Домашняя страницаРасширенный поискКарта сервераОтправить письмоДобавить в избранное

Новые поступления

Статьи и публикации (алфавитный индекс)

Статьи Питирима Сорокина

Статьи А.Д.Сахарова

К 200-летию А.С.Пушкина

Книги

Статьи и публикации (хронологический индекс)

Стихотворения

Пражская весна 1968 года (к 30-летию событий)

События августа 1991 года

Начальная страница
Карта сервера/Поиск
Пресс-служба
Новости
Форумы
Публикации
Книга гостей
Актуальные темы
Газета "Яблоко России"
Рейтинги и голосования
Список почтовой рассылки

Библиотека Якова Кротова
История и современность
 
Статьи Питирима Сорокина
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Случайные невеселые параллели "Воля народа", 16 октября 1917 года
...
Патриотизм и центростремительность спасли Францию. Сепаратизм, отсутствие чувства родины и центробежность губят Россию.

Этот патриотизм создал победоносную армию французской революции с ее знаменами, гласившими: "Дисциплина и повиновение закону" и "Французский народ. Или свобода, или смерть". Сепаратизм и отсутствие патриотизма нашу армию дезорганизовали, превратили ее в значительной степени в пестрое, распущенное стадо, не способное не только побеждать численно слабого врага, но даже успешно отражать его нападения...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Словесный фетишизм революции "Воля народа", октябрь 1917 года
В ряду многих фактов, характеризующих психическую жизнь дикарей, известен факт фетишизма слов - верование в тождество слова с предметом, им обозначаемым, - верование в магическое действие слов, формул и заклинаний. Фоссе говорит, что для древних ассиро-вавилонян "имя и предмет означало одно и то же", "упомянуть о желаемом - значит породить его, сказать о несчастье - значит вызвать его". Отсюда произошли молитвы, заговоры и заклинания. На этой же стороне первобытной психологии основаны и такие явления, как былые споры никонианцев и раскольников из-за слова Иисус или Исус, как недавний бунт афонских "имяславцев"...
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Грядущее молодого поколения "Воля народа", 29 сентября 1917 года
...Для того чтобы жизнь любого общества могла функционировать правильно, необходимо, чтобы в данном обществе была некоторая уверенность в "завтрашнем дне". Как в жизни любого человека те или иные широкие задания и планы могут осуществляться лишь при уверенности, что завтра он не умрет, так же и в жизни общества тот или иной порядок, те или иные улучшения могут проводиться при той же общей предпосылке жизнеспособности данного общества и коллективной уверенности, что оно будет жить, что в ближайшее время не умрет...
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Больная Россия "Воля народа", 23 августа 1917 года
...Россия - больной человек, и больной опасной болезнью. Почти весь организм государства расстроен. Куда ни ткни - везде разложение, чего ни коснись - всюду неблагополучно. Страна, как дряблый, изношенный организм, распадается, разлезается на части, и чем дальше, тем сильнее...
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Новый уклон революции "Воля народа", 15 июля 1917 года
...только при взаимных уступках, при взаимной готовности идти на жертву возможно осуществление реальной коалиции, необходимой для спасения страны. И, конечно, эти жертвы должна в большей степени дать буржуазия, ибо ее жертвы есть лишь отказ от некоторых из ее привилегий, тогда как всякая жертва со стороны трудового народа есть отказ от осуществления вполне справедливых и вполне законных прав, которыми он был обделен до сих пор.
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Трагедия революции "Воля народа", 13 июля 1917 года
...фонд живых сил революции истощен. До последнего момента у нее хватало еще энтузиазма, внутреннего благородства, великодушной снисходительности и всепрощающей кротости ко всем, кто тратил ее силы. Вместо наказания виновных до сих пор революция прощала. Вместо грозного окрика революция увещевала. Вместо расправы революция апеллировала к высоким мотивам. Вместо принудительного усмирения революция защищала свободу каждого поступать и действовать по своему усмотрению. До сих пор ее живой силы хватало на это...
Питирим Сорокин, Заметки социолога. Три линии общественного водораздела и три основных фактора современных событий "Воля народа", 29 июня 1917 года
Происходящая на наших глазах борьба социальных групп представляет чрезвычайно любопытное зрелище для теоретика социологии. Любопытное и в то же время весьма поучительное. Жизнь дает прекраснейший материал для проверки социологических теорий, в особенности для проверки правильности марксистского учения о классовой борьбе и классовом делении общества...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. О чем говорит террор большевиков
"Воля народа", 21 ноября 1917 года, №177
..."При прочих равных условиях всякая власть тем меньше нуждается в мерах террора, тем реже и скупее практикует принудительно-репрессионные меры, чем более она и ее политика соответствует социально-политическим условиям страны и настроению народа. И обратно: чем меньше соответствие между властью и ее политикой, с одной стороны, и между страной и народом, с другой, тем чаще и щедрее прибегает такая власть к террору и тем расточительнее она пользуется беспощадными карами как средствами управления"...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Существует ли единая Россия? "
Воля народа", 7 ноября 1917 года, №165
С глубокой тревогой и с глубокой печалью приходится сказать, что Россия дошла до последних пределов развала. Разруха дошла настолько далеко, что государственный организм почти весь разрушен. Действительность по своему трагизму превзошла самые пессимистические предположения. Единого государства и единого общества нет, вот истина, которая должна быть высказана прямо и решительно. Гниль и разложение проникли во все области социальной жизни нашей родины и подточили все устои государства как целого...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Об обывателе и обывательщине
"Воля народа", сентябрь 1917 г., № 111
...Не знают серьезные социологи и партии обывателей. И, однако, такая партия беспартийных обывателей дана. Больше того, это самая распространенная и самая многочисленная партия. Она везде и нигде. Она не имеет своего центрального комитета, но зато, как воздух, пропитывает и входит во все партии, во все комитеты и сидит в мозгу большинства партийных и беспартийных "граждан"...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Славянофильство наизнанку
"Воля народа", сентябрь 1917 года, №116
...Когда-то Достоевский сказал: "Дайте русскому школьнику, ничего не знающему в астрономии, карту неба, и он на второй день принесет вам ее исправленной".
Эта характерная для нас, русских, черта всего резче выявилась в славянофильстве как цельном мировоззрении относительно спасительной роли России и ее превосходстве по сравнению с западными народами...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Распыление революции "Воля народа", 15 июня 1917 года, № 40

Еще один нож в спину революции. Под ним я разумею "Универсал Украинской Центральной Рады", объявляющей автономию Украины. Впрочем, один вчерашний день принес известие не только об этом ноже, но и о многих других. Таким же ножом является и резолюция финляндского областного комитета армии, флота и рабочих, требующая разрыва с союзниками; ножом является и резолюции матросов ряда кораблей и Свеаборгской крепости, требующая низвержения Временного правительства, и отказ царицынских и ростовских солдат выступить на фронт, и многое другое...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. Возможна ли в России реакция? "Воля народа", 26 мая 1917 года, №23

...чему учит история всех революций? Тому, что всякая революция в своем развитии проходит два этапа: в первый период революционный маятник, раскачавшись, сносит все старое и в своем движении вперед достигает своего максимума: затем начинается второй этап: революционный маятник начинает ползти обратно, отдает одну позицию за другой, пока не останавливается на одном из пунктов, довольно далеком от ранее достигнутой максимальной точки...

