[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Институциональная политика]
Андрей Лазаревский
Земельный кодекс как торжество идей коммунизма
Если он будет принят, последствия для реформ станут необратимыми
Русский телеграф, декабрь 1997 года
На 11 декабря 1997 года в Москве намечено проведение “круглого стола” с участием всех ветвей власти Земельный вопрос в России уже перезрел: субъекты федерации стали самостоятельно принимать законы, вводящие в оборот земли, в том числе сельскохозяйственного назначения, — достаточно вспомнить недавний пример Саратовской области. Однако на пути реформирования отношений собственности в сфере не движимости лежит здоровенное бревно в виде Земельного кодекса, заботливо уложенное туда думским большинством, прежде всего коммунистической и аграрной фракциями. Кодекс уже прошел три чтения в Думе и был одобрен Советом Федерации. Президент наложил на него вето, и дальнейшая судьба Кодекса во многом зависит от расклада сил в политической борьбе между парламентом и правительством, в том числе за принятие бюджета 98 и пакета налогообразующих законов.

По существу же этот Земельный кодекс позволяет коммунистической оппозиции одним шагом достичь своих целей: при его принятии в любом виде все результаты реформ будут умножены... на ноль. Если реформаторы проявят слабость и допустят принятие Кодекса, последствия для российской экономики будут самыми печальными.

Администрирование как оно есть

Нельзя не оценить такую находку Земельного кодекса, как подмена содержания самого понятия частной собственности собственность на участок может быть ограничена договором, различными обязательствами, ограничиваются правомочия собственника на передачу участка в аренду. Покупая участок, можно получить “в нагрузку” обязательные для исполнения пожелания бывшего собственника. Тут уж точно никто не разберет, где права, а где обязанности, а инвесторы, особенно иностранные, будут обходить Россию далеко стороной.

Вот как определяет Кодекс права граждан и организаций по распоряжению участком. Действительность каждой сделки ставится в зависимость от административного решения, не было ли “злонамеренного занижения цены”. Доход от сделки “сверх среднетерриториальной цены” будет изыматься в бюджет. Нетрудно догадаться, как славно заживут те, кто будет определять была цена занижена “злонамеренно” или “незлонамеренно”

Вообще благодаря Кодексу любые права собственности на участок делаются эфемерными они могут исчезнуть в любой момент Сделка с участком признается недействительной при нарушении правил и нормативов по его использованию. Договор о предоставлении (продаже) органами исполнительной власти или органами местного самоуправления участка, может быть, расторгнут по инициативе любой из сторон, а также по требованиям органов прокуратуры, органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель.

Кодекс успешно решает задачу ликвидации результатов аграрной реформы, надежно блокирует ее продолжение Собственники земельных участков, земельных долей лишаются права свободного распоряжения ими. Отменяется обязательность передачи земельных участков в собственность граждан при реорганизации сельскохозяйственных организаций. Передача земель гражданам позволяется только по согласованию с органами местного самоуправления.

Самая важная и тонкая материя — создаваемая Кодексом административная система, состоящая из одного ведомства — Комитета по земельным ресурсам. Его многочисленные функции создают “конфликт интересов”. Но они обеспечат построение полноценной административно управляемой экономики. О чем, собственно, peчь? Управление землями и — контроль за их использованием, контроль за землеустройством — и исполнение этого землеустройства решающее участие в продаже земли — и удостоверение правомочности принятых решений о передаче участка, определение платежей за землю — и фактически прокурорские функции по контролю за соблюдением законодательства и привлечению к ответственности, и т. д.

Чтобы не осталось сомнений в надежности создаваемой системы, оценим такое сочетание функций администрации; внеконкурсное предоставление участков, фактическое наделение ее правами риэлтера (по подбору участка для заявителя), формально бесплатная раздача земель, требование получить согласие администрации для обмена участками (на правах бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения) и, с другой стороны — передача административным органам судебных функций Такое сочетание сделает бессмысленными разговоры о коррупции.

