[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]

[Актуальные темы][Социальная политика][Образование]

Политика в области образовании
Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование"
сентябрь 2000 года

Текст проекта закона

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об образовании" государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Однако до настоя-щего времени отсутствуют правовые и экономические механизмы, гарантирующие реали-зацию соответствующих образовательных прав граждан. Предлагаемый законопроект направлен на создание правовых основ для реализации государственных гарантий по обеспечению прав граждан на бесплатное общее образование на базе понятий го-сударственного образовательного стандарта и нормативного бюджетного финанси-рования.

Настоящий закон устанавливает нормы, необходимые для реализации ряда прин-ципов, заложенных Федеральным законом "Об образовании", но не осуществленных с момента его принятия (ни в первой редакции 1992 года, ни в действующей редакции). В первую очередь, это относится к государственному стандарту общего образования и нормативному бюджетному финансированию общего образования.
Законопроект способствует реализации ряда положений правительственной страте-гии реформирования образования (утвержденной распоряжением Председателя Прави-тельства РФ № 1072 от 26.07.2000г.), в том числе направленных на обеспечение принци-пов непрерывности и преемственности образования, способствует решению задач в сфере образования, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Феде-ральному Собранию от 3 апреля 2001 года.
Закон устанавливает ряд принципиально новых норм, реализация которых насущно необходима российской системе общего образования.

1. Определяется порядок утверждения отдельных составляющих государствен-ного образовательного стандарта.

2. Вводится понятие профильного содержания общего образования в старших классах общеобразовательных учреждений. Реализация профильного обучения в старшей школе по выбору учащихся осуществляется за счет одновременной разгрузки инвариант-ного компонента общего образования на этой ступени, что создает реальную основу для развития вариативного образования в старших классах.

3. Устанавливается, что успешное завершение образования в старшей школе явля-ется достаточным условием для продолжения образования, в том числе на уровне выс-шего профессионального образования. Вносятся изменения в существующий порядок го-сударственной итоговой аттестации, при этом вводятся понятия государственной серти-фикации качества образования, общеобразовательного сертификата и федеральной службы контроля качества образования.

4. Вводится понятие единых экзаменов. Предлагается системный механизм реали-зации принципа непрерывности образования, обеспечения преемственности между пол-ным средним образованием и высшим профессиональным образованием, способствую-щий решению проблемы обеспечения равного доступа граждан к высшему образованию. При введении единого экзамена ликвидируется разрыв между содержанием школьного образования и требованиями вступительных экзаменов ВУЗов, у абитуриентов появляется возможность без перемещения по стране одновременного подавать документы для посту-пления в различные ВУЗы, уменьшается психологический стресс школьников, которые сейчас сначала сдают выпускные, а потом вступительные экзамены. При этом устанавли-вается, что переход к системе единых экзаменов возможен после проведения соответст-вующего эксперимента по единому государственному экзамену и только на основе феде-рального закона о порядке проведения единого государственного экзамена.

5. Уточняется структура государственного стандарта общего образования, с разделением его на федеральный, региональный (национально-региональный) и школь-ный компоненты. Здесь новым является уточнение термина "региональный (националь-но-региональный)" компонент (в большинстве субъектов РФ региональный компонент не несет в себе специфического национального содержания), а также законодательная фик-сация де-факто давно существующего "школьного компонента", являющегося значимым фактором обеспечения вариативного характера общего образования.

6. Уточняется понятие государственного образовательного стандарта. Взамен "ми-нималистского" подхода к отбору содержания образования предлагается подход, ориен-тированный на установление базового содержания образования. Соответственно понятие "обязательный минимум содержания основных образовательных программ" заменяется понятием "базовое содержание общего образования".

7. Устанавливается порядок определения базового содержания (обязательного минимума содержания) общего образования и порядок определения уровня подготов-ки выпускников. Тем самым изменяется ситуация, когда "обязательный минимум" содер-жания (то есть элементы знаний по множеству учебных предметов) и требования к уров-ню подготовки выпускников (то есть те или иные многочисленные тестовые измерители) для ступени основного общего образования должны были утверждаться законом. Опыт последних восьми лет ясно показал нереализуемость и ненужность такого подхода. По-этому предлагается законодательно утверждать только соответствующую процедуру. Та-ким образом, реализуется концепция рамочного и вариативного государственного образо-вательного стандарта, обеспечивающего, с одной стороны, единство образовательного пространства страны и, с другой стороны, не выступающего в качестве фактора унифика-ции школы и барьера на пути вариативного образования.