Питирим Сорокин, Заметки социолога. О причинах войны, империализме и многом другом "Воля народа", май 1917 года, №19

...Если действительно своя теория факторов не способна объяснить причины войны и приходится обращаться к помощи теории экономического материализма, то не равносильно ли это тому, что своя теория факторов вообще негодна и, как таковая, должна быть отброшена? Если же она правильна, то встает вопрос, чего ради товарищи-народники забыли о ней и продали право ее первородства за чечевичную похлебку марксистской теории экономического происхождения войны?..

Питирим Сорокин, Заметки социолога 3. О причинах войны, об империализме, о теории факторов народничества и многом другом "Воля народа", 9 мая 1917 года

Вопрос о причинах данной войны возник одновременно с самой войной и с тех пор продолжает усиленно обсуждаться.

Если в первое время даны были кое-какие творческие попытки серьезно исследовать и серьезно решить этот вопрос, то в последнее время, особенно за дни революции, у нас и постановка вопроса, и его решение значительно упростились. Сотнями и тысячами выносятся резолюции о войне. Почти в каждой из них в качестве мотивировки дано объяснение причин ее возникновения...

Питирим Сорокин, Заметки социолога 2. Запаздывание, "Воля народа", 4 мая 1917 года"

Пословица гласит: "Русский задним умом крепок". Есть и другая: "Лучше поздно, чем никогда". Не знаю, верны ли они в применении к другим моментам русской истории. Но в отношении к данному моменту они вполне правильны.

Если присмотреться к событиям революционных дней, в частности, к поведению организованных вожаков русской демократии и к тем заправляющим движение лозунгам, которые от них исходят, то объективный наблюдатель не может не заметить одной характерной черты, систематически бьющей в глаза из всех действий этих руководящих организаций. Эта черта - систематическое запаздывание...

Питирим Сорокин, Заметки социолога 1. На распутьи "Воля народа", 30 апреля 1917 года, №2

Россия на распутьи... В ней идет борьба центростремительных и центробежных сил. Сохранится ли единство государства? Победят ли в этом противоборстве силы, разлагающие государство, или, наоборот, победят силы центростремительные, скрепляющие социальную группу и связывающие ее в целостное единство? Таков вопрос, который стоит перед каждым...

Статьи А.Д.Сахарова
Статьи А.Д.Сахарова на нашем сервере: введение
Автобиография
Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе
июнь 1968 года
Нобелевская лекция "Мир, прогресс, права человека"
1 декабря 1975 года
Письмо в организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни
19 сентября 1977 года
Конституция Союза Советских республик Европы и Азии
К 200-летию А.С.Пушкина

М. О. Гершензон, Терновый венец, Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год

...из этих трех категорий сильнейшею было для Пушкина вдохновение, это видно хотя бы из его слов о Чарском, в "Египетских ночах": "Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда" - именно, когда находило на него вдохновение,- "и знал истинное счастье". Чарский более всех персонажей Пушкинского творчества - его автопортрет...

М. О. Гершензон, "Станционный смотритель"

Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год

...Иное произведение Пушкина похоже на те загадочные картинки для детей, когда нарисован лес, а под ним напечатано: "Где тигр?" Очертания ветвей образуют фигуру тигра; однажды разглядев ее, потом видишь ее уже сразу и дивишься, как другие не видят. Дети любят такие картинки; признаюсь, и мне было весело увидать зверя в простодушном рассказе Белкина. Но картинка разгаданная теряет всякий интерес, а "Станционный смотритель" разгадкою впервые оживает и раскрывается...

М. О. Гершензон, Моцарт и Сальери

Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год

У Пушкина немало произведений объективных, как "Борис Годунов" или "Капитанская дочка"; но лучшие его вещи глубоко автобиографичны, т. е. зачаты им в страстных думах о его собственной судьбе, когда его личное недоумение, созрев, открывалось ему как загадка универсальная, когда он постигал вселенский смысл своего личного и частного дела. Таковы "Цыганы", "Медный Всадник" и многое другое; и такова же эта маленькая гениальная драма о Моцарте и Сальери...

М. О. Гершензон, Метель
Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год
...в “Метели” мысль Пушкина не только обобщена сравнительно с чисто автобиографическими “Бесами”: в ней есть и новый элемент. Именно: здесь Пушкин изобразил жизнь - метель не только как властную над человеком стихию, но как стихию умную, мудрейшую самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях, - метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твердой рукой выведет на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю - лучше их самих...
А.С.Пушкин, Бородинская годовщина
1831 год
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,

Твердили: "Шли же племена,

Бедой России угрожая;

Не вся ль Европа тут была?

А чья звезда ее вела!...

Но стали ж мы пятою твердой

И грудью приняли напор

Племен, послушных воле гордой,

И равен был неравный спор.
А.С.Пушкин, Клеветникам России
1831 год
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы...
Книги

Ю.Голанд Потерянный шанс (о привлечении иностранного капитала) Из монографии

...по данным международной статистики прямые иностранные инвестиции в Россию за 1992-1999 годы составили незначительную для масштабов нашей страны сумму в 17,7 млрд. долларов. [1] Для того чтобы разобраться в причинах такой неудачи обратимся к опыту первой половины 20-х годов, к периоду новой экономической политики (нэп), неотъемлемым элементом которой был провозглашен был провозглашен курс на привлечение иностранного капитала в форме концессий...
См. также: Законодательство СРП

Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы, часть II
Институт Российской Истории РАН, Москва, 1999 год

Собраны документы, рассказывающие о развитии концессий в Советской России в период между 1923 и 1940 годами. 

См. также: Законодательство СРП

А.В.Чаянов, Венецианское зеркало или диковинные похождения стеклянного человека романтическая повесть написанная ботаником Х и на этот раз никем не иллюстрированная, Берлин, книгоиздательство "Геликон", 1923 год

...Стеклянный человек стих, но руки Алексея продолжали его душить, испытывая странное ощущение будто его жертва набухает, превращается в кисель и расползается. Алексей вздрогнул, увидев, как на ртутных волнах запрыгали какие-то пятна. Мгновением позже он понял, что это куски его отражения, еще разорванные, еще не подчиненные. И в тот миг, когда его пальцы сомкнулись, потеряв остатки растворившегося в ртути стеклянного существа, он увидел вновь свое полное и подвластное ему отражение...

