[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]
Дело В.Гитина

В. Гитин на заседании Госдумы, вечернее заседание

5 декабря 1997 года

Полный текст стенограммы смотрите на странице http://www.economics.ru/GD/PLEN_Z/1997/s05-12_v.htm

     Председательствующий. Переходим к пункту 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год". Это связано с внешними заимствованиями. Доклад представителя Правительства министра финансов Российской Федерации Михаила Михайловича Задорнова.
     Приготовиться депутату Головкову.
     Михаил Михайлович, пожалуйста. Дебют. (Оживление в зале.)
     Прошу внимания, уважаемые депутаты.

     Задорнов М.М. Уважаемые коллеги, у меня действительно сегодня дебют в новом качестве.
     Суть закона. Это поправка к закону о бюджете на текущий год. Коротко о сути. У нас есть источники покрытия дефицита бюджета - внутренние и внешние, если это так можно разделить, хотя фактически во внутренних источниках, то есть в том, что мы сейчас покупаем на рынках ГКО, присутствуют точно так же иностранные инвесторы, как и занимающие нам из-за границы.
     В бюджете установлено четко, вот сумма дефицита - внешние и внутренние источники. Предлагается законом перераспределить средства из внутренних источников, увеличить внешние и при этом поднять несколько, на 1 миллиард долларов, предел заимствований на внешнем рынке. Причина этого - ситуация последнего месяца на финансовых рынках России. Что произошло? Доходность государственных ценных бумаг, вы знаете, подскочила и фактически в начале этой недели составляла по отдельным дням до 40, даже до 41,5 процента годовых.
     Мы стоим перед простым выбором: или занимать по 40 процентов на внутреннем рынке, кстати говоря, у абсолютно тех же самых иностранных инвесторов, поскольку они присутствуют (примерно одна треть объема была у них), или мы будем занимать под 9-10 процентов на внешнем рынке.
     Действия Минфина в этой ситуации. Я вас информирую. Мы уже на протяжении месяца ничего не занимаем на рынке государственных ценных бумаг, то есть мы отказались заимствовать по той цене, которую сегодня нам создала вот эта ситуация, мы ничего не заимствуем. Более того, на этой неделе Центральный банк полностью прекратил свои покупки государственных ценных бумаг, и во вторник и в среду казначейство, то есть фактически Министерство финансов, покупало те бумаги, которые не покупали инвесторы.
     Тем самым мы забирали средства с фондового рынка, кстати, не финансируя при этом другие расходы. Вот эта ситуация. Тем самым, мы поддержали, я уверен, и четко поддержим обменный курс рубля, все разговоры о том, что здесь будут какие-то колебания, не имеют под собой никаких оснований. И второе: мы заставили измениться тенденцию на этой неделе, пик был в среду, уже вчера его... Сейчас я перед выступлением также проконсультировался: уже два дня доходность государственных ценных бумаг снижается, то есть мы эту тенденцию переломили. И эта политика будет абсолютно неизменной, вплоть до конца года. Я надеюсь, что нам потом вновь удастся вернуть доходность в течение, может быть, двух-трех месяцев на тот уровень, который был у нас до фондового кризиса на мировых рынках.
     Но мы, кстати говоря, будем об этом более подробно говорить, я думаю, в 17.30, я сейчас в детали, в цифры, с вашего позволения, вдаваться не буду, это все-таки информация не полностью для прессы. Вот реальная ситуация. Я, кстати говоря, еще раз подчеркну, что, занимаем ли мы за границей, занимаем ли мы внутри, - здесь работают те же самые фактически нерезиденты, по сути, речь идет только о цене заимствования для нас самих.
     Подчеркну еще одну принципиальную вещь: мы не увеличиваем объем дефицита.
     Сколько мы должны были привлечь дефицит - 100 процентов, столько мы и привлекаем, мы ничуть не увеличиваем объем дефицита государственного бюджета.
     Что будет в случае непринятия этого закона? Очень простая вещь: мы на всю эту сумму не профинансируем какие-то конкретные расходы декабря. А что это за расходы? Четверть расходов декабря - это трансферты регионам и погашение задолженности по заработной плате, вот те бюджетные ссуды, которые сейчас даются территориям на погашение задолженности, это четверть декабрьских расходов, причем это тот график, который соблюдает Правительство. Еще четверть, примерно 10 триллионов, - это расходы на армию, правоохранительные органы. Ну и декабрь не так плохо складывается, мы практически выдерживаем график по целому ряду отраслей - и угольной, и по науке и так далее. То есть фактически отсутствие у нас источника, установленного законом, ведет к тому, что мы вынуждены эти расходы не финансировать, если такого решения нам Государственная Дума не предоставит.
     Ну и последнее. Я понимаю, что это вопрос достаточно сложный, и политически он не простой. Должен подчеркнуть, что мы объем государственного долга перед иностранцами не увеличиваем на 1 января 1998 года. Почему? Потому, что с рынка ГКО прежде всего ушли иностранные инвесторы, за последние примерно полтора месяца около 5 миллиардов долларов ушло. Ну и, как говорится, на здоровье, но тем самым у нас общий предел государственного долга России, который установлен законом, не увеличивается в силу этого решения.
     Вот очень коротко суть закона, и естественно, мы чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы решение было принято в сжатые сроки. Закон полностью отработан, и конечно, мы рассчитываем на то, что он сегодня будет принят. Это позволит нам профинансировать те плановые расходы, которые стоят на декабрь.

