[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
 
О проекте Федерального закона "О чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации" (версия 2)
10 сентября 1998 года
 
Уважаемые господа!

Сегодня "ЯБЛОКО" предлагает читателям "яблочного" сайта в Интернет второй вариант "законодательных предположений" Правительства, полученный по неофициальным каналам в Правительстве. Обращаем внимание, что это рабочий документ, а не проект Федерального закона, принятый в Правительстве и официально направленный в Государственную Думу.

По сравнению с первой редакцией, документ претерпел довольно существенные изменения. Обращаем ваше внимание на новые статьи готовящегося законопроекта (2, 5, 13, 16, 18, 23, 24, 26, 27). Ряд статей изложен в другой редакции, либо дополнен (1, 3, 4, 6) . И, наконец, целый ряд статей сохранил своё содержание, изменилась только нумерация (8, 9, 10, 11,12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 25, 28, 29, 30). Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает статья 27 законопроекта. Её содержание гармонирует со словами В.Черномырдина о необходимости установления "экономической диктатуры". Во всяком случае, роль парламента, в случае принятия этой статьи будет сведена к нулю.

Размещая этот документ мы преследуем прежде всего цель дать возможность нашим читателям представить направление, в котором Правительство предполагает двигаться и тем самым лучше прогнозировать собственные действия. Предлагаем также обсудить этот документ на форуме "ЯБЛОКА".

С уважением,
Алексей Мельников
Депутат Государственной Думы Российской Федерации
Фракция "ЯБЛОКО"

10 сентября 1998 года

См. также: 

О проекте Федерального закона "О чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации" 9.09.98

"Второе издание гайдарономики" 
(депутат Государственной Думы из фракции "ЯБЛОКО", член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Сергей Дон специально для читателей "яблочной" страницы в "Интернет" комментирует рабочий вариант законопроекта "О чрезвычайных мерах по стабилизации ситуации в Российской Федерации") 9.09.98
 

 
Проект
Федеральный закон
О чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет совокупность чрезвычайных мер по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации.

Статья 1. Признать необходимость безолагательного уточнения утвержденных показателей федерального бюджета на 1998 год, установив особый режим его исполнения в 4 квартале 1998 года.

Правительству Российской федерации принять к испонению уточненные расходы федерального бюджета на 4 квартал 1998 года в объеме ______ млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов федерального бюджетат на 4 квартал 1998 года в объеме_______млн. рублей.

Правительству Российской Федерации в пределах установленноголбъема расходов федерального бюджета обеспечить проведение единовременной компенсации увелечения отдельных затрат в связи с удоражанием потребительской корзины.

Установить на 1998 год предельный дефицит федерального бюджета в сумме_______ млн. рублей.

Статья 2. Приостановить действие статей 24, 27, 70, 99, 100, 101 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

Статья 3. Правительству Российской Федерации погасить образовавшуюся задолженность по расчетам с пенсионным фондом Российской Федерации по выплатам пенсий и пособий из федерального бюджета, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по итогам исполнения бюджета Пенсионнго фонда Российской Федерации за 1997 год и за истекший период 1998 года.

Статья 4. Разрешить Правительству Российской федерации привлечь заемные средства у международных финансовых организаций, иностранных государств и иностранных кредитных организаций на сумму 20 млрд. долларов США сверх предельного размера внешних заимствований, установленных Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998 год". 

Правительству Российской Федерации за счет указанных средств обеспечить погашение неотлодных обязательств федерального бюджета в пределах, определенных статьями 1 и 3 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Разрешить Правительству Российской Федерации в пределах утвержденного объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации осуществить в 4 квартале 1998 года финансирование расходов по содержанию объектов социальной сферы и жилого фонда, переданных в ведение органов месного самоуправления, в сумме до 8500 млн. рублей с оформлением в установленном порядке по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов российской федерации погашения ранее полученных ими бюджетных ссуд. 