А.В.Чаянов, Венедиктов или достопамятные события жизни моей. Романтическая повесть написанная ботаником Х, иллюстрированная фитопатологом У., Москва, V год республики (1921 год)

С недавних пор Плутарх сделался излюбленным и единственным чтением моим. Сознаться должен, что подвиги аттических героев немного однообразны, и описания бесчисленных битв не раз утомляли меня. Сколько, однако, неувядаемой прелести находит читатель в страницах, посвященных благородному Титу Фламинину, пылкому Алькибиаду, яростному Пирру, царю эпирскому, и сонму им подобных...

А.В.Чаянов, Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, записанные по семейным преданиям московским ботаником Х, 1920 год

...Вопрос шел даже не о его судьбе. Смертный приговор был, очевидно установлен заранее. Казавшиеся ему гигантскими, человеческие существа спорили только о форме казни, долженствующей разорвать его бренную плоть. Вникая в перипетии дьявольского судоговорения, Федор понял, что его обвиняют в разрушении астрального плана и гармонии вселенной, в том, что его дерзновенной рукой пресечены жизненные нити, столетиями сплетенные в гармонию обществом иллюминатов, что разорваны в клочья сотни семейств, что благодаря ему страны будут потрясены самозванцем, погибнет славное королевство и гидра, его пожравшая, потрясет Европу и сожжет Москву, которая допрежде того будет испытана моровою язвой...

Александр Васильевич Чаянов, Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии, 1920 год Опубликовано под псевдонимом "Иван Кремнев"

Было уже далеко за полночь, когда обладатель трудовой книжки № 37413, некогда называющийся в буржуазном мире Алексеем Васильевичем Кремневым, покинул душную, переполненную свыше меры большую аудиторию Политехнического музея.

Туманная дымка осенней ночи застилала заснувшие улицы. Редкие электрические фонари казались затерянными в уходящих далях перекрещивающихся переулков. Ветер трепал желтые листья на деревьях бульвара и сказочной громадой белели во мраке Китай-городские стены...

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции
1909 год
  • Н.А.Бердяев, Философская истина и интеллигентская правда
  • С.Н.Булгаков, Героизм и подвижничество
  • М.О.Гершензон, Творческое самосознание
  • Б.А.Кистяковский, В защиту права
  • П.Б.Струве, Интеллигенция и революция
  • С.Л.Франк, Этика нигилизма

  • А.С.Изгоев, Об интеллигентной молодежи 
    Интеллигенция в России
    1910 год
  • К. К. Арсенъев. Пути и приемы покаяния
  • Н. А. Гредескул. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл
  • М. М. Ковалевский. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности
  • П. Н. Милюков. Интеллигенция и историческая традиция
  • Д. Н. Овсянико-Куликовский. Психология русской интеллигенции
  • М. А. Славинский. Русская интеллигенция и национальный вопрос
  • М. И. Туган-Барановский. Интеллигенция и социализм
  • Приложение. Вокруг "Вех"
  • П.Я.Чаадаев, Философические письма
    1828 - 1830
    ...1836, сентябрь— в журнале «Телескоп» (№ 15) П.Я.Чаадаев публикует первое «Философическое письмо»; после этого высочайшим повелением объявлен сумасшедшим и лишен права печататься; за ним устанавливается полицейский надзор...
    С.Л.Франк, Смысл жизни
    1925 год
    Предлагаемая книжка, уже давно задуманная, образует как бы естественное продолжение выпущенной мною в 1924 году книжки «Крушение кумиров». Она составлена в ответ на неоднократные указания друзей и единомышленников о необходимости такого продолжения, которое раскрыло бы положительное содержание тех идей, которые преимущественно в форме критики господствующих предубеждений были изложены в «Крушении кумиров». И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и спорами, которые пришлось вести в кругу русского студенческого христианского движения. Она предлагается поэтому, в первую очередь, вниманию молодых участников этого движения и вообще русской молодежи...
    С.Л.Франк, Крушение кумиров
    1923 год
    ...духовные облики обоих поколений сформировались под влиянием одного в высшей степени значительного процесса, который начался задолго до революции и в ее трагическом опыте нашел лишь свое завершение. Этот процесс есть процесс нарождения живой религиозной веры через крушение или гибель всех кумиров, которыми была соблазнена душа русского интеллигента XIX века и поклонением которым еще в значительной мере доселе живет западноевропейское человечество. И я старался дать в меру моих сил объективное—но вместе с тем, в силу характера темы, и неизбежно субъективное—описание этого процесса. Может быть, этот обзор кому-нибудь принесет пользу...
    Статьи и публикации (хронологический индекс)

    Н.В. Савич Три встречи А.В. Колчак и Государственная Дума

    Колчак был страстным защитником скорейшего возрождения флота, он буквально сгорал от нетерпения увидеть начало этого процесса, он вкладывал в создание морской силы всю свою душу, всего себя целиком, был в этом вопросе фанатиком
    Иван Тхоржевский. Пушкинская речь Достоевского.
    Пушкинская речь Достоевского была евангелием русского консерватизма. После ее оглушительного успеха Достоевский, ликуя, писал в дружеском письме Победоносцеву: «Наша взяла!»

    Но от победоносцевской России не осталось следа. Многое ли уцелело от пушкинской речи?

    Блистательное воспоминание. Гениальный ораторский фейерверк. Незабываемый «миг» подъема русской народной гордости. Но политические построения Достоевского оказались призрачными; русская жизнь их опровергла, опрокинула с очевидностью.

    И менее всего виноват в этом Пушкин! Его-то политические предчувствия, его, пушкинские, высказывания о России выдержали жизненную проверку; оказались безупречно правдивыми.

    Марк Алданов Памяти П.Н.Милюкова

    ...сочетание свойств силы воли, таланта оратора и публициста, бесстрашия, учености и бескорыстия, при большом душевном благородстве, нельзя даже назвать редким: оно совершенно исключительно. Без преувеличения можно сказать, что его не было у громадного большинства западноевропейских государственных деятелей двадцатого столетия. Если бы с сочетанием всех этих свойств Павел Николаевич родился англичанином, — он был бы премьером в течение десятилетий, и, быть может, лучшего премьера для Англии нельзя было бы себе представить. Однако гадательные биографические суждения, начинающиеся со слова «если бы», и совершенно бесполезны, и ничего, кроме, горечи, не оставляют. Жизнь, дело, личность Павла Николаевича Милюкова достаточно значительны и без этого слова. Он был необыкновенный, большой, очень большой человек.

