В ходе летней боевой учебы на крупномасштабных
учениях видов и родов войск отрабатывался новый план применения
ВС РФ, который вступит в силу в 2005 г. В основе плана лежит
идея оперативного наращивания войск, разнородных сил и средств
на угрожаемых направлениях при возникновении военной угрозы
вместо поэтапного доукомплектования частей и соединений войск
резервистами, как это было в советский период [1:«Независимое
военное обозрение», № 24 (384), 02.07. – 08.07.2004 г.].
По информации заместителя командующего войсками Московского
военного округа генерал-лейтенанта Владимира Коврова, в настоящее
время 19% рядового и сержанского состава округа являются контрактниками.
В период до 2007 г. на контрактную основу будут переведены
9 частей округа общей численностью более 15 тыс. человек.
С января 2005 г. новая форма комплектования будет введена
в одном из мотострелковых полков Таманской дивизии, двух дивизионах
артиллерийской бригады в Тамбове, двух батальонах радиационной,
химической и биологической защиты в Курске и одной роте в
Смоленске. Для контрактников строятся и ремонтируются общежития,
они не будут привлекаться к побочным хозяйственным работам
и нарядам по столовым. Каждый военнослужащий по контракту
с 18 часов вечера будет иметь личное время, а денежное довольствие
будет превышать 5 тыс. руб. [1:«Независимое военное обозрение»,
№ 24 (384), 02.07. – 08.07.2004 г.].
По заявлению Президента РФ Владимира Путина, атомную энергетику
в части, касающейся ядерного оборонного комплекса, будет курировать
министр обороны. Ключевые направления взаимодействия Минобороны
и Федерального агентства по атомной энергии: формирование
и реализация оборонного заказа и государственной программы
вооружений в части, касающейся ядерной безопасности; разработка,
производство, поддержание, эксплуатация и утилизация ядерного
оружия; совместная деятельность по поддержанию и развитию
единственного ядерного полигона в РФ на Новой Земле [7:«Независимое
военное обозрение», № 30 (390), 13.08. – 19.08.2004 г.].
Согласно указу Президента РФ, вводящего в действие положение
о Минобороны, численность Центрального аппарата Минобороны
России составит около 10,4 тыс. человек. В его состав войдут
управления Минобороны и Генштаба, Главкоматы и главные штабы
видов ВС, а также штабы родов войск. Организационно-штатные
мероприятия в рамках структуры Центрального аппарата Минобороны
будут проведены в течение трех месяцев. Серьезных сокращений
не предвидится, поскольку нынешняя численность центральных
органов управления составляет около 11 тыс. человек [7:«Независимое
военное обозрение», № 30 (390), 13.08. – 19.08.2004 г., 8:«Независимое
военное обозрение», № 31 (391), 20.08. – 26.08.2004 г., 10:«Независимое
военное обозрение», № 33 (393), 03.09. – 09.09.2004 г.].
Число заместителей министра сокращается до четырех, из которых
двое становятся первыми заместителями. Вводятся должности: начальника
службы по обустройству и расквартированию, начальника финансовой
службы, начальника кадровой службы и начальника службы воспитательной
работы.
Генеральный штаб ВС будет включать главное оперативное управление,
главное организационно-мобилизационное управление, главное разведывательное
управление и ряд других структур, в том числе восьмое управление
охраны государственной тайны, из которого планируется исключить
отдел информационной безопасности в средствах массовой информации
(военная цензура). Предполагается расформировать Управление
кадров и Экспертно-аналитическое управление. Сохраняется функция
Генштаба по координации действий всех силовых структур страны.
В Минобороны прекратят свою деятельность Управление военно-экономического
анализа и экспертиз и отдел военного законодательства; Главное
управление боевой подготовки ВС РФ планируется заменить Главным
управлением подготовки ВС РФ, деятельность которого подпадает
под юрисдикцию первого заместителя министра обороны генерал-полковника
Александра Белоусова. В Минобороны будут созданы службы кадровой
и воспитательной работы, расквартирования и обустройства войск,
экономики и финансов, войск и безопасности военной службы. Вместо
пресс-центра создается Управление информации и общественных
связей.