     Председательствующий. Спасибо, Михаил Михайлович, присаживайтесь.
     Головков Алексей Леонардович, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Пожалуйста.

     Головков А.Л. Уважаемый Председательствующий, уважаемые члены Государственной Думы! Комитет по бюджету рассмотрел этот закон и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. Исходя из чего мы приняли это решение? Год назад Государственная Дума утвердила объем заимствований: 95 триллионов рублей, то есть обязало Правительство взять в долг 95 триллионов рублей, чтобы покрыть расходы бюджета.
     Государственная Дума утвердила структуру заимствований, то есть обязало Правительство взять на внутреннем рынке 50 триллионов рублей и на внешнем рынке 45 триллионов рублей. И Дума утвердила расходы на обслуживание долга, то есть ту сумму, которую нужно выплатить по этим кредитам. Что с тех пор произошло? Произошел кризис на мировых финансовых рынках. В чем это выразилось для бюджета? Стоимость заимствований внутри России возросла с 20 процентов примерно до 40 процентов. То есть сейчас мы вынуждены занимать внутри страны деньги не за 20 процентов, а за 40 процентов. На мировых рынках стоимость заимствований для России изменилась очень незначительно, где-то процента на 1,5-2, в силу того, что внешние заимствования - заимствования в валюте, внутренние заимствования - заимствования в рублях. И все понимают, что Правительство - абсолютно устойчивый заемщик, если речь идет о твердой валюте, а внутри - не понятно, что будет с курсом. Какой перед нами выбор? Мы эти деньги все равно взять в долг должны. Взять в долг либо за 10-11 процентов, либо взять в долг под 30-40 процентов. Вот, собственно, суть выбора. Если переходить к 1998 году, это означает, что в 1998 году мы должны заплатить проценты по этому долгу либо порядка 600 миллиардов рублей, либо порядка 2,5 триллиона рублей. 600 триллионов рублей в расходах бюджета на 1998 год предусмотрены. Вот эти 2 с лишним триллиона рублей в расходах не предусмотрены.
     Если мы эти деньги будем брать на внутреннем рынке, то соответственно из этих вот 27,9 триллиона дополнительных расходов как минимум один, а может быть, полтора мы будем выделять на покрытие расходов по обслуживанию внешнего долга. Здесь выбор понятен: если можно взять почти в два раза дешевле, нужно брать в два раза дешевле.
     Есть другой аргумент: внешний долг - это плохо, а внутренний долг - это не так плохо. Если мы занимаем за рубежом - так этот долг надо платить, а если занимаем внутри страны - так этот долг платить вроде не всегда обязательно. Ну понятно, да? Если занимаем у банков американских, если дает "Джи Пи Морган" или, не знаю, "Барклай'с", так мы платить обязаны, а если берем в долг у Сбербанка, так можно и не платить, можно дальше отложить выплату по этим долгам. То есть, если мы берем у американских вкладчиков, мы платить обязаны. Если берем в долг у вкладчиков российских, то вроде как можно и не платить. Хотя ситуация, как правило, обратная: внешние долги поддаются реструктуризации, а внутренние долги... Ну, я не знаю, кто бы сейчас рискнул это делать.
     Поэтому решение комитета: рекомендовать Думе принять этот законопроект в первом чтении, то есть разрешить Правительству взять эти 6 триллионов рублей не на внутреннем рынке, а на внешнем, поскольку это существенно дешевле, поскольку это сокращает расходы на обслуживание внешнего долга.

     Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонардович.
     Есть ли вопросы к докладчикам?
     Пузановский Адриан Георгиевич.
     Задержитесь пока на трибуне, Алексей Леонардович.

     Пузановский А.Г. Уважаемый Алексей Леонардович, вы очень убедительно показали преимущества внешних заимствований. Не остается сомнений в том, что нужно прибегнуть именно к этому способу.
     Вопрос: а может быть, вообще не надо на внутреннем рынке производить заимствования? Давайте все занимать за границей. Там дешевле.

     Головков А.Л. Нет.

     Пузановский А.Г. Почему нет?

     Головков А.Л. Это не всегда так. Четыре месяца назад внутренние займы стоили чуть-чуть дороже, чем займы внешние, и можно было маневрировать между займами внутренними и займами внешними. Сейчас ситуация другая. Все знают, Правительство должно взять 6 триллионов с внутреннего рынка, и все внутренние инвесторы абсолютно уверены, что можно попросить за них и 30 процентов, и 40 процентов, и 50 процентов, и Правительство никуда не денется - возьмет. Выбор сейчас только в этом. Поэтому мы предлагаем дать Правительству возможность маневра сегодня. 1998 год мы обсуждали отдельно, структура внутреннего и внешнего долга обсуждалась отдельно, она выбрана.
     Сегодня будет более серьезный разговор на эту тему: а почему, собственно, мы пришли к этой ситуации и почему внутренние заимствования настолько подорожали. Будем обсуждать на закрытом слушании, где будет дана дополнительная информация и, я думаю, можно будет более предметно сказать, кому это оказалось выгодно. Но это вопрос следующий.

     Председательствующий. Спасибо.
     Депутат Аверчев, пожалуйста.

     Аверчев В.П., фракция "ЯБЛОКО".
     Алексей Леонардович, во вчерашнем выпуске "Файнэншл таймс" сообщалось, что в ходе переговоров Чубайса о получении коммерческого кредита в размере 2 миллиардов долларов якобы речь идет о залоге "Роснефти" под обеспечение этого кредита. Вы не могли бы прокомментировать это?

     Головков А.Л. Сейчас речь идет не о тех деньгах, о которых сообщал "Файнэншл таймс", по поводу их официально никаких представлений не было.
     Речь идет о совсем других заимствованиях по дефициту бюджета. Я думаю, что Михаил Михайлович может более предметно сказать о том, у кого и как предполагается брать те деньги, на каких условиях.

     Председательствующий. Да, он сейчас даст пояснения.
     Пожалуйста, Задорнов.

