КАК НАПИСАТЬ ЗАЯВКУ НА ГРАНТ

Этапы работы над заявкой
Из чего состоит заявка на грант

Заявка на грант - это только часть общей стратегии финансирования вашей организации.
Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для неправительственных некоммерческих организаций. Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании, организация может использовать разные источники средств.
Членские взносы, доход с распродаж и пожертвования "на нужды организации", равно как и другие поступления, на использование которых не наложено жестких ограничений, обычно тратятся на то, на что сложнее всего получить целевые пожертвования (зарплата секретаря, ремонт помещений, непредвиденные расходы и т.д.).
Средства с жестко обусловленным целевым назначением, как правило, направляются на проекты, имеющие легко доказуемый общественно полезный результат (создание заповедника, проведение выставки, организация информационной службы и т.д.). Чем яснее статья расходов связана с конечной пользой, приносимой обществу Вашей организацией и ее проектом, тем больше шансов покрыть эти расходы, получив грант, финансирование по государственной программе, или целевые пожертвования от компаний. Заявка на финансирование вашего проекта может рассматриваться как объяснение того, как различные расходы вашей организации связаны с конечным результатом ее деятельности. И чем лучше заявка это объясняет, тем больше ваши шансы на успех.
Введем несколько понятий.
Грант (Grant) - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.
Заявка (Proposal) - письменное обращение в фонд с просьбой о выделении гранта на финансирование определенного проекта (описание проекта). Так же как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить инвестора вложить деньги в проект, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в Ваш проект.
Однако, в отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, то есть то что заведомо не ориентировано на получение прибыли.


Этапы работы над заявкой

Работа над заявкой состоит из нескольких этапов.

ЭТАП ПЕРВЫЙ: Планирование деятельности, выбор приоритетных областей.
Прежде всего, на этапе планирования составьте схему финансирования вашей организации, определите проекты на ближайший год, спланируйте, из каких источников вы предполагаете их финансировать.

ЭТАП ВТОРОЙ: Выбор потенциальных доноров.
Второй шаг состоит в систематическом анализе потенциальных доноров. Попытайтесь выделить не только фонд, который поддерживает проекты по вашей тематике, но и конкретную программу, в которую "вписывается ваша работа по содержанию и срокам. Вы должны быть готовы ответить ясно на вопрос, почему вы обращаетесь к помощи именно данной организации.
Что касается программ, организации могут менять их ежегодно, но и даже в промежутках в них могут вноситься изменения.

ЭТАП ТРЕТИЙ: Анализ проекта и команды, реализующей проект.
На следующем этапе вам необходимо проанализировать собственный проект и команды с целью точно сформулировать, на что именно пойдут средства благотворительной организации, если она вам их предоставит, каковы размеры и формы искомой поддержки. Если вы впервые обращаетесь в данную организацию, то вам проще будет получить поддержку в форме технической помощи, оборудования, расходных материалов и т.п. Нужно помнить, что первое обращение в фонд (как правило, это письмо с кратким обращением-представлением заявителя, описанием объекта поддержки и указанием ее формы) должно быть составлено очень тщательно, так как от его качества и вразумительности зависит продолжение ваших отношений с данным фондом вообще.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: Первое обращение в фонд.
Если вы выбрали организацию, вы становитесь соискателем гранта, т.е. безвозмездного дара, предоставляемого, правда на определенных условиях, вам нужно приступать к оформлению соответствующей заявки. В заявке вам необходимо всесторонне охарактеризовать предлагаемый проект. Обратите внимание на сроки представления документов. Зарубежные организации обычно в соблюдении этих сроков достаточно жестки.
Каждый фонд устанавливает свои правила и сроки рассмотрения заявок. Многие фонды рассматривают проекты один раз в квартал, некоторые ежемесячно, у некоторых процесс рассмотрения заявок проходит в виде конкурсов, проходящих в определенные сроки. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения в фонд.
Некоторые фонды требуют предоставления полной заявки, соответствующей заданной форме. Многие фонды предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальным заявителем.
Многие просят с начала подготовить Письмо-запрос (Cover Letter) с кратким описанием проекта и организации, которая будет его исполнять.
Это очень удобная форма обращения. С одной стороны, вы можете сформулировать суть вашего проекта, с другой - оно может стать основой для конструктивного диалога с представителями фонда во время вашей последующей встречи.

