[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Раздел " Закон о партиях"]
ЗАКОН О ПАРТИЯХ МОЖЕТ СТАТЬ НОВОЙ ДУБИНОЙ
если не ввести в него запрет на политическую монополию
Выступление Сергея Митрохина (фракция "Яблоко") на парламентских слушаниях "О концепции проекта федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности".

Государственная Дума, 9 ноября 2000 г.

Я буду говорить только об одной проблеме, которая, не решена ни в одном законопроекте, хотя, возможно, законопроект "ЯБЛОКА" является наиболее качественным в данном отношении.

Я считаю, что принятие закона о партиях принесет нашему обществу огромный вред, если в нем не будут установлены достаточно жесткие барьеры на пути монополизации политической жизни правящей партией, или так называемой "партией власти". В данном случае я использую понятие "партия власти" в широком смысле. "Партия власти" - это не только зарегистрированное политическая партия, чьи представители входят во власть, это может быть и некое неформальное сообщество представителей власти и их сторонников, которые реализуют общие политические цели.

Как известно, все политические интересы - это партийные интересы. Интересы власти в этом отношении исключения не представляют. В этом смысле любая власть всегда выступает как своего рода партия.

Так вот: в тексте законопроекта отсутствуют препятствия на пути монополизации политической жизни нашего общества со стороны партии власти. Что я имею в виду?

В законопроекте ЦИКа отсутствует прямой и ясный запрет на членство в политических партиях военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Здесь товарищ выступал и говорил: как же можно этих людей лишить права политического выбора, они, дескать должны руководствоваться своими политическими предпочтениями и им нужно давать право вступать в партии. Но неужели не понятно, что в наших условиях, да и не только в наших, а в условиях любой страны, эти люди будут в первую очередь руководствоваться не своими политическими предпочтениями, а приказом непосредственного начальства. С моей точки зрения, это достаточно очевидно, особенно если мы говорим о наших вооруженных силах и о политической культуре, которая господствует и в нашей армии, и в правоохранительных органах.

В законе содержится запрет на создание и деятельность структур и подразделений партий в воинских частях и в правоохранительных органах. Однако, этот запрет сформулирован столь мягко, что он все-таки позволяет вести политическую партийную агитацию в соответствующих структурах. С моей точки зрения, это чрезвычайно опасно. Это самое слабое место закона, которое позволяет "партии власти", осуществлять политическую экспансию в соответствующей структуре, построенному по жесткому командно-дисциплинарному принципу, и конечно же, у "партии власти" гораздо больше возможностей это делать, чем у какой-либо другой. Таким образом, здесь партии ставятся в заведомо неравное положение.

Далее, я считаю скандальной ситуацией на грани, когда в законе отсутствует запрет на деятельность политических партий в школах, в дошкольных учреждениях и любых других детско-юношеских организациях. Совершенно очевидно, что это может привести к безраздельному господству опять-таки одной из заинтересованных партий, которая имеет административные ресурсы для ведения агитации в указанных учреждениях и, соответственно, может добиться того, что подрастающее поколение будет воспитываться в духе всего лишь только одной из существующих в нашем обществе партийных идеологий. Первый сигнал уже прозвучал, когда уважаемая мною партия "Единство" распространяла в школах Санкт-Петербурга специальную книгу с портретом выступавшего здесь господина Грызлова и господина Путина. Это конкретный факт проведения партийной агитации в школах, если это не остановить это сейчас, это может принять очень опасные и даже необратимые последствия для нашего общества.

Я считаю, что на такую деятельность, должен быть наложен очень жесткий запрет, наверное, частично по аналогии с избирательным законодательством. И такие действия должны вести к санкциям, вплоть до снятия партий с регистрации. Это касается и воинских частей и правоохранительных органов, и школ.

И еще об одной вещи хотелось сказать. Это вопрос о деятельности партий в государственных средствах массовой информации или в средствах массовой информации с государственным и муниципальным участием. В проекте ЦИК существует только в самом общем виде положение о том, что партии имеют право равного доступа к соответствующим СМИ. Как нам всем прекрасно известно, такие общие формулировки не работают никогда. С моей точки зрения, в законе должно быть очень четко и жестко прописаны гарантии участия партий в соответствующих СМИ, вплоть до того, что должны быть указаны объем эфирного времени, если речь идет об электронных СМИ, а также объем газетных полос, на которые имеет право претендовать любая зарегистрированная партия. Если этого не сделать, государственные СМИ так и останутся под монопольным контролем партии власти. Кстати, прецедент грубого пренебрежения принципом равного доступа к государственным СМИ у нас уже был, когда "Российская газета" распространяла в виде вкладыша газету "Нашего дома России".

Я считаю эти замечания исключительно важными. По-видимому, фракция "ЯБЛОКО" и я лично будем вносить соответствующие поправки. Я думаю, что и разработчики обратят на это достаточно пристальное внимание. И считаю, что если мы не создадим такие антимонопольные ограничения для "партии власти", то мы получим в лице этого закона очередную "дубину", которая всех нас ударит по голове.

 

Государственная Дума, 9 ноября 2000 г.

См. также:

Раздел "Закон о партиях" на сайте "Яблока"

Сергей Митрохин

Обсуждение темы "Закон о партиях" на Тематическом Форуме сайта "Яблока"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Раздел " Закон о партиях"]

info@yabloko.ru