     Задорнов М.М. Я отвечу на этот вопрос, он действительно важен, тем более что информация, которая поступила к нам, как всегда, из-за границы, на самом деле некорректна.
     Первое. Я могу четко сказать о позиции Минфина. Мы не будем повторять схему залоговых аукционов и пытаться сейчас заимствовать под будущую, конкретную привязку к тем или иным приватизационным объектам. Мы считаем, это в принципе неправильно. Это сразу порождает сомнение в четкости государственной позиции о равенстве всех участников приватизационных конкурсов.
     Поэтому позиция Минфина такая: к привязке с приватизацией конкретных объектов мы не пойдем.
     Второе. Что имеется в виду под этими займами в декабре. Информирую вас о том, какие переговоры сейчас идут.
     Мировой банк 18 декабря принимает решение: 400 миллионов долларов - угольный заем, первый транш. То есть это фактически то, что пойдет на господдержку и структурную, кстати говоря, реформу в угольной промышленности. И так называемый заем на структурные преобразования в российской экономике - это 800 миллионов долларов. И сейчас приехала миссия МВФ, ведутся переговоры о выделении средств уже в этом году.
     Напоминаю, кредиты МВФ и Мирового банка даются на 17 лет на достаточно выгодных условиях.
     То есть если говорить о "наполнении" декабря - вот на что фактически увеличивается вот этот предел заимствований.

     Председательствующий. Спасибо.
     Депутат Вишняков.
     Я вижу всех, уважаемые коллеги... Нет, отказался... А, прозвучало уже.
     Хорошо.
     Депутат Мисник. Потом - депутат Митина.

     Мисник Б.Г., фракция "ЯБЛОКО".
     Уважаемый Алексей Леонардович! Я хотел бы уточнить для себя. ГКО придумали мы сами, то есть государство. Да? И ставки рефинансирования, и ставки по ГКО устанавливает в конечном-то итоге государство. И сейчас они дошли до такой величины, что государству стало невыгодно обращаться к собственным кредиторам за займами.
     И второе. Вы назвали банки, в том числе Сбербанк, у него 51 процент, насколько я знаю, государственного уставного капитала. То есть нас в этом отношении государство еще и через банк, мягко говоря, как бы отягощает вот этими процентами. Так ли это на самом деле?

     Председательствующий. Кто будет отвечать?

     Головков А.Л. Я отвечу.

     Председательствующий. Пожалуйста, Алексей Леонардович.

     Головков А.Л. Во-первых, механизм заимствования через ГКО - механизм рыночный, и государство берет деньги ровно под тот процент, под который ему готовы дать.
     Вы ведь знаете, как этот рынок устроен. Банки дают заявки, под которые они готовы дать деньги Правительству. На аукционе проводится верхняя грань, на которую Правительство согласно. Все то, что под эту стоимость попало, - удовлетворяется, то, что нет, - нет. Стоимость заимствования на рынке ГКО - это стоимость рыночная.
     Второе. Что касается Сбербанка. Да, действительно, контрольный пакет в руках Центрального банка. Но деньги в Сбербанке - это вклады граждан. Те деньги, которые Сбербанк вкладывает в государственные бумаги, - это деньги граждан. Эти деньги вкладываются в бумаги, Сбербанк получает по ним доход.
     Исходя из этого дохода выплачивает проценты. Исходя из этого дохода формирует прибыль, часть которой мы в том числе получаем в бюджет. Но, повторяю, это деньги российских вкладчиков.

     Председательствующий. Спасибо. И последний вопрос. Нет, еще два.
     Геннадий Максимович Ходырев, пожалуйста.

     Ходырев Г.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.
     Уважаемый Владимир Александрович и коллеги, я хотел бы напомнить, что мы сегодня приняли постановление по бюджету 1998 года, где содержится статья, как раз разрешающая Правительству менять внутренние заимствования на внешние, если последние окажутся более выгодными и более дешевыми. Поэтому я хотел бы предложить перестать задавать вопросы, приступить к голосованию и поддержать мнение бюджетного комитета.

     Председательствующий. Спасибо, Геннадий Максимович, мы все равно дадим возможность депутату Камышинскому задать последний вопрос и потом перейдем к голосованию. Пожалуйста.