Письмо должно содержать:

· краткое изложение проекта, в котором необходимо обосновать важность и актуальность данного проекта, его цели, задачи, механизм их реализации, сроки выполнения, общую стоимость проекта, объем финансирования, необходимый от фонда;
· сведения о организации, ее целях, миссии, опыте работы; почему именно ваша организация способна выполнить данный проект, чем ее подход, методы работы отличаются от других, квалификацию ваших сотрудников;
· вы должны указать географию данного проекта, т.е. где вы будете его осуществлять;
· кто ваша целевая аудитория, а именно, кто выиграет в результате реализации вашего проекта;
· объяснить, почему вы обратились именно в этот фонд;
· написать, что вы ожидаете от фонда;
· адресуйте ваше письмо конкретному лицу, обращайтесь к нему по имени. Проверьте правильное написание имени, должности и адреса.

Не стесняйтесь лишний раз позвонить в фонд и уточнить все данные.
После ознакомления с письмом-запросом представители фонда могут пригласить вас на встречу или попросить предоставить полный пакет документов, либо пришлет отказ.

ЭТАП ПЯТЫЙ: Подготовка заявки.
Следующий шаг состоит в сборе необходимых документов. Каждая организация имеет свои требования к написанию заявки на грант. Одни фонды имеют свои формы составления заявки, которые необходимо заполнить, другие предлагают написать ее в произвольной форме. Но даже в этом случае лучше придерживаться модели, принятой в большинстве благотворительных фондов. Отличия будут не значительными.
Прежде, чем перейти к конкретным частям заявки, хотелось бы дать несколько общих советов.

С чего начать?

· записывайте все ваши идеи, иногда самые абсурдные на первый взгляд идеи становятся самыми интересными, перспективными и реальными;
· подробно опишите вашу программу;
· тщательно распределите время работы над проектом и над заявкой;
· ясно сформулируйте цели и задачи вашей программы;
· подумайте о том, как вы будете оценивать результаты вашего проекта;
· рассчитайте затраты на персонал, материалы и оборудование;
· продумайте состав команды, которая будет работать над проектом, распределите роли;
· помните, что основа хорошего проекта - умелое планирование.

При подготовке проекта помните, что его должно быть приятно и удобно читать, поэтому:

· не пользуйтесь очень мелким шрифтом;
· пронумеруйте страницы;
· если ваша заявка больше десяти страниц, составьте оглавление;
· используйте таблицы, схемы и статистику только там, где необходимо, иначе это нарушает повествование;
· не делайте большое количество приложений, пресс релизов, резюме;
·
не загружайте читателя обилием терминов, если они необходимы, сделайте комментарии с объяснениями. Имейте в виду, что сотрудникам фонда приходится анализировать заявки в разных областях;
· не включайте громоздких предложений, постарайтесь писать простым, доступным языком;
· пишите ваш проект от имени тех, кто непосредственно получит пользу от его реализации, акцентируйте внимание на их потребностях и какой эффект окажет ваш проект.

Из чего состоит заявка на грант

Большинство фондов привыкли к тому, что заявка на грант содержит одиннадцать основных частей.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАЯВКИ

1.
Аннотация проекта Summary Краткое содержание всей заявки, выражающее ее основную суть
2.
Введение/ описание организации Introduction Описывает миссию, основные цели организации, ее опыт, квалификацию сотрудников.
3.
Постановка / обоснование проблемы Problem Statement or Needs Assessment Описывает проблему, обосновывает необходимость ее решения и актуальность
4.
Цели и задачи проекта Goals and Objectives Определяют, для чего необходим данный проект и средства на его реализацию в определенный период времени
5.
Методы достижения поставленных целей и задач Methods Описывают виды деятельности, необходимые для достижения желаемых результатов
6.
Ожидаемые результаты Estimated Results Указывает, какие предполагается получить результаты в ходе реализации проекта
7.
Оценка результатов проекта и отчетность Evaluation and Reporting Количественные и качественные показатели, критерии оценки достижения намеченных результатов / Система отчетности за использование средств
8.
Дальнейшее развитие проекта Future or Other Necessary Funding Описывает дальнейшее развитие проекта после окончания гранта
9.
Бюджет Budget Детальная смета расходов по проекту с подробными комментариями
10.
Резюме основных исполнителей проекта Resumes Описание основной квалификации и опыта работы.
11.
Приложения Attachments Дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Краткая аннотация
содержит ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум - страницу. Включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:

· что предполагается выполнить в ходе проекта;
· почему и кому нужен этот проект;
· как проект будет выполняться;
· кто будет выполнять проект;
· что получится в результате;
· сколько потребуется денег.

Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации...) наилучшим образом выполнят задачи проекта Вызывает доверие к заявителю.

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

Цели и задачи
дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта Цели и задачи поставленной проблемы. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Оценка н отчетность.
Из этого раздела должно быть ясно, как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта В какой форме Вы отчитаетесь о проделанной работе и затраченных средствах.

