной суммы долга

порядок погашения процентных платежей

стоимость обслуживания долгового обязательства

фактические поступления по долговому обязательству

фактические платежи по долговому обязательству

штрафные санкции

отметка об исполнении или изменении условий исполнения долгового обязательства

подпись лица, внесшего запись

6. Информация в графы «поступление средств» и «осуществление платежей» регистрационной записи заносится в хронологическом порядке по ходу осуществления операций при этом каждая дополнительная запись заверяется отдельной подписью. Данная информация отражается в Долговой книге Российской Федерации на основании оригиналов (копий) платежных документов, выписок со счетов, актов сверки задолженности и других документов, подтверждающих изменение долга Российской Федерации.

7. В случае реструктуризации, конверсии или списания долга, старая запись закрывается и создается новая учетная запись.

 

Статья 3. Составление отчетности на основе Долговой книги Российской Федерации

1. На основе Долговой книги Российской Федерации орган, занимающийся ее ведением, ежеквартально формирует отчетность, содержащую следующую аналитическую информацию по каждой учетной записи, касающейся непогашенных долговых обязательств:

регистрационный код

предстоящие поступления за предыдущий отчетный период

фактические поступления за предыдущий отчетный период

предстоящие платежи за предыдущий отчетный период

фактические платежи за предыдущий отчетный период

предстоящие поступления за текущий отчетный период

предстоящие платежи за текущий отчетный период

сумма погашенного долга

сумма непогашенного долга

сумма начисленных процентов;

сумма фактически выплаченных процентов;

сумма предстоящих поступлений всего

дисконтированная сумма предстоящих поступлений

фактическая ставка процента, по которой привлечено долговое обязательство

сумма предъявленных штрафных санкций;

сумма фактически уплаченных штрафных санкций;

3. На основе аналитической отчетности орган, занимающийся ведением Долговой книги Российской Федерации, формирует и в течение трех дней с момента составления предоставляет Государственной Думе Российской Федерации отчетность, содержащую следующую сводную статистическую информацию по каждой форме долговых обязательств:

размер текущего долга

размер накопленного долга

сумма предъявленных и фактически уплаченных штрафных санкций;

предстоящие поступления за предыдущий отчетный период

фактические поступления за предыдущий отчетный период

предстоящие платежи за предыдущий отчетный период

фактические платежи за предыдущий отчетный период

предстоящие поступления за текущий отчетный период

предстоящие платежи за текущий отчетный период

3. Если плановые объемы поступления средств и осуществления выплат не соответствуют фактическим, в специальной графе указываются причины расхождения.

4. При составлении отчетности долговые обязательства в иностранной валюте пересчитываются в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату.

 

Статья 4. Порядок предоставления информации, внесенной в муниципальные долговые книги и долговые книги субъектов Российской Федерации органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации

1. Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации в течение трех дней со дня внесения записи в соответствующую книгу путем составления информационного письма.

2. Информация, о муниципальных долгах и долгах субъектов Российской Федерации, получаемая органом, ведущим Государственную долговую книгу Российской Федерации, оформляется в соответствии с правилами, касающимися порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

3. Информация, о муниципальных долгах и долгах субъектов Российской Федерации, получаемая органом, ведущим Государственную долговую книгу Российской Федерации, сверяется с информацией Министерства Финансов Российской Федерации, получаемой им в ходе регистрации заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Статья 5. Предоставление информации и отчетности о состоянии и движении долга Российской Федерации

1. Пользователями информации, включенной в Долговую книгу Российской Федерации, являются органы государственного управления и их структурные подразделения в соответствии с полномочиями по управлению долгом Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации на основании данных Долговой книги Российской Федерации составляет годовой отчет о состоянии и движении долга Российской Федерации. Годовой отчет о состоянии и движении долга составляется в сроки составления годового отчета об исполнении федерального бюджета и представляется Главе Правительства Российской Федерации. В годовом отчете должно быть отражено полное и частичное исполнение долговых обязательств.

3. Кредиторы и держатели долга Российской Федерации имеют право получить документ, подтверждающий регистрацию долга, - выписку из Долговой книги Российской Федерации. Выписка из Долговой книги Российской Федерации предоставляется на основании письменного запроса за подписью полномочного лица кредитора в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.

4. Органы государственного управления Российской Федерации получают справочную информацию из Долговой книги Российской Федерации на основании письменного запроса с обоснованием запрашиваемой информации. Информация предоставляется в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.

5 Министерство Финансов Российской Федерации, или иное юридическое лицо, уполномоченное производить обслуживание государственного долга Российской Федерации, обязано предоставлять по запросу Счетной Палаты Российской Федерации, осуществляющей проверку по поручению Правительства Российской Федерации, счета по оплате задолженности Российской Федерации, в которых указан вид операций и назначение платежа.

6. Государственная Дума Российской Федерации в случае наличия вопросов по предоставленной сводной статистической отчетности вправе запросить и получить от органа, занимающегося ведением долговой книги российской Федерации определенную в пункте 1 статьи 3 аналитическую информацию по всем учетным записям.