     Камышинский Н.А., депутатская группа "Народовластие".
     Спасибо, Владимир Александрович.
     У меня будет вопрос и к Михаилу Михайловичу одновременно. По итогам 10 месяцев или 11 месяцев этого года мы взяли уже определенную сумму на внешнем рынке. Но самое главное, когда говорим об эффективности заимствований... Там понятно - выгодно! Но как используем внутри страны, никто не говорит об этом. Ведь понимаете, когда мы берем и проедаем эти кредиты, то какая же эффективность от этого? Вы же сами видели, как заседания Международного валютного фонда проходят. Как отчитываются Китайская Народная Республика за эффективность, Вьетнам и как Россия?
     Ответьте, пожалуйста, очередное получение денег на что будет направлено?

     Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Михайлович.

     Задорнов М.М. Уважаемый Николай Акимович, вообще, я в принципе с вами согласен в том, что у нас использование средств займов далеко не всегда идет так, как нам хотелось бы. Конечно, я считаю, что правильно брать прежде всего на структурные реформы, то есть на инвестиции, на преобразования в отдельных отраслях. Но вы, видимо, прослушали, когда я пояснял, что в декабре предполагается.
     Я еще раз напоминаю: 400 миллионов долларов угольного займа. Что это по существу? Это те деньги, которые идут на средства господдержки. То есть это содержание социальной сферы всех шахтерских регионов. Вот сейчас в Кемерово случилась такая трагедия. Фактически что? Мы финансируем средства господдержки, ожидая, что придет вот этот угольный заем. Его не будет - фактически мы все шахтерские регионы резко сразу ставим просто в крайне тяжелое положение. Этот заем, я считаю, как раз двигает реальную реформу.
     Болезненно двигает, конечно, но это все-таки те деньги, которые идут на преобразования в конкретные отрасли.
     Вторые 400 миллионов - это заем на структурные преобразования в целом в экономике, то есть это то, что идет на конкретные проекты именно в промышленности прежде всего, на то, что относится к работе Минэкономики.
     Если говорить о том, что нам предстоит, - это как раз средства, которые идут в промышленность. Примерно половина заимствований декабря - это конкретные, привязанные к конкретным отраслям деньги.
     Часть - да, вот то, что дает МВФ, - это в принципе на поддержку платежного баланса. Но у нас есть реальная ситуация декабря, вы сами понимаете. Мы же все-таки выполняем пока и обязательства перед Пенсионным фондом, то есть пенсии выплачиваются, хотя были сомнения - после июля могли быть задержки.
     Мы держим график, как я уже сказал, по угольной отрасли - пока 100 процентов. Есть обязательства, которые, кстати говоря, выдерживаются в рамках не секвестрованного, а изначально принятого бюджета.

     Председательствующий. Спасибо, Михаил Михайлович.
     От фракции просит слова Шохин Александр Николаевич.

     Шохин А.Н., председатель фракции "Наш дом - Россия".
     Уважаемые коллеги, 18 декабря...

     Председательствующий. Это уже выступление или вопросы?

     Шохин А.Н. Это выступление. 18 декабря состоится заседание Совета директоров Всемирного банка, на котором должны приниматься решения по трем кредитным линиям в пользу России.
     Это второй угольный заем - 750 миллионов долларов. Это заем на структурные реформы и заем на социальные реформы. В совокупности эти три кредита выводят нас за рамки лимита внешних заимствований, но, учитывая, что внутренние заимствования гораздо дороже сейчас и выбирать их нет никакого смысла, это еще один аргумент в пользу принятия этого законопроекта.
     Поэтому я прошу присоединиться своих коллег к коллеге Ходыреву и проголосовать без дальнейшего обсуждения за этот законопроект в трех чтениях.

     Председательствующий. Спасибо.
     От фракции "ЯБЛОКО" два слова попросил депутат Гитин.