Дальнейшее финансирование
. Содержимое раздела объясняет, образом, за счет каки ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после расходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

Бюджет. Пояснения к бюджету. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы:

· сколько денег требуется от грантодателя
· из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что будут потрачены.

Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие соде жание заявки.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист служит визитной карточкой Вашего проекта Он должен на одной странице содержать всю необходимую для донора информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа В этом случае Вы просто должны аккуратно заполнить бланк. Эта форма может содержать, например, следующие пункты:

Название проекта - должно быть броским и кратким. Оно может быть достаточно общим или может содержать подзаголовок.

Организация-исполнитель - название организации (-ий), выполняющей проект, ее (их) адрес, телефон и номер расчетного счета (если он есть). В этом же разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация, и/или поддерживающая организация.

Поддерживающая организация - правительственное учреждение или известная межправительственная или неправительственная организация, которая содействует выполнению проекта, ее полное наименование и адрес. Разумеется, указывать названия организаций в проекте Вы имеете право только по предварительной договоренности и с согласия их руководителей.

Руководитель проекта - указывается Ф.И.О., звание, должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты и т.д. Именно с этим человеком будет связываться Ваш донор, если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта несет ответственность перед донором за эффективность средств. Предполагается, что проект составлен руководителем. Если это не так, то следует отдельной строкой указать автора либо авторов проекта Руководитель должен быть один.

География - указывается район, где будет проходить работа по проекту: город, область, государство и т.д.

Срок выполнения проекта - обычно исчисляется в месяцах не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не макет быть выполнен за 2-3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.

Стоимость проекта - здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта (обычно в долларах США). Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая Ваш собственный вклад и средства, полученные из других источников).

АННОТАЦИЯ ЗАЯВКИ
Аннотация - краткое, не более 1 стр., изложение проект повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию и, если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна 6ыть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.
Если заявка небольшая (3-5 страниц), то резюме в один абзац прямо на титульном листе вероятно будет достаточно. В случае более объемной заявки аннотацию полезно поместить на первой странице, сразу за титульным листом. Из нее должно быть понятно, кто Вы, каков масштаб Вашего проекта и его стоимость. Не забудьте указать цели и задачи проекта, методы, которые Вы предполагаете использовать, сроки выполнения. Пусть из каждого из последующих разделов заявки в аннотацию попадет по одному-три предложения. Некоторые рецензенты будут читать только аннотацию, так что не поленитесь написать ее хорошо. Пишите резюме или аннотацию в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволит охарактеризовать в аннотации Ваш проект с максимальной четкостью.

Критерии оценки аннотации:

1) Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк - короткая заявка) - 1 страница (длинная заявка).
2) Включает по крайней мере одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.
3) Включает по крайней мере одно предложение о проблеме (почему нужен проект).
4) Включает по крайней мере одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).
5) Включает по крайней мере одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).
6) Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму (сколько требуется денег).
7) Кратко - не более 200-300 слов (1 стр.), и ясно.
8) Интересно - привлекает внимание читающего.

ВВЕДЕНИЕ
В этой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию. Как правило, гранты выдаются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Фонды предпочитают иметь дело с известными им и надежными партнерами. В первую очередь фонды стремятся оказать поддержку тем организациям или лицам, с кем они уже имели дело в прошлом. Во введении Ваша задача - доказать, что Вы действительно в состоянии с пользой потратить средства и справиться с проектом. Вы должны завоевать доверие донора.
Что вызовет у донора доверие к Вашей организации?
Поскольку у разных доноров разные требования, то и выбирать доноров надо по их возможной заинтересованности в организациях типа Вашей и в проектах, сходных с Вашим. Используйте введение для обоснования связи между своими интересами и интересами донора.
Что Вы можете сообщить о себе во введении?

· цели и задачи Вашей организации;
· сколько времени она существует, как развивалась, каковы Ваши финансовые ресурсы;
· уникальность Вашей организации - что-нибудь такое, в чем Вы были первыми в стране, в регионе, в вашей области интересов;
· Ваши наиболее значительные достижения или, если организация создана недавно, достижения попечителей или сотрудников на месте их прежней работы;
· оценки результатов прежних проектов, подобных предлагаемому;
· прецеденты финансовой поддержки, получаемой Вами из источников, помимо фонда, в который Вы обращаетесь, с приложением писем поддержки.