Забудьте о приватизации

Теперь о приватизации Земельный кодекс и здесь сказал веское слово “Приватизацией” названа передача участков в собственность только их владельцев, да и та обставлена прямо-таки железными “ежами” (обязательность административной корректировки границ, невозможность приватизации вместе с участком его принадлежности).

Подмена понятия приватизации, конечно же, сделает невозможной приватизацию земельных участков путем торгов. И пусть приверженцы рынка твердят, что при публичной продаже за наибольшую сумму участок приобретет тот, кто сможет его использовать наиболее эффективно, а деньги пойдут в местный бюджет. Такая подмена в Земельном кодексе, основанном на административном перераспределении имущества, совершенно логична с точки зрения коммунистической фракции в Думе, как логичен и запрет продажи участков, занятых муниципальным и государственным жилым фондом. Таким ходом, кстати, блокируется и реформа жилищно-коммунального хозяйства, чего добивается сегодня оппозиция.

Отменяется также предоставленное Указами Президента Российской Федерации безусловное право собственников приватизированных предприятий на выкуп участков над нормами Российской Федерации ставятся законодательство субъектов федерации и нормативные акты органов местного самоуправления.

Вполне понятно, что без земли собственник предприятия никакой не собственник, а просто арендатор. Захочет всесильная администрация его придавить просто поднимет арендную плату или придумает какой-нибудь новый способ экспроприации ренты.

Впечатляет охват перечня “изъятий” земельных участков: узаконены все изъятия, произведенные до 1991 г. Интересны и такие положения, как изъятие при включении участка в определенную зону с передачей его заинтересованному предприятию, изъятие права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с принудительной заменой его арендой. На практике это означает следующее. Приглянувшийся кому-то участок может быть изъят у собственника под предлогом “создания необходимых условий для эксплуатации +объектов, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель или обременения земельных участков (охранные, санитарные, защитные и другие)”. Знакомые с применением в России законодательных актов по достоинству оценят термин “другие”

У Земельного кодекса прибудет — у Гражданского убудет

По-видимому, после принятия Земельного кодекса Гражданский кодекс станет напоминать побитую молью бабушкину шаль Земельный кодекс изменяет нормы о переходе прав на земельный участок под строения, изменяет нормы взаимоотношений “участников общей собственности”, устанавливает нормы о наследовании, которые ушемляют права наследников вводит противоречащие ГК нормы о сохранении прав на земельную долю и земельный участок за тем, кто передал их в собственность юридического лица, это только малая часть противоречий.

Земельный кодекс также поспешно дезорганизует законодательство о регистрации прав на недвижимость. Например, вопреки недавно принятому 3aкону “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” он устанавливает отдельные правила государственной регистрации для земельных участков; вводит новые основания для отказа в регистрации прав на недвижимое имущество — наличие спора, изменение целевого назначения участка, “нарушение установленных норм общей площади” участка, несоответствие ранее изданных документов новым требованиям установленным Кодексом. Все это значительно облегчает административное манипулирование регистрацией

Вместо кадастрового участка недвижимости как физических объектов Кодекс вводит безразмерно широкое понятие “государственный земельный кадастр” как учет “сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель”. Та подмена сделает невозможным в обозримом будущем учет недвижимости как физических объектов. Для этого же в землеустройство включаются учет и оценку земельных ресурсов.

Вперед, к победе...

Все сказанное подтверждает что принятие нового Земельного кодекса приведет к необратимому ухудшению инвестиционного климата в России, вызовет отток из страны капитала, усугубит кризис экономики. Опасность состоит в том, что реформаторские силы могут пропустить “направление главного удара”, увлекшись торгом с Думой бюджетным и налоговым проблемам.

Если Кодекс будет принят, то восстановит систему внеправового административного управления экономикой, став ярким свидетельством торжества идей коммунизма в одной отдельно взятой стране.
 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Институциональная политика]

info@yabloko.ru