[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

I. НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ
Законопроекты, принятые в первом или втором чтении

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год».

29 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год».

Показатели проекта федерального бюджета на 2005 г. (далее – бюджета 2005 г.) рассчитаны исходя из прогноза валового внутреннего продукта (ВВП) в объеме 18720,0 млрд рублей, что на 16,1% больше объема ВВП, использованного при расчете проекта бюджета 2004 г. (табл. 1).

Прогноз индекса-дефлятора ВВП – 109,8.

Абсолютный прирост объема ВВП – 2590,0 млрд рублей, в сопоставимых ценах (за вычетом инфляционной составляющей) – 2358,8 млрд рублей.

Доходы бюджета – 3326,0 млрд рублей (17,77% от ВВП).

Расходы бюджета – 3047,9 млрд рублей (16,28% от ВВП).

Абсолютный прирост доходов – 583,2 млрд рублей, что соответствует 21,3% прироста за год. В бюджете 2004 года – 325,1 млрд рублей (13,4 %).

Прирост доходов в сопоставимых ценах – 10,4%.

Абсолютный прирост расходов – 388,5 млрд рублей (14,6%), в бюджете 2004 г. – 313,8 млрд рублей (13,4%). Прирост расходов в сопоставимых ценах – лишь 4,4%.

Сравнение показателей прироста расходов и доходов свидетельствует об опережающем росте доходной составляющей бюджета.

По сравнению с бюджетом 2004 г. профицит возрос примерно в 3 раза (2004 г. – 83,4 млрд рублей, 2005 г. – 278,1 млрд рублей).

Следует отметить, что ведущие западные страны длительное время успешно развиваются, реализуя дефицитные бюджеты.

Например, в США профицитный бюджет просуществовал всего четыре года, с 1999 по 2002 год.

Таблица 1. Основные показатели бюджета 2004 г. и проекта бюджета 2005 г. (млрд рублей)
Показатель
2004 г.
2005 г.
Прирост
%
Абсолютный прирост ВВП
16130,0
18720,0
2590,0
16,1
Индекс- дефлятор ВВП
113,5
109,8
Доходы
2742,8
3326,0
583,2
21,3
Доходы в сопоставимых ценах
2742,8
3029,1
286,3
10,4
Расходы федерального бюджета
2659,4
3047,9
388,5
14,6
Расходы в сопоставимых ценах
2659,4
2775,9
116,5
4,4
Профицит (превышение доходов над расходами)
83,4
278,1
194,7
233,5

Доля расходов федерального бюджета от ВВП составляет 16,3%, что на 0,2% меньше 2004 г., на 1,7% меньше 2002 г. и на 15,5% (почти в два раза) меньше 1994 г.

При значительном опережающем росте объема федеральных доходов тенденция к сокращению доли расходов от объема ВВП, то есть к уменьшению части национального дохода, перераспределяемой государством, не что иное, как снижение влияния и роли государства во всех сферах экономики и общественной жизни.

Структура расходной части бюджета 2005 г. существенно отличается от структуры бюджетов предыдущих лет. Законопроектом установлено 11 разделов функциональной классификации бюджетов вместо 26, имевших место ранее.

Исключены 15 разделов функциональной классификации: «Судебная власть», «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», «Промышленность, энергетика и строительство», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Транспорт, связь и информатика», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «Обслуживание государственного и муниципального долга», «Пополнение государственных запасов и резервов», Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров», «Мобилизационная подготовка экономики», «Исследование и использование космического пространства», «Военная реформа», «Дорожное хозяйство», «Прочие расходы», «Целевые бюджетные фонды».

Большинство новых разделов функциональной классификации укрупнены по содержанию и по объемам выделяемых на них финансовых ресурсов (созданы «непрозрачные мешки»). Если раньше по 12 разделам функциональной классификации расходов проходили финансовые потоки, объем которых не превышал 1% от всех расходов федерального бюджета, то в 2005 году таких «незначительных» разделов осталось лишь 2. Функциональная структура расходов по разделам представлена в табл. 2, ранжированной по величине выделяемых на них финансовых ресурсов.

Как видно из таблицы разделов «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» аккумулируют в совокупности 30,5% всех расходных финансовых ресурсов федерального бюджета. В абсолютном выражении на цели национальной обороны предполагается ассигновать 529,1 млрд рублей, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 398,4 млрд рублей. В совокупности это 927,5 млрд рублей, что примерно равно объему раздела «Межбюджетные трансферты» (30,8%).

В проекте федерального бюджета на 2005 год одновременно с изменением функциональной структуры расходной части бюджета существенно изменяются перечни названий и коды целевых статей и видов расходов, внесенным на рассмотрение Государственной Думы законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

«Национальная оборона»

1. Функциональная структура раздела «Национальная оборона», так же, как и структура всего бюджета на 2005 г., претерпела серьезные изменения. К расходам на поддержание и повышение обороноспособности страны впервые отнесены расходы:

– на утилизацию и ликвидацию вооружений, включая химическое оружие – 18,8 млрд рублей;

– в сфере военно-технического сотрудничества, включая расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, – 6,2 млрд рублей;

– на мобилизационную подготовку экономики – 3,5 млрд рублей;

– на две подпрограммы федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» – 0,9 млрд рублей;

– на организацию воинского учета и призывной кампании;

– расходы, связанные с заменой льгот денежными компенсациями (в явном виде не отражены в открытой части бюджета).