Последний пункт особенно важен. Если Вы когда-то раньше уже получали грант от какой-либо организации и аккуратно отчитались в конце срока выполнения проекта, то это - Ваш большой плюс! Очень часто фонды выделяют сначала небольшой пробный грант, а затем, если все в порядке, оказывают более серьезную поддержку.
Мы настоятельно рекомендуем Вам вести запись всех Ваших достижений, чтобы использовать эту информацию во введении к каждой Вашей заявке. Храните вырезки из газет о Вашей организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих Вашу деятельность, отклики клиентов. Включите сюда же высказывания крупных политических деятелей или выдающихся ученых в Вашей области, привлекающие внимание общественности к проектам, подобным Вашему. Сделайте это, даже если указанные лица не упоминают именно Вас, а лишь говорят о постановке проблемы в целом. Например, включив в заявку цитату из правительственного отчета о том, что проекты, напоминающие Ваш, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи, Вы используете доверие к признанным авторитетам для поддержки Ваших собственных идей.
Не забудьте заранее составить четкое описание своей организации. Поместив его в приложении к заявке, Вы сэкономите место во введении и быстрее перейдете к следующему разделу.
Помните, что для получения гранта доверие к Вам, если Вы сумеете внушить его своим введением, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако здесь, как и всюду, будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления специальных терминов и пишите проще.
Рекомендуемый объем: 0.5-2 стр.

Критерии оценки введения:

1) Введение содержит сведения об организации-заявителе и об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надежности) персонала.
2) Ясно, кто написал заявку и кто будет выполнять проект.
3) Описывает род деятельности, цели и задачи организации-заявителя.
4) Поясняет, почему именно Ваша организация должна работать по проекту.
5) Описывает, чьим нуждам и как служит Ваша организация.
6) Сообщает о наличии достижений и подтверждает это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.
7) Подтверждает репутацию Вашей организации.
8) Свидетельствует о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач (исследований, обучения и др.).
9) Логически подводит к разделу "Постановка проблемы".
10) Раздел краток насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Из введения донор должен был уяснить себе сферу Ваших интересов - над чем Вы работаете.
Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта.
В этом разделе описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта Вы должны объяснить, зачем нужен Ваш проект. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне Вашей организации - из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города или страны. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег - это не проблема Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства?
Возможно, что Ваш донор хорошо осведомлен о важности проектов Вашего типа, тем не менее потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры. Не увлекайтесь цитатами - двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет достаточно.
Помните, что постановка проблемы - не аналитическая научная статья! Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Приводя данные научных исследований, не утомляйте читателя подробным описанием "аспектов дивергенции фенотипов аллопатически распространенных популяций некоторых бореальных представителей семейства "ххххх" а лучше скажите, что собирали материал о различиях во внешнем облике каспийского тюленя и байкальской нерпы.

В разделе "Постановка проблемы" Вы должны:

· логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь решить;
· четко определить весь круг проблем, над которыми Вы собираетесь работать;
· убедить читателя в том, что Ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму; подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области и др.;
· быть реалистичным - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.


Широко распространена ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения. Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1-3 ст.

Критерии оценки раздела "Постановка проблемы":

1) описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта
2) ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
3) насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)?
4) Насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?
5) Разумность масштаба работ - не делают ли попытки решить все мировые проблемы
6) Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов.
7) Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.
8) Раздел не содержит голословных утверждений.
9) Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели - это наиболее общие утверждения. Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях Вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.

Задачи - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть.
Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об "усилении", "улучшении" и "увеличении" чего-либо, то не ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели. Утверждать, что эффект нельзя измерить, что Вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.
Задачи всегда указывают на конкретный результат. Например, результатами проекта могут быть: доклад об оценке ситуации, доклад на совещании, научная публикация, учебник, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный кинофильм, обученный персонал.
Рекомендуемый объее: 0.5 - 1 стр.

Критерии оценки раздела "Цели и задачи":

1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты, и они замело отличаются друг от друга
2) Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.
3) Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.
4) По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна честная задача .
5) Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.
6) Цели в принципе достижимы и результаты поддаются измерению.
7) Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта
8) Указывается срок достижения целей.
9) Язык ясен и четок.
10) Постановку задач авторы не пугают с методами их решения.

МЕТОДЫ
К этому моменту Вы уже рассказали Вашему предполагаемому донору о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать и каковы Ваши цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.
Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.
Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:

1) какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов?
2) почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных?

Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов. Рассмотрение альтернатив - важный аспект Вашей методологии. Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами и объясняя Ваш выбор используемых средств, Вы приобретаете больше доверия в глазах донора. Важно, чтобы Вы показали себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.
Помимо перечня мероприятий Вы можете проиллюстрировать данный раздел также оргсхемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении.

Важность различия задач и методов
Если Вам трудно сразу различить задачи и методы, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два Какие бы Вы хотели увидеть изменения, какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей Вашего проекта, а способы, которыми Вы станете добиваться этих изменений, Вы можете отнести к методам.
Рекомендуемый объем: 1 - 4 стр., редко более.