 

Статья 6. Правительству Российской Федерации провести начиная с 1 октября 1998г. реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по контролируемым Государственной налоговой службой Российской Федерации налогам, сборам и другим обязательным платежам, имеющейся у них по состоянию на 1 июля 1998 года путём предоставления юридическим лицам возможности списания указанной задолженности в течение двух лет при условии уплаты текущих налоговых платежей.

В случае неуплаты текущих налоговых платежей в течение более 6 месяцев организация подлежит национализации с последующей её продажей или передачей в доверительное управление.

Рекомендовать субъектам Российской Федерации принять анологичные решения в части налогов и платежей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Статья 7. С 1 декабря 1998г. на период не менее 5 лет установить, что курс российского рубля привязывается к набору основных валют, используемых во внешнеторговых операциях Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации совместно с Центральным Банком Российской Федерации до 1 декабря 1998г. определить базовую величину этого курса.

Установить, что с 1 декабря 1998 года увеличение денежной базы должно происходить в пределах роста золото-валютных резервов Центрального Банка Российской Федерации.

В целях настоящего закона денежная база определяется как сумма наличных денег в обращении, средств кредитных учреждений и других держателей в рублях на счетах в Центральном Банке Российской Федерации.

Статья 2. С 1 декабря 1998г. на период не менее 5 лет установить, что курс российского рубля привязывается к набору основных валют, используемых во внешнеторговых операциях Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации совместно с Центральным Банком Российской Федерации до 1 декабря 1998г. определить базовую величину этого курса.

С 1 декабря 1998 года увеличение денежной базы должно происходить в пределах роста золото-валютных резервов Центрального Банка Российской Федерации.

В целях настоящего закона денежная база определяется как сумма наличных денег в обращении, средств кредитных учреждений и других держателей в рублях на счетах в Центральном Банке Российской Федерации.

Статья 8. Центральному Банку Российской Федерации:

с 1 октября 1998г. отменить формирование обязательных резервов, депонируемых в Центральном Банке Российской Федерации кредитными организациями,

в период с 1 октября по 1 декабря 1998г. возвратить кредитным организациям средства обязательных резервов, депонируемых ими до 1 октября 1998г. на его счетах.

Статья 9. С 1 декабря 1998г. разрешается всем юридическим и физическим лицам получать в качестве платёжных средств при всех видах расчётов конвертируемые валюты, включённые в набор, указанный в статье 2 настоящего Федерального закона.

Отказ в приёме в качестве платёжного средства российских рублей запрещается.

Статья 10. Правительству Российской Федерации до 1 ноября 1998г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона “О Федеральном бюджете на 1999 год”, предусматривающий отсутствие дефицита федерального бюджета.

Статья 11. Установить, что в течение 2000-2004гг. Федеральный бюджет по расходным и доходным статьям сводится без дефицита, не учитывая заёмные средства международных финансовых организаций, а начиная с 2005 года превышение расходов федерального бюджета над доходами не может превышать 3% валового внутреннего продукта за соответствующий год.

 

Статья 12. Статью 5 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” изложить в следующей редакции:

“Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого

в федеральный бюджет, устанавливается в размере 8 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 12 процентов.

Статья 13. Внести в закон Российской Федерации "О подпходном налоге с физических лиц" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 591; № 34, ст. 197; 1993, № 4, ст. 118, № 14, ст. 486; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27, ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 35, ст. 3654; 1995, № 5, ст. 34, № 26, ст.2403, № 32, ст.3201, 1996, № 1, ст.4, № 11, ст.1015, № 26, ст.3035, 1997, № 3, ст.355, № 26, ст.2955, 1988, № 1, ст.6) следующие изменения и дополнения:

  1. В статье 2 абзац 4 изложить в следующей редакции:
  2. "Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде дивидендов, процентов по вкладам, материальной выгоды, материальных и социальных благ, других выгод и льгот, полученных физическим лицом." 