    Николай Устрялов, Адмирал Колчак

    Национал-большевизм Москва, ЭКСМО, «Алгоритм», 2003 год, стр. 118-121
    «Трагическая личность», «роковой человек» - это определение так часто приходилось слышать от лиц, окружавших и близко знавших его... И конец его, поистине, овеян каким-то исключительным, мрачным и сложным трагизмом, перед которым бледнеют даже драматические очертания последних минут других героев несчастной русской Вандеи - Каледина, Корнилова...

    Фёдор Иванович Гиренок, Новые дикие, 1994 год
    ...Пролетанты - прирученные комары. Они - новые дикие в лоне первобыта, мастера в деле поддельности. Имитанты. Подручность ручного бытия стала метафизикой границы власти. Но не все есть власть. Не всякое бытие ручное, и не все оно в «зоопарке» прирученного бытия. Оно еще может быть спонтанным, обессиливая силу власти пролетантов. Быт - это чистая власть. Она держится рукой прирученных, т.е. оседлыми. Быть в быту - значит быть уже прирученным в подлинной подручности бытия. Иными словами, быть домашним. Первое прирученное существо есть человек. Новые дикие не люди, они кочевники. Они вне бытия, т.е. дома бытия. Их распаляет пламя слова...
    А.Д.Сахаров, Конституция Союза Советских республик Европы и Азии (проект)
    1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-Азиатский Союз, Советский Союз) - добровольное объединение суверенных республик Европы и Азии.

    2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти - счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения...
    А.Д.Сахаров, Автобиография
    ...Я не профессиональный политик, и, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий. Я склонен думать, что лишь моральные критерии в сочетании с непредвзятостью мысли могут явиться каким-то компасом в этих сложных и противоречивых проблемах. Я воздерживаюсь от конкретных прогнозов, но сегодня, как и всегда, я верю в силы человеческого разума и духа.
    А.Д.Сахаров, Письмо в организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни
    19 сентября 1977 года
    ...Я особо хочу обратить ваше внимание на то, что в СССР смертная казнь назначается за многие преступления, никак не связанные с покушением на человеческую жизнь. Многим памятно, например, дело Рокотова и Файбишенко, обвиненных в 1961 году в подпольной торговле драгоценностями и незаконных валютных операциях. Президиум Верховного Совета принял тогда закон, предусматривающий смертную казнь за крупные имущественные преступления, когда они уже были присуждены к тюремному заключению. Состоялся новый суд, и задним числом - что нарушает важнейший юридический принцип - их приговорили к смерти. А затем по этому и аналогичным законам были осуждены многие, в частности за частнопредпринимательскую деятельность, за организацию артелей и т.п. В 1962 году был расстрелян старик, изготовивший несколько фальшивых монет и зарывший их во дворе...
    А.Д.Сахаров, Нобелевская лекция "Мир, прогресс, права человека"
    1 декабря 1975 года
    ...Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели.
    А.Д.Сахаров, Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе
    июнь, 1968 года
    В выносимой на обсуждение читателей брошюре автор поставил себе целью с наибольшей доступной ему убедительностью и откровенностью изложить два тезиса, которые разделяются очень многими людьми во всем мире. Эти тезисы суть:

    1. Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане "массовой культуры" и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете...

    Г.В.Флоровский, Христианство и цивилизация, 1952 год

    Опубликовано в книге: Г.В.Флоровский, "Избранные богословские статьи", издательство "Пробел", Москва, 2000 год, с.218-227

    С начала IV столетия в жизни Церкви наступает новая эпоха. Империя - в лице "равноапостольного" кесаря - принимает христианство. Для Церкви заканчивается ее вынужденная изоляция, и она принимает под свои священные своды ищущий спасения мир. Но вместе с собой мир приносит свои страхи, свои сомнения и свои искушения. Странная смесь гордыни и отчаяния царила в мире. Церковь была призвана помочь избавиться от отчаяния и смирить гордыню. Во многих отношениях IV век был, скорее, эпилогом, чем зарей нового дня. Это был, скорее, конец обветшавшей эпохи, чем подлинное начало. Однако часто случается так, что из пепла рождается новая цивилизация...

    Г.П.Федотов, Судьба империй
    Впервые напечатано в "Новом журнале", Нью-Йорк, 1947 год
    ...Когда экспансия государства переходит в ту стадию, которая позволяет говорить об Империи? На этот вопрос не так легко ответить. Во всяком случае, нельзя сказать, что Империя есть государство, вышедшее за национальные границы, потому что национальное государство (если связать национальность с языком) явление довольно редкое в истории...

    Г.П.Федотов Между двух войн  

    «Новый журнал», 1946, № 14, с.154-169

    ...Одна из характерных черт фашизма, отличающая его от старых, военно-полицейских диктатур, есть его идеологическая тоталитарность. Фашизм исповедует свою философию, свою науку, свою догму - в каждой стране различные, но всюду требующие безоговорочного признания. Для защитников свободной культуры, даже культуры вообще, эта духовная тоталитарность - главное зло фашистской системы. Но, несомненно, она является притягательной силой и для молодежи и для масс, жаждущих прямого и цельного ответа на все вопросы жизни.

    Г.П.Федотов, Россия и свобода
    Впервые напечатано в «Новом журнале», Нью-Йорк, 1945 год
    ...Ныне, когда после революционного полета в неизвестность Россия возвращается на свои исторические колеи, ее прошлое, более, чем это казалось вчера, чревато будущим. Не мечтая пророчествовать, можно пытаться разбирать неясные черты грядущего в тусклом зеркале истории...
    Г.П.Федотов, Рождение свободы
    Впервые напечатано в «Новом журнале», Нью-Йорк, 1944 год
    ...Все народы призваны к христианству. Всякий человек, в большей или меньшей степени, способен к научному мышлению. Но не все признают — и обязаны признавать — каноны греческой красоты. Все ли народы способны признать ценность свободы и осуществить ее? Этот вопрос сейчас решается в мире. Не теоретическими соображениями, а только опытом возможно решить его...