     Гитин В.В., фракция "ЯБЛОКО".
     Я думаю, что два слова, к сожалению, не получится. Почему? Потому, что Михаил Михайлович в своем выступлении как минимум три раза очень серьезно ошибся.
     Первое. Это то, что, видимо, здесь так срочно готовился вопрос... Когда иностранные инвесторы ушли с внутреннего рынка, это никаким образом не отразилось на объеме внешнего долга, потому что учет по ГКО ведется в рублях. Поэтому, так сказать, здесь еще надо разбираться.
     Второе. Это вот уже последние были объяснения, связанные с угольным займом и с социальным займом. Нет вопросов. Это внутреннее перераспределение, потому что по той разбивке, которую дал нам Минфин, это идет 800 на 850.
     Просто внутреннее перераспределение, и увеличения не происходит.
     Увеличение происходит в основном за счет кредитов иностранных коммерческих банков и фирм. Вот здесь да - 950 миллионов долларов, непонятно откуда взятых. В этой связи я бы хотел сразу отметить, что представленный законопроект при всей его видимой простоте не так прост, как кажется на первый взгляд.
     В чем нас пытаются убедить? Разразился мировой финансовый кризис, эта проблема не связана с деятельностью Правительства, поэтому нам всем вместе надо думать, как из него выйти с минимальными потерями.
     Давайте посмотрим, что здесь происходит. Какие тут мифы, так сказать, с чем мы встречаемся?
     Миф первый. Никакого прямого отношения данный законопроект к пополнению золотовалютных резервов за счет внешних заимствований, а следовательно, к стабилизации рубля не имеет. Есть, конечно, связь, но прямого отношения нет. Если бы кредит брал Центральный банк, тогда да. В данном случае кредит берет Правительство, и связь может прослеживаться только в той части, что у нас увеличится объем валютной массы в стране, потому что эти средства должны пойти на пополнение и выполнение финансирования бюджета.
     Миф второй. Внешние заимствования более дешевые, чем внутренние. На сегодняшний день это относительно так. Но что будет завтра - никто не знает. Вчера на заседании комитета глава Центробанка Дубинин подтвердил, что не может стопроцентно гарантировать, что завтра ситуация не изменится.
     Если ЦБ завтра, допустим, а не Правительство, кстати, не справится со стабилизацией финансовой ситуации в стране, то никто не исключает, что, наоборот, внешние кредиты окажутся гораздо более дорогими, чем внутренние.
     Следующий момент. Мы на сегодняшний день вообще не знаем, у кого, под какие проценты и на какой основе собирается Правительство взять эти кредиты. Поэтому вопрос о том... Ведь нам же не представлены на ратификацию соглашения, не представлена сегодня информация по этим 950 миллионам. Поэтому в этой связи сказать, что дешевле, а что дороже, стопроцентно опять-таки никто не может, нет соответствующей аргументации.
     Миф третий. Все, что делается, делается Правительством во благо экономики.
     Я обращаю внимание коллег от Компартии на то, что в той разбивке, которую нам по программе внешних заимствований на сегодняшний день представил Минфин, более чем на 300 миллионов уменьшаются объемы Бюджета развития, потому что связанные кредиты - это составная часть Бюджета развития.
     Более того, поставлена цифра, но совершенно неизвестно, какие конкретно перераспределения будут произведены. В сторону чего? В сторону промышленности или, допустим, в сторону туризма? Функциональной разбивки тоже нет.
     Миф четвертый. Правительство предложенным способом умело справляется с объективными трудностями и не несет ответственности за данную ситуацию.
     Для того чтобы ответить на этот тезис, я должен отметить следующее.
     Правительство, бывший министр финансов Анатолий Борисович Чубайс провалили бюджет 1997 года. Катастрофически не хватает "живых" денег, чтобы выплатить заработную плату и отчитаться перед Президентом до 1 января, отрапортовать, что поручение Президента выполнено. В этой связи надо отметить, что провалились сегодня и доходы от приватизации "Роснефти". В этом году денег Правительство не получит.
     Где можно взять "живые" деньги? "Живые" деньги можно быстро взять только за рубежом. В этой связи и находится такой вот вариант. При этом никаких серьезных объяснений и никаких документов, объясняющих, откуда деньги, на каких условиях, куда они пойдут, каким образом произойдет перераспределение, не представлено. Представлены некоторые цифры, в рамках которых мы должны принять решение.
     Поэтому если Госдума хочет в очередной раз спасти обанкротившееся Правительство и прикрыть провалы бывшего "лучшего министра финансов года" Анатолия Борисовича Чубайса, то надо голосовать за данный законопроект.
     Если Госдума хочет прикрыть своим решением, так сказать, манипуляции, какие производятся с "Роснефтью" и вообще с собственностью, надо голосовать за данный законопроект. Если мы хотим передать ответственность за провалы... (Микрофон отключен.)

     Председательствующий. Ясно. Позиция ясна. У вас предложение? Пожалуйста.
     Добавьте еще 30 секунд, хотя уже многие в зале требуют соблюдать регламент.

     Гитин В.В. Предложение заключается в следующем. Мы принципиально не против переориентации внутренних займов на внешние. Но поступать надо по закону! Закон о внешних заимствованиях предусматривает четкую процедуру.
     Процедура заключается в следующем. Правительство должно внести в таком случае, в случае увеличения, на ратификацию в Государственную Думу соглашение, где бы были оговорены условия получения кредита, от кого получается этот кредит и каким образом он будет распределяться.

     Председательствующий. Спасибо. (Выкрики из зала.) Я вам дам время на заключительное слово от Правительства.
     Ставлю на голосование предложение Геннадия Максимовича Ходырева - прекратить прения сейчас. Пожалуйста, прошу определиться голосованием. Я, может быть, даже виноват в том, что не сразу его предложение поставил.
     Голосуется предложение Геннадия Максимовича Ходырева - прекратить прения по данному вопросу. Затем - заключительное слово от Правительства, и будем определяться голосованием. (Выкрики из зала.) Сейчас, Адриан Георгиевич, обязательно.
     Кто без карточки или не успел проголосовать? Иосиф Давыдович Кобзон - за.
     Покажите, пожалуйста, результаты.

Результаты голосования (16 час. 44 мин. 45 сек.)
Проголосовало за 281 чел. 99,6%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,4%
Голосовало 282 чел.
Не голосовало 0 чел.
Результат: принято

     Принимается.
     По ведению - депутат Пузановский и затем депутат Шохин.
     Пожалуйста, Адриан Георгиевич.

     Пузановский А.Г. Уважаемый Председательствующий, уважаемые коллеги! Я прошу вас не поддаваться эмоциональным оценкам в связи с тем, как мы относимся сегодня в зале к представителям фракции "ЯБЛОКО", а подойти рационально к тем аргументам, которые прозвучали.
     В соответствии с этим я прошу вас не проводить сейчас голосование по данному законопроекту, дождаться закрытой части, выслушать Сергея Константиновича Дубинина, вернуться к этому вопросу (он связан именно с ситуацией на фондовом и финансовом рынках), и мы проголосуем в закрытой части вместе с постановлениями. Всего-навсего нужно перенести на 30 минут.
     1 миллиард долларов.

     Председательствующий. Ясно ваше предложение.
     Депутат Шохин, пожалуйста.
     Сейчас посоветуемся.

     Шохин А.Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что можно примирить позицию депутата Пузановского и позицию депутата Гитина. Действительно, если мы примем этот закон, тем более сразу в трех чтениях, мы имеем право постановлением Государственной Думы внести уточнения в программу внешних заимствований на этот год. И как раз после рассмотрения сообщения председателя Центрального банка и предложений Министерства финансов по уточнению программы внешних заимствований мы могли бы в течение ближайших дней, буквально на следующей неделе, принять соответствующее постановление.
     Поэтому сейчас мы, по сути дела, даем право Правительству провести работу в соответствующем направлении. И в тех случаях, когда закон о внешних заимствованиях и наши собственные решения требуют, чтобы мы возвращались через уточнения программы внешних заимствований к этому вопросу, мы вернемся. Это можно сделать в течение ближайших двух недель.
     Поэтому я предлагаю голосовать не в секретном режиме за этот законопроект, а проголосовать сейчас.

