[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

III. МНЕНИЯ И ДИСКУССИИ
(По страницам печати)
Проект отмены отсрочек от службы в армии
12 июля председатель Комитета по обороне Государственной Думы Виктор Заварзин заявил, что в Думе находится законопроект об отмене всех отсрочек от службы в армии, кроме отсрочек для больных – на срок лечения и отсрочек для депутатов – на срок депутатских полномочий. Студенты, аспиранты, молодые отцы, единственные сыновья пенсионеров и инвалидов, а также инженеры военных заводов могут отправиться служить. Тогда же министр обороны Сергей Иванов подтвердил, что закон об отмене отсрочек будет принят до 2008 г., когда срок службы запланировано сократить до года. Министр заявил, что «выполнение этого решения неизбежно приведет к тому, что численность призывного контингента должна быть увеличена в два раза» (Lenta.ru, 12 июля 2004 г.). Если закон будет принят, то из ныне действующих 24 отсрочек останется лишь пять-шесть.

Газета «Время новостей» в связи с этими заявлениями высказала мнение, что если Государственная Дума примет законопроекты, отменяющие большинство оснований для получения отсрочек от службы в армии, то у таких законов есть все шансы стать самыми непопулярными в новейшей российской истории. «Противников сокращения оснований для отсрочек в России еще больше, чем у монетизации льгот», – констатирует автор статьи Дарья Гусева.

В подтверждение своих слов она приводит результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ), и комментарии ряда экспертов. «По данным ФОМ, 87% россиян считают, что юноши сегодня по большей части не хотят служить в армии. Более половины респондентов (57%) полагают, что среди идущих после школы учиться в ВУЗы и техникумы много тех, кто делает это только ради отсрочки от службы. Только 22% опрошенных уверены, что таких мало. Подавляющее большинство россиян (83%) убеждены, что молодым людям следует давать отсрочку от службы в армии на время учебы».

Как рассказал газете «Время новостей» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, «сейчас наша армия совершенно советская, которая просто подверглась даже не косметическим изменениям, а обвальному сокращению». По мнению А. Храмчихина, если законопроекты будут приняты, «молодежь побежит за границу», поскольку «в такой армии вообще нельзя служить».

По данным ФОМ, против отсрочек высказываются всего 10% опрошенных. Они аргументируют свою позицию тем, что в армии должны служить все без исключения, так как по Конституции все равны. Армия приносит молодым людям пользу, формируя характер, воспитывая, готовя к последующей жизни, и сама становится «школой жизни».

Респонденты, считающие, что молодым людям на время учебы следует давать отсрочку от службы в армии, полагают, что образование важнее. При этом 40% россиян уверены, что получить образование или продолжить его служба в армии только помешает. Мотивация у противников отмены отсрочек такова: молодые люди «в армии отупеют», «знания улетучатся», а «начав учиться, лучше закончить учебу», потому что «после армии труднее поступать или возобновлять учебу».

Похожего мнения придерживается министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он считает, что в результате отмены образовательных отсрочек качество высшего образования может снизиться. «Наверное, можно сделать так, чтобы потери были минимальными, но они будут», – заявил А. Фурсенко «Времени новостей».

В этом году, по мнению социологов, страна подойдет к так называемой «демографической яме», после чего призывной контингент будет ежегодно сокращаться. Именно этот вопрос волнует в данный момент военных, стремящихся укомплектовать ту структуру армии, которая у них есть. Тем не менее руководитель российского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук считает, что «в обществе есть еще и другие интересы – развитие образования, науки, интересы работодателей». Комментируя газете «Время новостей» законопроекты, И. Сафранчук посетовал, что эти интересы не вписываются в интересы военных: «Грубо говоря, чем больше людей будет служить в армии, тем сложнее будет удвоить ВВП». При этом некоторые основания для получения отсрочек от службы И. Сафранчук тоже считает излишними, но не надеется, что Госдума будет вникать в детали (Д. Гусева. Самая непопулярная реформа, «Время новостей», 14 июля 2004 г.).

По мнению корреспондента «Новых известий», в реальности новая инициатива в случае ее принятия спровоцирует тотальную коррупцию. Он напоминает, что за отмену отсрочек военные борются еще с 1989 г., когда по решению Верховного Совета СССР студентов вернули из армии в университеты и институты. «Самая серьезная попытка была предпринята в 1995 г., когда российской армии потребовалось много призывников для войны в Чечне. Однако тогда дело закончилось лишь продлением срока службы с полутора до двух лет. Теперь в России служат дольше всех. В других странах СНГ срок военной службы – от года до полутора, а в прибалтийских республиках – меньше года», – пишет журналист.

Он обращает внимание на практическое отсутствие общественной реакции на происходящее: «Комитеты солдатских матерей во время первой чеченской войны призывали к бойкоту военной службы, но понимания в обществе не нашли. Протесты солдатских матерей ограничились пикетированием Минобороны с портретами погибших сыновей. В 1999 г. Антимилитаристская радикальная ассоциация развернула кампанию «В третье тысячелетие без призывного рабства». Антимилитаристы рассчитывали до конца 1999 г. собрать 50 тыс. подписей, однако к лету 2000 г. собрали лишь 16 тыс., после чего кампанию прекратили. И это при том, что количество уклонистов за все последние призывы не опускалось ниже 20 тыс.».