    Марк Алданов Памяти П.Н.Милюкова

    «Новый журнал», № 5, 1943 год

    ...сочетание свойств силы воли, таланта оратора и публициста, бесстрашия, учености и бескорыстия, при большом душевном благородстве, нельзя даже назвать редким: оно совершенно исключительно. Без преувеличения можно сказать, что его не было у громадного большинства западноевропейских государственных деятелей двадцатого столетия. Если бы с сочетанием всех этих свойств Павел Николаевич родился англичанином, — он был бы премьером в течение десятилетий, и, быть может, лучшего премьера для Англии нельзя было бы себе представить. Однако гадательные биографические суждения, начинающиеся со слова «если бы», и совершенно бесполезны, и ничего, кроме, горечи, не оставляют. Жизнь, дело, личность Павла Николаевича Милюкова достаточно значительны и без этого слова. Он был необыкновенный, большой, очень большой человек.

    Г.П.Федотов, Федерация и Россия
    Впервые опубликовано в газете "Новая Россия", Париж, 1940 год
    Должна ли и может ли предполагаемая федерация народов включить Россию?

    Самый вопрос этот получает разный смысл, смотря по тому, ставится ли он с точки зрения Запада или России. Для западноевропейца он означает колебание осторожности, старую привычку к постепенности, к умеренным решениям: сначала попробуем объединить Запад, народы своей культуры, прежде чем будем раздвигать границы объединения на Восток. Всемирная федерация — это в плане утопии, европейская — в плане реальности. А Россия — в Европе ли?..

    П.Б.Струве Социальный либерализм

    П.Б.Струве Опубликовано в издании: П.Б.Струве, «Избранные сочинения», Москва, РОССПЭН, 1999, с. 412-423. Перевод с немецкого Н.С.Плотникова. Впервые: Peter Struve, Sozialliberalismus// Internationales Handwцrterbuch des Gewerkschaftswesens. Bd. 2. Berlin, 1932. S. 1531-1536

    От программного социализма социальный либерализм отличается поэтому подчеркнутым утверждением самостоятельной ценности момента свободы, самоопределения личности во всем, в том числе и в хозяйственных делах, Это постольку существенно, поскольку всесторонняя и действительная «социализация» хозяйственной жизни, по крайней мере, в возможности, заключает в себе опасность растворения свободной личности в коллективном «аппарате принуждения». В этом заключается не только разделительная линия между социализмом и социальным либерализмом, но и объективная возможность перехода первого во второй, а также субъективная опасность противоположного движения.

    Г.П.Федотов, Трагедия древнерусской святости "Путь", № 27, 1931 год
    Когда мы вдумываемся в трагическую судьбу древнерусской культуры - и прежде всего русской Церкви, - для нас трагедия эта воплощается в двойном и взаимно связанном расколе конца 17-го века: расколе старообрядчества и расколе Петра. Петр вырос под угрозой раскольничьих стрелецких бунтов, и не было более ожесточенных врагов его дела, чем последователи "старой веры". Петр продолжал в государстве и быте реформу, начатую Никоном в Церкви. Реформа Никона была скромна и совершенно ортодоксальна, реформа Петра ломала все устои древней жизни...
    П.М.Бицилли, Проблема русско-украинских отношений в свете истории
    Впервые напечатано отдельной брошюрой в издательстве о-ва "Единство", Прага, 1930 год
    ...Я старался, насколько было в моих силах, вскрыть существо так называемого украинского вопроса. Я хотел бы, чтобы мои статьи прочли те из украинцев, для которых этот вопрос является культурно-исторической проблемой, а не только и просто очередным заданием "реальной" политики, и чтобы они ответили мне: или попытались опровергнуть меня по существу, или — признали, что я прав...
    Г.П.Федотов, Будет ли существовать Россия?
    Впервые опубликовано в "Вестнике РСХД", Париж, 1929 год
    ...На вопрос, поставленный в заглавии настоящей статьи: «Будет ли существовать Россия?», я не могу ответить простым успокоительным: «Будет!» Я отвечаю: «Это зависит от нас. Буди! Буди!»
    Г.П.Федотов, Три столицы
    Напечатано в "Вёрсты", Париж, 1926 год
    ...Дряхлеющий, зарастающий травой, лишенный имени, Петербург духовно живет своим отрицанием новой Москвы. Россия забывает о его существовании, но он еще таит огромные запасы духовной силы. Он все еще мучительно болеет о России и решает ее загадку: более, чем когда-либо, она для него сфинкс. Если прибавить, что почти вся зарубежная Россия — лишь оторванные члены России петербургской, то становится ясным: Москва и Петербург — еще не изжитая тема. Революция ставит ее по-новому и бросает новый свет на историю двухвекового спора...

    П.П.Муратов, Византийская живопись, 1928 год

    Опубликовано в книге П.П.Муратова "Ночные мысли", Москва, издательская группа "Прогресс", 2000 год, с. 152-173

    История византийской живописи в настоящее время едва ли может быть написана. Представления наши об этом искусстве и об его тысячелетней жизни естественно основываются на тех сведениях о нем, которыми мы располагаем. Но эти сведения весьма неполны и совершенно случайны. Они настолько неполны и настолько случайны, что мы даже не знаем, в какой именно степени они неполны и в какой точно мере они случайны. Единственно достоверные свидетельства об искусстве дают его памятники...

    Г.В. Вернадский, Монгольское иго в русской истории
    1927 год
    Сто лет тому назад, в 1826 году, русская Академия Наук предложила такую задачу на разрешение современных ученых: «Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно, какое имело оно влияние на политические связи государства, на образ правления и на внутреннее управление оного, равно как и на просвещение и образование народа». Сроком для представления ответа было назначено 1 января 1829 года.

    К назначенному сроку поступило лишь одно сочинение на немецком языке, которое не было признано достойным награды...

    Г.П.Федотов, Рецензия на книгу: Н. А. Клепинин "Святой и благоверный великий князь Александр Невский", YMCA-Press, Paris, 1927

    Жития святых, издаваемые YMCA-Press, могут заинтересовать не только православного читателя. Посвященные, главным образом, русским святым, они являются памятниками русской культуры и в то же время вехами русского самосознания. Составленные в разном стиле людьми разных направлений православной мысли, они представляют опыты обновления агиографического канона новыми научными и литературными средствами...

    Г.В. Вернадский, Два подвига св. Александра Невского
    1925 год
    Во времена императора Николая Павловича в Париже напечатана была получившая громкую известность книжка о России «La Russie en 1839» маркиза Кюстина. Эта книжка представляет собою - в форме путевых впечатлений - озлобленный памфлет, направленный против России, Русской Церкви, Русского Государства, Русского Народа...

    П.П.Муратов, Открытия древнего русского искусства, 1923 год

    ...Россия, Русь - страна вечного северного крестьянина, страна исторически длинных мыслей, страна тясячелетиями создаваемых умозрений. Наше творчество XIX века, наша великая литература не есть поэтому непонятный и необъяснимый эпизод, как не есть непонятный и необъяснимый эпизод наша древняя архитектура и живопись. В ней живет многовековая душа нашего народа со всей той житейски излишней умудренностью, той усталостью от жизни деятельной и предпочтением жизни созерцательной, которая служит признаком лишь древних цивилизаций.