Критерии оценки раздела "Методы":

1) Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
2) Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта
3) В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы.
4) Понятны причины выбора именно таких мероприятий.
5) Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.
6) Ясен состав разработчиков.
7) Описываются состав и обязанности исполнителей программы.
8) Описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов.
9) Естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод.

ОЦЕНКА И ОТЧЕТНОСТЬ
Включение в заявку способов оценки Вашего проекта необходимого двум причинам.
Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобное действие называется оценкой результатов.
Во-вторых, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта, осуществлении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы или мониторингом. Все это даст Вам возможность по завершении проекта отчитаться перед донором о проделанной работе и о затраченных средствах.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
По окончании Вашего проекта в процессе оценки результатов Вы должны будете определить: насколько достигнуты цели проекта, насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе "Постановка проблемы", не имел ли Ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее, хорошо ли были подобраны средства (методы), какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.
При написании заявки следует указать, кто и каким образом даст ответ на вышеприведенные вопросы. Будет ли проект оцениваться только Вами, или предполагается проведение проверок, инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций? Как о Вашей оценке узнает донор? Укажите критерии, которые Вы предполагаете использовать для оценки.
Задачи, поддающиеся измерению, готовят почву для эффективной оценки. Если, при написании этого раздела, Вам сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке проекта, заново просмотрите цели и задачи. Вероятно, они недостаточно конкретны.
Часто на оценку результатов влияет субьективизм. Он особенно заметен, если Вы сами оцениваете результаты своей работы, чувтвуя, что от видимых хороших результатов зависит Ваше дальнейшее финансирование.
Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку за Вас. Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, подходящий для представления донору как часть Вашей заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит доверие к Вам.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Учтите: ни один донор не горит желанием Вас "усыновить". Фонды обычно желают знать, откуда Вы возьмете средства по окончании периода, обеспечиваемого грантом. Если Вам потребуются деньги для организации некоторой новой программы или для реорганизации уже существующей, то что Вы будете делать, когда деньги кончатся?
Заверений, что Вы будете стараться найти нового донора, недостаточно. Вы должны представить план, который, насколько возможно, убедил бы донора, что у Вас будет достаточно средств по истечении срока предоставления гранта Если Вы сейчас стеснены в средствах, то что будет потом, когда Ваша программа будет на полном ходу? Может быть, нынешнее финансирование вообще не пойдет Вам впрок, если в будущем году Вам потребуется запрашивать еще большие суммы.
Какие возможны источники финансирования по окончании проекта? Найдутся ли местные частные или государственные учреждения, готовые продолжить финансирование, если Ваш проект окажется успешным? Можете ли Вы получить письменное подтверждение такой готовности? Способен ли сам проект дать необходимые средства - например, за счет платы за услуги, предоставляемые в рамках проекта, обеспечения клиентов информацией и т.п.? Существуют ли какие-либо третьи организации (лица), способные оплачивать услуги, которые Вы предоставляете Вашим клиентам? Собираетесь ли Вы заниматься поиском иных источников финансирования? Наилучший план будущего финансирования - план, не требующий последующей поддержки от донора.
Рекомендуемый объем: 0.5-1 стр.

Критерии оценки раздела "Дальнейшее финансирование":

1) Представлен конкретный план получения финансирования в будущем.
2) Описывается, будут ли получены средства из других источников и как именно.
3) Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку донора
4) Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.

БЮДЖЕТ
Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми Вами методами, однако бюджет просматривают все.
Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные. Предлагаемый Вашему вниманию пример бюджета удовлетворит большинство организаций и с небольшими изменениями может быть использован для обращения как в частные, так и в государственные инстанции.

Рекомендуемый нами бюджет состоит из трех разделов:

Оплата труда
Основные прямые расходы
Непрямые расходы

Планируя бюджет, полезно заглянуть в разделы "Цели и задачи" и "Методы" для выработки подходящего плана Вам необходимо учесть все, на что Вы будете тратить деньги (ресурсы), а также основные факторы, влияющие на размеры расходов Прежде чем Вы начнете распределять деньги по статьям бюджета, внимательно изучите налоговое законодательство и особенности финансовой отчетности, принятые в стране (республике, области, районе и т.д.), чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных Вами денег уйдет на непредвиденные налоги и выплаты.

Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:

1. Оплата труда: штатные работники + эксперты + консультанты + контракты с другими организациями + налоги.
2. Помещение: оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи.
3. Командировочные и транспортные расходы: цена билетов на самолет, поезд и т.д. + суточные +цена жилья в гостиницах + уровень инфляции.
4. Оборудование: цены + цена расходуемых материалов + уровень инфляции.
5. Публикации: оплата редактирования + оплата перевода + оплата печати.
6. Рассылка и связь: почтовые расходы + расходы на факс, телефон, электронную почту.