8. Устанавливается объем учебного времени на освоение образовательного стан-дарта - не менее 11.000 учебных часов (за основу взяты существующие на сегодня объемы учебных планов школ и действующие санитарные нормы), из них на региональный (на-ционально-региональный) компонент образовательного стандарта - не менее 10% време-ни, на школьный компонент - не менее 10%, на освоение профильного содержания обще-го образования на ступени полного общего (среднего) образования - не менее 500 учебных часов. Система предлагаемых норм дает разгрузку федерального компонента примерно на 8% по сравнению с ныне действующей и (установленной Приказом Минобразования от 09.02.98 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных уч-реждений Российской Федерации") и расширяет вариативную часть образовательного стандарта.

9. Законодательно определяются восемь образовательных областей, входящих в государственный образовательный стандарт.

10. Субъектам федерации предоставляется право устанавливать конкретную про-должительность учебного года в пределах от 34 до 37 учебных недель (и, соответственно, варьировать общую продолжительность каникул).

11. Законодательно устанавливается 11-летний срок полного общего (среднего) образования; определяется, что изменение этого срока - например, на 12 лет - возможно только путем принятия федерального закона, при этом сохраняется возможность устанав-ливать решением Правительства иные сроки обучения в порядке эксперимента или для отдельных категорий учащихся.

12. Конкретизируется и уточняется понятие нормативного бюджетного финан-сирования общеобразовательных учреждений на основе федеральных, региональных и муниципальных (местных) нормативов бюджетного финансирования общеобразователь-ных учреждений. Закладывается законодательная основа реализации принципа персона-лизации бюджетного финансирования.

13. Устанавливается структура норматива бюджетного финансирования, которая состоит из расходов на обеспечение учебного процесса, включая зарплату работников учебных учреждений, социальные затраты и затраты на содержание и эксплуата-цию материальной базы. Существенно, что при определении нормативов бюджетного финансирования в части затрат на учебный процесс должны учитываться нормативы обеспечения образовательного процесса в объемах государственного образовательного стандарта (учебные пособия и оборудование), утверждаемые Правительством Российской Федерации. Отсутствие до настоящего времени подобных нормативов с государственным образовательным стандартом делало этот стандарт не только декларативным, но и факти-чески нереализуемым.

14. Устанавливается, что федеральные нормативы бюджетного финансирования определяют усредненные финансовые затраты на обеспечение учебного процесса. На уровне местного норматива учитываются особенности образовательного учреждения с целью обеспечения финансирования расходов на содержание и эксплуатацию матери-альной базы и расходов на социальные услуги учащимся.

15. Устанавливается субсидиарная ответственность Правительства Россий-ской Федерации перед субъектами Российской Федерации, а также субсидиарная от-ветственность субъекта Российской Федерации перед органами местного самоуправ-ления по финансированию государственного образовательного стандарта.

Принятие предлагаемого федерального закона укрепляет правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность и бес-платность общего образования в государственных и муниципальных общеобразова-тельных учреждениях в объемах государственного образовательного стандарта.
Разработка данного законопроекта была инициирована депутатами фракции "ЯБЛОКО" Государственной Думы Российской Федерации на основе идей, выдвинутых представителями педагогической общественности (Форум "Российская школа", Феде-ральный институт планирования образования, Академия администраторов образования, Объединение "Образование для всех", Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации). При работе над законопроектом были учтены результаты парламентских слушаний по законопроекту "Об обеспечении конституционных прав гра-ждан на общее образование", состоявшихся по этому законопроекту 19 сентября 2000г., а так же поступившие отзывы и предложения.

В разработке законопроекта участвовали:

А.В.Шишлов, С.В.Иваненко, С.С.Митрохин - депутаты Государственной Думы,

А.А.Пинский - директор школы 1060, координатор Форума "Российская школа",

Э.Д.Днепров - академик РАО,

М.Р.Леонтьева - руководитель департамента Минобразования РФ,

А.М.Водянский - заместитель руководителя департамента Минобразования РФ,

Е.А.Бунимович - депутат Мосгордумы, учитель школы 710,

М. С.Митькина - эксперт Объединения "Яблоко",

М.Л.Левицкий - декан экономического факультета Московского государственного педагогического института,

М.М.Мусарский - директор Центра экономики образования МПУ,

Н.П.Степченков - председатель Комитета по управлению системой образования Балашихинского района Московской области,

В.В.Фирсов - председатель Объединения "Образование для всех",

С.Н.Хурсевич - к.э.н., начальник отдела Министерства экономики.

Текст проекта закона

сентябрь 2000 года
[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]

[Актуальные темы][Социальная политика][Образование]