     Председательствующий. Заключительное слово Михаила Михайловича Задорнова. И будем определяться голосованием.
     Пожалуйста, Михаил Михайлович.

     Задорнов М.М. Уважаемые коллеги, здесь я прежде всего коллегам Пузановскому и Гитину хотел бы ответить. Прежде всего мне чрезвычайно приятно, что депутат Гитин знает ситуацию о том, что будет заимствовать Правительство, лучше, чем министр финансов.
     Я лишь могу еще раз повторить. Переговоры ведутся по займам Мирового банка. Угольный заем (почему мы сейчас идем на это) увеличен в объемах (об этом ведутся переговоры), и увеличен объем займа на структурную реформу российской экономики. Именно поэтому мы и вышли за те пределы, в частности по займу Мирового банка, которые были в первоначальной программе. И все эти позиции с точки зрения перераспределения внутри самой программы внешних заимствований мы дадим на утверждение Госдуме.
     Второе. Насчет того, как влияет это на стабилизацию курса. Да элементарно влияет! Если Правительство сейчас не выходит на рынок внутренних заимствований и не участвует в работе на фондовом рынке, то все инвесторы понимают, что рассчитывать на дальнейшее повышение доходности на рынке государственных ценных бумаг не стоит и тенденция к росту доходности будет переломлена. Тем самым укрепляется и позиция российского фондового рынка (а значит, и всех предприятий) и укрепляется позиция национальной валюты - рубля. Я думаю, что это абсолютно общий интерес.
     И кстати говоря, абсолютно ясно, что дешевле сегодня заимствовать на внешнем рынке. Сегодня это ясно абсолютно. Возможно, ситуация через полгода изменится, и, если в рамках бюджета 1998 года будет предоставлено Правительству право менять внутренние заимствования на внешние, мы будем заимствовать на внутреннем рынке более охотно. Для нас это, кстати говоря, также представляет интерес. И кстати говоря, мы заимствовали на внутреннем рынке до тех пор, пока нас не затронула вот эта общемировая, скажем так, финансовая буря или финансовая волна.
     Кстати говоря, Россия лучше, чем многие страны, переживет, я думаю, данную ситуацию. Сегодня дешевле занимать за границей. Речь идет о декабре. Так давайте будем следовать этому здравому смыслу.
     Я лишь хотел подтвердить то, что сказал Александр Николаевич Шохин. Мы постановление уже подготовили, и конкретное распределение программы внешних заимствований под этот лимит будет внесено на рассмотрение Государственной Думы буквально на следующей неделе.
     Поэтому я просил бы не оттягивать данный вопрос и принять по нему решение сегодня. Это просто будет помощь тем, кто ведет сейчас переговоры по внутренним займам.

     Председательствующий. Спасибо, Михаил Михайлович.
     Уважаемые депутаты, с учетом разъяснений, которые мы получили, и обязательства внести в понедельник - во вторник постановление по программе я ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Прошу определиться голосованием. Точки зрения прозвучали. Комитет просит единодушно... Нет, не единодушно, большинство комитета просит поддержать.
     Прошу определиться голосованием. Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".
     Прошу быть внимательными, идет голосование.
     Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таковых.
     Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (16 час. 50 мин. 24 сек.)
Проголосовало за 197 чел. 43,8%
Проголосовало против 95 чел. 21,1%
Воздержалось 5 чел. 1,1%
Голосовало 297 чел.
Не голосовало 153 чел.
Результат: не принято

     Не принимается.

Заседание Госдумы, вечернее заседание, 5 декабря 1997 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]

info@yabloko.ru