Директор Управления социально-политических исследований компании РОМИР-Мониторинг Михаил Тарусин сказал «Новым известиям», что и в случае отмены отсрочек никаких масштабных народных выступлений в России не будет. «Время массовых митингов прошло. Общественные организации будут выставлять пикеты, писать коллективные письма. Но ничего глобального не произойдет. К тому же по государственному телевидению об этих выступлениях все равно не сообщат», – так М. Тарусин прокомментировал нынешнюю ситуацию. Известный социолог Юрий Левада также не верит в широкое общественное движение против всеобщего призыва: «Война в Чечне идет уже 10 лет, а антивоенного движения в России до сих пор нет. Даже в первую войну, когда против нее выступали телевидение и влиятельные газеты, такое движение не возникло».

Отмена призыва и переход на профессиональную армию были одним из пунктов программы партии «ЯБЛОКО». Зампредседателя партии Алексей Арбатов заявил «Новым Известиям», что отмена отсрочек приведет к усилению конфликта между армией и обществом. «Многие будут стараться избежать призыва незаконными путями, поскольку не смогут это сделать законно. Резко вырастут взятки, расцветет пышным цветом коррупция в военкоматах. А те, кого загонят в армию насильно, станут служить еще хуже, чем нынешние призывники. Люди не видят причины отменять отсрочки. Где военная угроза? У нас что, сорок первый год? Общество понимает, что это обслуживание интересов военной бюрократии, которая хочет иметь большую армию, и никак не связано с безопасностью страны».

«Сейчас в армию попадает примерно каждый четвертый молодой человек. Так, в 2003 году 18 лет исполнилось 1 млн 266 тыс. парней, а призвана была 351 тыс. (27,7%). В 2002 году из 1 млн 307 тыс. потенциальных призывников в войска попали 336 тыс. (25,7%). Военные любят утверждать, что призывается лишь каждый десятый из находящихся на воинском учете. На самом деле эта цифра получается в результате деления количества призывников одного года на число получивших отсрочки за последние 9 лет (молодые люди призывного – с 18 до 27 лет – возраста). С таким же успехом можно поделить призывников на все мужское население страны и утверждать, что призываются только полпроцента. При этом призывники составляют далеко не большую часть силовых структур. По статистике, людей в погонах в России свыше 2,5 млн человек. Из них призывников – примерно 650 тыс., или четвертая часть. Даже в миллионной Российской армии призывники составляют лишь чуть больше половины (540 тыс. человек). При этом численность гражданского персонала Вооруженных Сил превышает 700 тыс. человек. То есть вовсе не на призывниках зиждется реальная обороноспособность страны».

Председатель фонда аналитических программ «Экспертиза» Марк Урнов заявил «Новым Известиям», что отмена отсрочек спровоцирует падение рейтинга президента, который уже после принятия законов о митингах, референдуме и монетизации льгот, опустился ниже 50%. «Путин потеряет поддержку политически активной молодежи и их родителей», – прогнозирует политолог. А главной реакцией «продвинутой» молодежи на тотальный призыв будет отъезд из страны, «усилится утечка молодых мозгов». По мнению же директора Института проблем глобализации Бориса Кагарлицкого, «каждый будет действовать в меру своей гражданской смелости или испорченности». Самые бедные пойдут служить, самые богатые будут откупаться. Сильнее всего отсрочки ударят по «нижнему среднему классу – группе, которая наиболее активна, организованна и склонна к протесту, а не к решению проблем при помощи взятки, когда человек спасает себя, подставляя другого».

Лидер движения «Против насилия» Сергей Сорокин предлагает начинать борьбу с тотальным призывом уже сейчас. В знак протеста правозащитник предлагает всем юношам отращивать бороды, как поступала молодежь во многих странах, протестуя против политики властей. А председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова новость о грядущей отмене отсрочек восприняла даже с воодушевлением: «Такое впечатление, что Министерство обороны специально готовит почву для нашей агитационной деятельности» (А. Колесниченко, «Новые известия», 14 июля 2004 г.).

Сергей Иванов уверен, что вопрос сокращения числа отсрочек от военной службы «неизбежно встанет в повестку дня» при переходе с двух- на одногодичный срок службы в 2008 г. В его расчетах попыталась разобраться газета «Независимое военное обозрение».

Сегодня в армию призываются 600–700 тыс. юношей на два года. За этот период четырежды производится их увольнение и набор нового состава. То есть по 160–170 тыс. человек за полгода. По планам Министерства обороны к 2008 г. призывной состав на 50% составят контрактники. Таким образом, по подсчету редакции «НВО», по призыву будет набираться 300–350 тыс. человек. То есть каждые полгода по-прежнему 160–170 тыс. призывников.

«Так почему же численность призывного контингента должна быть увеличена в два раза, как заявил об этом Сергей Иванов? – спрашивает «Независимое военное обозрение». – Объяснение этому только одно. Трудно поверить, что он забыл о правительственной программе перехода на половинную численность контрактников в армии. Значит, просто не верит в ее реализацию. Не верит, что армия может быть на 50% контрактной к 2008 г. А вместе с ним не верят и Кремль, и Охотный Ряд, и улица Мясницкая, где располагается офис уполномоченного по правам человека в РФ.

Странно, прошло около года после принятия перехода на контактную систему, и вот уже о ней забыли. Не хотелось бы думать, что столь серьезный проект с самого начала был неким мертворожденным дитем, предназначавшимся лишь для успокоения общественного мнения. Во всяком случае, осенью в Госдуму будет внесен проект закона об отмене отсрочек от военной службы. Словом – прощай контрактная армия для солдат, матросов и сержантов! Грядет широкий призыв, поголовный, как в советские времена. В горячих точках и после 2008 г. будут по-прежнему служить необстрелянные срочники» (В. Соловьев. Контрактника поматросили и бросили, «Независимое военное обозрение», 16 июля 2004 г.).

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]