    Последний абзац изложить в следующей редакции:

    "Датой получения дохода в календарном является:

    в отношении заработной платы и иным доходам, выплачиваемым в соответсвии с законодательством о труде, дивидендов, процентов и других доходов от прироста капитала - дата начисления дохода;

    в отношении иных доходов - дата выплаты либо передачи дохода физическому лицу;

    в отношении доходов от занятия предпринимательской деятельностью, частной парктикой и иной экономической деятельностью - дата получения дохода. При расчетах через расчетные или иные счета в кредитных учереждениях датой получения дохода считается дата перечисления дохода на счета лица, занимающегося такой деятельностью.".

  3. Пункты 2-6 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"2. Для целей налогообложения совокупный доход календарного года уменьшается на следующие вычеты:
  1. необлагаемый минимум:
  2. у физических лиц, совокупный годовой доход которых не превысил сумму, эквивалентную 2 тысячам долларов США по курсу, устанавливаемому согласно стать 7 Федерального закона "О чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации", совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшается на сумму, эквивалентную 50 долларам США по курсу, устанавливаемому согласно статье 7 Федерального закона "О чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации";

  3. вычеты расходов на ребёнка в возрасте до 18 лет, а студента и учащегося дневной формы обучения - до 24 лет.
Этот порядок сохраняется до конца года, в котором дети достигли соответствующего возраста, а в случае смерти детей - до конца года.

Указанное уменьшение совокупного дохода предоставляется обоим супругам, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребёнок на основании их письменного заявления и документов, подтверждающих наличие ребёнка.

Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц производится с месяца рождения ребёнка.

  1. У физических лиц, получающих доходы от занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью без образования юридического лица, валовой доход уменьшается на суммы фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
  2. В случае невозможности представления документов, подтверждающих перечисленные выше расходы, валовой доход уменьшается на 20%. При этом учитывается часть расходов, подтверждённых документально.

  3. У физических лиц, получающих доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, валовой доход, полученный от выполнения такого договора, уменьшается на суммы фактически произведённых документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с выполнением этой работы.
  4. Совокупный доход, полученный физичексими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы доходов, перечисляемые по заявлению физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов, суммы страховых платежей, перечисленные на противопожарное страхование, а также удержанные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  5. Налоговые льготы и вычеты могут быть предоставлены по подоходному налогу только в соответствии с настоящей статьёй Закона. Льготы и вычеты, упомянутые в других законодательных актах, не применяются."
3. Статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Ставки налога

Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается в размере 20 процентов.

Сумма подоходного налога определяется в полных рублях. При этом, сумма менее 50 копеек округляется до полного рубля в сторону уменьшения, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля в сторону увеличения.".

4. В статье 8:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

"При этом исключение из доходов физических лиц сумм, установленных пунктами 2-4 статьи 3 Закона не производится.";

б) часть третью исключить.

5. В статье 12 часть шестую изложить в следующей редакции:

"Убытки, понесённые физическим лицом, не учитываются при налогообложении его доходов.".

  1. В статье 18 первый и второй абзацы излагаются в следующей редакции:
  2. "Декларации о фактически полученных доходах и произведённых расходах представляются физическими лицами, занимающимися предпринимательской или иной деятельностью без образования юридического лица, налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.". 

  3. В статье 20 первый абзац пункта 5 изложить в следующей редакции:
  4. "Организации и иные работодатели обязаны ежегодно в срок не позднее марта представлять в налоговые органы по месту постановки на налоговый учёт сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налогообложение которых осуществляется в соответствии с главой IV настоящего Закона.".

  5. В статье 22 абзац 1 изложить в следующей редакции:
"За несвоевременное удержание, удержание не полностью, а также за неперечисление, либо неполное перечисление в соответствующий бюджет сумм налога, подлежащих к взысканию у источника выплаты, налоговым органом налагается штраф в размере 110% от сумм, подлежащих удержанию и взысканию.".