Оплата труда

При планировании раздела оплата труда есть одна важная категория, включаемая в данный раздел - это уже имеющиеся у Вас средства, либо лично Ваши, либо полученные из других источников (например, от еще одного участника проекта, предоставляющего Вам по договору сотрудников или студентов). Эти средства следует указывать в столбце "Имеющаяся сумма". Часто сюда включаются средства и услуги, предоставляемые на безвозмездной основе, например, если кто-нибудь работает бесплатно. Например, если старший лаборант в свободное время добровольно водит джип, то в столбце "Имеющаяся сумма" Вы указываете оклад водителя и пишете, что это стоимость труда, дарованного проекту добровольцем.
Государственные фонды иногда требуют, чтобы получатель гранта оплачивал часть проекта из собственных средств (например 10 или 25%). Вы можете сделать взнос деньгами или своими ресурсами Если Вы сами будете оплачивать работу сотрудника - это взнос деньгами, если работать будут добровольцы безвозмездно - то это использование собственных ресурсов.
Если Вы используете работу добровольцев, то Вы обязаны документировать ее так же, как если бы она оплачивалась. Ведите подробные записи о всей проделанной работе.
Зачем нужно указывать полную сумму и долю, вносимую за счет Ваших ресурсов? На то есть несколько причин. Прежде всего, донорам важно знать, что Вы вносите свой материальный вклад помимо проведения работ по проекту. Это позволяет им оценить, имеете ли Вы какие-то свои ресурсы для последующей работы по окончании финансирования. Кроме того, это дает им возможность оценить полную стоимость Вашего проекта Это важно знать на случай, если аналогичный проект будет организован в другом месте совсем без участия местных ресурсов. Наконец, Ваши ресурсы (добровольцы, сотрудники, помещение, оборудование и т.д.) позволят грантодателю оплатить Ваш проект лишь частично и направить больше денег на другие проекты.

Пособия и налоги

Сюда входят затраты на дополнительные выплаты работнику, включая медицинское страхование, социальное обеспечение и т.д. Обязательные пособия могут включать, например, оплату листков временной нетрудоспособности, уход за ребенком и т.п. Как и заработная плата, пособия должны соответствовать среднему уровню таковых в других организациях сходного типа.
Следует также предусмотреть затраты, связанные с выплатой налогов и другими обязательными отчислениями в госбюджет. По действующему в России законодательству на момент написания этой брошюры были предусмотрены следующие виды отчислений:

C общего фонда заработной платы:
отчисления в пенсионный фонд
28,0%
обязательная медицинская страховка
3,6%
отчисления в фонд занятости
2,0%
соцстрах
5,4%
Всего
39,0%

Не забудьте, что из заработной платы персонала будет удержан подоходный налог (12%) и отчисления в пенсионный фонд (1%).
Однако, следует иметь ввиду, что размер отчислений постоянно изменяется и вносить эти затраты в бюджет лучше перед самой отправкой заявки. Чтобы предусмотреть все возможные налоги, проконсультируйтесь с хорошим бухгалтером. И помните, что Ваша задача не избежать налогов, а знать заранее, какую сумму запрашивать на них в бюджете.

Основные прямые расходы

Помещение и коммунальные услуги
В этой части второго раздела Вы указываете стоимость всех используемых помещений, эксплуатационных расходов (вода, отопление, электричество) и т.д., включая арендуемые Вами и переданные Вам в постоянное пользование. Стоимость затрат должна соответствовать средней для Вашей местности.
Включите в этот раздел также стоимость страховки, ремонта и т.п., а также плату за телефон (укажите число телефонных аппаратов, номеров, стоимость установки номера/аппарата, ежемесячную плату за один аппарат/номер).
Аренда помещения для проведения семинаров, конференций или совещаний не включается в данный раздел, а относится к разделу "Прочие прямые расходы". Плата за междугородные переговоры и связь (телефакс, телекс, е-mail) также входит в раздел "Прочие прямые расходы" или выносится в отдельный раздел "Связь"

Аренда и покупка оборудования
Сюда запишите все затраты по приобретению или аренде оборудования, которое Вы предполагаете использовать в работе по проекту. Сюда входит оборудование офиса, мебель, компьютеры, копировальные машины, факс, автомобиль, лабораторные дорогостоящие приборы и т.д. Старайтесь запрашивать оборудование в разумных пределах. Всеми возможными способами пытайтесь записать в бюджет как можно больше оборудования, полученного из собственных источников (колонка "Имеющееся"). Это продемонстрирует донору Ваши потенциальные возможности самофинансирования. Внимательно читайте объявления фондов насчет того, что они рассматривают в качестве "оборудования". Например, часто оборудованием называют предметы, стоящие более 500 долларов и(или) предназначенные для эксплуатации более одного года Возможно также, что фонд не рекомендует покупку оборудования, а поощряет его аренду.
Этот раздел должен также включать все дополнительные расходы по доставке оборудования, установке, страхованию.