Таблица 2. Функциональная структура расходов проекта бюджета 2005 г.
Код раздела
Название раздела
Кол-во подразделов
Расходы
млн рублей
% к итогу
11
Межбюджетные трансферты
4
938 877, 1
30,8
02
Национальная оборона
8
529 133,4
17,4
01
Общегосударственные вопросы
14
488 608, 0
16,0
03
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
13
398 421, 4
13,1
04
Национальная экономика
11
233 928, 1
7,7
10
Социальная политика
6
172014,9
5,6
07
Образование
9
154 456,6
5,1
09
Здравоохранение и спорт
4
82 543, 0
2,7
08
Культура, кинематография и средства массовой информации
6
38534,6
1,3
05
Жилищно-коммунальное хозяйство
2
6 793, 8
0,2
06
Охрана окружающей среды
3
4 618, 4
ОД
  Всего расходы федерального бюджета
80
3 047 929, 3
100

Из раздела «Национальная оборона» исключены входившие в него ранее расходы на военную медицину, военное образование и военные культуру, кинематографию и средства массовой информации. Совокупные расходы на эти цели оцениваются в 33,1 млрд рублей.

2. Сравнение расходов бюджета 2005 г. и проекта бюджета на 2004 г. на обеспечение национальной обороны, государственной безопасности и правоохранительной деятельности приведено в абсолютных и сопоставимых показателях в табл. 3.

Таблица 3. Расходы бюджетов 2004 и 2005 годов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (млрд рублей)
Показатель
2004 г.
2005 г. (проект)
Прирост
Абсолютный
%
Расходы на национальную оборону
411,5
529,1* (532,8**)
117,6 (121,3)
28,6 (29,5)
Расходы на национальную оборону в сопоставимых ценах
411,5
481,9* (485,2**)
70,4 (73,7)
17,1 (17,9)
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
310,6
398,4
87,8
28,3
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в сопоставимых ценах
310,6
362,8
52,2
16,8
Совокупные расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность
722,1
927,5* (931,2**)
205,4 (209,1)
28,4 (29,0)
Совокупные расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в сопоставимых ценах
722,1
844,7* (848,1**)
122,6 (126,0)
17,0 (17,4)
Индекс-дефлятор ВВП
113,5
109,8
1

3. В разделе «Национальная оборона» (табл. 4) выделено 8 подразделов ( в 2004 году – 5 подразделов). Четыре подраздела из восьми в основном или частично соответствуют по содержанию аналогичным подразделам из бюджета 2004 года.

Таблица 4. Предметная структура расходов по разделу «Национальная оборона»
Код подраздела
Название подраздела
Расходы
млн рублей
% к итогу
0201
Вооруженные Силы Российской Федерации
384 043, 7
72,6
0207
Прикладные научные исследования в области национальной обороны
0208
Другие вопросы в области национальной обороны
43 534, 1
8,2
0205
Ядерно-оружейный комплекс
8 693, 1
1,6
0206
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества
6 231,0
1,2
0203
Мобилизационная подготовка экономики
3 500, 0
0,7
0202
Мобилизационная и вневойсковая подготовка
1 895, 4
0,4
0204
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
61, 1
0,0
  Всего раздел «Национальная оборона»
529 133, 4
100,0

Подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» сохраняет преемственность с подразделом «Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации» бюджета 2004 г., при этом в него включены все расходы, проходящие в 2004 г. по разделу «Военная реформа».

Подраздел «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» сохранил свое название. При этом в него включены расходы на оказание военной помощи иностранным государствам.

Подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки» в 2005 году переименован в подраздел «Мобилизационная и вневойсковая подготовка», по которому учитываются также расходы, связанные с обеспечением медицинского освидетельствования при постановке граждан на первичный воинский учет.

Подраздел «Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии» переименован в «Ядерно-оружейный комплекс». В него включены все соответствующие расходы, за исключением расходов на научно-исследовательские работы по данному направлению.

Подраздел «Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны» включен в состав появившегося с 2005 года подраздела «Другие вопросы в области национальной обороны», куда вошел также существовавший ранее подраздел «Конверсия оборонной промышленности» из раздела «Промышленность, энергетика и строительство».

Являющийся в 2004 году самостоятельным разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета раздел «Мобилизационная подготовка экономики» в 2005 году стал подразделом раздела «Национальная оборона». Еще одним подразделом раздела «Национальная оборона» стал входящий в 2004 году в раздел «Международная деятельность» подраздел «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества».

Кроме того, в разделе «Национальная оборона» появился новый крупный подраздел «Прикладные научные исследования в области национальной обороны». В нем отражены расходы на государственные учреждения, осуществляющие прикладные исследования и разработки, связанные с обороной, а также расходы на государственные контракты с учреждениями и организациями всех форм собственности, выполняющими НИОКР в рамках государственного оборонного заказа. При этом в этот подраздел не входят расходы, связанные с фундаментальными исследованиями, которые исключены из раздела «Национальная оборона» и включены в раздел «Общегосударственные вопросы».

На подраздел «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» выделятся 81,2 млрд рублей, что составляет 15,3% расходов раздела «Национальная оборона».

В связи с кардинальными изменениями внутренней структуры раздела «Национальная оборона» выявление сравнительной с 2004 г. динамики финансирования большинства показателей затруднено.

Самым крупным по объемам расходов подразделом, как и в предыдущие годы, остается подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации». На него приходится 72,6% всех расходов по разделу (в 2004 году – 94,6%).

Расходы по подразделу «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» остались практически неизменными (сокращение по сравнению с 2004 г. на 34,4 млн рублей). Доля в расходах раздела – 1,2%.

Расходы на раздел «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» по сравнению с 2004 годом сократились с 4,7 млрд до 1,9 млрд рублей, то есть в 2,5 раза.

В то же время в 3,2 раза возросли расходы раздела «Мобилизационная подготовка экономики», что связано с необходимостью компенсации затрат предприятий и организаций по содержанию законсервированных и (или) не используемых в текущем производстве объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей.

По подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» объем расходов составляет 8,7 млрд рублей. Существенное уменьшение объема средств, выделяемых по этому подразделу, связано с тем, что с 2005 года все расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в данной сфере учитываются по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны».

В подразделе «Другие вопросы в области национальной обороны» учитывается значительная часть расходов на реализацию федеральных целевых программ, в том числе:

«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» – 10,9 млрд рублей;

«Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» – 7,2 млрд рублей;

«Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2005–2010 годы» – 6,5 млрд рублей;

«Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005–2010 годы» – 1,2 млрд рублей;

«Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005–2020 годах» – 0,9 млрд рублей и других, менее значимых по объемам расходов.

Кроме того, по данному подразделу финансируются:

– расходы на непрограммные государственные капитальные вложения в основные фонды стратегически значимых предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса – 10,3 млрд рублей;

– расходы, связанные с функционированием действующих и вновь образуемых федеральных казенных предприятий – 2,2 млрд рублей;

– расходы по текущему содержанию и оснащению Федерального агентства специального строительства – 0,9 млрд рублей;

– расходы на частичное возмещение потерь, понесенных предприятиями и организациями в 1994–2002 годах в связи с прекращением работ по созданию многоразовой космической системы «Энергия-Буран» – 0,5 млрд рублей;

– расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы по оборонному заказу – 0,2 млрд рублей;

– расходы на разработку общей политики, планов и программ, связанных с обороной, а также на реализацию ряда других целей.

Открытые расходы по разделу «Национальная оборона» составляют 301,8 млрд рублей, закрытые – в 227,3 млрд. Это означает, что уровень «прозрачности» (транспарентности) военной составляющей федерального бюджета снизился с 62% в 2004 году до 57% в 2005 г. Рост степени закрытости раздела «Национальная оборона» связан с тем, что в 2005 году в его составе возрастает доля закрытых расходов, которые направляются на техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, и, соответственно, уменьшается доля расходов, идущих на текущее содержание.

Таблица 5. Ведомственная структура открытых расходов по разделу «Национальная оборона»
№ п/п
Главные распорядители бюджетных средств
Расходы
млн рублей
% к итогу
1.
Министерство обороны РФ
273 132, 4
90,5
2.
Федеральное агентство по промышленности
15 356, 8
5,1
3.
Федеральное агентство по атомной энергии
5 080, 1
1,7
4.
Федеральное космическое агентство
4 335, 8
1,4
5.
Министерство промышленности и энергетики РФ
2 363, 0
0,8
6.
Федеральное агентство специального строительства
904,6
0,3
7.
Министерство экономического развития и торговли РФ
205,8
0,1
8.
Федеральная служба по оборонному заказу
155, 4
0,1
9.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
107,1
0,0
10.
Федеральное агентство по государственным резервам
98,4
0,0
11.
Сибирское отделение Российской академии наук
35,5
0,0
Всего открытые расходы по разделу
301 774, 9
100,0
Всего закрытые расходы по разделу
227
358, 5
Всего по разделу «Национальная оборона»
529
133, 4

Распределение открытых расходов, проходящих по разделу «Национальная оборона», по федеральным министерствам и ведомствам, являющимся получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, представлено в табл. 6.

Как следует из табл. 5, основным получателем и распорядителем средств федерального бюджета, проходящих по открытой части раздела «Национальная оборона», является Минобороны России, на которое приходится более 90% открытых расходов. Более 5% открытых расходов проходит через Федеральное агентство по промышленности; около 2% – через Федеральное агентство по атомной энергии; более 1% – через Федеральное космическое агентство.

Открытые расходы, приходящиеся на остальные семь главных распорядителей бюджетных средств, составляют в совокупности 1,3%.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]