    Г.Флоровский, Вечное и преходящее в учении русских славянофилов, 1921 год

    ...говоря о русском славянофильстве, нужно оставаться в пределах самого этого исторического явления, и прежде. чем привлекать для пояснений сторонний материал, постараться вскрыть из-под покрова вторичных напластований глубинное идейное зерно и те силы, и их законы, действием которых из него органически выросла в душах исторических "старообрядцев" сороковых годов сложная система их культурно-общественного миропонимания...

    Н. В. Устрялов, PATRIOTICA
    Статья напечатана в сборнике "Смена вех",  Прага, 1921
    Над Зимним дворцом, вновь обретшим гордый облик подлинно великодержавного величия, дерзко развевается Красное знамя, а над Спасскими воротами, по-прежнему являющими собой глубочайшую исторически-национальную святость, древние куранты играют «Интернационал». Пусть это странно и больно для глаза, для уха, пусть это коробит, но в конце концов в глубине души невольно рождается вопрос:

    — Красное ли знамя безобразит собой Зимний дворец,- или, напротив, Зимний дворец красит собой Красное знамя? «Интернационал» ли нечестивыми звуками оскверняет Спасские ворота, или Спасские ворота кремлевским веянием влагают новый смысл в «Интернационал»?..

    Г.П.Федотов, Лицо России, "Свободные голоса", СПб., 1918, № 1, стб.11-19

    У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия. Недостаточно отвлеченно признать совместимость социализма с любовью к родине. Чтобы быть живой и действенной, любовь должна быть личной. Не "любовь к любви", а любовь к лицу. Любовь - как бы ни старались скрыть ее имя в холодных понятиях солидарности, чувства общения, социальной связи - есть начало, скрепляющее всякое общество. Без нее высвобождается хаос противоречивых стремлений групп и личностей, начинается процесс распада...

    Н. А. Бердяев, Духи русской революции
    1918 год
    С Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности. Нелегко улавливается связь нашего настоящего с нашим прошлым. Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым. При поверхностном взгляде кажется, что в России произошел небывалый по радикализму переворот. Но более углубленное и проникновенное познание должно открыть в России революционный образ старой России, духов, давно уже обнаруженных в творчестве наших великих писателей, бесов, давно уже владеющих русскими людьми. Многое старое, давно знакомое является лишь в новом обличье...

    Питирим Сорокин, Заметки социолога. Об обывателе и обывательщине
    "Воля народа", сентябрь 1917 г., № 111
    ...Не знают серьезные социологи и партии обывателей. И, однако, такая партия беспартийных обывателей дана. Больше того, это самая распространенная и самая многочисленная партия. Она везде и нигде. Она не имеет своего центрального комитета, но зато, как воздух, пропитывает и входит во все партии, во все комитеты и сидит в мозгу большинства партийных и беспартийных "граждан"...

    Е.Н.Трубецкой, Умозрение в красках
    1915 год
    ...Речь идет не только о сохранении нашей целости и независимости, а о спасении всего человеческого, что есть в человеке, о сохранении самого смысла человеческой жизни против надвигающегося хаоса и бессмыслицы. Та духовная борьба, которую нам придется еще выдержать, неизмеримо важнее и труднее той вооруженной борьбы, которая теперь заставляет нас истекать кровью...
    С. Н. Булгаков, Героизм  и подвижничество (из размышлений о религиозной природе  русской интеллигенции)
    1909 год
    Россия пережила революцию. Эта революция не дала того, чего от нее ожидали. Положительные приобретения освободительного движения все еще остаются, по мнению многих, и по сие время по меньшей мере проблематичными. Русское общество, истощенное предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии. Русская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые для нее так необходимы, и, как будто в сонном царстве, все опять в ней застыло, скованное неодолимой дремой. Русская гражданственность, омрачаемая многочисленными смертными казнями, необычайным ростом преступности и общим огрубением нравов, пошла положительно назад. Русская литература залита мутной волной порнографии и сенсационных изделий...
    Н.А.Бердяев, Философская истина и интеллигентская правда
    1909 год
    ...Говорю об интеллигенции в традиционно русском смысле этого слова, о нашей кружковой интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни. Этот своеобразный мир, живший до сих пор замкнутой жизнью под двойным давлением, давлением казенщины внешней - реакционной власти, и казенщины внутренней - инертности мысли и консервативности чувств, не без основания называют "интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова...
    С.Л.Франк, Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской  интеллигенции)
    1909 год
    ...Нравственный мир русской интеллигенции, который в течение многих десятилетий остается в существенных чертах неизменным — при всем разнообразии исповедовавшихся интеллигенцией социальных вероучений,— сложился в некоторую обширную и живую систему, в своего рода организм, упорствующий в бытии и исполненный инстинкта самосохранения. Чтобы понять   болезни этого организма—очевидные и угрожающие симптомы которых мы только что указали,—надо попытаться мысленно анатомировать его и подойти хотя бы к наиболее основным его корням...
    П. Б. Струве, Интеллигенция  и революция
    1909 год
    ...К политике в умах русской интеллигенции установилось в конце концов извращенное и в корне противоречивое отношение. Сводя политику к внешнему устроению жизни — чем она с технической точки зрения на самом деле и является,— интеллигенция в то же время видела в политике альфу и омегу всего бытия своего и народного (я беру тут политику именно в широком смысле внешнего общественного устроения жизни). Таким образом, ограниченное средство превращалось во всеобъемлющую цель — явное, хотя и постоянно в человеческом обиходе встречающееся извращение соотношения между средством и целью...
    Б.А.Кистяковский, В защиту права (интеллигенция и правосознание)
    1909 год
    ...Было бы ошибочно думать, что игнорирование значения правовых принципов для общественной жизни было особенностью славянофилов. У славянофилов оно выражалось только в более резкой форме и эпигонами их было доводимо до крайности; напр.,  К.Н.Леонтьев чуть не прославлял русского человека за то, что ему чужда «вексельная честность» западноевропейского буржуа. Но мы знаем, что и Герцен видел некоторое наше преимущество в том, что у нас нет прочного правопорядка. И надо признать общим свойством всей нашей интеллигенции непонимание значения правовых норм для общественной жизни...
    М. О. Гершензон, Творческое самосознание
    1909 год
    ...Потомки оценят важность момента, который мы переживаем, но горе тем, кто ныне обречен осуществлять собственной жизнью этот исторический перелом. Великая растерянность овладела интеллигенцией. Формально она все еще теснится вокруг старого знамени, но прежней веры уже нет. Фанатики общественности не могут достаточно надивиться на вялость и равнодушие, которые обнаруживает интеллигентская масса к вопросам политики и вообще общественного строительства...
    А. С. Изгоев, Об интеллигентной молодежи (заметки об её быте  и настроениях)
    1909 год
    ...Почему социалисты-революционеры считаются «левее» социал-демократов, особенно меньшевиков, почему большевики «левее» меньшевиков, а анархисты и максималисты «левее» эсеров? Ведь правы же меньшевики, доказывающие, что в учениях и большевиков, и эсеров, и анархистов много мелкобуржуазных элементов. Ясно, что критерий «левости» лежит в другой области. «Левее» тот, кто ближе к смерти, чья работа «опаснее» не для общественного строя, с которым идет борьба, а для самой действующей личности. В общем, социалист-революционер ближе к виселице, чем социал-демократ, а максималист и анархист еще ближе, чем социалисты-революционеры...
    С.Л.Франк, "Философские предпосылки деспотизма"
    Русская мысль, 1907 год
    ...Только признав, что человеку не дано знать сполна и целиком высшей правды, что в человеческой жизни нет непогрешимой инстанции, которая указала бы, где Бог и сатана, - можно опровергнуть это искажение морали. Кто отверг эту основную предпосылку, тому ясно, что служение Богу всегда более или менее субъективно, всегда зависит от недостоверного человеческого понимания Бога и потому не дает человеку право игнорировать свои обязанности по отношению к людям."...
    К.Н.Леонтьев, Православие и католицизм в Польше
    1882 год
    ...С упорными иноверцами окраин Россия, со времен Иоаннов, все росла, все крепла и прославлялась, а с «европейцами» великорусскими она, в каких-нибудь полвека, пришла... К чему она пришла — мы видим теперь!..