 

Статья 6. Опубликование данных о государственном долге Российской Федерации, долге субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1. Информация, содержащаяся в Долговой книге Российской Федерации, является открытой. Объем и характер публикуемой информации определяется Правительством Российской Федерации.

2. Ежегодно в течение месяца с момента утверждения отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год Министерство Финансов Российской Федерации публикует данные о состоянии государственного долга Российской Федерации за предыдущий финансовый год, включая общий объем и объемы внутренних и внешних заимствований, остаток долга на начало и конец истекшего финансового года. Дааный отчет подлежит публикации вместе с Законом о бюджете Российской Федерации.

3. Оперативная информация о состоянии государственного долга Российской Федерации представляется главой Правительства Финансов Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации вместе с проектом закона О федеральном бюджете Российской Федерации на предстоящий финансовый год.

 

Статья 7. Контроль за ведением Долговой книги Российской Федерации и состоянием долга Российской Федерации

1. Контроль за ведением Долговой книги Российской Федерации и состоянием долга Российской Федерации осуществляется Государственной Думой Российской Федерации посредством:

- получения от Правительства Российской Федерации необходимых документов и материалов в процессе контроля за ходом текущего исполнения федерального бюджета;

- рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета;

2. Контроль за ведением Долговой книги Российской Федерации и состоянием долга Российской Федерации осуществляется в рамках своей компетенции Счетной палатой Российской Федерации на основании поручений Государственной Думы Российской Федерации о проведении плановых и внеочередных проверок уполномоченного органа Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

3. Контроль за ведением Долговой книги Российской Федерации и состоянием долга Российской Федерации осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Президента Российской Федерации в рамках своей компетенции.

 

Статья 8. Ответственность за ведение Долговой книги Российской Федерации

1. Руководитель органа, занимающегося ведением Долговой книги Российской Федерации несет административную ответственность за организацию ведения Долговой книги, своевременность и правильность составления отчетов о состоянии и движении накопленного и текущего долга Российской Федерации, а также финансовую ответственность за убытки, возникшие для Российской Федерации в связи с неправильным ведением Долговой книги.

2. Руководители структурных подразделений Министерства финансов несут административную ответственность за предоставление органу, занимающемуся ведением Долговой книги Российской Федерации информации о возникновении и погашении долговых обязательств Российской Федерации.

3. Руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации несут административную ответственность за своевременность и правильность составления информационных писем органу, занимающемуся ведением Долговой книги Российской Федерации.

4. Руководители финансовых органов муниципальных образований несут административную ответственность за своевременность и правильность предоставления информации по своим долговым обязательствам органу, занимающимся ведением долговой книги соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Статья 9. Вступление закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования.


 

Пояснительная записка

к проекту Федерального закона «О долговой книге Российской Федерации»

 

В настоящий момент в Российской Федерации отсутствует федеральный закон, который устанавливает порядок учета и обслуживания государственного долга Российской Федерации, управления и контроля за его состоянием. В результате можно выделить следующие проблемы. связанные с учетом и обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации:

1) Министерство Финансов Российской Федерации ведет Государственную книгу внешнего долга Российской Федерации, но она до сих пор не приведена в полное соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2) В государственной книге внешнего долга Российской Федерации, которая ведется Министерством финансов Российской Федерации, не отражается полное или частичное исполнение обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также приостановление или аннулирование соглашений. Кроме того, часть внешней задолженности вообще не отражена в государственной долговой книге.

3) Существующая система учета и управления внешней задолженностью Российской Федерации не обеспечивает прозрачность процесса привлечения и использования внешних заимствований, а также объемов внешних долговых обязательств Российской Федерации. В результате не может быть обеспечена своевременность и эффективность государственного финансового контроля.

4) Не организован единый методологический подход к учету и инвентаризации внешних долговых обязательств, что позволяет в конечном итоге иметь на одни и те же даты разные объемы долговых обязательств по одним и тем же кредиторам.

Данное положение приводит к бессистемности, хаотичности и неэффективности политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Вследствие этого, принятие законопроекта, регламентирующего создание единой информационной базы учета внешних заимствований и устанавливающего правила ее ведения и использования такой информации, является на сегодняшний день актуальным.

В законопроекте устанавливаются четкие правила ведения Государственной долговой книги Российской Федерации и единая система методологического учета долговых обязательств, что исключает существование различных данных о сумме долговых обязательств Российской Федерации и их нецелевое использование. Принятие этого законопроекта позволит сделать систему внешних заимствований прозрачной и легко доступной для государственного финансового контроля. Законопроект предусматривает предоставление информации, содержащейся в долговой книге кредиторам Российской Федерации и органам государственного управления.

Кроме того, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 121 Бюджетного кодекса РФ «информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этим органом» данный законопроект устанавливает общие рамки этого механизма и сроки предоставления данной информации.

(Текст законопроекта в формате Word, 79 Kb)

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]