Статья 14. Статья 11. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусматривающий предоставление льгот по налогу на прибыль сроком на 5 лет для производств, использующих вновь приобретённые основные фонды, с числом занятых более 100 человек и размером основных средств эквивалентом не менее 1 млн. долларов США.

 

Статья 15. Статья 12. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998г”, предусматривающего снижение ставок страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации в 2 раза.

Статья 16. Признать необходимым введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и торговлю алкогольной продукции, импорта спирта и ограничения (запрета) спиртосодержащих растворов из всех видов сырья.

Правительству Российской Федерации внести проект федерального закона по данному вопросу.

Статья 17. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации”, обеспечивающий повышение собираемости налогов. 

 

Статья 18. Приоставновить действие Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Статья 19. Правительству Российской Федерации обеспечить единоначалие в руководстве федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поступления доходов в федеральный бюджет. 

Cтатья 20. Предоставить Правительству Российской Федерации право введения отчислений от суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет, для стимулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поступление доходов в федеральный бюджет.

Статья 21. Установить, что с 1 января 1999 года по 31 декабря 2000 года не проводится индексация заработной платы и пенсий, выплачиваемых за счёт средств федерального бюджета.

Статья 22. Установить, что с 1 января 1999 года функции по реструктуризации банковской системы осуществляются специализированным финансово-кредитным учреждением.

Статья 23. Установить, что организации, связанные между собой отношениями корпоративной аффилированности или кооперативной взаимозависимости, солидарно несут субсидарную ответственность по гражданско-правовым обязательствам и обязательным платежам любой из таких организаций.

В целях настоящей статьи: 

под лицами, связанными отношениями корпоративной афиилированности с данным лицом, понимается:

лицо, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале организации - хозяйственного общества, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом имеет возможность давать обязательные для неплатёжеспособной организации указания либо определять её действия, а также собственник имущества унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения;

руководитель организации - хозяйственного общества, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) этой организации, её коллегиальный исполнительный орган;

лицо, приходящееся супругом, родителем, ребёнком, братом или сестрой.

под лицами, связанными отношениями кооперативной взаимозависимости, понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственником давальческого сырья, перерабатываемого организацией, и продукции, производимой на давальческой основе, лица, поставляющие более 20 процентов сырья, материалов и финансовых ресурсов, используемых организацией, либо реализующие более 20 процентов продукции (работ, услуг) этой организации, а также лица, являющиеся получателями оплаты за продукцию, отпущенную организацией, вне зависимости от доли этой продукции в общем объёме производства. 

Статья 24. Приостановить применение положений законодательства о банкротстве в отношении системообразующих предприятий отраслей естественных монополий.

К указанным предприятиям, а также иным организациям в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, могут применяться специальные процедуры финансового оздоровления (санации). Осуществление указанных процедур является основанием для приостановления исполнительного производства, а также арбитражного производства по делу о банкротстве в отношении соответствующих организаций.

Статья 25. Установить, что с 1 января 1999 года функции по надзору за всеми видами финансово-кредитных учреждений осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 26. Предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать условия и правила гражданско-правовых договоров, заключаемых физическими и юридическими лицами, в том числе устанавливать цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), применяемые при исполнении договора.

Указанные условия и правила не могут иметь обратную силу. 

Статья 27. Предоставить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации право издавать нормативные акты по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, исполнения бюджета, ценообразования, налогообложения, регулирования платежеё и расчётов, несостоятельности, занятости населения, а также компетенции, порядка формирования и деятельности органов исполнительной власти, в целях оперативного регулирования хода осуществления чрезвычайных мер по стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации.

Нормативные акты Российской Федерации, принятые до введения в действие настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с данной статьёй настоящего Федерального закона. 

Статья 28. Федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных государственных органов Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 29. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительтсву Российской Федерации:

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, обеспечивающих реализацию настоящего Федерального закона,

привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 30. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 

Президент Российской Федерации 
Б.Ельцин
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]