    Между прочим, и к тому, что и русский старовер, и польский ксендз, и татарский мулла, и самый дикий и злой черкес стали лучше и безвреднее для нас наших единокровных и по названию (но не по духу, конечно) единоверных братьев!
    Петр Яковлевич Чаадаев, Несколько слов о польском вопросе
    1831 год
    Фрагментарная статья «Несколько слов о польском вопросе» написана П.Я.Чаадаевым под несомненным влиянием стихотворений А.С.Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» (датируемых августом и сентябрем 1831 года). 

    Не все друзья Пушкина приняли благосклонно его патриотические стихи, а А. И. Тургенев и П. А. Вяземский осудили их. Среди же безусловных почитателей этих произведений политической лиры поэта оказался Чаадаев, назвавший его «нашим Дантом». 
    Письмо А.С.Пушкина П.Я.Чаадаеву
    1836 год
    ...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскоблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал...
    Петр Яковлевич Чаадаев, Апология сумасшедшего
    1837 год
    ...Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи,— вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли. Но справедливость требует также признать, что, отрекаясь от своей мощи в пользу своих правителей, уступая природе своей страны, русский народ обнаружил высокую мудрость, так как он признал тем высший закон своих судеб: необычный результат двух элементов различного порядка, непризнание которого привело бы к тому, что народ извратил бы свое существо и парализовал бы самый принцип своего естественного развития. Быстрый взгляд, брошенный на нашу историю с точки зрения, на которую мы стали, покажет нам, надеюсь, этот закон во всей его очевидности...
    И. И. Петрункевич. Интеллигенция и «Вехи» (Вместо предисловия)
    Год тому назад появился в печати сборник статей семи авторов под общим заглавием «Вехи», получивший широкое распространение в обществе. Это были символические вехи, расставленные авторами на том новом пути, куда приглашалась русская интеллигенция, якобы заблудшая, утратившая религию и нравственность, порвавшая связи с народом и государством, усвоившая учения анархизма, космополитизма и нигилизма. «Вехи», по убеждению их авторов, ограждают путь, где интеллигенция совершит свое духовное перерождение...
    К. К. Арсеньев. Пути и приемы покаяния
    Замечается ли в нашем современном образованном обществе, к которому — или даже, точнее, к одной части которого — исключительно обращена проповедь «Вех», что-либо похожее на течения, приводящие к покаянию, к перелому в душевной жизни? Без сомнения, нет. Конечно, у нас растет в последнее время интерес к религиозным вопросам: они обсуждаются в собраниях разных обществ, ставятся в литературе, находят отголосок в беллетристике, но, занимая ум, они мало волнуют душу. Ни «богоискателям», ни «богостроителям» не удается возбудить сколько-нибудь широкое, и глубокое движение; никому из них не дано «глаголом жечь сердца людей». Нет этого дара и у господствующей церкви. Велика до сих пор — хотя и меньше, чем прежде, — ее власть над народной массой, но не растет ее влияние на интеллигенцию и не может расти уже потому, что в среде самой церкви побеждает косность, тщательно подавляется всякий порыв к свободе и свету. Во имя чего же или от чьего имени поднят «Вехами» клич к покаянию? В чем они видят ту точку опоры, без которой нельзя сдвинуть с места даже инертную, пассивную тяжесть — и тем более живую, сопротивляющуюся силу? Прямого ответа на этот вопрос авторы «Вех» не дают; можно только догадываться, что между ними нет полного согласия...
    Н. А. Гредескул. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл.
    Что русская интеллигенция переживает теперь серьезный кризис, серьезный перелом в своем духовном содержании; что она на пути от своего «старого», ей привычного, примерно столетнего (от Новикова и Радищева до наших дней) бытия к бытию «новому», теперь только начинающемуся, — в этом едва ли кто-нибудь может в настоящее время сомневаться. «Кризис», или «перелом», интеллигенции есть факт почти что наглядный, почти что осязаемый, во всяком случае, дающий о себе знать тысячами самых разнообразных симптомов. Его незачем «доказывать», его можно «констатировать», как нечто очевидное для всех. «Перелом», или, во всяком случае, какая-то большая «перемена» в интеллигенции, непосредственно чувствуется всеми как в самих себе, так и в других. Мы все — «не те», что были раньше. Мы все — иначе чувствуем, иначе мыслим, на иное надеемся, иного опасаемся, чем это было прежде. Словом, сознание происходящей в нас теперь большой общественной перемены, можно сказать, внутреннее, почти что органическое, подобное тому, какое бывает у отдельного человека при переходе из одного возраста в другой...
    М.М.Ковалевский. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности
    Как бы широко ни понимали своей задачи общественные и политические реформаторы, ни один из них не может рассчитывать на проведение в жизнь своей схемы, если в ней требование общественной солидарности — справедливость не будет признано в равной степени с требованием автономии личности — свободой ее физических и нравственных проявлений. Вот почему демократический цезаризм может быть только временной и преходящей формой, вот почему и так называемая диктатура пролетариата не заключает в себе постоянного решения, и прочным порядком политического устройства могут быть только те образы правления, при которых народ обладает свободой самоопределения в такой же степени, как и входящие в состав его члены, т. е. под условием соблюдения норм права, в свою очередь являющихся вынуждаемыми властью требованиями общественной солидарности...
    П. Н. Милюков. Интеллигенция и историческая традиция 