Расходные материалы
Обычно к ним относятся канцелярские принадлежности, то есть бумага, дискеты, ручки, скрепки, папки и пр. Если у Вас есть какие-то специальные запросы - укажите их. Например, сюда можно включить стоимость учебников, учебных таблиц и т.д., а также реактивы, предметные стекла, пинцеты, булавки, бумагу для гербария и др. предметы, необходимые для камеральной обработки полевых материалов. Сюда же можно включить расходы на подписку, публикацию результатов и почтовые расходы, если они не вынесены в отдельный раздел.

Командировочные и транспортные расходы
Включите сюда все расходы, связанные с поездками. Подробно опишите каждый пункт, не пишите сразу больших сумм без соответствующих разъяснений, чтобы не вызывать у донора недоуменных вопросов. Включите сюда расходы на проезд исполнителей проекта наземным транспортом или самолетом, суточные (из расчета на каждый день, в соответствии с существующими в Вашей организации или районе работы нормами), проезд к месту работы в поле, перевозку грузов, аренду автомобилей (если Вы не включили это в раздел "Оборудование") и др.
Следует разделять командировки внутри России (СНГ) и зарубежные командировки. Каждая зарубежная командировка должна быть выделена отдельно с указанием стоимости ж/д или авиабилета туда-обратно, пунктов вылета-прилета, суточных, непредвиденных расходов (поездок на местном транспорте, стоимости виз и др.).
Уточните, какие суточные расходы характерны для конкретного места. Проживание в гостинице "Савой" в Москве обойдется Вам значительно дороже проживания в городской гостинице в городе Талдоме Московской области.
Поездки внутри страны не обязательно расписывать так подробно, как международные. Прочие расходы Сюда включите все, что не вошло в предыдущие категории. Например, сюда могут войти расходы на оплату конференций, совещаний и рабочих семинаров, печатание материалов и объявлений, стоимость телефонных разговоров и связь и т.д.

Непрямые расходы

Мы относим к непрямым "расходы, которые трудно связать с какой-то конкретной деятельностью или проектом, но тем не менее необходимые для нормального функционирования организации и успешного выполнения ее задач".
Помните: любой проект, выполняемый в организации, стоит ей определенных денег. Стоимость износа основных фондов, амортизации капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы (телефон, газ, электричество, лифт, антенна и др.) могут быть квалифицированы как непрямые. Иногда неудобно располагать подобные расходы в частях 1. и 2., поэтому Вы можете поместить их все вместе в конце бюджета в разделе 3. Как правило, конкретные организации определяют свой уровень накладных расходов как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов.
Замечание о разовых приобретениях Это приобретения, которые Вы делаете лишь однажды в течение всего срока проекта Сюда, например, относятся покупка автомобиля для проведения полевых обследований или покупка компьютера В таком случае важно указывать, достаточно ли у Вас средств для использования приобретенных вещей надлежащим образом. Автомобиль, в частности, требует наличия шофера, топлива, ухода, ремонта и охраны. Аналогично, компьютер и другое оборудование должны использоваться квалифицированными работниками. Донор пожелает узнать, достаточно ли у Вас средств для этого. Он, безусловно, не захочет оплачивать покупку джипа, который будет безвыездно простаивать год в гараже.


Критерии оценки бюджета:

1) четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников.
2) соответствует описательной части заявки.
3) сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
4) подробен.
5) включает все статьи, финансируемые донором.
6) включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
7) включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
8) отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
9) включает оплату консультантов и других работников по контракту.
10) отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
11) включает все непрямые расходы, если нужно.
12) учитывает текущий уровень инфляции.


Дополнительные документы, подаваемые вместе с заявкой


Пакет документов, подаваемый в фонд, обычно, кроме заявки, содержит еще сопроводительное письмо и приложения.

Сопроводительное письмо - краткое (2-3 абзаца) заявление, подписанное руководителем Вашей организации (если этот проект разработан организацией). В письме сжато описывается суть заявки, важность и значимость предлагаемого проекта Письмо должно содержать одобрение проекта администрацией, и подписать его, кроме главы учреждения, должно еще одно официальное лицо, например, исполнительный директор.
Приложения к заявке в частные фонды должны быть краткими. Наивно полагать, что Ваш рецензент будет заинтересованно просматривать тома дополнительных материалов, так что экономьте деньги на почтовых отправлениях. Однако приложения к заявке в государственные фонды могут быть длиннее самой заявки. В приложениях обычно помещают материал, достаточно важный и полезный для проекта, но слишком подробный или громоздкий, чтобы помещать его в саму заявку.
Как правило, фонды сами указывают, что именно им хотелось бы видеть в приложениях. Зачастую у разных фондов эти требования совпадают. Поэтому составителям программ и авторам проектов полезно всегда иметь под рукой стандартный набор документов, которые могут потребоваться при написании заявок.
Вот какие документы требуются в большинстве случаев:

1. Материалы, описывающие Вашу организацию
Они могут включать собственно описание организации, примеры прежних проектов, подборку цитат из прессы о прежней деятельности организации, подборку финансовых документов.
Собственно описание организации чаще всего бывает кратким (одна страница). Это может быть сделано на бланке организации или на обычном листе бумаги.
В описании указываются: Полное название организации, почтовый адрес, телефон, телефакс, адрес электронной почты и др. В первом абзаце следует описание статуса организации (общественная, некоммерческая, частная и т. д.).
Далее следует список целей, на достижение которых направлена деятельность организации, указываются принципы работы, метод. Обязательно следует указать, кто является клиентами организации, то есть кто пользуется ее услугами.
В описание важно также включить краткую историю организации с указанием сроков проведения наиболее удачных акций, примеров выполненных проектов, случаев совместной деятельности с другими организациями, включая иностранные и международные, прецедентов получения грантов от отечественных и зарубежных доноров.
Укажите также Ваш примерный бюджет за прошлый год.
Крупные организации часто имеют несколько вариантов описаний от самых сжатых (страница) до подробных многостраничных хорошо иллюстрированных брошюр. Если Вы еще не имеете богатого опыта работы с фондами и впервые описываете себя, вероятно, целесообразнее всего составить для начала один универсальный образец описания Вашей организации на одной странице, а при необходимости дополнять и видоизменять его. Помните, что краткость и четкость - Ваши главные союзники.

2. Документы о финансовой деятельности
Помимо собственно описания организации фонд может затребовать ряд документов, характеризующих ее с финансовой стороны:
Результаты аудиторской проверки
Письмо из налоговой инспекции
Если у Вас есть какие-либо налоговые льготы, это должно быть подтверждено письмом из налоговой инспекции. В таком письме указываются причины освобождения Вашей организации от уплаты тех или иных налогов, прочие льготы и др.
Если донор не попросил Вас заполнить конкретные формы и не затребовал конкретной финансовой документации, то безопаснее н надежнее всего включить в приложения подробный финансовый отчет Вашей организации за последний завершенный год, а всю остальную документацию представлять только по требованию донора.

3. Подтверждение статуса неприбыльной организации - обычно фонд посылает Вам анкету с вопросами, ответы на которые позволяют определить статус организации.

4. Календарный рабочий план
Рабочий план - таблица мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения и ответственного лица В рабочем плане могут быть даны также примерные даты получения результатов по каждому мероприятию. Временной график составляется на основе рабочего плана.
На нем графически представлены основные этапы проекта с мероприятиями. Хорошо составленные рабочий план и временной график помогут равномернее распределить нагрузку, оценить, насколько реально определены временные рамки отдельных мероприятий, наглядно изобразить последовательность их выполнения и в дальнейшем проконтролировать осуществление проекта.
Список должностей /рабочих обязанностей персонала
Календарный план, список должностей и оргсхему.
Вы также можете поместить в основной части заявки в разделе "Методы".

5. Биографические данные участников проекта
Часто фонды могут запрашивать биографические данные участников проекта. Список исполнителей включает краткие характеристики каждого из исполнителей в том случае, если на момент написания заявки Вы уже знаете, кто именно будет работать по проекту. Вначале пишется имя и фамилия, степень и должность, занимаемая в проекте. Далее идет краткое описание опыта работы и заслуг.
В резюме работника (не путайте с резюме - аннотацией проекта приводятся краткие сведения об образовании, профессиональной подготовке, производственном (научном) опыте, достижениях и наградах. Резюме формально представляет Ваших работников Вашему донору. Оно должно быть кратким (1, максимум 2 стр.). Вверху первой страницы резюме Вы должны указать свою фамилию, имя, адрес (постоянный и/или временный), номер телефона

6. Письма поддержки
Включите сюда письма от государственных учреждений, организаций и частных лиц, одобряющих Ваш проект. Обычно такие письма должны быть адресованы главе Вашей организации (директору, заведующему и др.). Посылайте эти письма в одном пакете с заявкой, чтобы они не потерялись по дороге. Полезно заранее представить авторам письма подробную информацию, которая может помочь в его составлении. В этом случае Вы избежите неприятных казусов, когда Вы получите письмо, горячо одобряющее Вашу деятельность.