[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

II. ФАКТЫ ГОВОРЯТ...
(События, цифры, информация)
Военная реформа
В ходе летней боевой учебы на крупномасштабных учениях видов и родов войск отрабатывался новый план применения ВС РФ, который вступит в силу в 2005 г. В основе плана лежит идея оперативного наращивания войск, разнородных сил и средств на угрожаемых направлениях при возникновении военной угрозы вместо поэтапного доукомплектования частей и соединений войск резервистами, как это было в советский период [1:«Независимое военное обозрение», № 24 (384), 02.07. – 08.07.2004 г.].

По информации заместителя командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта Владимира Коврова, в настоящее время 19% рядового и сержанского состава округа являются контрактниками. В период до 2007 г. на контрактную основу будут переведены 9 частей округа общей численностью более 15 тыс. человек. С января 2005 г. новая форма комплектования будет введена в одном из мотострелковых полков Таманской дивизии, двух дивизионах артиллерийской бригады в Тамбове, двух батальонах радиационной, химической и биологической защиты в Курске и одной роте в Смоленске. Для контрактников строятся и ремонтируются общежития, они не будут привлекаться к побочным хозяйственным работам и нарядам по столовым. Каждый военнослужащий по контракту с 18 часов вечера будет иметь личное время, а денежное довольствие будет превышать 5 тыс. руб. [1:«Независимое военное обозрение», № 24 (384), 02.07. – 08.07.2004 г.].

По заявлению Президента РФ Владимира Путина, атомную энергетику в части, касающейся ядерного оборонного комплекса, будет курировать министр обороны. Ключевые направления взаимодействия Минобороны и Федерального агентства по атомной энергии: формирование и реализация оборонного заказа и государственной программы вооружений в части, касающейся ядерной безопасности; разработка, производство, поддержание, эксплуатация и утилизация ядерного оружия; совместная деятельность по поддержанию и развитию единственного ядерного полигона в РФ на Новой Земле [7:«Независимое военное обозрение», № 30 (390), 13.08. – 19.08.2004 г.].

Согласно указу Президента РФ, вводящего в действие положение о Минобороны, численность Центрального аппарата Минобороны России составит около 10,4 тыс. человек. В его состав войдут управления Минобороны и Генштаба, Главкоматы и главные штабы видов ВС, а также штабы родов войск. Организационно-штатные мероприятия в рамках структуры Центрального аппарата Минобороны будут проведены в течение трех месяцев. Серьезных сокращений не предвидится, поскольку нынешняя численность центральных органов управления составляет около 11 тыс. человек [7:«Независимое военное обозрение», № 30 (390), 13.08. – 19.08.2004 г., 8:«Независимое военное обозрение», № 31 (391), 20.08. – 26.08.2004 г., 10:«Независимое военное обозрение», № 33 (393), 03.09. – 09.09.2004 г.].

Число заместителей министра сокращается до четырех, из которых двое становятся первыми заместителями. Вводятся должности: начальника службы по обустройству и расквартированию, начальника финансовой службы, начальника кадровой службы и начальника службы воспитательной работы.

Генеральный штаб ВС будет включать главное оперативное управление, главное организационно-мобилизационное управление, главное разведывательное управление и ряд других структур, в том числе восьмое управление охраны государственной тайны, из которого планируется исключить отдел информационной безопасности в средствах массовой информации (военная цензура). Предполагается расформировать Управление кадров и Экспертно-аналитическое управление. Сохраняется функция Генштаба по координации действий всех силовых структур страны.

В Минобороны прекратят свою деятельность Управление военно-экономического анализа и экспертиз и отдел военного законодательства; Главное управление боевой подготовки ВС РФ планируется заменить Главным управлением подготовки ВС РФ, деятельность которого подпадает под юрисдикцию первого заместителя министра обороны генерал-полковника Александра Белоусова. В Минобороны будут созданы службы кадровой и воспитательной работы, расквартирования и обустройства войск, экономики и финансов, войск и безопасности военной службы. Вместо пресс-центра создается Управление информации и общественных связей.

В Минобороны прорабатывается решение о создании опытного формирования (дивизии) для проведения исследовательских мероприятий в области применения новых образцов военной техники и вооружения, а также проведения исследований по применению этого нового оружия в составе различных видов современного общевойскового боя. Для этой цели планируется выделить одну мотострелковую дивизию с хорошей учебно-материальной базой и современным оборудованным общевойсковым полигоном. В числе наиболее вероятных кандидатов – 2-я Гвардейская мотострелковая Таманская дивизия и 3-я мотострелковая Вислинская дивизия (Нижегородская область) [9:«Независимое военное обозрение», № 32 (392), 27.08. – 02.09.2004 г.].

Министерство обороны РФ направило в правительство свои предложения по совершенствованию Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу войск на профессиональную основу. Отмечается, что план набора профессионалов на сержантские должности выполнен лишь на 12%. Аналогичная ситуация и с отбором кандидатов на должности рядового состава. Ни один военный округ не выполнил установленный ФЦП план набора. В Московском военном округе этот показатель равен 17%, в Приволжско-Уральском – 23%, Северо-Кавказском – 48%. Только в Сибирском военном округе – 95,9%, но по прогнозам здесь ожидается и самый большой отток профессионалов, поскольку по программе не запланировано строительство в округе объектов социально-бытового назначения, в том числе общежитий для семейных военнослужащих [9:«Независимое военное обозрение», № 32 (392), 27.08. – 02.09.2004 г.].

Причины неудач с набором контрактников в армию руководство Минобороны видит, в первую очередь, в недостаточном финансировании ФЦП и требуют от правительства новых субсидий. По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, на решение жилищных проблем армии в бюджете 2005 года не хватает 3 млрд рублей. Проведенный в военном ведомстве анализ показывает, что каждый второй отобранный кандидат в армию в последний момент отказывается подписывать контракт или по причине отсутствия жилья (30%), или по причине низкого денежного довольствия (27%), еще 43% не хотят идти в профессионалы в связи с нежеланием проживать в казарме. Почти столько же расторгают контракт в первые месяцы своей службы. По той же причине продолжается отток молодых офицеров из армии.

Минобороны предпринимает попытку улучшить условия проживания профессионалов, переоборудуя казармы в общежития. Но этого явно не хватает, тем более, что в Сибирском округе, например, доля семейных военнослужащих среди личного состава частей постоянной боевой готовности достигает 70%. Предоставляемая правительством компенсация за поднаем жилья составляет только 600 рублей, когда как аренда квартиры семьей в три человека в Сибирском регионе стоит до 3 тысяч рублей в месяц, в Забайкальском – до 2 тыс. рублей. А сам солдат-контрактник получает всего около 4,6 тыс. рублей в месяц. Квалифицированные специалисты, зарабатывающие на гражданке 7–8 тыс. рублей, идти в армию отказываются и согласны на денежное довольствие только в 11–12 тыс. рублей в месяц. Но такие суммы получают сегодня в Минобороны только генералы и полковники, прослужившие не менее 30 лет.

Исключение составляют новобранцы, которыми комплектуют военные комендатуры и части 42-й мотострелковой дивизии в Чечне. Здесь конкурс 2–3 человека на место, так как контрактник тут получает не менее 15 тыс. рублей в месяц, а жилье, снабжение питанием и обмундированием для них бесплатное. Но воинские формирования в Чечне уже почти все укомплектованы. А в других местностях России предстоит набрать по контракту в армию в 2005 году 54,5 тыс. солдат и сержантов.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]