    Едва ли кто-нибудь будет отрицать, что в настроении и в складе общих воззрений русской интеллигенции за последнее время происходят очень существенные изменения. Источники этих измеаений, конечно, весьма разнообразны, и совершающийся в интеллигентской психике процесс перелома можно было бы изучать с очень разнообразных точек зрения. Можно было бы, например, проследить связь и зависимость его от последних европейских течений в области политики, философии, искусства, литературы и т. д. Можно было бы заняться специально выяснением отношений между новыми веяниями и предыдущими течениями русской интеллигентской мысли. Но есть одна точка зрения, с которой изучение интеллигентской эволюции (или «кризиса») приобретает особенно животрепещущий и практический интерес. Это именно — вопрос о связи совершающегося перелома с последними политическими событиями и с изменением русского государственного строя после 17 октября 1905 года. Именно так поставила вопрос группа писателей, объединившихся для изучения русской интеллигенции в сборнике «Вехи». Так поставлю его и я...
    Д. Н. Овсянико-Куликовский. Психология русской интеллигенции 
    Идеология есть миросозерцание и система убеждений человека. Но не всякое миросозерцание и не всякая система убеждений есть идеология. Различие зависит от психологических отношений человека к его идеям, понятиям и убеждениям. Это различие бросается в глаза, но выяснить его психологические основания и дать ему исчерпывающее определение не так-то легко. Пока я указал па одну черту: на род психологически-религиозного отношения человека к его воззрениям и убеждениям как на выдающийся и наиболее ясный признак идеологической натуры. Назвать эту черту фанатизмом нельзя, ибо, во-первых, не всякий фанатик — идеолог, а во-вторых, как я постараюсь выяснить это, идеолог может и не быть фанатиком, подобно тому, как есть натуры глубоко религиозные, но отнюдь не обнаруживающие религиозного фанатизма...
    М.А.Славинский. Русская интеллигенция и национальный вопрос
    Мы живем под знаком чрезвычайного оживления национальных и националистических чувств у всех народов, населяющих Российскую империю... Сложная национальная жизнь Кавказа, не изученная и не разработанная, тревожит загадочностью своей структуры, плохо поддающейся учету и определениям, сулящей неожиданные перспективы не только национального характера. Так же загадочен и мусульманский имперский Восток — пестрый, с севера на юг тянущийся пояс народностей, спаянных единой мощной религиозной культурой, стремящихся из конгломерата развить органическое единство. И далее на восток виднеются неясные очертания сибирских народностей, делающих первые шаги от начала этнического к началу национальному...
    М. И. Туган-Барановский. Интеллигенция и социализм
    Социалистическая симпатия русской интеллигенции составляет одну из ее наиболее характерных отличительных черт. Можно быть различного мнения относительно глубины и серьезности этих симпатий; но не подлежит сомнению, что в среднем русском интеллигенте не заметно ничего похожего на враждебное отношение к социализму, которое так часто приходится встречать в представителях образованных классов Запада. Русский интеллигент, если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или менее сочувствует, а иногда и фанатически привержен социализму. Это настолько .бросается в глаза, что почти не требует доказательств...
    А. Тыркова-Вильямс. Кадетская партия.
    В партии было много незаурядных людей. Милюков поднялся над ними, стал лидером прежде всего потому, что крепко хотел быть лидером. В нем было редкое для русского общественного деятеля сосредоточенное честолюбие. Для политика это хорошая черта. В желании оставить след в русской истории нет ничего предосудительного, особенно когда для этого не приходится кривить душой. Милюков всю свою деятельность строил ва принципах; в которые верил. Он был убежден в справедливосги либеральных идей и с чистой совестью отстаивал каждую подробность кадетской программы. 
    Программа конституционно-демократической партии (партии народной свободы)
    Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
    П. Б. Струве. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества.
    Одну из своих речей в Государственной думе, а именно программную речь по аграрному вопросу П.А. Столыпин закончил следующими словами: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
    П.Н. Милюков. Речь на конференции кадетской партии в ноябре 1909 г.
    Политическое положение в стране, которое за последние находилось в процессе постоянных и бурных изменений, в настоящее время, по общему впечатлению, получило характер длительного и затяжного кризиса. Таким образом, наступил удобный момент для спокойного анализа этого положения.
    Стихотворения
    А.А. Блок, Cкифы
    30 января 1918 года
    Мильоны—вас. Нас—тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы—мы! Да, азиаты—мы,
    С раскосыми и жадными очами!..
    В.Соловьев, Имману-Эль
    Во тьму веков та ночь уж отступила,
    Когда, устав от злобы и тревог,
    Земля в объятьях неба опочила,
    И в тишине родился С-Нами-Бог...
    В.С.Соловьёв, Панмонголизм
    1 октября 1894
    Панмонголизм! Хоть слово дико,
    Но мне ласкает слух оно,
    Как бы предвестием великой
    Судьбины божией полно...
    В.С.Соловьёв, EX ORIENTE LUX
    1890 год
    О Русь! в предвиденье высоком
    Ты мыслью гордой занята;

    Каким же хочешь быть Востоком:

    Востоком Ксеркса иль Христа?
    А.С.Пушкин, Клеветникам России
    1831 год
    О чем шумите вы, народные витии?
    Зачем анафемой грозите вы России?

    Что возмутило вас? волнения Литвы?

    Оставьте: это спор славян между собою,

    Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

    Вопрос, которого не разрешите вы...
    А.С.Пушкин, Бородинская годовщина
    1831 год
    Великий день Бородина
    Мы братской тризной поминая,

    Твердили: "Шли же племена,

    Бедой России угрожая;

    Не вся ль Европа тут была?

    А чья звезда ее вела!...

    Но стали ж мы пятою твердой

    И грудью приняли напор

    Племен, послушных воле гордой,

    И равен был неравный спор.
    Пражская весна 1968 года (к 30-летию событий)
    Вячеслав Игрунов. Пражская весна в Одессе
    Владимир Лукин. Взгляд из Праги
    События августа 1991 года
    Заявление Центра экономических и политических исследований («ЭПИцентра») относительно событий 19 августа 1991 года
    19 августа 1991 года
    Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru