[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]
Евгений Латышев (Красноярск)

Он слишком много знал …
Что могло быть в «секретных папках» депутата Гитина

«Новые Известия», 12 апреля 2000 года, № 65, с.4

Наталья Петрова, руководитель коммерческого банка «Радуга», была арестована в Москве летом прошлого года. По словам красноярского прокурора Николая Сарапулова, ей вменяется «половина Уголовного кодекса». Тем не менее утром 24 марта нынешнего года Петрова, как абсолютно свободная гражданка, вместе со своим адвокатом нанесла визит бывшему депутату Госдумы Виктору Гитину в его московский офис. Через 15 минут после их ухода в то же помещение вошла группа вооруженных людей. В офисе начался обыск, а Гитина попросили проехать в Министерство внутренних дел «для беседы». Откуда он, уже будучи арестованным, проследовал в камеру красноярского следственного изолятора. Нам неведомо, освобождена ли из-под стражи Наталья Петрова или ее свобода ограничивалась лишь рамками операции. Зато известно, что в роли ее «адвоката» выступал сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

Об аресте Виктора Гитина мы уже коротко сообщали («Под крылом «белого лебедя», «Новые Известия» от 29 марта с.г.). Напомним, что в прошлом составе Госдумы депутат-«яблочник» из Красноярска занимал пост заместителя председателя в одном из самых престижных комитетов - по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Как заявил в понедельник прокурор Сарапулов, обвинение Гитину сводится к получению им во время исполнения обязанностей депутата Госдумы взяток на общую сумму два миллиарда неденоминированных рублей. Эти деньги якобы получены за содействие коммерческому банку «Радуга» по размещению на его счетах средств целевой федеральной программы «Нижнее Приангарье».

Особую пикантность ситуации с бывшим депутатом придает тот факт, что обвинение ему было предъявлено в тот момент, когда Гитан находился на больничной койке, куда был доставлен из тюремной камеры. Причем, если обвинение, со слов врачей, характеризует нынешнее состояние здоровья Гитина, как вполне нормальное - речь идет «всего лишь» о приступе стенокардии, то зашита, со слов других врачей, настаивает на «обширном инфаркте». Тем не менее все следственные действия в отношении Гитина пока приостановлены. Да и сам он отказывается от дачи показаний, считая арест необоснованным.

Позавчера городской прокурор Николай Сарапулов и московский адвокат Владимир Суворов практически одновременно провели пресс-конференции. Нет ничего удивительного, что юридические оценки «дела Гитина» расходятся так же, как и взгляды на его здоровье.
Адвокат, например, настаивает, что содержание Гитина в специальной межобластной больнице Министерства юстиции, которая по существу является исправительной колонией (ИК-18), незаконно, ибо он не является осужденным. Прокурор же заявляет, что Гитин находится точно в таких условиях, как любой другой подследственный. Более того, он, «как обвиняемый, не может находиться в гражданской больнице - там люди нормальные живут».

Прокурор публично заявляет, что все четыре адвоката Виктора Гитина имеют «возможность беспрепятственного доступа к подзащитному и встреч с ними наедине». Адвокат, которому до сих пор даже не предъявлен текст обвинения его подзащитного, говорит, что ни разу не удалось побывать с ним наедине: только в присутствии охранников.

Прокурор с гневом опровергает возможность «политического заказа», утверждая, что подоплека дела не политическая, а уголовная. Адвокат говорит, что таких нарушений прав человека, как в Красноярске, он еще нигде не встречал. Кроме того, по его мнению, во всех следственных действиях имеются серьезные процессуальные нарушения. Начиная с факта ареста. Согласно Закону о статусе депутата, депутатская неприкосновенность распространяется не только на действующих, но и на бывших депутатов, если предъявленные им обвинения связаны с исполнением депутатских обязанностей. Прокурор Сарапулов, который сам утверждает, что Гитин «брал взятки» в бытность свою депутатом, должен был представить соответствующие материалы генеральному прокурору, а тот в свою очередь должен был, проверив материалы, запросить согласие на аресту Госдумы.

Один из координаторов «Яблока» в Красноярском крае, депутат городского совета Валерий Кирилец, который не сомневается в заказном характере «дела Гитина», считает, что оно возникло еще и потому, что «общество движется вперся, а в прокуратуре все еще царит средневековье». Юристы даже высокого класса, но не разбирающиеся в современной рыночной экономике, плохо представляют, что является преступлением на самом деле, а что им только кажется преступлением. Они остались «в тех» еще временах, и точно так же сначала бросают людей в тюрьму, а потом начинают разбираться в их виновности. Часто бывает так, что проходят годы, прежде чем с невинным человеком разберутся и выпустят, но уже тогда, когда он потерял здоровье. А потому, считает Кирилец, прокуратуре нужна коренная перестройка - там должны появиться люди, понимающие современную жизнь.

Ни одной копейки из федерального бюджета по федеральной программе «Нижнее Приангарье» в банк «Радуга» не попадало, так утверждает Валерий Кирилец. Вопрос же: «Как на скромную депутатскую зарплату Гитин купил две квартиры?» - как раз из «того» времени и носит люмпенский характер. Прокурор должен знать, говорит Кирилец, что законопослушные граждане декларируют свои доходы. Гитин еще до своего депутатства достаточно успешно занимался коммерческой деятельностью, за 1996 год он продекларировал «очень значительные суммы», с которых заплатил налоги.

Кирилец, который, напомним, не сомневается в «заказе» на Гитина, пока не может с уверенностью сказать, кто же выступил в роли заказчика. Потому что слишком многие высокопоставленные деятели могли быть заинтересованы не только в аресте бывшего депутата, но и в том, чтобы прибрать к рукам его архив.

Депутатский архив Гитина, состоящий из множества папок и компьютерной базы данных, был в день ареста вывезен в неизвестном направлении. В нем, по мнению коллег Виктора, должны содержаться материалы расследования многих дел государственной важности, а также депутатские запросы. Оппоненты «Яблока», которые обвиняют Григория Явлинского в нарушениях по финансированию президентской избирательной кампании, в свою очередь надеются, что в этом архиве будет обнаружено «золото партии».

Как заявил бывший министр финансов Михаил Задорнов, Гитина арестовали за то, что он «выступал против полицейского режима, который сейчас сложился в крае». Действительно, Гитин «копал» много и глубоко, начиная с законности приватизации Норильского горно-металлургического комбината и заканчивая секретами финансирования фонда губернаторских программ, чем вызывал большое недовольство краевой администрации. Александр Лебедь почему-то однажды назвал Гитина «крестным отцом». Рассказывают, что арест депутата был встречен в коридорах краевой администрации чуть ли не аплодисментами.

Но это не все. Гитин был фигурой российского масштаба и поэтому интересовался не только краевыми проблемами. В частности, он был одним из четырех депутатов Госдумы, которые принимали участие в слушаниях в американском конгрессе по делу «Бэнк оф Нью-Йорк», и, естественно, обладал по этому вопросу гораздо большим объемом информации, чем та, которая была доведена до российской общественности. Говорят он также готовился озвучить некую информацию по банкам, которые были вовлечены в «собирание долгов» с государств - должников России. А еще безоглядно критиковал некоторых членов правительства…

- Я думаю, придет время, когда многие из тех материалов, которые были собраны мной за последние годы, будут востребованы следственными органами, - так говорил Виктор Гитин в одном из последних своих интервью «на свободе». Он не ошибся - время пришло, материалы «востребовали».

Евгений Латышев (Красноярск)
«Новые Известия», 12 апреля 2000 года, № 65, с.4

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]

info@yabloko.ru