В Минобороны прорабатывается решение о создании опытного
формирования (дивизии) для проведения исследовательских мероприятий
в области применения новых образцов военной техники и вооружения,
а также проведения исследований по применению этого нового
оружия в составе различных видов современного общевойскового
боя. Для этой цели планируется выделить одну мотострелковую
дивизию с хорошей учебно-материальной базой и современным
оборудованным общевойсковым полигоном. В числе наиболее вероятных
кандидатов – 2-я Гвардейская мотострелковая Таманская дивизия
и 3-я мотострелковая Вислинская дивизия (Нижегородская область)
[9:«Независимое военное обозрение», № 32 (392), 27.08. – 02.09.2004
г.].
Министерство обороны РФ направило в правительство свои предложения
по совершенствованию Федеральной целевой программы (ФЦП) по
переводу войск на профессиональную основу. Отмечается, что
план набора профессионалов на сержантские должности выполнен
лишь на 12%. Аналогичная ситуация и с отбором кандидатов на
должности рядового состава. Ни один военный округ не выполнил
установленный ФЦП план набора. В Московском военном округе
этот показатель равен 17%, в Приволжско-Уральском – 23%, Северо-Кавказском
– 48%. Только в Сибирском военном округе – 95,9%, но по прогнозам
здесь ожидается и самый большой отток профессионалов, поскольку
по программе не запланировано строительство в округе объектов
социально-бытового назначения, в том числе общежитий для семейных
военнослужащих [9:«Независимое военное обозрение», № 32 (392),
27.08. – 02.09.2004 г.].
Причины неудач с набором контрактников в армию руководство Минобороны
видит, в первую очередь, в недостаточном финансировании ФЦП
и требуют от правительства новых субсидий. По словам министра
обороны РФ Сергея Иванова, на решение жилищных проблем армии
в бюджете 2005 года не хватает 3 млрд рублей. Проведенный в
военном ведомстве анализ показывает, что каждый второй отобранный
кандидат в армию в последний момент отказывается подписывать
контракт или по причине отсутствия жилья (30%), или по причине
низкого денежного довольствия (27%), еще 43% не хотят идти в
профессионалы в связи с нежеланием проживать в казарме. Почти
столько же расторгают контракт в первые месяцы своей службы.
По той же причине продолжается отток молодых офицеров из армии.
Минобороны предпринимает попытку улучшить условия проживания
профессионалов, переоборудуя казармы в общежития. Но этого явно
не хватает, тем более, что в Сибирском округе, например, доля
семейных военнослужащих среди личного состава частей постоянной
боевой готовности достигает 70%. Предоставляемая правительством
компенсация за поднаем жилья составляет только 600 рублей, когда
как аренда квартиры семьей в три человека в Сибирском регионе
стоит до 3 тысяч рублей в месяц, в Забайкальском – до 2 тыс.
рублей. А сам солдат-контрактник получает всего около 4,6 тыс.
рублей в месяц. Квалифицированные специалисты, зарабатывающие
на гражданке 7–8 тыс. рублей, идти в армию отказываются и согласны
на денежное довольствие только в 11–12 тыс. рублей в месяц.
Но такие суммы получают сегодня в Минобороны только генералы
и полковники, прослужившие не менее 30 лет.
Исключение составляют новобранцы, которыми комплектуют военные
комендатуры и части 42-й мотострелковой дивизии в Чечне. Здесь
конкурс 2–3 человека на место, так как контрактник тут получает
не менее 15 тыс. рублей в месяц, а жилье, снабжение питанием
и обмундированием для них бесплатное. Но воинские формирования
в Чечне уже почти все укомплектованы. А в других местностях
России предстоит набрать по контракту в армию в 2005 году 54,5
тыс. солдат и сержантов. |